ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 1991 г. N 79
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(с изм., согл. постановлений Правительства Москвы
от 17.03.1992 N 127, от 13.08.1996 N 675)
Правительство Москвы отмечает, что решение исполкома Моссовета
от 12 октября 1988 г. N 2203 "О ходе выполнения постановления ЦК
КПСС и Совета Министров СССР от 31.07.87 N 872 "О мерах по
коренному улучшению воспитания, обучения и материального
обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" в основном выполнено.
Вместе с тем коренных изменений в обучении, воспитании и
содержании детей в интернатных учреждениях города не произошло.
За последние пять лет не построен ни один комплекс интернатных
учреждений, ни одно типовое здание, хотя ряд учреждений находится
в экологически неблагоприятных условиях, имеет место
переуплотненность учреждений, особенно для умственно отсталых
детей.
Остаются острыми проблемы медицинского обслуживания,
трудоустройства и выделения жилья воспитанникам интернатных
учреждений.
Не решен вопрос закрепления за детскими домами и интернатами
загородных баз отдыха воспитанников.
Недостаточно осуществляется координация деятельности органов
образования, здравоохранения, правоохранительных органов по
выявлению и своевременному определению несовершеннолетних,
нуждающихся в государственной опеке.
Правительство Москвы постановляет:
1. Департаменту образования (т. Кезина Л.П.), Главному
медицинскому управлению (т. Ануфриев Р.Г.) совместно с
префектурами разработать комплексную программу развития детских
домов, интернатных учреждений, домов ребенка, социальной защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Провести
ее обсуждение с участием средств массовой информации и
общественности и в I квартале 1992 года представить на
рассмотрение Правительства Москвы.
2. Префектам административных округов, Департаменту образования
(т. Кезина Л.П.) обеспечить в 1991 г. полный учет детей,
оставшихся без попечения родителей, а также детей, не имеющих
необходимой заботы со стороны родителей или опекунов, и устройство
их в соответствующие детские учреждения.
3. Департаменту образования г. Москвы (т. Кезина Л.П.):
3.1. Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Москвы
от 13.08.1996 N 675.
Совместно с Главным медицинским управлением разработать и
утвердить устав Центра, его структуру и штатное расписание,
выделить необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие
деятельность диагностических, коррекционных и консультативных
служб.
Главному финансовому управлению выделить в IV квартале т.г.
600,0 тыс. рублей для обеспечения деятельности и оборудования
Центра.
Принять к сведению, что дальнейшее финансирование будет
обеспечено за счет долевого участия Департамента образования,
Главного медицинского управления и средств спонсоров.
3.2. Создать до 01.01.92 в учебных и школьных округах службы
социальной защиты и помощи детям.
3.3. Открыть до 01.02.92 пансионат на 100 мест для постоянного
проживания выпускников интернатных учреждений, продолжающих
обучение в профтехучилищах г. Москвы, на базе общежитий ПТУ и
средних специальных учебных заведений.
3.4. Предусмотреть в структуре детских домов и школ-интернатов
создание в пределах установленной штатной численности социальных
служб помощи и защиты воспитанников, возложив на работников этих
служб вопросы психологической, медицинской и педагогической
помощи, полового воспитания и подготовки к семейной жизни,
профессиональной ориентации и трудоустройства, обеспечения помощи
в первые годы самостоятельной жизни, а также оказание
консультативной помощи детям-сиротам, находящимся под опекой в
семьях.
3.5. Создать до 01.10.91 на базе санатарно-лесной школы N 5
Центр психологической и педагогической профилактики и реабилитации
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.6. Подготовить обращение к Правительству России о создании
сети военных и морских училищ с учетом национального исторического
опыта заботы русской армии о детях-сиротах и детях, оставшихся без
попечения родителей.
4. Утвердить Положение о порядке передачи детей, воспитанников
домов ребенка, детских домов и школ-интернатов на воспитание в
семьи граждан (приложение).
Разрешить Департаменту образования с 01.01.92 выплачивать
средства семьям, взявшим из домов ребенка и интернатных учреждений
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
размерах, равных затратам государства на содержание одного
воспитанника в этих учреждениях. Сохранить за детьми, переданными
на воспитание в приемные семьи, льготы, установленные для
воспитанников домов ребенка, детских домов и школ-интернатов.
5. Главному медицинскому управлению (т. Ануфриев Р.Г.) до
01.10.91 обеспечить все интернатные учреждения квалифицированными
медицинскими кадрами.
6. Префектам административных округов до 01.04.91 решить вопрос
о закреплении загородных баз отдыха для воспитанников детских
домов и школ-интернатов для детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей.
7. Обратить внимание руководителей объединения "Москапстрой"
(т. Селиванов Б.В.), Главмосархитектуры (т. Вавакин Л.В.),
Мосстройкомитета (т. Ресин В.И.) на допущенное отставание в
строительстве детского городка "СОС - детские деревни" в дер.
Терехово.
Объединению "Москапстрой", Главмосархитектуре, Мосстройкомитету
обеспечить завершение строительства комплекса в 1992 году.
8. Решение исполкома Моссовета от 12.10.88 N 2203 "О ходе
выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от
31.07.87 N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания,
обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей" признать утратившим силу.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Премьера-министра Правительства Москвы т.
Коробченко В.А.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 3 сентября 1991 г. N 79
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ДЕТЕЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В
ДОМАХ РЕБЕНКА, ДЕТСКИХ ДОМАХ И ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ,
НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ ГРАЖДАН
1. Общие положения
1.1. Передача детей в семью является одной из наиболее гуманных
форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Семья, отдельные граждане, взявшие на воспитание детей,
содержащихся в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах,
должны иметь необходимые условия и возможности для всестороннего
развития личности ребенка и не состоять с ним в близком родстве.
1.2. Передача детей на воспитание в семью проводится Центром
усыновления, опеки и попечительства с согласия администрации
детского учреждения, в котором находится ребенок, по добровольному
желанию и с учетом согласия ребенка после достижения им
семилетнего возраста.
1.3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
передаваемые в семьи на воспитание, содержатся за счет
перечисления средств из детского учреждения, передавшего детей, в
размерах, равных затратам на одного ребенка в этом учреждении.
1.4. Администрация, педагогический, медицинский персонал
детского учреждения оказывают лицам, взявшим детей на воспитание в
семью, психолого-педагогические, медицинские консультации в
воспитании детей, осуществляют наблюдение за условиями жизни
ребенка.
Школьные округа оказывают помощь опекунам-воспитателям в
устройстве детей в детский сад, в общеобразовательную школу, в
организации летнего и каникулярного отдыха детей, воспитывающихся
в семье, включая родных детей опекунов-воспитателей.
2. Порядок передачи детей на воспитание в семью
2.1. В семьи передаются дети в возрасте до 16 лет, не состоящие
в близком родстве с опекунами-воспитателями. Дети, находящиеся в
родственных отношениях между собой (братья, сестры), как правило,
определяются в одну семью. Администрация детского учреждения
обязана предварительно ознакомить кандидатов в опекуны-воспитатели
с психолого-педагогической характеристикой и состоянием здоровья
детей, передаваемых на воспитание в данную семью.
2.2. Дети передаются в семью по решению попечительского совета
Центра по усыновлению, опеке и попечительству на основании
заявлений кандидатов в опекуны-воспитатели, заключения органов
опеки и попечительства округа и с согласия администрации детского
учреждения, в котором находится ребенок.
2.3. При передаче детей на воспитание в семью после семилетнего
возраста обязательно учитывается их согласие.
3. Права и обязанности опекунов-воспитателей
3.1. Опекунами-воспитателями могут быть совершеннолетние
граждане и супружеские пары, за исключением лиц, лишенных
родительских прав или признанных в установленном законом порядке
недееспособными или ограниченно дееспособными.
3.2. Опекуны-воспитатели в соответствии с Кодексом о браке и
семье РСФСР обязаны обучать, воспитывать детей, обеспечивать их
физическое и умственное развитие, подготавливать к общественно
полезному труду, растить достойными членами общества.
Опекуны-воспитатели, принявшие в семью на воспитание детей из
детских учреждений, являются законными представителями в защите
прав и интересов детей, несут юридическую ответственность за
охрану их жизни и здоровья.
3.3. При создании приемной семьи Центр по усыновлению, опеке и
попечительству, органы опеки и попечительства округа и
администрация детского учреждения должны исходить из каждой
конкретной ситуации, учитывать прежде всего законные интересы и
возрастные особенности несовершеннолетних.
3.4. При рассмотрении заявлений семей, кандидатов в опекуны-
воспитатели проводится их обследование и учитываются рекомендации
трудовых коллективов, заключения врачей о состоянии здоровья всех
членов семьи, жилищные условия и материальное положение.
3.5. В случае недобросовестного выполнения опекунами-
воспитателями их обязанностей по содержанию и воспитанию детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решением
попечительского совета Центра по усыновлению они отстраняются от
воспитания несовершеннолетних, дети передаются в другие семьи и,
как исключение, возвращаются в детские учреждения.
Контроль за воспитанием детей в приемных семьях осуществляет
служба социальной защиты детей округа и детское учреждение, в
котором воспитывался ребенок. В связи с переводом
несовершеннолетнего из одного учреждения в другое по возрасту
контроль за дальнейшим его воспитанием осуществляет
соответствующее детское учреждение.
4. Социальное и материальное обеспечение детей,
переданных на воспитание в семьи граждан
4.1. На детей, переданных на воспитание в семьи граждан,
распространяются нормы материального обеспечения и льготы,
предусмотренные решениями Правительства СССР и РСФСР для
воспитанников домов ребенка, детских домов и детей, оставшихся без
попечения родителей, находящихся в школах-интернатах.
4.2. Денежные средства, связанные с расходами на питание,
одежду, обувь, мягкий инвентарь, приобретение хозяйственного
обихода, учебных пособий, игрушек, культурно-массовые мероприятия,
выделяются из бюджета детского учреждения, воспитанником которого
являлся ребенок.
4.3. Администрация детского учреждения или бухгалтерия округа
перечисляет денежные средства воспитателям на сберегательную
книжку в размерах и сроках в соответствии с договором, который
заключается опекуном-воспитателем и администрацией детского
учреждения.
4.4. Ответственность за правильность исчисления и
своевременность перечисления сумм на детей, передаваемых в семью,
несет бухгалтер, производящий расчеты данного учреждения.
4.5. Воспитатели ведут учет расходов по простейшей форме в виде
записей по расходу и приходу средств, копий счетов, квитанций на
расходы, превышающие 200 руб., и отчитываются перед администрацией
детского учреждения или бухгалтером учебного округа по истечении
года.
Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат,
зачет сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей не
производится.
|