ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 сентября 1991 г. N 84
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРОГРАММЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ Г. МОСКВЫ
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от
24 сентября 1987 г. N 1101 и решением исполкома Московского Совета
от 30 декабря 1987 г. N 3079 организациями Москвы проведена
определенная работа по реконструкции центральной части города.
Разработана проектно - сметная документация со значительными
объемами историко - культурных, археологических, инженерно -
технических и других видов обследований. Подготовлена рабочая
документация по реконструкции кварталов, пусковых комплексов и
отдельных объектов на 347,2 млн. рублей строительно - монтажных
работ.
Из районов реконструкции отселено 1634 человека и выведено
38 организаций - арендаторов.
Осуществляется опережающая инженерная подготовка территории
комплексной реконструкции. Выполнено переустройство магистральных
сетей в районах улиц Сретенки, Трубной, Б. Полянки, Столешникова
пер., ведутся работы по ул. Герцена, Цветному бульвару,
Театральной площади и др.
Завершена реконструкция Малого театра, Петровского Пассажа,
гостиницы "Метрополь", развернуты работы по реконструкции
Третьяковской галереи, Государственной библиотеки имени
В.И. Ленина, гостиниц "Балчуг", "Националь" и ряда других
объектов.
На объектах центра в пределах Садового кольца строительными
организациями Мосстройкомитета, Мосжилинжа, ведомств, а также
другими государственными и кооперативными организациями за 1989-
1990 годы выполнено на 131,7 млн. рублей строительно - монтажных
работ. В 1991 году планируется выполнить на 187,6 млн. рублей
строительно - монтажных работ, в том числе силами Мосстройкомитета
- на 136,1 млн. рублей. За первое полугодие 1991 года объемы
выполненных строительно - монтажных работ составили 75,3 млн.
рублей, или 103,4% от плана первого полугодия, в том числе
организациями Мосстройкомитета - 54,6 млн. рублей, или 104,6%
плана.
Вместе с тем темпы реконструкции центральной части города
остаются низкими.
Выполненная работа по организации реконструкции выявила ряд
значительных проблем, недостаточное внимание к решению которых не
позволило достичь уровня заданий, определенных решениями исполкома
Моссовета по данному вопросу.
До настоящего времени не утвержден разработанный
Главмосархитектурой проект детальной планировки центра Москвы,
историко - архитектурный опорный план с проектом зон охраны, что
не позволяет достоверно определить очередность, объемы и сроки
комплексной реконструкции кварталов в увязке с инженерной
подготовкой территории.
В 1990-1991 гг. обеспечение комплексной реконструкции было
осложнено изменением районных структур. Действия ряда райсоветов и
исполкомов во изменение ранее утвержденных социальных программ
привели к значительной корректировке разработанной документации,
что вызвало необоснованную задержку начала производства работ, а
также изменение функционального назначения помещений без учета
общегородских задач.
Крайне сложным остается вопрос подготовки и освобождения
площадок для производства работ. В результате разбалансированности
взаимодействия городских и районных служб ряд исполкомов
использовал выделенную им для освобождения объектов жилую площадь
не по назначению. Исполкомами районных Советов и Мосжилучетом не
решен вопрос создания переселенческого фонда. Площади, вводимые
после капитального ремонта и нового строительства в центре города,
не используются для отселения коренных москвичей из зданий,
подлежащих реконструкции, как это определено решениями
Мосгорисполкома. Значительная часть площади продолжает выделяться
в отдаленных районах - новостройках, в том числе Марьино, Бутово,
Солнцево.
Не выполнена программа перебазирования организаций и
предприятий из центра в увязке с использованием имеющихся и
строительством новых административных помещений, изложенная в
решении исполкома Моссовета от 13.07.89 N 1183. В центре города
сохраняется значительное количество производств с несвойственными
для этой части города функциями. Продолжается практика выдачи
ордеров организациям на аренду помещений, освобожденных для
реконструкции.
В то же время районы часто вели необоснованное отселение
жителей. Освобожденные здания своевременно не предлагались к
включению в план проектирования и реконструкции. В результате на
Арбате, Сретенке, в Замоскворечье и в других районах имеется
большое количество отселенных зданий и сооружений, к реконструкции
которых не приступают годами.
Не отработана система экономической заинтересованности
предприятий и организаций в выполнении работ по реконструкции
центра. Применяемые действующие нормы и расценки не учитывают
специфических условий работы в зоне исторической застройки.
Не решен вопрос с обеспечением объектов реконструкции
индивидуальными малотиражными изделиями (чугунным литьем,
столярными, скобяными изделиями, керамикой и т.п.).
Недостаточный учет влияния перечисленных проблем на реализацию
программы реконструкции привел к тому, что предусмотренные
решением исполкома Моссовета от 30.12.87 N 3079 задания не были
сбалансированы по срокам.
В целях принятия кардинальных мер по переходу на новую систему
организации и управления реализацией комплексной программы
реконструкции, а также в условиях образования новых
организационных структур управления городом Правительство Москвы
постановляет:
1. Отметить, что решение исполкома Моссовета от 30.12.87 N 3079
"О комплексной реконструкции и застройке в период до 2000 года
исторически сложившегося центра г. Москвы" по его основным
направлениям не выполнено, в том числе и по объему строительно -
монтажных работ.
2. Институту развития Москвы в соответствии с решением
Мосгорисполкома от 28.04.91 N 721 ускорить разработку комплекса
экономических мер, обеспечивающих привлечение инвесторов и
подрядных организаций, и системы взаимоотношений между участниками
реконструкции и эксплуатирующими организациями с окончанием работ
до 01.11.91.
3. Главмосархитектуре:
3.1. Принять за основу представленные Главмосархитектурой
"Основные положения реконструкции центральной части г. Москвы",
разработанные на основании согласованного Госкомэкспертизой
Госкомархитектуры СССР (протокол N 3 от 26.07.90) проекта
детальной планировки центральной части г. Москвы, и историко -
архитектурный план с проектом зон охраны памятников истории и
культуры для решения последующих задач реализации программы
реконструкции центральной части г. Москвы.
3.2. В срок до 01.01.92 разработать и представить на
рассмотрение Правительства согласованную с Координационным советом
концепцию по улучшению художественного оформления площадей, улиц,
набережных в центре Москвы.
3.3. По заказу объединения "Москапстрой" совместно с городскими
службами СЭС, Госпожнадзора, Госгортехнадзора переработать
применительно к особым условиям центральной части города
градостроительные, санитарные, пожарные и технологические нормы по
согласованию с заинтересованными организациями и утвердить в
установленном порядке до 01.01.92.
4. Префектуре Центрального округа:
4.1. Совместно с объединением "Москапстрой", Мосстройкомитетом,
Комитетом экономики и Главмосархитектурой, взяв за основу ранее
согласованные социальные программы районов, до 01.10.91
разработать и представить на утверждение программу реконструкции
на 1992-1993 гг. с учетом первоочередных задач:
- максимального сохранения в центре Москвы пригодного для
проживания жилищного фонда с ликвидацией коммунального заселения;
- развития системы учреждений социально - бытового обслуживания
для удовлетворения потребностей населения города, а также туристов
и гостей столицы;
- повышения уровня благоустройства территории с использованием
подземного пространства.
4.2. Совместно с Москомимуществом, Мосжилкомитетом,
Мосстройкомитетом, объединением "Москапстрой" и
Главмосархитектурой в срок до 01.01.92 разработать программу
переселения жителей и первоочередного перебазирования организаций
и предприятий из центра, увязав ее с планами проектирования,
строительства, реконструкции и капитального ремонта, а также с
интересами коренных жителей города.
4.3. Совместно с Москомимуществом и Главмосархитектурой в срок
до 01.01.92 проанализировать исполнение ранее принятых решений о
передаче в аренду строений и земельных участков, по которым не
обеспечены строительно - восстановительные работы в установленный
срок, и внести предложения об их дальнейшем использовании.
4.4. Совместно с Москомимуществом и Главмосархитектурой до
01.01.92 внести предложения об условиях пользования городской
собственностью и земельными участками для расположенных в центре
организаций и предприятий с целью привлечения их сил и средств к
участию в программе комплексной реконструкции.
5. Москомимуществу совместно с префектурой Центрального округа:
5.1. Предоставлять подрядным строительным организациям,
осуществляющим работы по реконструкции центра, включая инженерные
объекты, преимущественное право приватизации части
реконструированных площадей в соответствии с разрабатываемыми ТЭО.
5.2. Разрешить в качестве компенсации предоставлять право на
эксплуатацию части отреконструированных площадей инвесторам,
участвующим в реконструкции объектов центра.
7. Объединению "Москапстрой":
6.1. Совместно с Мосстройкомитетом и Мосинжкомитетом обеспечить
переход с 01.01.92 на контрактно - договорную систему расчетов
между участниками реконструкции.
6.2. Совместно с Главмосархитектурой и префектурой Центрального
округа ускорить разработку эскизных проектов застройки и
выполнение историко - архитектурных обследований. Дальнейшее
рабочее проектирование осуществлять после определения инвесторов,
пользователей и подрядных строительных организаций для каждого
конкретного здания или комплекса.
6.3. С участием Главмосархитектуры, Мосстройкомитета и
префектуры Центрального округа в месячный срок откорректировать
программу проектирования и строительства административных зданий и
представить ее на утверждение Правительства.
6.4. Совместно с Главмосархитектурой разработать программу по
значительному увеличению объемов работ по опережающей инженерной
подготовке территории центральной части Москвы.
7. Мосстройкомитету совместно с Мосинжкомитетом:
7.1. Обеспечить начиная с 1992 года увеличение годовых объемов
работ, выполняемых по реконструкции центра, не менее чем в 1,5
раза, с привлечением дополнительных производственных мощностей
организаций и предприятий министерств, ведомств, других
государственных и кооперативных организаций.
7.2. Дать предложения по организации производства малотиражных
индивидуальных изделий на предприятиях стройиндустрии города с
использованием передовых зарубежных технологий, обеспечить их
реализацию.
7.3. Совместно с Комитетом экономики в срок до 01.11.92
разработать Положение о порядке введения налоговых льгот для
организаций и предприятий, принимающих участие в реконструкции
центральной части г. Москвы.
8. Комитету экономики г. Москвы:
8.1. Упорядочить систему планирования и отчетности
реконструкции центра Москвы и обеспечить целевое финансирование в
счет общих капитальных вложений всех видов работ и услуг,
необходимых для осуществления программы реконструкции, с 01.01.92.
8.2. В срок до 25.09.91 заключить договор на выполнение работ
по п. 2 настоящего постановления.
8.3. По предложениям объединения "Москапстрой" и других
заказчиков подготовить сводные предложения в Правительства РСФСР и
СССР о выделении капитальных вложений для финансирования
реконструкции центра в 1992-1993 гг.
9. Обратить внимание руководителей муниципальных подразделений
и служб на необходимость безусловного выполнения решения исполкома
Моссовета от 21.08.90 N 1432 "Об утверждении плана дальнейшего
использования строений, освобожденных полностью или частично, для
проведения работ по реконструкции центральной части г. Москвы".
10. Запретить Москомимуществу и Главмосархитектуре
рассматривать вопросы передачи и закрепления помещений и отвода
земельных участков в центре Москвы без согласования с префектурой
Центрального округа.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя премьера - министра правительства Москвы
Ресина В.И.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|