ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
19 ноября 1991 г. N 217
О КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КОМПЛЕКСНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ И ЗАСТРОЙКИ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ Г. МОСКВЫ
Исходя из необходимости принятия срочных мер по практической
реализации процесса комплексной реконструкции центральной части
г. Москвы правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить в основном представленную префектом Центрального
административного округа Музыкантским А.И., министрами
правительства Москвы Ресиным В.И., Ворониным А.И. и Орджоникидзе
И.Н. Концепцию реализации программы комплексной реконструкции и
застройки центральной части г. Москвы (приложение).
2. Поручить префектуре Центрального административного округа:
2.1. Совместно с заинтересованными организациями в срок до
30 декабря 1991 г. разработать систему первоочередных мероприятий,
направленных на реализацию данной Концепции.
2.2. В порядке эксперимента с привлечением структур
инвестиционно - строительного и внешнеэкономического комплекса
приступить к реализации указанной Концепции на нескольких
отдельных территориях.
2.3. Создать информационно - консультативную службу для
формирования социального заказа, правового обеспечения и широкого
обсуждения с общественностью хода комплексной реконструкции и
застройки центральной части Москвы.
3. Комитету экономики начиная с 1992 года предусматривать
лимиты централизованных капитальных вложений на разработку
эскизных проектов комплексной реконструкции и застройки территорий
центральной части г. Москвы.
Главмосфинуправлению определять источники указанных затрат.
4. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за
собой.
Премьер правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению правительства
Москвы
от 19 ноября 1991 г. N 217
КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КОМПЛЕКСНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ И ЗАСТРОЙКИ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ Г. МОСКВЫ
1. В последнее время неоднократно принимались на различных
уровнях решения по реконструкции исторически сложившегося центра
г. Москвы (постановление СМ СССР N 1101 от 24 сентября 1967 г.,
решение исполкома Моссовета N 3079 от 30 декабря 1987 г. и ряд
других). Поставленные в них задачи, направленные на комплексное
решение проблем центра, включая восстановление полноценного жилого
фонда, создание социальной, деловой и коммерческой инфраструктуры,
решение проблем инженерных коммуникаций и транспорта, остались
невыполненными.
Нарастают процессы деградации городской среды, разрушения
памятников культуры, истории и архитектуры, ухудшаются условия
проживания и работы в центре города. Критическую остроту приобрела
жилищная проблема, превратившись в одну из главных социальных
проблем города.
Наметившаяся в последние годы тенденция выборочной
реконструкции или строительства в центре новых отдельных
уникальных объектов, включая объекты, имеющие особый коммерческий
интерес, либо элитарных жилых домов, по сути, усугубляет тяжесть
возникающих проблем, поскольку при этом:
- не решаются проблемы комплексности реконструкции;
- обостряются социальные проблемы;
- в значительной степени теряется возможность использования
финансовых средств, получаемых от эксплуатации коммерческих
объектов, для улучшения территории, нуждающейся в реконструкции.
2. В то же время расчеты, выполненные при разработке программы
комплексной реконструкции, и устойчивая тенденция роста стоимости
стройматериалов, проектных, подрядных и инжиниринговых работ
позволяют оценить общие суммарные затраты на проведение работ по
комплексной реконструкции суммой порядка нескольких сотен
миллиардов рублей.
Совершенно очевидно, что рассчитывать на централизованные
капиталовложения и средства министерств и ведомств (в настоящее
время практически прекративших свое существование) в таком объеме
не приходится.
Единственным выходом из создавшейся ситуации в настоящее время,
учитывая, что дальнейшее откладывание решения проблемы приведет к
еще большему обострению социальной ситуации, является переход к
программам комплексной реконструкции по микрорайонам с широким
привлечением децентрализованных, негосударственных
капиталовложений.
В рамках данной концепции представляется целесообразным
переход, как правило, к комплексной реконструкции локальных
участков городских территорий (как правило, в рамках микрорайона),
с решением всего комплекса задач социально - экономического,
историко - архитектурного и коммерческого использования
территорий. Основой финансирования указанных программ должны стать
средства, предоставляемые различными инвесторами, как
отечественными, так и зарубежными, представляющими собой
предприятия с различными формами собственности, на компенсационной
основе (передача инвесторам права распоряжения частью
реконструированного жилого и нежилого фонда, участие инвесторов в
эксплуатации вновь создаваемых коммерческих объектов и др.).
3. Реализация указанной концепции предполагает следующие
стадии:
3.1. Вычленение локальных городских территорий, на которых
возможно проведение замкнутых программ комплексной реконструкции.
3.2. Разработка по заданию органов городского управления
эскизных проектов реконструкции указанных территорий,
финансируемых из муниципального бюджета и включающих в себя
комплексную проработку всей социальной инфраструктуры территории с
максимальным сохранением пригодного для проживания граждан жилого
фонда и ликвидацией коммунального заселения.
Эскизный проект должен разрабатываться с обязательным
привлечением широкого круга специалистов, общественности и
территориальных депутатских групп.
3.3. Обеспечение опережающими темпами инженерной подготовки и
организация движения транспорта на территориях, подлежащих
комплексной реконструкции.
3.4. Разработка и утверждение в установленном порядке (на
основе принятого эскизного проекта) ТЭО и социально - коммерческой
программы его реализации. Оформление необходимой разрешительной
документации на производство работ по реконструкции и застройке
территории, включая земельные отводы, на основе утвержденного ТЭО.
3.5. Привлечение инвесторов, как правило, на основе конкурсного
рассмотрения разработанных ими бизнес - планов с последующим
заключением контрактов.
4. Для осуществления изложенной в пп. 3.1-3.5 программы
необходимо соблюдение следующих условий на территориях,
предназначенных для комплексной реконструкции и застройки:
4.1. Приостановление оформления исходно - разрешительной
документации на строительство и реконструкцию отдельных зданий и
сооружений и заключения договоров аренды на нежилые помещения, не
согласованных с программой комплексной реконструкции территорий.
4.2. Приостановление оформления документов на приватизацию
жилого фонда и объектов социальной сферы в зданиях, подлежащих
капитальному ремонту и реконструкции с отселением жителей, в
границах центральной части города до разработки методики оценки
жилых зданий и объектов социальной сферы в центре города и
механизма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
4.3. Подготовка предложений по использованию законсервированных
строительством зданий и сооружений городского и ведомственного
подчинения в целях проведения комплексной реконструкции и
застройки.
4.4. Предоставление арендодателем помещений в
реконструированных и вновь построенных зданиях и сооружениях
осуществлять в строгом соответствии с контрактами, заключенными по
п. 3.3, и ТЭО.
4.5. Использование жилой площади, освобождающейся либо вновь
вводимой, на реконструируемой территории в бесспорном порядке
исключительно для переселения граждан из домов, подлежащих
первоочередной реконструкции или сносу в соответствии с
комплексной программой.
4.6. Разработка нормативных документов по оценке ущерба,
нанесенного арендатором либо собственником в связи с ненадлежащим
содержанием занимаемых ими зданий и территорий, и механизма
применения соответствующих санкций.
4.7. Создание информационно - консультативной службы для
формирования социального заказа, правового обеспечения и широкого
обсуждения с общественностью хода комплексной реконструкции и
застройки центральной части Москвы.
4.8. Создание на территории, подлежащей реконструкции,
исполнительных органов или иных структур с возложением на них
следующих функций:
4.8.1. Заказчика - застройщика.
4.8.2. Текущей эксплуатации существующего жилого и нежилого
фонда и объектов городской инфраструктуры.
4.8.3. Контроля за соблюдением правильности использования
территории, отведенной под комплексную застройку и реконструкцию,
чистоты и содержания территории.
4.8.4. Подготовки проведения конкурсов, торгов, тендеров,
аукционов на различных стадиях реализации проекта и (или) по
различным участкам реконструируемой территории.
4.8.5. Подготовки проектов контрактов инвесторов с органами
городского управления.
4.8.6. Подготовки в исключительных случаях предложений о
расторжении договоров аренды либо отчуждения зданий и территорий с
выплатой арендатору либо собственнику соответствующей компенсации.
5. Практическая реализация данной концепции должна
предусматривать участие всех органов городского хозяйственного
управления, как отраслевого, так и территориального, привлечение
потенциала инвестиционно - строительного комплекса г. Москвы.
6. Успех изложенной программы во многом будет определяться
созданием на всех этапах механизма ее координации с жителями
центра Москвы, общественными формированиями и депутатским
корпусом.
------------------------------------------------------------------
-------------------------
|