ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
24 марта 1992 г. N 151
О РАЗВИТИИ И ПОВЫШЕНИИ НАДЕЖНОСТИ
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА
НА ПЕРИОД ДО 2010 г.
Правительство Москвы отмечает, что за последние годы проведена
определенная работа по развитию энергетической базы Москвы и
Московской области, повышению надежности тепло- и электроснабжения
жилищно - коммунальных и промышленных потребителей. Наращивание
энергетического потенциала системы Мосэнерго базировалось в
основном на теплофикационных энергоблоках мощностью 250 тыс. кВт.,
эффективном основном и вспомогательном оборудовании большой
единичной мощности, что позволяло обеспечивать потребности города
в электрической и тепловой энергии в соответствии с темпами
развития народного хозяйства с наименьшими капитальными, трудовыми
и материальными затратами.
Теплофикация в сочетании с высокой степенью централизации
теплоснабжения обеспечили ежегодную экономию газа, угля и мазута в
объеме 5 млн. тонн условного топлива, или более 7 процентов от
общей потребности.
Впервые в стране в электросетевом хозяйстве Москвы применено
компактное электро - газовое оборудование и электрические кабели
высокого напряжения взамен воздушных линий электропередач, что
позволило высвободить значительные территории для жилищно -
коммунального строительства.
Вместе с тем допущенное в 1986-1991 гг. отставание в сооружении
энергетических объектов Московского региона привело к
возникновению дефицита электрической мощности в целом по системе и
тепла в отдельных районах Москвы.
Свертывание строительства атомных и тепловых электростанций,
вывод из работы физически изношенного энергетического оборудования
в целом по стране уменьшают возможность получения из Единой
энергетической системы дополнительной мощности для нужд Москвы и
Московской области.
В основу разработанной энергетической программы положены
достигнутые уровни современного состояния энергетики города,
потребность в энергии на расчетный период, концепция развития
Московского региона на период до 2010 года, предложенная
Москомархитектурой. В программе учтены ожидаемое в перспективе
увеличение народно - хозяйственного потенциала, необходимость
развития и совершенствования инфраструктуры города, повышения
благосостояния, бытового комфорта, охраны здоровья населения.
Уровни электрических нагрузок в коммунально - бытовом секторе
определены в соответствии с прогнозами развития жилищно -
коммунального сектора г. Москвы и области, в промышленности - в
соответствии с намечаемыми темпами роста объемов продукции и
производительности труда.
Уровни тепловых нагрузок жилого сектора города определены
исходя из тепловых характеристик зданий нового строительства и
реконструируемого жилого фонда, тепловые нагрузки промышленного
сектора определены с учетом энергосбережения.
В период 2010 года потребуется дополнительное строительство
энергоисточников мощностью 7,2 млн. кВт., в основном в Московской
области.
В связи с физическим и моральным старением оборудования
проводится и предусматривается на перспективу продолжение
технического перевооружения и реконструкции существующих
электростанций и РТС без увеличения их электрической и тепловой
мощности.
Тепловые нагрузки в г. Москве на 2000 г. и 2010 г.
соответственно составят 44,3 и 49,0 тыс. Гкал/час. Для покрытия
прироста тепловых нагрузок предусмотрено строительство Северной
ТЭЦ, районных тепловых станций и других источников тепла.
Наряду с представленной программой рассмотрены также
альтернативные варианты развития энергетики Московского региона,
подготовленные Московским правлением научно - технического
общества энергетиков и электротехников - Концепция развития
энергоснабжения Московского региона и институтом "ВНИПИЭнергопром"
- Концепция энергообеспечения Москвы и Московской области на
период до 2010 года.
В этих концепциях оценены резервы электро- и теплоснабжения,
предложено развитие энергоснабжения Московского региона за счет
строительства малых, но эффективных газотурбинных ТЭЦ. В системе
теплоснабжения города наряду с котельными предусматривается
применение теплонасосных станций с использованием сбросного тепла
станций аэрации.
Однако по всем упомянутым видам альтернативных энергоисточников
отсутствует комплектное отечественное оборудование, до конца не
решены вопросы его экономической эффективности и экологической
безопасности.
В целях обеспечения своевременного и комплексного развития
тепло- и электроснабжения Московского региона до 2010 года,
учитывая инерционность развития электроэнергетики, когда от
принятия решения о строительстве электростанции до ввода первых
агрегатов проходит 10-15 лет, Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить положения, изложенные в Энергетической программе
развития Московского региона на период до 2010 года, разработанной
МПО "Мосэнерго" и институтом "Мосэнергопроект" с участием
институтов Москомархитектуры, НИПИ градостроительства,
ВНИПИэнергопрома, Института прикладной геофизики, НИИстройфизики и
др., предусматривающие:
- развитие Московского региона, направленное на увеличение
народно - хозяйственного потенциала, энерговооруженности и решение
социальных проблем;
- сбалансированное с потребителями региона развитие
энергоисточников, обеспечивающее его энергетическую независимость;
- своевременный ввод мощности, необходимой для поэтапной
реконструкции оборудования и технического перевооружения
действующих электростанций с применением наиболее эффективных
технических решений и оборудования с улучшенными экологическими
характеристиками;
- реализацию программ энергосбережения, позволяющих снизить
потери электрической и тепловой энергии;
- развитие новых автономных источников энергоснабжения за счет
строительства экономичных газотурбинных ТЭЦ и других
энергоисточников;
- комплекс мер по охране окружающей среды, предусматривающий
безусловное обеспечение установленных нормативов предельно
допустимых выбросов и сбросов энергетическими объектами города;
- дальнейшее снижение доли сжигаемого мазута и угля в целях
существенного сокращения выбросов;
- сокращение потребления воды и повторное ее использование на
ТЭЦ, уменьшение или полное исключение стоков;
- мероприятия по снижению общего уровня шума от
энергоисточников;
- внедрение высококачественной антикоррозийной защиты подземных
теплопроводов с тепловой изоляцией на основе пенополиуретанов;
- сооружение резервных связей, обеспечивающих взаимное
резервирование тепломагистралей;
- создание аппаратуры для проведения диагностики тепловых
сетей;
- развитие диспетчерского управления системой теплоснабжения;
- создание автоматизированной системы управления с разработкой
схемы организации связи и телемеханики.
2. Обязать Москомархитектуру:
- при разработке концепции Генерального плана развития
г. Москвы предусматривать ограничение дальнейшего развития и вывод
непрофильных для города энергоемких производств;
- при разработке проекта детальной планировки на застройку
резервных территорий предусматривать возможность автономного
энергообеспечения с применением экономичных, экологически чистых
альтернативных источников;
- разрабатывать по заявкам МПО "Мосэнерго" предложения по
выбору участков для строительства энергетических объектов в Москве
и ЛПЗП, оперативно согласовывать проекты на эти объекты.
3. Москомархитектуре, проектным организациям, осуществляющим
проектирование в Москве и ЛПЗП, Мосстройкомитету предусматривать в
проектах жилищно - гражданского и промышленного строительства
снижение уровня энергопотребления.
4. Мосгосэкспертизе при рассмотрении проектов жилищно -
гражданского и промышленного строительства осуществлять контроль
за применением в них мероприятий по энергообеспечению.
5. Москомзему по представленным заказчиками, разработанным и
согласованным в установленном порядке Москомархитектурой
градостроительным заданиям подготавливать проекты постановлений
Правительства Москвы о предоставлении земельных участков на
резервирование или аренду для строительства энергетических
объектов в Москве и ЛПЗП.
6. Комитету по энергетике и энергосбережению,
Москомархитектуре, МПО "Мосэнерго", Мосстройкомитету, Департаменту
по инженерному обеспечению, Институту развития города Москвы
подготовить:
- в третьем квартале т.г. - программу организационно -
технических мер по энергосбережению, предусматривающую внедрение
систематического приборного контроля за потерями тепловой энергии,
организацию массового производства и установку приборов учета
энергопотребления, реализацию технологий утепления ограждающих
конструкций и др;
- в первом полугодии т.г. - предложения по внедрению
экономического механизма стимулирования энергосбережения,
основанного на применении системы дифференцированной платы за
пользование энергией в зависимости от времени суток и
эффективности ее использования потребителями;
- во втором квартале т.г. - предложения по формированию фонда,
предназначенного для финансирования энергосберегающих программ, а
также по созданию инспекции по контролю за рациональным
использованием энергии.
7. Московскому комитету по науке и технике, Комитету по
энергетике и энергосбережению, МПО "Мосэнерго" подготовить в 1992
году с привлечением Москомархитектуры, Института развития города
Москвы и других специализированных организаций предложения по
использованию альтернативных энергоисточников (с учетом сроков
создания опытно - промышленных образцов и внедрения их в
Московском регионе) и последующей корректировке основных
направлений энергетической программы.
8. МПО "Мосэнерго", Комитету по энергетике и энергосбережению
разработать в первом полугодии 1992 г. программу мер по охране
окружающей среды от производственной деятельности
энергоисточников.
9. Москомприроде обеспечить контроль за своевременным
достижением энергетическими объектами города установленных
нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов.
10. Принять к сведению, что Администрация Московской области
рассмотрела и одобрила в феврале т.г. Энергетическую программу
развития Московского региона на период до 2010 года.
11. Учитывая, что финансирование развития и реконструкции
энергетических объектов в Москве и Московской области требует
значительных капитальных вложений и может производиться только за
счет собственных средств энергосистемы, просить Правительство РФ
обязать Минтопэнерго РФ согласовывать с Правительством Москвы и
Администрацией Московской области размеры отчислений в
инвестиционный фонд министерства с учетом концентрации необходимых
средств в МПО "Мосэнерго" для строительства и реконструкции
энергосистемы.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы
Никольского Б.В.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|