УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ОТ 18.06.2002 N 460-ПП
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
5 мая 1992 г. N 239
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОТКОРРЕКТИРОВАННОЙ
СХЕМЫ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ Г. МОСКВЫ
ОТ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
Правительство Москвы отмечает, что санитарная очистка городских
территорий находится в неудовлетворительном состоянии, НПО "Эко-
техпром" крайне медленно решает вопросы, связанные с улучшением
системы организации работ по сбору, вывозу и утилизации бытовых
отходов. Не принимается должных мер к развитию индустриальных ме-
тодов переработки ТБО, реконструкции действующих мусоросжигатель-
ных заводов и полигонов, сооружению мусороперегрузных станций и
выполнению других заданий, определенных принятой в 1988 г. Схемой
санитарной очистки г. Москвы и Московской области от ТБО. Вместе с
тем ограниченная вместимость имеющихся полигонов по захоронению
ТБО и сложность в организации новых полигонов в Московской области
требуют на ином качественном уровне решать проблемы санитарной
очистки, прежде всего за счет ускоренного наращивания производс-
твенных мощностей по переработке и обезвреживанию ТБО с использо-
ванием современных достижений отечественной и зарубежной науки и
техники.
Учитывая это и в соответствии с решением исполкомов Московского
городского и Московского областного Советов от 7 августа 1990 г. N
1360-633 "О мерах по улучшению переработки и захоронения промыш-
ленных и твердых бытовых отходов в Московском регионе", Департа-
мент инженерного обеспечения, НПО "Экотехпром" и СП "Прима" с
привлечением специалистов ряда зарубежных фирм ("Беткр - Сетам",
"КНИМ" - Франция, "Хальтер" - ФРГ, "Орбиком" - Великобритания,
"ЭМИТ" и "АСМ" - Италия) выполнили корректировку Схемы санитарной
очистки г. Москвы. В соответствии с Концепцией, предложенной спе-
циалистами, откорректированная схема рассчитана на реализацию в
два этапа (1992-1996 гг. и 1996-2010 гг.) и предусматривает в ка-
честве основных направлений:
- индустриализацию переработки ТБО на базе строительства мусо-
росжигательных и мусороперерабатывающих заводов и реконструкции
действующих предприятий;
- строительство новых экологически безопасных полигонов захоро-
нения ТБО;
- совершенствование системы сбора и транспортировки ТБО, вклю-
чая строительство мусороперегрузочных станций, специализированных
автохозяйств, расширение выпуска современных контейнеров.
В целях комплексного решения проблемы санитарной очистки города
правительство Москвы постановляет:
1. Обратить внимание генерального директора НПО "Экотехпром" т.
Иванова В.В. на допускаемые им лично и вверенным ему объединением
в целом серьезные недостатки в решении как оперативных вопросов,
связанных с улучшением организации санитарной очистки города, так
и первоочередных задач развития отрасли на перспективу.
2. Утвердить представленные Департаментом инженерного обеспече-
ния Концепцию откорректированной схемы санитарной очистки г. Моск-
вы от твердых бытовых отходов (приложение N 1), а также план пер-
воочередных организационно - технических мероприятий по реализации
данной схемы (приложение N 2).
3. Возложить на НПО "Экотехпром" функции заказчика на проекти-
рование, строительство и реконструкцию объектов обезвреживания,
утилизации и переработки ТБО в соответствии с приложением N 2.
4. Москомархитектуре по заказу НПО "Экотехпром" совместно с
префектурами представить в 1992 г. согласованные в полном объеме
предложения по размещению объектов санитарной очистки города и
обеспечить разработку проектно - сметной документации на строи-
тельство этих объектов, указанных в приложении N 2.
5. Москомзему, по предложению и градостроительному заданию Мос-
комархитектуры, согласованным с НПО "Экотехпром", в установленном
порядке оформить разрешительную документацию на право пользования
земельными участками (п. 4).
6. Мосстройкомитету обеспечить строительство мусороперегрузоч-
ных станций в соответствии с приложением N 2. Сроки выполнения и
объемы строительно - монтажных работ уточнить в соответствии с на-
личием проектно - сметной документации и нормативными сроками
строительства при формировании годовых планов.
7. Просить Концерн "Спецатоммонтаж" Минатомпромэнерго Российс-
кой федерации выполнить работы по строительству мусоросжигательных
заводов, согласно приложению N 2.
8. Просить администрацию Московской области оказывать содейс-
твие в отводе земельных участков под размещение полигонов, мусоро-
перерабатывающих заводов и мусороперегрузочных станций, указанных
в приложении N 2, с целью их совместной эксплуатации для обезвре-
живания ТБО Московского региона.
9. Одобрить предложение Департамента инженерного обеспечения о
валютном финансировании на первом этапе строительства мусоросжига-
тельных заводов за счет кредитов, предоставляемых России по межп-
равительственным соглашениям с ФРГ, Италией, Францией.
10. НПО "Экотехпром" и Комитету по науке и технике с участием
заинтересованных организаций обеспечить разработку в 1992-1993 гг.
проекта отечественного мусоросжигательного завода производитель-
ностью 250 тыс. тонн ТБО в год.
11. Департаменту инженерного обеспечения:
11.1. Обеспечить разработку во II квартале с.г. системы сбора,
транспортировки и утилизации ТБО применительно к каждому адми-
нистративному округу.
11.2. Предусмотреть при реализации Схемы санитарной очистки го-
рода использование новых хозяйственно - экономических форм работы
с целью дополнительного привлечения на коммерческой основе матери-
альных и финансовых ресурсов на строительство указанных выше объ-
ектов.
11.3. Обеспечить разработку проектно - сметной документации,
возложив функции генерального проектировщика на институт Мосводо-
каналНИИпроект.
11.4. Внести в III квартале с.г. в правительство г. Москвы:
11.4.1. Предложения по совершенствованию организационно - эко-
номической структуры процесса переработки и утилизации бытовых от-
ходов с использованием рекомендаций, подготовленных экспертами Ев-
ропейского банка реконструкции и развития.
11.4.2. Программу переработки и утилизации токсичных и промыш-
ленных отходов, образующихся на предприятиях и в организациях г.
Москвы.
12. Главснабу правительства Москвы принять к централизованному
обеспечению заявки на материалы и оборудование, поступающие от НПО
"Экотехпром" и необходимые для реализации откорректированной схемы
санитарной очистки города.
13. Пункты 2.1., 2.2., 2.4., 2.5., 2.7., 2.8., 3.2., 3.3. при-
ложения к решению исполкомов Мосгорсовета и Мособлсовета от 7 ав-
густа 1990 г. N 1360/633 считать утратившими силу.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра правительства Москвы т. Матросова А.С.
Премьер правительства
Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение N 1
к постановлению правительства
Москвы
от 5 мая 1992 г. N 239
КОНЦЕПЦИЯ
откорректированной схемы санитарной очистки
г. Москвы от твердых бытовых отходов до 2010 года
На основании п. 2.13. приложения к решению исполнительных коми-
тетов Московского городского и Московского областного Советов на-
родных депутатов "О мерах по улучшению переработки и захоронения
промышленных и твердых бытовых отходов в Московском регионе" N
1360-633 от 7 августа 1990 г. Мосинжкомитетом, НПО "Экотехпром"
совместно с СП "Прима" произведена корректировка схемы санитарной
очистки г. Москвы от твердых бытовых отходов (ТБО) до 2010 г.
Был проведен анализ системы сбора, транспортировки, переработки
и захоронения ТБО с привлечением как советских, так и зарубежных
экспертов из Италии, Франции и Германии.
Ситуация с санитарной очисткой города оценивается как крити-
ческая. Это объясняется несколькими причинами:
1. Несмотря на то, что потенциальные возможности существующих
полигонов захоронения ТБО будут исчерпаны:
- для полигона "Хметьево" в 1994 году,
- для полигона "Икша" в 1993 году,
- для полигона "Тимохово" в 1996 году;
их экологическое состояние требует сокращение этих сроков и выпол-
нения целого ряда работ по рекультивации (полигон "Икша" постанов-
лением Дмитровского горсовета от 8 января 1991 года закрыт).
2. Несовершенная система очистки газа на существующих в городе
мусоросжигательных заводах требует их реконструкции.
3. Практика "прямого вывоза" ТБО приводит к необходимости иметь
большой парк "малых" мусоровозов (более 1000 шт.), экологическая
ситуация от которых определяется их выбросами в атмосферу.
4. Система сбора ТБО требует создания новых типов контейнеров.
5. Необходимо совершенствование структуры санитарной очистки с
учетом использования зарубежного опыта.
Основные мировые тенденции развития технологии переработки ТБО
в настоящее время сводятся к следующему:
- селективный сбор ТБО с выделением из мусора: черных и цветных
металлов, пластмассы, стекла, бумаги, пищевых отходов и т.д.;
- переработка ценных компонентов ТБО во вторичное сырье;
- расширение рынка сбыта для переработанной продукции;
- усиление законодательных мер, направленных на стимулирование
отраслей по переработке вторичных продуктов, извлеченных из ТБО;
- введение экологического налога на продукцию, использующую или
упакованную в материалы, которые не могут быть в дальнейшем пере-
работаны.
Первостепенное значение придается также экологическим факторам:
- технология переработки ТБО должна быть экологически чистой;
- конечные продукты переработки (компост, зола, РДФ и т.д.) не
должны наносить вред окружающей среде;
- в связи с большим объемом перевозок объекты переработки по
возможности должны быть размещены в непосредственной близости от
мест образования и равномерно распределены на территории города;
- максимально должны быть использованы ценные составляющие ТБО.
На основании анализа всех указанных выше технических и экологи-
ческих факторов, а также существующих в г. Москве территорий пред-
лагается следующее решение данной проблемы, которое разбивается на
два этапа.
1 этап (срок окончания 1996 г.) предполагает:
- изменение системы сбора и транспортировки ТБО, включая строи-
тельство 6 мусоросжигательных станций;
- организацию селективного сбора пищевых, овощных и больничных
отходов путем установки специальных контейнеров;
- реконструкцию существующего мусоросжигательного завода N 2 с
доведением его производительности до 150 тыс.т/год;
- строительство 3 новых заводов "под ключ" по схеме сортиров-
ка + сжигание на импортном оборудовании (финансирование осущест-
вляется по линии межправительственных кредитов);
- рекультивацию существующих полигонов захоронения ТБО;
- строительство нового полигона с учетом всех современных тре-
бований;
- разработку отечественного завода современного уровня по про-
мышленной переработки ТБО.
При этом предусматривается промышленная переработка 45% всех
ТБО, решается проблема с их сбором и транспортировкой в наиболее
неблагоприятных районах, осуществляется переход на вторичное ис-
пользование ценных компонентов ТБО.
Суммарные затраты определены в размере (в ценах на 01.02.1992
г.) 2.800 млн.рублей и 250 млн.долл. США. Часть расходов предпола-
гается покрыть за счет межправительственных кредитов (в общей
сложности - 70% от валютных затрат). А оставшуюся часть - за счет
решения экологических задач на коммерческой основе.
2 этап (срок окончания 2010 г.) включает:
- строительство 6 отечественных заводов по переработке ТБО с
частичным использованием импортного оборудования;
- строительство 2 заводов для переработки овощных и пищевых от-
ходов;
- строительство полигона для захоронения неутилизированной час-
ти ТБО;
- реконструкцию существующих полигонов захоронения ТБО.
При этом осуществляется 100% промышленная переработка ТБО с за-
хоронением 6% нейтрализованной золы и утилизацией выделенных ком-
понентов. Предварительная стоимость 2 этапа составляет 5.200
млн.рублей и 290 млн.долл. США, причем ожидается существенное сни-
жение валютной составляющей при переходе на строительство заводов,
оснащенных отечественным оборудованием.
Приложение N 2
к постановлению правительства
Москвы
от 5 мая 1992 г. N 239
ПЛАН
первоочередных организационно - технических мероприятий
по реализации откорректированной схемы санитарной очистки
г. Москвы
---------------------------------------------------------------------------
NN Наименование мероприятий Головная Сроки Примечание
пп организация
---------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5
---------------------------------------------------------------------------
1 Этап (1992 - 1996 гг.)
1.1. Сбор ТБО
------------
1.1.1.Реализация предложений по НПО 1992-1995 гг.
системе сбора ТБО,разрабо- "Экотехпром"
танных фирмами АСМ
г. Брешия Италия и
Бетюр - Сетам - Франция
(для отдельных префектур)
1.1.2.Организация раздельного -"- 1993-1995 гг.
сбора больничных отхо-
дов
1.2. Транспортировка ТБО
--------------------
1.2.1.Выбор земельных участков НПО 1992-1993 гг.
для размещения мусоропе- "Экотехпром"
регрузочных станций Москомархи-
тектура,
Главмособл-
архитектура,
Москомзем,
Мособлком-
зем
1.2.2.Разработка проектов до- НПО 1992-1993 гг.
кументации на строи- "Экотехпром"
тельство этих станций
1.2.3.Строительство 6 мусоро- Мосстройко- 1993-1996 гг.
перегрузочных станций митет,НПО
"Экотехпром"
1.2.4.Создание централизован- НПО 1993-1996 гг.
ных автохозяйств для "Экотехпром"
вывоза ТБО на базе су-
ществующих и строящихся
АДМБ
1.3. Промышленная переработка
ТБО
----------------------------
1.3.1.Выбор земельных участков Москомархитек- 1992-1993 гг.
под строительство пред- тура,Главмос-
приятий промышленной облархитекту-
переработки ТБО ра,Москомзем,
(7 участков) Мособлкомзем
1.3.2.Разработка ТЭО и проект- НПО 1992-1993гг.
ной документации стро- "Экотехпром"
ительства двух мусоросжи-
гательных заводов суммарной
производительностью
500 тыс. тонн ТБО в год
(Фирмы "Хельтер" - ФРГ,
"ЭМИТ" - Италия) на
Сигнальном проезде и
Рябиновой улице
1.3.3.Строительство двух мусоро- Концерн 1993-1996 гг.
сжигательных заводов "Спецатом-
монтаж"
1.3.4.Реконструкция спецзавода НПО 1992-1995 гг.
N 2 с доведением его "Экотехпром"
производительности до 150
тыс.тонн ТБО в год
1.3.5.Реконструкция спецзавода -"- 1992-1994 гг.
N 3 (200 тыс. тонн
ТБО в год)
1.3.6.Разработка проекта типово- НПО 1993 г.
го отечественного мусо- "Экотехпром"
Ассоциация
росжигательного завода МЭТБО ЦКТИ,
производительностью Комитет по
250 тыс. тонн ТБО в год науке и
технике
1.3.7.Разработать ТЭО перепро- НПО 1992 г.
филирования мусороперег- "Экотехпром"
рузочной станции под
строительство мусоропере-
рабатывающего завода
1.4. Захоронение ТБО
---------------
1.4.1.Выбор земельных участков Главмособл- 1992 г.
для размещения полигонов архитектура,
ТБО (5 участков) Мособлкомзем
1.4.2.Строительство трех новых НПО 1993-1996 гг.
полигонов захоронения "Экотехпром"
ТБО
1.4.3.Реконструкция действующих НПО
полигонов "Тимохово", "Экотехпром" 1992-1995 гг.
"Икша", "Хметьево"
1.4.4.Рекультивация отработанных
полигонов "Кучино","Саларь- -"- 1992-1995 гг.
ево", "Сосенки" и т.д.
II этап (1996-2010 гг.).
2.1. Строительство сети мусоро- Мосстройкоми-
сжигательных заводов на тет, НПО 2010 г.
отечественном оборудовании "Экотехпром"
Концерн "Спец -
атоммонтаж"
2.2. Рекультивация отработанных НПО
полигонов "Экотехпром" 1996-2000 гг.
2.3. Строительство 2-х мусоро-
перерабатывающих заводов -"- 2010 г.
|