ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 мая 1992 г. N 331
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ
В МОСКВЕ В 1992 ГОДУ В УСЛОВИЯХ
ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
Правительство Москвы отмечает, что экономический кризис серьез-
но осложнил деятельность строительного комплекса города.
Однако принятые в 1991 г. постановления по реализации намечен-
ной программы строительства, проведение конкретных мер экономичес-
кой и социальной направленности позволили обеспечить в целом ввод
жилья в домах-новостройках на намеченном уровне 3 млн. кв.м общей
площади и не допустить значительных сбоев в работе строительного
комплекса.
В то же время московские строители, возведя на территории горо-
да на 200 тыс. кв.м жилья больше, чем в 1990 г., ввели в эксплуа-
тацию на 370 тыс. кв.м меньше, чем было намечено (в основном в до-
мах ЖСК).
В 1991 г. в городе распределено в домах - новостройках около
2,5 млн. кв.м общей площади, в т.ч. управлениям учета и распреде-
ления жилой площади выделено около 700 тыс. кв.м, что составляет
66% от намеченного, организациям и предприятиям - 1116 тыс. кв.м
или 108 %, управлениям и службам города - 500 тыс. кв.м или 90%.
В целом в городе в истекшем году улучшили свои жилищные условия
за счет всех источников 75 тыс. семей или 180 тыс. москвичей.
Невыделение жилой площади в полном объеме, особенно очередни-
кам, состоящим на учете по месту жительства, явилось следствием
невыполнения плана капитального ремонта, незапланированного выде-
ления жилья под поставки промышленной продукции и продовольствия,
а также организациям, дополнительно привлеченным к дострою, и на
аварийные переселения и др.
В настоящее время под влиянием экономических и демографических
факторов жилищная проблема обострилась.
Количество очередников, поставленных на учет по месту жительст-
ва, увеличилось за год на 10% и составляет 220 тыс. семей (751
тыс. человек), из них почти 40% - очередники льготных категорий.
Кроме того, вследствие нарушения правил технической эксплуата-
ции, износа жилищного фонда, ужесточения санитарноэпидемиологичес-
ких и экологических нормативов подлежит отселению только по имею-
щимся решениям около 150 тыс. человек (из них 1/3 проживают в вет-
хом фонде).
Около 1 млн. человек до сих пор проживают в коммунальных квар-
тирах.
Неблагополучно обстоит дело с решением жилищных вопросов рабо-
тающих и служащих предприятий и организаций города, служб городс-
кого хозяйства. Количество состоящих на учете по месту работы сос-
тавило около 200 тыс. семей (450 тыс. человек).
Потребности выделения муниципального жилья только в 1992 году
по имеющимся решениям составляют свыше 3 млн. кв.м.
В то же время более чем в 10 раз возросла сметная стоимость
строительства, а с 1992 года прекращено выделение средств из рес-
публиканского бюджета на финансирование жилищного строительства.
Также отсутствуют средства на эти цели и в городском бюджете.
Правительством Москвы приняты меры по изысканию источников фи-
нансирования жилищного строительства в 1992 г.
В настоящее время строительство жилья ведется за счет кредитов,
взятых под гарантии правительства Москвы.
В сложившейся ситуации традиционные подходы в решении жилищной
проблемы, основанные на бюджетном финансировании и распределитель-
ном механизме предоставления жилья, практически исчерпаны.
Проводимая в городе приватизация квартир, увеличение числа
собственников, создание коммерческих структур создают основы для
функционирования рынка жилой площади и решения жилищных проблем
москвичей альтернативным путем, не через государственные структу-
ры.
Принимая во внимание на этапе перехода к рынку необходимость
социальной защиты граждан, признанных нуждающимися в улучшении жи-
лищных условий, правительство Москвы постановляет:
1. Департаменту строительства (т. Ресин В.И.), объединению
"Москапстрой" (т. Селиванов Б.В.):
1.1. Обеспечить в 1992 году выполнение строительной программы
по вводу в эксплуатацию жилой площади в объеме 3000 тыс. кв. м
(приложения N 1, 2).
1.2. До 1.06.92 г. внести предложения по использованию в инте-
ресах города незавершенного собственного жилищного строительства,
осуществляемого предприятиями и организациями, и приостановленного
из - за отсутствия финансирования.
2. Департаменту муниципального жилья (т. Сапрыкин П.В.) в соот-
ветствии с программой правительства направить в 1992 г. не менее 1
млн. кв. м общей жилой площади в качестве бесплатного жилья для
очередников (приложение N 3).
3. Департаменту строительства (т. Ресин В.И.), Департаменту му-
ниципального жилья (т. Сапрыкин П.В.), Департаменту муниципального
имущества (т. Андреев Ю.Э.), Департаменту финансов (т. Коростелев
Ю.В.), Управлению перспективного развития гор. Москвы (т. Росляк
Ю.В.) обеспечить мобилизацию финансовых ресурсов в объемах, необ-
ходимых для финансирования программы строительства муниципального
жилья за счет продажи объектов незавершенного строительства, квар-
тир, а также за счет других источников (приложение N 4).
4. Первому заместителю премьера правительства т. Буравлеву К.Э.
решить вопрос о введении с 1.08.92 г. в порядке эксперимента на
территории Москвы системы ипотечного кредитования.
5. Утвердить предложенные Департаментом муниципального жилья
пропорции реализации жилищной площади в домах - новостройках и
после капитального ремонта в 1992 г. на территории гор. Москвы
(приложение N 5).
6. Департаменту внешних связей (т. Орджоникидзе И.Н.) совместно
с Департаментом муниципального жилья (т. Сапрыкин П.В.), Москомзе-
мом (т. Асцатуров В.Н.) и соответствующими префектурами до
01.07.92 г. внести предложения по выделению строений, подлежащих
реконструкции, а также земельных участков для строительства жилых
домов с привлечением иностранных инвестиций на условиях передачи
части площади мэрии Москвы.
7. Департаменту инженерного обеспечения (т. Матросов А.С.) сов-
местно с префектурами административных округов обеспечить в 1992
г. ввод жилых домов после капитального ремонта общей площадью не
менее 60 тыс. кв.м (приложения 5, 6).
8. Департаменту финансов (т.Коростелев Ю.В.) обеспечить финан-
сирование 35% повышения стоимости строительства жилой площади в
домах ЖСК в соответствии с распоряжением премьера правительства от
20.03.92 г. N 662-РП.
9. Первому заместителю премьера правительства т. Бакирову Э.А.
совместно с Департаментом муниципального жилья (т. Сапрыкин П.В.)
в целях децентрализации системы управления до 1.06.92 г. предста-
вить на утверждение премьеру правительства положение о разграниче-
нии полномочий между супрефектами, префектами и Департаментом му-
ниципального жилья в области жилищной политики.
10. Префектурам административных округов, Департаменту муници-
пального жилья (т. Сапрыкин П.В.):
10.1. Считать главной задачей 1992 года обеспечение жилой пло-
щадью одиноких коренных москвичей, проживающих в коммунальных
квартирах и состоящих на учете по улучшению жилищных условий, а
также переселение граждан из ветхого и непригодного для проживания
жилищного фонда.
10.2. Распределение жилой площади производить в строгом соот-
ветствии с положениями об административном, муниципальных округах
и о Департаменте муниципального жилья.
10.3. Принять меры по наращиванию строительства муниципального
жилья за счет внебюджетных источников.
10.4. До 1.09.92 г. провести инвентаризацию отселенных жилых
строений и принять меры по широкому привлечению организаций всех
видов собственности к проведению капитального ремонта и реконс-
трукции указанных строений.
11. Департаменту муниципального жилья (т. Сапрыкин П.В.):
11.1. Обеспечить реализацию жилой площади гражданам, предприя-
тиям, организациям, управления и службам городского хозяйства в
соответствии с утвержденными пропорциями реализации жилой площади
(приложения NN 5, 6).
В срок до 30 мая т.г. утвердить перечень объектов первоочеред-
ного городского отселения на жилую площадь, определенную пропорци-
ями реализации жилой площади (приложение N 5), и внести предложе-
ния в правительство о переносе сроков исполнения распорядительных
документов по отселению граждан их жилых строений, не обеспеченных
жилой площадью в 1992 году, на последующие годы (1993-1995 гг.).
Обеспечить в 1992 г. выполнение ранее принятых решений по выде-
лению муниципального жилья управлениям и службам городского хо-
зяйства, имеющим бюджетное финансирование, в соответствии с ут-
вержденными пропорциями реализации жилой площади (приложение N 5).
В срок до 30 мая т.г. утвердить перечень управлений и служб го-
родского хозяйства, которым в 1992 г. выделяется муниципальная
площадь.
11.2. Производить выделение жилой площади предприятиям и орга-
низациям только в случае своевременного перечисления денежных
средств на жилищное строительство, развитие социальной сферы и ин-
женерного обеспечения города.
11.3. До 1.06.92 г. внести изменения в ранее принятые решения
исполкома Моссовета и постановления правительства в части изъятия
жилой площади, строящейся целевым назначением для предприятий и
организаций и необеспеченной своевременно финансированием (прило-
жение N 7).
11.4. Организовать реализацию жилой площади на коммерческой ос-
нове на аукционах, конкурсах и т.д. с целью обеспечения финансиро-
вания муниципального жилья.
11.5. Формировать ЖСК в текущем году в первую очередь в префек-
турах из числа граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных
условий по месту жительства на муниципальное жилье, в соответствии
с распоряжением премьера правительства N 661-РП от 20 марта 1992
г.
11.6. Организовать учет граждан, желающих приобрести жилую пло-
щадь в коттеджах и малоэтажных домах.
11.7. В месячный срок после принятия Закона о жилищной реформе
подготовить проект новой редакции Правил учета граждан, нуждающих-
ся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений
в городе Москве.
12. Префектурам административных округов:
12.1. До 1.06.92 г. утвердить программы реализации жилой
площади в административных округах в 1992 г.
12.2. Принять меры по ускорению заселения площади, освобождаю-
щейся за выбытием граждан, реализуя ее преимущественно в муници-
пальных округах.
13. Просить Главное контрольное управление мэрии (т. Миронов
В.П.) совместно с Департаментом муниципального жилья (т. Сапрыкин
П.В.) осуществить целевую проверку соблюдения порядка и сроков
заселения муниципальной площади, освобождающейся за выбытием
граждан.
14. Департаменту строительства (т. Ресин В.И.) совместно с Уп-
равлением перспективного развития г. Москвы (т. Росляк Ю.В.), Де-
партаментом финансов (т. Коростелев Ю.В.), Департаментом муници-
пального жилья (т. Сапрыкин П.В.) до 1.11.1992 года подготовить
предложения по объемам, источникам финансирования, пропорциям
строительства жилья в 1993 году.
15. Департаменту строительства (т. Ресин В.И.) в программе
строительства жилых домов на 1993 год предусмотреть увеличение
строительства одно - и трехкомнатных квартир в связи с их острым
дефицитом.
16. Контроль за выполнением постановления возложить на первого
заместителя премьера т. Коробченко А.В., министра т. Сапрыкина
П.В. (в целом), на первого заместителя премьера т. Ресина В.И.
Премьер правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение N 1
к постановлению правительства
Москвы
от 26 мая 1992 года N 331
Основные пропорции жилищного строительства
строительным комплексом г. Москвы в 1992 г. в
соответствии с постановлением правительства
от 19.11.91 г. N 198 а
---------------------------------------------------------------
Предполагаемые объемы
жилищного строительства
т. кв. м
---------------------------------------------------------------
Общий ввод жилых домов строительным
комплексом Москвы 3000
в том числе:
Всего в Москве с учетом системы
организаций, подведомственных
правительству Москвы 2800
из них:
- на территории города 2600
- вне города 200
---------------------------------------------------------------
Приложение N 2
к постановлению правительства
Москвы
от 26 мая 1992 года N 331
Основные пропорции
жилищного строительства на территории
города в 1992 г. (в т.ч. КРПП).
---------------------------------------------------------------
Характер жилищного Предполагаемые объемы % %
строительства жилищного строительства
т. кв. м
---------------------------------------------------------------
1. Муниципальное жилье 1000 38
- в домах - новостройках 940
- после КРПП 60
2. На средства граждан (ЖСК) 540 20
3. Коммерческое жилье 365 14
4. На средства предприятий и
организаций 755 28
---------------------------------------------------------------
Итого в городе: 2660 100
- домах - новостройках 2600
- после КРПП 60
---------------------------------------------------------------
Приложение N 3
к постановлению правительства
Москвы
от 26 мая 1992 года N 331
Реализация жилой площади, направляемой
в качестве бесплатной, для очередников
---------------------------------------------------------------
Направления
реализации т.кв.м % %
---------------------------------------------------------------
1. Префектурам 825 83
- на нужды администра-
тивных округов 575 58
- на городские переселения 250 25
2. Управлениям и службам
городского хозяйства 175 17
---------------------------------------------------------------
Итого: 1000 100
---------------------------------------------------------------
Приложение N 4
к постановлению правительства
Москвы
от 26 мая 1992 года N 331
ОСНОВНЫЕ
показатели жилищного строительства по территории
города в 1992 г. по источникам финансирования
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Структура жилищного Ввод в Объем капи- Источники финан- Источники финан-
строительства эксплуа- тальных вло- сирования (млн.руб.) сирования(млн.руб)
тацию жений (в це- ----------------------------------------------------
общей нах 1992 г. Кредит Бюджет Средства Средства
площади по состоянию банка ----------------- фондов ЖСК
тыс.кв.м на апрель м-ц) Россий- предприятий
(млн. руб.) ской го- и организа-
Федера- род- ций
ции ской
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1) 2)
1. Муниципальное жилье 1000 13837,0 13557,0 280,0 - - - 1)
из них: 2)
- в домах-новостройках 940 13837,0 13557,0 280,0 - - -
- КРПП 60
2. Жилищно-строительные 540 4170,0 - 1650,0 1650,0 - 870,0
кооперативы
3. Коммерческое жилье (аукционы, 3)
жилищные кооперативы) 365 5056,0 5056,0 - - - - 3)
4. Средства предприятий, организаций,
объединений и управлений 755 10673,8 - - 267,0 10406,8 -
в том числе:
- МЖК 86 764,2 - - 267,0 497,2 -
- долевое участие предприятий
и организаций 200 1662,1 - - - 1662,1 -
- объединения, главные управления,
подведомственные правительству
Москвы 18 284,2 - - - 284,2 -
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4)
Всего по территории Москвы 2660 33736,8 18613,0 1930,0 1917,0 10406,8 870,0 4)
в том числе:
- в домах - новостройках 2600
- КРПП 60
Ответственные за обеспечение Департамент Департамент Объединение Департамент
финансирования строитель- финансов "Москап- муниципаль-
ства т.Корос- строй" ного жилья
т.Воронин телев Ю.В. т. Гурец- т. Сапрыкин
А.И. кий Ю.А., П.В.
Департамент Департамент Департамент
муниципаль- муниципаль- финансов
ного жилья ного жилья т. Коросте-
т. Сапрыкин т. Сапрыкин лев Ю.В.
П.В. П.В.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечания к таблицам:
1) компенсируется продажей жилья
2) 50,7 млн.руб. с К-5,52
3) компенсируется продажей жилья
4) подлежит уточнению с последующей индексацией в случае изменения цен
Примечание: Поступление средств должно обеспечиваться
ежемесячно согласно заявке заказчика.
Приложение N 5
к постановлению правительства
Москвы
от 26 мая 1992 года N 331
Основные пропорции реализации жилой площади
в домах - новостройках и после КРПП
---T------------------------T--------T----------T-----T---------T----------------------------T------------T--------------
NN ¦ Направления ¦ Всего ¦ Муницип. ¦ %% ¦ На про- ¦ За средства предприятий ¦ На средст- ¦ Кроме того
пп ¦ реализации ¦ т.кв.м ¦ жилье ¦ ¦ дажу +---------T--------T---------+ ва граждан ¦ для формир.
¦ ¦ ¦ т.кв.м ¦ ¦ т.кв.м ¦ закрепл.¦ МЖК ¦ собств. ¦ ЖСК т.кв.м ¦ ЖСК в 1992 г.
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стр. ¦ т.кв.м ¦ стр.-во ¦ ¦ необходимо
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ т.кв.м ¦ ¦ т.кв.м ¦ ¦
---+------------------------+--------+----------+-----+---------+---------+--------+---------+------------+--------------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11
---+------------------------+--------+----------+-----+---------+---------+--------+---------+------------+--------------
1. Префектурам 1125 825 83 - - - - 300 220
в том числе:
- на нужды администр.
округов 875 575 58 - - - - 300 220
в том числе:
- в домах - новостройках 815 515 - - - 300
- после КРПП 60 60 - - - - -
- на городские пере-
селения 250 250 25 - - - - - -
2. На продажу через
аукционы и конкурсы 365 - - 365 - - - - -
3. Управлениям и служ-
бам городского хоз. 415 175 17 - 110 25 - 105 80
4. Предприятиям и орга-
низациям 755 - - - 135 60 425 135 100
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*
Итого по городу 2660 1000 100 365 245 85 425 540 400
в том числе:
- в домах - новостройках 2600
- после КРПП 60
------------------------------------------------------------------------------------------
* - в том числе передано для формирования
на апрель т.г. 235,0 т. кв. м
Приложение N 6
к постановлению правительства
Москвы
от 26 мая 1992 года N 331
Предложения по выделению муниципального жилья
префектурам административных округов.
--------------------------------------------------------------
Количество Количество Кол-во граждан
Округа жителей очередников проживающих в
т. чел. % т. чел. ветх.строениях
т. чел.
--------------------------------------------------------------
1. Северный 970 11 70 2,1
2. Юго-Западный 940 10 65 2,1
3. Южный 1480 17 122 6,0
4. Восточный 1180 13 105 8,0
5. Юго - Восточный 870 10 83 4,5
6. Северо - Восточный 1070 12 85 4,0
7. Западный 970 11 78 1,5
8. Центральный 670 7 77 23,2
9. Северо - Западный 645 7 42 2,4
10. Зеленоград 165 2 24 0,2
Итого: 100 751 49,5
Кроме того:
служебная площадь
-----------------------------------------------------------------
Продолжение
---------------------------------------------------------------------------------------
Планируется выделить Кроме того
для формирован.
Округа за дострой после КРПП Всего ЖСК в 1992 г.
т.кв.м % т.кв.м т.кв.м т.кв.м необходимо
т.кв.м
---------------------------------------------------------------------------------------
1. Северный 41,4 9 - 1,5 42,9 19,8
2. Юго - Западный 36,8 8 3,8 - 40,6 17,6
3. Южный 69,0 15 - 8,0 77,0 33,0
4. Восточный 59,8 13 - - 59,8 28,6
5. Юго - Восточный 50,6 11 0,4 - 51,0 24,2
6. Северо - Восточный 50,6 11 0,7 5,0 56,3 24,2
7. Западный 41,4 9 - 8,0 49,4 19,8
8. Центральный 50,6 11 0,6 32,5 83,7 24,2
9. Северо - Западный 36,8 8 - 5,0 41,8 17,6
10. Зеленоград 23,0 5 21,3 - 44,3 11,0
*
Итого: 460,0 100 26,8 60,0 546,8 220,0
Кроме того:
служебная площадь 28,2
-------------------------------------------------------------------------------------
Итого 460,0 100 26,8 60,0 575,0
* - с учетом переданных для формирования на апрель т.г.
Приложение N 7
к постановлению правительства
Москвы
от 26 мая 1992 года N 331
---------------------------------------------------------------
NN Организации Закреплено в корпусах, Подлежит
строящихся в 1992 г. распределению
т.кв.м т.кв.м
---------------------------------------------------------------
1. А З Л К 18,6 9,3
2. НПО "Молния" 4,0 2,0
3. Лианозовский ЭМЗ 6,4 6,4
4. Мин. торговли и
ресурсов 8,8 4,8
5. Мосметрострой 10,0 4,4
6. Мосэнергострой 5,5 0,9
7. СП "Мост" 23,4 5,0
8. Мосаэро 7,3 7,3
9. Организации Мос-
стройкомитета 84,0 6,9
10. Комитет пассажирского
транспорта 29,0 4,0
----------------------------------------------------------------
Итого: 197,0 51,0
-------------------------------------------------------------------
------------------------- |