ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 1992 г. N 702
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОСКВЫ
(с изм. и доп., согл. распоряжения Мэра Москвы
от 17.10.1994 N 517-РМ,
с изм., внесенными постановлениями Правительства Москвы
от 24.03.1993 N 257, от 13.07.1993 N 652,
от 08.08.1995 N 683, от 03.10.1995 N 810)
Правительство Москвы отмечает, что значительная часть объектов
историко-культурного наследия города (здания, представляющие
историко-культурную ценность, в том числе 1710 памятников,
находящихся на государственной охране, из которых 627 - на балансе
Управления государственного контроля охраны и использования
памятников истории и культуры г. Москвы, 57 исторических садов и
парков, 291 памятник истории, монументального искусства и
археологии) находится в неудовлетворительном техническом
состоянии. Особую тревогу вызывает положение дел с 9500 зданий,
представляющих историко-культурную ценность и формирующих
градостроительную среду исторического центра города и охранных зон
памятников. В условиях перехода к новым экономическим отношениям
работа по сохранности указанных зданий значительно осложнилась.
Это выражается в увеличении за последние годы количества нарушений
действующего законодательства по охране и использованию памятников
истории и культуры со стороны арендаторов, проектных и подрядных
реставрационных организаций различной ведомственной подчиненности,
а также в процессе управления городским хозяйством. Управлением
государственного контроля охраны и использования памятников
истории и культуры г. Москвы (УГК ОИП г. Москвы) только за 1990-
1991 гг. было направлено нарушителям 869 предписаний, предъявлено
186 претензий, взыскано штрафов на сумму - более 100 тыс. рублей,
принудительно выселены - 12 арендаторов. Однако принимаемые
Управлением меры не приносят должных результатов и явно
недостаточны.
В целях осуществления неотложных мер по сохранности зданий -
памятников истории и культуры и объектов, формирующих историко-
градостроительную среду города, руководствуясь Законом РСФСР "Об
охране и использовании памятников истории и культуры", Положением
об охране памятников истории и культуры, Постановлением Верховного
Совета РСФСР "О неотложных мерах по сохранению национального
культурного и природного наследия народов РСФСР", правительство
Москвы постановляет:
1. В целя усиления ответственности префектур и управлений
муниципальных округов за сохранность объектов историко-культурного
наследия, расположенных на подведомственных им территориях:
1.1. Возложить на руководство префектур и управлений
муниципальных округов контроль за техническим состоянием зданий,
представляющих историко-культурную ценность (за исключением
памятников истории и культуры и вновь выявленных объектов),
независимо от балансовой принадлежности, а также формы
собственности и использования этих зданий с применением к
организациям и лицам, неудовлетворительно содержащим здания, мер
административного воздействия.
1.2. Установить, что изменение функционального использования
указанных (п. 1.1) зданий, а также проведение по ним ремонтно-
реставрационных работ осуществляется префектурами и управлениями
муниципальных округов по согласованию с УГК ОИП г. Москвы.
2. Управлению государственного контроля охраны и использования
памятников истории и культуры г. Москвы:
2.1. Образовать в структуре Управления специальную
инспекторскую службу с учетом нового административно-
территориального деления города, закрепив за каждым
административным округом рабочую группу инспекторов для совместной
работы с префектурами и управлениями муниципальных округов.
Разработать в месячный срок "Положение о правах и обязанностях
инспекторской службы УГК ОИП г. Москвы".
Информировать правительство Москвы о результатах инспекционной
деятельности не реже двух раз в год.
2.2. Принять совместно с префектурами административных округов
безотлагательные меры к расторжению договоров аренды в
установленном порядке в первую очередь с организациями-
арендаторами, не выполняющими требования по содержанию
используемых ими памятников, с последующей передачей объектов на
баланс УГК ОИП г. Москвы (согласно приложению N 1).
Представить в месячный срок в правительство и префектуры Москвы
полный перечень зданий-памятников, находящихся в аварийном
состоянии, а также организаций-арендаторов, систематически не
выполняющих законодательство об охране памятников, с принятием к
указанным организациям в установленном порядке вышеназванных мер.
2.3. Совместно с организациями Департамента по строительству в
двухмесячный срок подготовить проект Положения о применении
санкций к организациям-арендаторам, являющимся заказчиками, а
также к подрядным организациям, нарушающим требования по
сохранности указанных объектов в процессе их эксплуатации, ремонта
или реставрации.
2.4. В случаях нарушений требований охраны и использования
памятников истории и культуры незамедлительно обращаться в
административно-техническую инспекцию для принятия к нарушителям
мер в соответствии с законодательством об административной
ответственности.
2.5. Представить в двухнедельный срок в правительство Москвы
проект обращения в Верховный Совет Российской Федерации по
повышению эффективности мер в отношении организаций и лиц,
арендующих памятники истории и культуры и объекты историко-
градостроительной среды и нарушающих законодательство об охране
памятников, в том числе допускающих сокращение сроков освобождения
зданий, остановку на них строительных и ремонтно-реставрационных
работ.
3. Во исполнение законодательства об охране и использовании
памятников:
3.1. Не допускать продажи или передачи в собственность
(приватизации) российским, совместным и иностранным предприятиям и
организациям, независимо от их статуса и ведомственной
подчиненности, а также частным лицам памятников истории и культуры
и вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность, прошедших экспертизу
и включенных в соответствующие списки. Все вопросы приватизации
объектов, представляющих историко-культурную ценность, решать при
обязательном согласовании с УГК ОИП г. Москвы.
3.2. Не допускать оценки балансовой стоимости памятников
истории и культуры и вновь выявленных объектов, представляющих
историческую, научную, художественную или иную культурную
ценность, и внесения их в уставные фонды совместных и других вновь
создаваемых организаций и предприятий.
3.3. Установить, что действие документов правительства Москвы,
определяющих права на нежилые помещения, не распространяются на
памятники истории и культуры и вновь выявленные объекты, порядок
оформления прав на которые определяется законодательством об
охране и использовании памятников.
3.4. Организациям, имеющим в полном хозяйственной ведении или
оперативном управлении памятники истории и культуры и вновь
выявленные объекты, представляющие историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность, передать в
установленном порядке на баланс УГК ОИП г. Москвы в соответствии с
"Положением об охране и использовании памятников истории и
культуры" (п. 58), утвержденным постановлением Совета Министров
СССР от 16.09.82 N 865.
Объекты, указанные в приложении N 2, передать в течение 1992
года по согласованным с префектурами графикам.
3.5. УГК ОИП г. Москвы в двухмесячный срок решить вопрос
укрепления службы заказчика Управления для осуществления ремонтно-
реставрационных работ по памятникам истории и культуры,
находящимся на балансе Управления. Организациям-арендаторам
обеспечить перечисление необходимых финансовых средств по заявкам
Управления для производства указанных работ.
4. Главному управлению внутренних дел принять меры,
направленные на выполнение постановления Правительства Российской
Федерации от 22.04.92 N 266 "О мерах государственной поддержки
культуры и искусства в период экономических реформ" (п. 4) в части
обеспечения защиты объектов исторического и культурного наследия.
5. Утратил силу. - Распоряжение Мэра Москвы от 17.10.1994 N 517-
РМ.
6. Утратил силу. - Распоряжение Мэра Москвы от 17.10.1994 N 517-
РМ.
7. В целях упорядочения вопросов сохранения объектов историко-
культурного наследия Москвы:
7.1. Поручить префектурам административных округов в месячный
срок представить в УГК ОИП г. Москвы поадресные списки всех
зданий, расположенных на подведомственных территориях.
7.2. Поручить УГК ОИП г. Москвы в двухмесячный срок
откорректировать границы зон исторической застройки, расположенных
в пределах административных округов города.
7.3. Поручить УГК ОИП г. Москвы до конца 1992 года совместно с
бюро технической инвентаризации и префектурами административных
округов на основании полученных (п. 7.1) материалов составить
поадресный перечень объектов, представляющих историко-культурную
ценность и формирующих историко-градостроительную среду Москвы, и
передать указанный перечень в префектуры.
7.4. Установить, что на период составления перечня зданий,
представляющих историко-культурную ценность (п. 7.3), по вопросам,
касающимся ремонтно-реставрационных работ и использования
указанных объектов, действует порядок, изложенный в п. 1.2
настоящего постановления.
7.5. Поручить УГК ОИП г. Москвы в трехмесячный срок провести
очередную инвентаризацию памятников истории и культуры,
находящихся на государственной охране, а также вновь выявленных
объектов, представляющих историческую, научную, художественную или
иную культурную ценность, обратив при этом особое внимание на
научно-методическую обоснованность постановки отдельных из
указанных объектов на государственную охрану и внесение при
необходимости предложений по корректировке списков памятников в
установленном порядке в соответствии с действующим
законодательством.
8. УГК ОИП г. Москвы согласовывать проектно-сметную
документацию (в соответствии со статьями 35 и 41 Закона РСФСР "Об
охране и использовании памятников истории и культуры"):
8.1. На осуществление сноса, изменения (пристройки,
надстройки), перемещения недвижимых памятников истории и культуры
исключительно при наличии на это разрешения Правительства
Российской Федерации.
8.2. На производство земляных, строительных и других работ, а
также хозяйственной деятельности в пределах зон охраны памятников
истории и культуры при наличии на это разрешения правительства
Москвы и согласований с Министерством культуры Российской
Федерации и Всероссийским обществом охраны памятников истории и
культуры.
9. Москомархитектуре и Мосгосэкспертизе осуществлять выдачу
разрешительной документации на проведение всех видов работ по
объектам, размещаемым и расположенным в пределах зон охраны
памятников истории и культуры, только при обязательном выполнении
порядка, предусмотренного пунктом 8 настоящего постановления.
10. Организациям, независимо от их статуса и ведомственной
подчиненности (в том числе совместным предприятия), привлекающим в
качестве подрядчиков на контрактной основе иностранные фирмы для
проведения реставрационных работ на памятниках истории и культуры
города, в обязательном порядке направлять контрактные предложения
на согласование в УГК ОИП г. Москвы в целях соблюдения
действующего законодательства об охране и использовании
памятников.
11. Установить, что здания, представляющие историко-культурную
ценность, выдвигаются на конкурсы и аукционы по сдаче их в аренду
только по согласованию с УГК ОИП г. Москвы с целью выполнения
требований законодательства об охране памятников.
12. Установить, что деятельность совместных, малых предприятий
и кооперативов, уставы которых предусматривают проведение ремонтно-
реставрационных работ, осуществляется на соответствующей
лицензионной основе и по согласованию с УГК ОИП г. Москвы.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя премьера правительства Москвы - министра
В.И.Ресина.
Премьер правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение N 1
к постановлению правительства
Москвы
от 1 сентября 1992 г. N 702
В данном приложении приведен перечень организаций-арендаторов,
не выполняющих требования по содержанию используемых ими
памятников.
Приложение N 2
к постановлению правительства
Москвы
от 1 сентября 1992 г. N 702
В данном приложении приведен перечень объектов, которые следует
передать в течение 1992 года на баланс УГК ОИП г. Москвы.
|