М О С К В А
М Э Р
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
6 апреля 1993 г. N 213-РМ
О МОНИТОРИНГЕ ЗЕМЕЛЬ
В Г. МОСКВЕ
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР, Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 491 "О
мониторинге земель" и в целях обеспечения успешного перехода к
экономико - правовому регулированию земельных отношений и
рациональному землевладению и землепользованию:
1. Утвердить "Положение о мониторинге земель в г. Москве"
(приложение).
2. Возложить координацию и обобщение данных мониторинга земель
на Московский земельный комитет совместно с Московским городским
комитетом по охране природы и Московским комитетом по архитектуре
и градостроительству.
3. Московскому земельному комитету совместно с Московским
городским комитетом по охране природы и Московским комитетом по
архитектуре и градостроительству:
3.1. С заинтересованными организациями разработать в
двухмесячный срок и по согласованию с Департаментом финансов и
Управлением перспективного развития Москвы представить в
правительство Москвы Программу мониторинга земель на 1993 - 1995
годы с перечнем работ, выполняемых за счет средств,
предусматриваемых в бюджете г. Москвы на указанные цели.
3.2. В целях обеспечения программы финансовыми ресурсами
ежегодно представлять в Роскомзем для согласования объемы расходов
по реализации мероприятий, включенных в Программу.
3.3. С Московским лесопарковым территориально -
производственным объединением "Мослесопарк", Московским городским
центром санитарно - эпидемиологического надзора, московским научно
- производственным центром геолого - эконологических исследований
и использования недр "Геоцентр - Москва", органами исполнительной
власти административно - территориальных округов г.Москвы на
основе материалов мониторинга земель обеспечить своевременное
принятие мер по предупреждению и устранению последствий выявленных
при наблюдении за состоянием земельного фонда негативных
процессов.
4. Московскому земельному комитету совместно с Московским
городским комитетом по охране природы, Московским комитетом по
архитектуре и градостроительству и участием заинтересованных
организаций в течение 1993 года разработать методику оценки
эффективности (рациональности) использования городских земель всех
категорий, а также основные признаки и показатели, позволяющие
определить степень освоения (или неосвоения) земель.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя премьера правительства Москвы Ресина В.И.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к распоряжению мэра Москвы
от 6 апреля 1993 года N 213-РМ
П О Л О Ж Е Н И Е
О МОНИТОРИНГЕ ЗЕМЕЛЬ В Г. МОСКВЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В целях обеспечения успешного проведения земельной реформы,
регулирования земельных отношений, развития новых форм
хозяйствования, экономического обоснования и экологизации
землевладения и землепользования в г. Москве ведется мониторинг
земель, представляющий собой систему мероприятий и наблюдений за
состоянием земельного фонда для обновления и поддержания
достоверности кадастровых данных, своевременного выявления
изменений, оценки, предупреждения и устранения последствий
негативных процессов.
2. Ведение мониторинга городских земель осуществляется
Московским земельным комитетом совместно с Московским городским
комитетом по охране природы и Московским комитетом по архитектуре
и градостроительству с привлечением:
- Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды в части мониторинга загрязнения земель тяжелыми
металлами и другими опасными веществами;
- Московского лесопаркового территориально - производственного
объединения "Мослесопарк" в части мониторинга лесных насаждений и
парков;
- Московско - Окского бассейнового водохозяйственного
объединения в части мониторинга водных источников, прибрежных
полос, водоохранных зон и их загрязнения;
- Московского городского центра санитарно - эпидемического
надзора;
- Московского научно - производственного центра геолого -
экономических исследований и использования центра геолого -
экологических исследований и использования недр "Геоцентр -
Москва" в части мониторинга геологических наблюдений за развитием
карстовосуффозионных, оползневых и техногенных процессов, мощности
и обводненности техногенных отложений.
3. Объектом мониторинга земель является городской земельный
фонд, независимо от форм собственности на землю, целевого названия
и характера их использования.
4. Мониторинг земель г. Москвы на каждом уровне административно
- территориального деления имеет подсистемы, соответствующие
категории городских земель, и представляет собой:
а) мониторинг земель городской застройки (в т.ч. подземные
пространства) - наблюдение за состоянием земель, предоставленных
предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и
эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно -
бытовых, религиозных и других строений и сооружений, а также
гражданам для индивидуального жилищного строительства;
б) мониторинг земель общего пользования - наблюдение за
состоянием земель, используемых для передвижения, для
удовлетворения культурно - бытовых потребностей населения,
полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов,
полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и
других земель, служащих для удовлетворения общественных нужд
города;
в) мониторинг земель сельскохозяйственного использования -
наблюдение за состоянием земель, отнесенных к сельскохозяйственным
угодьям и используемых для сельскохозяйственного производства на
территории города;
г) мониторинг земель природоохранного, оздоровительного,
рекреационного и историко - культурного назначения - наблюдение за
состоянием земель, в пределах которых имеются природные объекты,
представляющие научную или культурную ценность; обладающие
природными лечебными факторами; предназначенные и используемые для
организации массового отдыха и туризма населения; имеющие
историческое, культурно - архитектурное и эстетическое значение;
д) мониторинг земель, занятых городскими лесами и лесопарками -
наблюдение за состоянием земель, покрытых лесом, а также не
покрытых лесом, но предоставленных для нужд лесного и
лесопаркового хозяйства;
е) мониторинг земель водного фонда - наблюдение за состоянием
земель прибрежных полос, водоохранных зон рек, водоемов и других
водных источников и их загрязнения;
ж) мониторинг земель транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики,
обороны и других - наблюдение за состоянием земель,
предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям для
осуществления возложенных на них задач.
5. В зависимости от размеров наблюдаемой территории
осуществляется региональный и локальный мониторинг земель.
Региональный мониторинг охватывает площадь в пределах городской
черты г. Москвы с выделением земель, ограниченных
административными границами территориальных округов.
Локальный мониторинг ведется в границах территорий отдельных
землевладений и землепользований.
6. Мониторинг земель г. Москвы является составной частью
федерального мониторинга и входит в Единую государственную систему
экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
II. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГА ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ
7. Основными задачами мониторинга городских земель являются:
- своевременное выявление изменений, их оценка, внесение в
кадастр; прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению,
локализации и устранению последствий негативных процессов;
- изучение городского земельного фонда по степени
использования, освоению земель всех категорий и другим признакам и
подготовка на базе полученных данных предложений по введению
экономических рычагов, стимулирующих повышение эффективности
использования земельных участков;
- выявление и анализ изменений правового статуса
землепользования, контроль соблюдения собственниками,
пользователями, владельцами и арендаторами земельных участков
установленных правил ведения хозяйственной деятельности;
- анализ и обобщение характера нарушений земельного
законодательства и подготовка предложений по совершенствованию
нормативных актов с целью повышения эффективности их действия;
- содействие формированию банка данных, характеризующих технико
- экономические показатели земельных участков для обеспечения
реализации генерального плана и генеральных схем развития отрасли
городского хозяйства, проектов детальной планировки и застройки;
- экспериментально - производственный мониторинг земель в
ареалах распространения основных негативных процессов и выработка
рекомендаций по их предупреждению, локализации и устранению;
- получение данных от компетентных органов по изучению
состояния земель в местах захоронения токсичных промышленных
отходов и радиоактивных материалов, свалок, стоянок
автотранспорта, а также других промышленных отходов;
- подготовка докладов и программ для составления тематических
карт и атласов состояния земельного фонда г. Москвы.
- разработка рекомендаций по рациональному использованию и
охране земель для последующего проектирования и реализации
планируемых мероприятий, в целях предупреждения и устранения
последствий негативных процессов хозяйственной деятельности.
8. Оценка и анализ состояния городского земельного фонда
выполняется на основании наблюдений:
- базовых (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений
на момент начала ведения мониторинга земель);
- периодических (через год и более);
- оперативных (дежурных);
- ретроспективных (анализ предшествующих наблюдений).
9. Первичные данные, получаемые при наблюдениях за состоянием
земельных участков, элементов инфраструктуры, обобщаются по
административным округам и по г.Москве в целом, а также по
ландшафтно - экологическим комплексам с выделением ареалов
основных негативных процессов.
10. Мониторинг городских земель ведется по единой системе за
счет ассигнований из республиканского бюджета и средств,
поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога,
арендной платы и других платежей за землю.
11. Ведение мониторинга земель выполняется по методологии
Роскомзема с соблюдением принципа взаимной совместимости
информации, основанной на применении единой государственной
системы координат, высот, картографических проекций, единых
классификаторов, кодов, системы единиц, входных и выходных
форматов.
12. Техническое обеспечение мониторинга городских земель
осуществляется автоматизированной информационной системой
Москомзема, имеющей оборудованные рабочие места для обработки и
хранения информации в административно - территориальных округах
г. Москвы.
13. Мониторинг земель обеспечивает наблюдение за:
- изменением границ г. Москвы, административно -
территориальных образований, землепользований и землевладений,
охранных и технических зон;
- эффективностью использования земель всех категорий;
- динамикой урбанизации территорий сельскохозяйственного
использования, земель городских лесов и зеленых насаждений;
- динамикой изменения площадей жилой застройки и земель общего
пользования;
- ландшафтно - экологическим районированием территории Москвы с
выделением ареалов негативных процессов;
- состоянием земельных участков, почвенно - растительного
покрова;
Результаты мониторинга выражаются количественными и
качественными показателями (плотность и этажность застройки,
наличие инженерных сетей и т.д.), характеризующими изменения
состояния земель.
14. Для получения необходимой информации при мониторинге
городских земель применяются:
- дистанционное зондирование (аэрокосмические съемки и
наблюдения);
- наземные специальные (тепловизорные, ультразвуковые и др.) и
топографические съемки и наблюдения;
- перерегистрация землепользователей;
- проверки, обследования, контрольно - ревизионная работа;
- фондовые (архивные) данные (цифровые и графические).
Аэрофотосъемки и космические съемки являются основными источниками
информации для проведения периодических и оперативных наблюдений
за состоянием городских земель на региональном уровне.
Наземные съемки, наблюдения и проверки проводятся для получения
данных о состоянии земельного фонда в случаях, когда методами
дистанционного зондирования эти данные получить невозможно.
15. В административно - территориальных округах и
Госземинспекциях г. Москвы формируются первичные данные
мониторинга, характеризующие состояние земельного фонда округа в
виде подсистемы, соответствующей категориям городских земель, а
также в ареалах распространения основных негативных процессов и
нарушений земельного законодательства.
16. Результаты мониторинга земель должны оформляться в виде,
предусмотренном соответствующей нормативно - технической
документацией, и отвечать требованиям объективности,
достоверности, сопоставимости, оперативности.
17. Юридические и физические лица в срок до 1 января должны
сообщить в территориальные Управления регулирования
землепользования Москомзема о происшедших за год изменениях,
указанных в п.13.
По результатам анализа и оценки состояния земель
территориальные управления регулирования землепользования
Москомзема административно - территориальных округов (по
согласованию с органами Москомприроды) направляют в отдел
мониторинга земель Москомзема отчет о состоянии работ по
мониторингу и предложения по улучшению использования земель.
18. Москомзем совместно с Москомприродой, Москомархитектурой
при участии других заинтересованных организаций анализирует и
обобщает полученные из территориальных управлений административно
- территориальных округов и представляет в правительство Москвы и
Роскомзем:
18.1. Изменения за отчетный период (в составе годового отчета о
наличии и использовании земель) не позднее 20 февраля:
18.2. Уточненную программу мониторинга городских земель на
последующий после отчетного год.
19. Специальные и режимные ведомства и организации должны
представлять отчетность в территориальные управления Москомзема в
сроки согласно п. 18 настоящего Положения порядком, установленным
для ведения секретного делопроизводства.
20. Обобщенная информация о состоянии земельного фонда Москвы
публикуется в специальных периодических изданиях, отображается на
тематических картах и атласах, издаваемых картографическими
предприятиями по заказам Москомзема.
21. Предприятия, организации и учреждения, граждане,
международные организации и иностранные юридические и физические
лица пользуются данными мониторинга земель г. Москвы в
соответствии с Положением о порядке предоставления данных
мониторинга земель заинтересованным юридическим и физическим
лицам, разработанным Роскомземом в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 15.07.92 N 491.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ МОНИТОРИНГА ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ
22. Развитие мониторинга городских земель осуществляется
поэтапно с учетом сроков создания автоматизированных систем
земельного и территориального кадастров.
23. Настоящее Положение служит основой для разработки Программы
развития мониторинга земель г. Москвы.
Нормативно - технические документы (НТД) по отдельным
направлениям работ По мониторингу разрабатываются организациями
соответствующих ведомств и содержат основные требования к
содержанию и оформлению конечных материалов. Отраслевые НТД по
мониторингу городских земель утверждаются соответствующими
ведомствами по согласованию с Москомземом.
24. Координацию работ по созданию и развитию мониторинга земель
г. Москвы осуществляет Москомзем совместно с Москомприродой и
Москомархитектурой.
-----------------------------------------------------------------
-------------------------
|