Проведенной прокуратурой г. Москвы проверкой исполнения
природоохранительного законодательства установлено, что
распоряжением вице-мэра г. Москвы от 26 декабря 1991 г. No. 426
РВМ "О порядке согласования проектной документации на
строительство объектов в г. Москве и лесопарковом защитном поясе"
Москомприрода исключена из списка организаций, согласующих
проектно - сметную документацию на строительство объектов в Москве
и лесопарковом защитном поясе. Такое согласование предусмотрено
лишь на предпроектной стадии. Этим же распоряжением утверждено
Положение о порядке согласования проектной документации в
г. Москве. Распоряжение в этой части является незаконным и
подлежит отмене.
Согласно ст. 7 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной
среды" Москомприрода - специальный государственный орган в области
охраны окружающей природной среды и к его компетенции относится
проведение государственной экологической экспертизы. Предметом же
государственной экологической экспертизы в соответствии со ст. 37
Закона являются не только предпроектные, но и предплановые, а
также проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к
реализации на территории Российской Федерации. Экологическими
требованиями при размещении, проектировании, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных
объектов, изложенными в ст. ст. 40 - 43 Закона, прямо
предусмотрено участие государственного органа экологического
контроля за выполнением этих требований и принятием мер по
устранению нарушений. Таким образом, закон не содержит ограничений
по согласованию Мосприродой проектов лишь на какой-то стадии, а
предусматривает участие комитета на период всего процесса
проектирования и строительства объектов.
Согласование предплановой, предпроектной и проектной
документации на строительство и реконструкцию промышленных и
других предприятий и объектов в органах государственного
управления в области охраны окружающей природной среды
предусмотрено и постановлениями Правительства Российской Федерации
от 18 марта 1988 г. No. 93 "О коренной перестройке дела охраны
природы в РСФСР", от 16 марта 1990 г. No. 93 "О неотложных мерах
по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990 - 1995 гг.
и основных направлениях охраны природы на период до 2005 года",
Положениями о Государственном комитете РСФСР по экологии и
природопользованию, утвержденном постановлениями Правительства
Российской Федерации от 14 июня 1991 г. No. 326 и 7 июля 1992 г.
No. 468, и о Московском городском комитете по охране природы,
утвержденном Министерством экологии и природопользования РСФСР
4 сентября 1991 г.
Постановлениями Президиума Верховного Совета Российской
Федерации "О статусе и структуре органов управления города
Москвы - столицы РСФСР" и "О разграничении компетенции органов
власти и управления в городе Москве", Указами Президента РСФСР "О
полномочиях мэра Москвы" и "О полномочиях органов исполнительной
власти города Москвы" вице-мэру не предоставлено право изменять
природоохранное законодательство и функции контролирующих
природоохранных органов.
На указанное распоряжение прокурором г. Москвы в марте 1992 г.
принесен протест, который в течение полугода не был рассмотрен. С
учетом этого прокуратура города обратилась с заявлением в
Мосгорсуд, в котором поставлен вопрос о признании распоряжения
вице-мэра Москвы No. 426 РВМ от 26 декабря 1991 г. в части
исключения Москомприроды из списка организаций, согласующих
проектно - сметную документацию, незаконным и отменить.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от
4 февраля 1993 г. заявление прокурора г. Москвы удовлетворено: п.
п. 1, 3 распоряжения вице-мэра No. 426 РВМ от 26 декабря 1991 г.
"О порядке согласования проектной документации на строительство
объектов в г. Москве и лесопарковом защитном поясе" признаны
незаконными и отменены.
|