ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
О некоторых вопросах порядка обращения наличной
иностранной валюты на территории Российской Федерации
В связи с изменениями порядка реализации гражданам на территории
Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту,
установленными письмом Банка России от 01.10.93 г. N 56, Центральный банк
Российской Федерации в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации
"О валютном регулировании и валютном контроле" разъясняет некоторые вопросы
порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской
Федерации начиная с 01.01.94г.
1. Требования письма Банка России от 01.10.93 г. N 56 в части запрета
реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ,
услуг) за наличную иностранную валюту и в части запрета зачисления на
валютные счета уполномоченных предприятий их выручки в наличной иностранной
валюте не действуют в отношении уполномоченных предприятий, реализующих
товары под таможенным контролем на таможенной территории Российской
Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения и
иных местах, определенных таможенными органами Российской Федерации) без
взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер
экономической политики (в дальнейшем в целях настоящего письма такие
уполномоченные предприятия именуются "магазинами беспошлинной торговли").
Магазины беспошлинной торговли впредь до особых указаний Банка России
могут осуществлять реализацию гражданам товаров за иностранную валюту в
безналичном порядке и за наличный расчет на основании имеющихся у них
разрешений Банка России, в том числе разрешений Главных территориальных
управлений, в соответствии с письмом от 20.01.93 г. N 28 (по форме согласно
приложению N 1 к инструкции Банка России N 11 в редакции от 20.01.93 г.).
2. Порядок осуществления расчетов в иностранной валюте и в рублях в
магазинах беспошлинной торговли и выдачи Банком России соответствующих
разрешений будет установлен Банком России и доведен до сведения Главных
территориальных управлений дополнительно. Впредь до установления Банком
России указанного порядка никакими органами государственной власти и
государственного управления (в том числе Главными территориальными
управлениями Банка России) не могут выдаваться разрешения магазинам
беспошлинной торговли на реализацию гражданам на территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту.
3. Магазины беспошлинной торговли должны соблюдать требования
действующего порядка ведения кассовых операций применительно к работе с
наличной иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте.
Сумма валютной выручки предыдущего торгового (рабочего) дня сдается
магазином беспошлинной торговли в полном объеме для инкассации в
уполномоченный банк в течение текущего банковского дня.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением",
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 г. N
5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением", "Положением по применению контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденным постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 г. N 745,
магазины беспошлинной торговли, принимающие наличную иностранную валюту
после 31.12.93 г., должны применять контрольно-кассовые машины при
осуществлении расчетов в наличной иностранной валюте.
Магазины беспошлинной торговли, принимающие наличную иностранную валюту
после 31.12.93 г., должны не позднее 31.01.94 г. представить в Главные
территориальные управления Банка России по месту своей государственной
регистрации, а также в уполномоченный банк, инкассирующий выручку в наличной
иностранной валюте, нотариально заверенную копию карточки регистрации
контрольно-кассовых машин в налоговом органе, полученной в соответствии с
требованиями "Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых
органах", утвержденного приказом Государственной налоговой службы Российской
Федерации от 11.08.93 г. N ВГ-3-14/71. Магазин беспошлинной торговли, не
выполнивший это требование до 31.01.94 г., утрачивает начиная с 01.02.94 г.
право приема наличной иностранной валюты за реализацию гражданам товаров
(работ, услуг).
4. Магазины беспошлинной торговли, принимающие наличную иностранную
валюту после 31.12.93 г., представляют в Главные территориальные управления
Банка России, а также Главное управление валютного регулирования и валютного
контроля отчеты о реализации гражданам на территории Российской Федерации
товаров (работ, услуг) по форме и в сроки, установленные инструкцией Банка
России N 11 в редакции от 20.12.93 г. (приложение N 3 к названной
инструкции), т.е. с запоминанием строки "наличной иностранной валютой (в
магазинах беспошлинной торговли)".
В соответствующей сводной отчетности Главных территориальных управлений
Банка России перед Главным управлением валютного регулирования и валютного
контроля, начиная с 01.01.94 г. также заполняется строка "-наличной
иностранной валютой (в магазинах беспошлинной торговли)".
5. Без ограничений на текущие валютные счета предприятий, учреждений,
организаций (резидентов и нерезидентов) в уполномоченных банках могут
зачисляться следующие поступления в наличной иностранной валюте:
5.1. неиспользованный остаток наличной иностранной валюты, ранее
полученной предприятием, учреждением, организацией (резидентом и
нерезидентом) в соответствующем уполномоченном банке для оплаты наличной
иностранной валютой расходов, связанных с выездом и пребыванием за границей
командированных работников, а также для оплаты наличной иностранной валютой
иных расходов в случаях, разрешенных Банком России;
5.2. таможенные платежи физических лиц в соответствии с таможенным
законодательством Российской Федерации;
5.3. суммы в уплату физическими лицами подоходного налога в иностранной
валюте в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
5.4. суммы, изъятые в качестве взысканий у резидентов и нерезидентов за
совершенные ими правонарушения находящимися при исполнении служебных
обязанностей должностными лицами правоохранительных, налоговых и таможенных
органов в сооветствии с законодательством Российской Федерации;
5.5. консульские сборы, взимаемые с физических лиц, находящихся в
Российской Федерации, иностранными дипломатическими и консульскими
представительствами, а также представительствами Министерства иностранных
дел Российской Федерации;
5.6. выручка от реализации гражданам на территории Российской Федерации
представительствами иностранных транспортных предприятий перевозочных
документов на взаимной основе в соответствии с международными договорами с
участием Российской Федерации;
5.7. суммы, ввезенные в Российскую Федерацию с соблюдением таможенных
правил по доверенности предприятий, учреждений, организаций-нерезидентов;
5.8. иные суммы в случаях, специально разрешенных Банком России.
6. Предоставление в кредит наличной иностранной валюты, а также
погашение наличной иностранной валютой полученных кредитов допускается
только по договорам, заключенным между уполномоченными банками Российской
Федерации в целях обеспечения валютно-кассового обслуживания клиентов в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Напоминаем, что наличная иностранная валюта, принимаемая имеющими
согласно разрешениям Банка России право ее приема уполномоченными
предприятиями до конца 1993 г., должна быть сдана уполномоченными
предприятиями в уполномоченные банки и инкассирована уполномоченными банками
в полном объеме (включая разменную металлическую монету иностранных
государств) до конца дня 31.12.93 г. по местному времени с последующим
зачислением на текущие валютные счета уполномоченных предприятий.
Выручка от реализации гражданам на территории Российской Федерации
товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту, сданная в кассу
(хранилище) уполномоченных банков после 31.12.93 г. (в том числе остатки
наличной валютной выручки, не сданные в уполномоченные банки до конца дня
31.12.93 г. по местному времени), принимается уполномоченными банками на
ответственное хранение без зачисления на валютные счета уполномоченных
предприятий в соответствии с письмом Банка России от 01.10.93 г. N 56.
В связи с вышеизложенным рекомендуем уполномоченным предприятиям и
обслуживающим их уполномоченным банкам предварительно согласовать порядок
сдачи наличной иностранной валюты для инкассации в уполномоченный банк таким
образом, чтобы не допустить наличия у уполномоченных предприятий после
31.12.93 г. остатков выручки в виде наличной иностранной валюты.
Требования настоящего пункта не относятся к магазинам беспошлинной
торговли, реализующим товары гражданам за наличную иностранную валюту с
01.01.94 г.
8. Из перечня документов, представляемых в Главные территориальные
управления Банка России для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на
реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ,
услуг) за иностранную валюту во всех формах, принятых в международной
практике, кроме расчетов наличной иностранной валютой, исключается справка
местного органа исполнительной власти о согласовании с мест реализации на
подведомственной им территории (пункт 11.5 Инструкции Банка России N 11 в
редакции от 20.01.93 г.). Пункты 11.6, 11.7 и 11.8 вышеназванной инструкции
Банка России считаются соответственно пунктами 11.5, 11.6 и 11.7.
9. Начиная с 01.01.94 г. утрачивают силу следующие положения инструкции
Банка России от 20.01.93 г. N 11 "О порядке реализации гражданам на
территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную
валюту":
- в первом абзаце пункта 6 слова ",а также за наличный расчет (если
последнее специально оговорено в разрешении Банка России)";
- пункт 7;
- четвертый абзц пункта 10;
- пункт 12 и приложение 2 к указанной инструкции;
- в пункте 11.6 (в первой редакции) слова: "кассовых аппаратов для
приема наличной иностранной валюты,";
- в пункте 14 "а)" слова: ",а также мест получения платежей в наличной
иностранной валюте, если такая форма расчетов предусмотрена разрешением
уполномоченного предприятия".
10. Изменения порядка реализации гражданам на территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, установленные
письмом Банка России от 01.10.93 г. N 56,а также требования настоящего
письма не затрагивают действующий порядок покупки и продажи гражданами
наличной иностранной валюты в уполномоченных банках (в том числе в их
обменных пунктах), а также порядок зачисления наличных денег на валютные
счета и снятия наличных денег с валютных счетов граждан в уполномоченных
банках Российской Федерации.
11. За нарушение требований пунктов 1, 2 и 3 письма Банка России от
01.10.93 г. N 56, а также пунктов 1, 3, 5, 6, 7 и 10 настоящего письма
уполномоченные банки несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Просим в возможно короткие сроки довести настоящее письмо до сведения
уполномоченных банков и уполномоченных предприятий.
27.12.93г.
ПРЕСС-РЕЛИЗ
БЛОКИРУЮТСЯ ВАЛЮТНЫЕ СЧЕТА ПРЕДПРИЯТИЙ-НАРУШИТЕЛЕЙ
Главное управление ЦБ РФ по г.Москве направило в адрес 126 столичных
банковских учреждений письма с требованием за непредоставление отчетности
блокировать с 1 января 1994 года сроком на один месяц валютные счета 437
предприятий, осуществляющих торговлю и оказание услуг за иностранную валюту.
Согласно Инструкции ЦБ России N 11 от 20.01.93 г. предприятия обязаны
ежеквартально (не позднее 15 числа первого месяца квартала, следующего за
отчетным) предоставлять в ГУ ЦБ отчет о реализации гражданам на территории
Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту по
соответствующей форме.
Однако, как показали результаты проверки, из 854 московских
предприятий, имевших разрешение на валютную деятельность, только 250
предоставили правильно оформленные отчетные документы за 3-й квартал 1993
года. Большинство уполномоченных предприятий банков, к сожалению, либо
вообще проигнорировали требования ЦБ РФ по отчетности, как это сделали 437
из них, либо нарушили сроки и правила оформления отчетов. В частности,
"забыли" предоставить свои отчеты даже такие известные предприятия, как СП
"Бурда Моден", АО "Совтрансавто", ТОО "Атлас Моторс Групп" и многие другие.
В этой связи ГУ ЦБ по г.Москве обращает внимание всех уполномоченных
предприятий на необходимость предоставления отчетности о валютной
деятельности в строгом соответствии с действующей Инструкцией ЦБ России. В
случае повторения грубых нарушений установленного порядка предоставления
отчетности по валютной деятельности, предприятия-нарушители будут лишаться
лицензии на осуществление торговли и оказание услуг за иностранную валюту.
29.12.93
Отдел по связям с общественностью ГУ ЦБ РФ по г.Москве
(тел.237-86-93)
ГУ ЦБ РФ ПО Г.МОСКВЕ
НАЧАЛО СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЕ
ИНСПЕКТИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Более 50 коммерческих банков проверено Управлением инспектирования -
новым контрольно-инспекционным органом Главного управления ЦБ по г. Москве,
созданным в четвертом квартале этого года. Основными задачами Управления
инспектирования является осуществление контроля на месте за деятельностью
коммерческих банков и соблюдением ими государственной финансовой дисциплины,
защита интересов и прав клиентов. С этой целью Управление проводит плановые
комплексные проверки (бригада работает в одном банке 1-1,5 месяца), а также
выборочные проверки продолжительностью 10-15 дней и разовые - по жалобам.
Управление имеет достаточно широкие полномочия - для проверки оно может
затребовать у банков любые документы, может штрафовать провинившиеся банки,
ставить вопрос об отзыве у них лицензий. Такие же взыскания оно может
накладывать на коммерческие банки и в случае оказания препятствий или отказа
предоставить проверяющим банковские документы.
Однако московское Управление ЦБ по г. Москве рассматривает Управление
инспекции не как "банковскую полицию", а исходит из совместной
заинтересованности Центробанка и серьезных коммерческих банков Москвы в
совершенствовании российской банковской системы, укреплении ее стабильности и
надежности. В этой связи, Управление инспектирования призвано не только
выявить и пресечь нарушения банковского законодательства, но и оказать
банкам конкретную помощь в устранении недостатков в их деятельности.
27.12.93 г.
ОТОЗВАНЫ ЛИЦЕНЗИИ У 9 АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Главное управление ЦБ по г. Москве информирует коммерческие банки,
предприятия и организации, что у 9 организаций отозваны лицензии на
проведение банковского аудита. Они лишены лицензий в связи с
непредоставлением документов на продление срока их действия. Это следующие
организации:
- "Профаудит"
- "Банковская аудиторская служба "Спецаудит"
- "Консунс"
- "Аскания-аудит"
- "Форум"
- "Бранос"
- "РПБ-Аудиит"
- "Агроинвест Ко"
- "ДРТ Инаудит".
Коммерческим банкам следует обращать внимание, что аудиторские
организации, которые они намерены пригласить для подготовки годового отчета,
должны располагать лицензией на проведение банковского аудита и
подтверждением Центробанка о продлении срока ее действия.
27.12.93 г.
Отдел по связям с общественностью ГУ ЦБ РФ по г. Москве (тел. 237-86-93).
ПРЕСС-РЕЛИЗ
О ПОРЯДКЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДПРИЯТИЯМИ-ЭКСПОРТЕРАМИ,
ИМЕЮЩИМИ ВАЛЮТНЫЕ СЧЕТА ЗА ГРАНИЦЕЙ
Главное управление Центрального Банка России по г. Москве
информирует, что с 1 января этого года на территориальные органы ЦБ
возложено осуществление функций валютного контроля за предприятиями-
экспортерами, имеющими разрешение ЦБ на открытие счетов в банках за
границей.
Указанные предприятия для подписания паспорта экспортной сделки,
оформление которого предусмотрено новым порядком контроля за
поступлением экспортной выручки, должны представлять в территориальные
органы ЦБ (по месту регистрации) следующие документы:
1) составленное в произвольной форме заявление с просьбой о
подписании паспорта экспортной сделки;
2) копии лицензии Банка России на открытие счета за границей;
3) копии Устава и Учредительного договора предприятия-экспортера;
4) копию письма иностранного банка, в котором открыт счет
экспортера с описанием режима счета (с переводом на русский язык);
5) оригинал или копию контракта, на основании которого был
составлен паспорт сделки (с переводом на русский язык);
6) заверенную предприятием копию выписки по счету в иностранном
банке на последнюю дату.
Все документы, указанные в пунктах 1-6, должны быть заверены лицом,
обладающим правом первой подписи и печатью предприятия-экспортера).
7) нотариально заверенное свидетельство о регистрации предприятия;
8) нотариально заверенную карточку с образцами подписей лиц,
уполномоченных подписывать внешнеторговые контракты от имени
предприятия, и оттиском печати предприятия.
9) и наконец, заполненный и подписанный от имени предприятия
паспорт сделки.
Для ГУ ЦБ РФ по г. Москве установлен срок подписания паспортов
сделок - 14 дней с момента представления в ГУ всех необходимых
документов. Московские предприятия-экспортеры, имеющие счета в банках за
границей, должны предоставлять пакеты документов по экспортным сделкам в
экспедицию ГУ ЦБ РФ по г. Москве (ул. Житная, 12).
Данные требования определены инструкцией Банка России номер 19 от
12.10.93 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в
РФ валютной выручки от экспорта товаров". Полностью документ
опубликован, в частности, в газете "Экономика и жизнь", номер 45,46 за
1993 г.
10.01.94
ПРЕСС-РЕЛИЗ
ВНИМАНИЕ: ФАЛЬШИВЫЕ ГАРАНТИИ, ПОХИЩЕНЫ ЧЕКОВЫЕ КНИЖКИ И ПЕЧАТИ
Главное управление Центрального банка России по г.Москве
информирует предприятия, организации и граждан московского региона о
том, что в связи с утерей или хищением в декабре 1993 года объявлены
недействительными:
- денежная чековая книжка РУСП АО "Южтехмонтаж" с номерами 072453 -
0072475;
- круглая печать производственно-коммерческой фирмы "Стронг";
- круглая печать ТОО "Славутич ЛТД".
По поступившим в московское управление ЦБ официальным заявлениям
организаций, всего за 1993 год похищено пять печатей и восемь чековых
книжек, а утеряно - 36 печатей и 64 чековых книжки. Кроме того, за тот
же период утеряно 28 чеков "Россия".
Необходимо отметить, что по-прежнему отмечаются попытки
использовать фальшивые банковские гарантии и другие реквизиты. Так,
установлен факт использования фальшивой печати от имени московского
коммерческого банка "ВИТТА" и фиктивных банковских гарантий от имени
"Монтажспецбанка". МКБ "ВИТТА" обращает внимание, что какие-либо
гарантийные обязательства им не выдавались, поэтому любые подобные
документы от его имени являются фальшивкой.
В случае предъявления гарантий от имени указанных банков
рекомендуем проинформировать эти банки (тел. "Монтажспецбанка" - 209-17-
37, банка "ВИТТА" - 128-09-63) или даже представить эти документы
непосредственно в банк-гарант для проверки. Это существенно ограничит
возможности финансовых махинаций.
10.01.94
ПРЕСС-РЕЛИЗ
ЛИЦЕНЗИИ ВРУЧЕНЫ ЕЩЕ 22 НОВЫМ МОСКОВСКИМ БАНКАМ
Главное управление ЦБ по г. Москве информирует предприятия, организации
и население московского региона, что в декабре 1993 года Центробанк выдал
лицензии на право совершения банковских операций и сделок в рублях на
территории Российской Федерации 22 новым коммерческим банкам столицы. Это
следующие банки:
- "Апрель" (тел. 149-49-21);
- "Аккор-банк" (тел. 452-15-07);
- "Антей" (тел. 227-10-41);
- "Александровский" (тел. нет);
- "Аргентум" (тел. нет);
- "Восточный" (тел. 924-75-10);
- "Державный" (тел. 320-53-59, 320-53-60);
- "Западный" (тел. 289-35-26, 289-84-44);
- "Инмарко-банк" (тел. 289-35-26, 289-84-44);
- "Кросна" (тел. 253-19-65);
- "Маркобанк" (тел. 166-12-13);
- "Нефтек" (тел. 284-88--19);
- "Новинкомбанк" (тел. 231-83-45, 231-99--41);
- "Нордтрастбанк" (тел. нет);
- "Подворье" (270-02-03, 272-58-96);
- "Рау-банк" (тел. 203-77-90, 203-93-68);
- "Риндест" (200-10-24, 200-18-79);
- "Русский промышленный банк" (тел. 285-76-69, 186-80-
97);
- "Сембанк" (тел. нет);
- "Спортакадембанк" (тел. 166-80-97);
- "Форпост" (тел. нет);
- "Хлеб России" (тел. 217-27-38);
- "Церих" (тел. 126-00-29);
- "Элиот-банк" (тел. нет);
- "Юникор" (тел. 921-29-58).
В 1993 году происходил активный процесс развития банковской системы в
Москве. Центробанком за этот год выданы лицензии на ведение банковских
операций 163 новым московским коммерческим банкам. В то же время за
различные нарушения у 8 коммерческих банков столицы лицензии были отозваны.
12.01.94 г.
* Информация предоставлена ГУ ЦБ РФ по г.Москве
ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ И
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦБ РОССИИ ПО Г.МОСКВЕ
Ряд московских банков нарушили правила работы с бюджетными счетами.
Департамент финансов правительства Москвы и ГУ ЦБ России по
г.Москве считают необходимым проинформировать коммерческие банки региона и
их клиентов о том, что ряд банков города грубо нарушили установленные сроки
предоставления государственной статистической отчетности и Инструкции о
кассовом исполнении госбюджета. Эти банки обязаны были не позднее утра и
января представить отчет о состоянии имеющихся у них бюджетных счетов на
конец года, однако не сделали этого. В результате не была своевременно
собрана полная информация о кассовом исполнении госбюджета по такому
важнейшему финансовому центру, как московский регион, что серьезно нарушило
планирование мероприятий по бюджетному финансированию на 1-й квартал 1994
года. В масштабах города в результате невыполнения банками установленных
требований были сорваны сроки предоставления отчетности об исполнении сметы
расходов бюджетными учреждениями и организациями, финансирующимися из
городского бюджета.
АМБИ
Восток
Востокстрой
Дисконт
Интерпрогрессбанк
Контакт
Кронбанк
Лефко
Мединвест
Московская деловая группа
Московский
Номинал
Платина
Первый Инвестиционный
Ространсбанк
Спортакадембанк
Торгпредбанк
Тройка
Необходимо подчеркнуть, что учитывая важность такой работы, все
подразделения ЦБ работали даже в праздничные дни 31 декабря и 3 января и
рекомендовали коммерческим банкам также использовать эти дни для сверки
бюджетных счетов и проведения клиентских операций. Большая часть банков
Москвы так и поступила, однако следующие банки не предоставили отчетность в
установленные сроки:
По представлению Департамента финансов правительства Москвы, ГУ ЦБ
принимает меры к банкам-нарушителям в соответствии с законодательством. В
случае повторения подобных нарушений банки будут лишаться права работы с
бюджетными средствами.
13.01.94г.
РОССИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ УСИЛИВАЕТ КОНТРОЛЬ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ В БЮДЖЕТ АКЦИЗОВ
По сведениям источников, близких к Государственному таможенному
комитету (ГТК) России, "в целях усиления контроля за соблюдением таможенного
законодательства Российской Федерации" ГТК России утвердил 22 декабря 1993
г. "Временные правила обеспечения уплаты таможенных платежей".
С момента вступления этих правил в силу при ввозе в отношении
подакцизных товаров (алкоголь, табак, изделия из кожи и меха, хрусталь,
ювелирные украшения, автомобили), импортеры должны гарантировать таможне
уплату всех причитающихся государству таможенных платежей путем внесения
соответствующих сумм на депозит таможенного органа.
Правила будут применяться в отношении товаров, доставляемых от границы
России во внутренние таможни автомобильным транспортом, в том числе в
случае их перевалки с железнодорожного, морского, речного и воздушного
транспорта на автомобильный транспорт, а также перемещаемых автомобильным
транспортом по территории Российской Федерации в соответствии с таможенным
режимом транзита.
Иные формы обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении
подакцизных товаров (например, банковские гарантии) применению не подлежат.
В отношении подакцизных товаров, ввозимых из государств-участников СНГ
и Республики Молдова возврат денежных средств, внесенных в качестве
обеспечения уплаты таможенных платежей, будет производится только после
подтверждения происхождения товаров из этих государств.
ГТК РФ утвердил Ставки для расчета сумм, подлежащих внесению на депозит
таможенного органа и определил порядок установления сроков доставки товаров.
Максимальный срок доставки подакцизных товаров, доставляемых автомобильным
транспортом во внутренний таможенный орган, не должен превышать 30
календарных дней, а срок доставки таких товаров, перевозимых автомобильным
транспортом в соответствии с таможенным режимом транзита, не должен
превышать 60 календарных дней.
Положения Правил будут применяться и в отношении подакцизных товаров,
доставленных во внутренний таможенный орган и заявленных во внутреннем
таможенном органе для реэкспорта.
Подакцизные товары в пунктах пропуска на таможенной границе Российской
Федерации и при их таможенном оформлении во внутренних таможенных органах
обязательном порядке должны подвергаться таможенному досмотру.
Приказ ГТК РФ вступит в силу через 30 дней после государственной
регистрации и опубликования в установленном порядке.
ГУ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
БАНКИ ОБЯЗАНЫ ПРОВЕРЯТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ИХ КЛИЕНТАМИ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ
В соответствии с "Порядком ведения кассовых операций в Российской
Федерации", который обязывает коммерческие банки систематически
контролировать соблюдение их клиентами кассовой дисциплины, Главным
управлением ЦБ по г.Москве была проведена проверка, свидетельствующая о
неудовлетворительном состоянии этой работы в некоторых коммерческих
банках.
Информация, представленная 93 банками по результатам проверки ими
состояния кассовой дисциплины у более 1300 предприятий и организаций,
свидетельствует, что банками не налажена систематическая проверка или
контролируется незначительное количество предприятий и организаций на
предмет соблюдения ими порядка ведения кассовых операций. Не всем
клиентам банков установлены лимиты остатка наличных денег в кассах,
порядок и сроки сдачи выручки.
Есть факты, говорящие о некомпетентности работников ряда банков в
организации работы по упорядочению налично-денежного оборота и незнанию
ими банковских нормативных документов. В частности, отдельные банки
распространяют действующий порядок ведения кассовых операций только на
предприятия с постоянной наличной выручкой, хотя он относится и к
подавляющей части промышленных предприятий.
Соблюдение организациями и предприятиями порядка ведения кассовых
операций преследует цель исключить возможные злоупотребления с излишками
денег, сократить долю налично-денежного обращения и увеличить
безналичный оборот. Для этого коммерческие банки и наделены правом
устанавливать контроль за деятельностью их клиентов. При необходимости
банки могут привлекать для устранения выявленных недостатков
правоохранительные и налоговые органы. Вместе с тем и с самих
коммерческих банков не снимается ответственность за организацию налично-
денежного оборота. Главное управление ЦБ по г.Москве будет постоянно
контролировать выполнение коммерческими банками указанных требований и
принимать решительные меры к нарушителям.
11.01.94 г.
ГУ ЦБР ПО Г.МОСКВЕ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
В Москве - более 200 банков, имеющих валютную лицензию
Главное управление ЦБ России по г.Москве информирует предприятия,
организации и граждан московского региона о том, что в течение декабря
1993 года лицензии на право проведения операций с валютой выданы
Центробанком восьми коммерческим банкам, действующим в столице.
Внутренние валютные лицензии (предусматривают осуществление
операций с валютой на территории Российской Федерации) выданы КБ
инвестиций и технологий (152-47-84, 151-66-49), "Московскому кредитному
банку" (237-71-22), "Русславбанку" (237-19-41, 237-19-00).
Расширенные валютные лицензии (помимо операций, разрешенных
внутренней валютной лицензией, дают право на установление
корреспондентских отношений с шестью иностранными банками) выданы
банкам:
- "Агроопторгбанк" (200-30-07);
- "Вербанк" (244-02-40, 248-31-94);
- "Московия" (289-15-96);
- "Роспищинвест" (282-21-92).
ГЕНЕРАЛЬНАЯ валютная лицензия, которая дает право на проведение
любых операций с валютой на территории Российской Федерации и за
рубежом, выдана банку "Альба Альянс" (245-63-29).
Число банков в Москве, имеющих различные виды валютных лицензий ЦБ,
"перешагнуло" в 1993 году за 200.
ПРЕСС-РЕЛИЗ
ОСНОВНУЮ МАССУ ВЫЯВЛЕННЫХ В МОСКВЕ ФАЛЬШИВЫХ КУПЮР СОСТАВЛЯЮТ
ПЯТИДЕСЯТИТЫСЯЧНЫЕ БАНКНОТЫ
Главное управление ЦБ России по г.Москве обращает внимание
коммерческих банков и их клиентов на резкое увеличение количества
пятидесятитысячных купюр в массе фальшивок, выявленных в ноябре-декабре
1993 года. Ранее фиксировались только отдельные случаи выявления
подделок "достоинством" в 50 тыс.рублей в наличности, поступающей в
расчетно-кассовые центры (РКЦ) Москвы от коммерческих банков. В
настоящее время картина совершенно иная, поскольку за последние два
месяца в РКЦ было "отловлено" 139 таких фальшивых купюр и лишь 29
поддельных пяти- и десятитысячных.
Следует отметить, что некоторые образцы денежного "самиздата",
прошедшие своеобразную фильтрацию через коммерческие банки, в ходе
которой задерживается обычно большинство фальшивок, изготовлены с
помощью новейшей копировальной техники, позволяющей получать
изображения довольно высокого качества. Однако при более детальном
изучении, как правило, выявляются стандартные слабые стороны фальшивок
- низкая стойкость красителей, смещенная печать, непропечатка деталей и
другие признаки поддельных купюр.
В связи с участившимися случаями выявления в столице Российской
федерации купюр крупного достоинства, ГУ ЦБ рекомендует организациям и
предприятиям, работающим с наличными деньгами, уделять больше внимания
проверке подлинности банкнот с использованием специальных технических
средств. В частности, на практике хорошо себя зарекомендовали
просмотровые приборы отечественного производства, такие, например, как,
"ППН" Загорского оптико-механического завода.
20.01.94
ПРЕСС-РЕЛИЗ
ГУ ЦБ ШТРАФУЕТ БАНКИ, НАРУШАЮЩИЕ БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Главное управление ЦБ России по г. Москве считает необходимым
проинформировать коммерческие банки московского региона и их клиентов, что
рядом банков города по-прежнему нарушаются действующие нормативные положения
в области организации банковской деятельности.
Так, в декабре-январе московским управлением ЦБ принято решение
оштрафовать 21 банк за несвоевременное или неполное предоставление
отчетности. 36 столичных коммерческих банков будет оштрафовано за
недовнесение средств в фонд обязательных резервов. Среди нарушителей этого
положения систематически значатся: "Кредит-Консенсус", "Космос", "Рубикон",
"Стройинвест". Еще 25 московских банков штрафуются за нарушение экономических
нормативов, соблюдение которых призвано обеспечивать устойчивое финансовое
положение банка. При этом следующие банки допускают такие отклонения
регулярно: "Афро-банк", "Восход", "Инвестбизнесбанк", "Кредит-Консенсус",
"Легис", "Синектика". Рассматривается вопрос о применении к этим банкам более
строгих санкций.
Московское управление ЦБ обращает также внимание на то, что продолжаются
грубые нарушения правил выпуска и регистрации ценных бумаг коммерческими
банками. Пример таких нарушений - "Элексбанк", который постоянно не соблюдал
сроки и условия выпуска ценных бумаг, игнорируя требования ГУ ЦБ. В
результате создалась ситуация, когда смонтированный уставный капитал
"Элексбанка" по состоянию на 1 декабря 1993 года был примерно в пять раз
больше зарегистрированного в ГУ. За допущенные нарушения "Элексбанк"
оштрафован. Следует иметь в виду, что в случае систематического несоблюдения
установленных правил ценные бумаги банка-нарушителя могут быть объявлены
недействительными.
Следует отметить, что деятельность, которая сопровождается
систематическими нарушениями банковского законодательства, как правило,
создает предпосылки для банкротства. Такое положение угрожает интересам
клиентов и вкладчиков банков, дестабилизирует банковскую систему столицы в
целом. Меры, принимаемые ГУ ЦБ РФ по г.Москве, призваны предотвратить
нежелательное развитие ситуации в банковской системе столицы. Как уже
сообщалось, за нарушения банковского законодательства и убыточную
деятельность ЦБ лишил лицензий на право осуществления банковских операций в
минувшем году восемь московских банков, а с начала нынешнего - еще четыре.
21.01.94
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
О выпуске в обращение
памятной серебряной монеты
С 2 февраля 1994 г. выпускается в обращение памятная монета
достоинством 2 рубля в связи с 225-летием со дня рождения И.А.Крылова.
Памятная монета изготовлена из серебра (масса драгметалла в
чистоте 7,78 гр., проба сплава 500) и имеет форму круга диаметром 33
мм.
Монета с лицевой и оборотной сторон имеет выступающий кант по
окружности.
На лицевой стороне монеты в круге, обрамленном бусовым узором,
расположено рельефное изображение двуглавого орла, под ним проставлены
обозначения металла по Периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева, проба сплава, товарный знак монетного двора "ЛМД" и
масса драгметалла в чистоте, а также по окружности имеется надпись,
разделенная орнаментом: вверху, обозначающая достоинство монеты "ДВА
РУБЛЯ" и год чеканки "1994 г.", внизу - "БАНК РОССИИ".
На оборотной стороне монеты расположены рельефные изображения
И.А.Крылова, под ним зверей - героев его басен, дубовой и виноградной
ветвей, а также имеются: справа от изображений даты в две строки
"1769", "1844", вверху по окружности - надпись "ИВАН АНДРЕЕВИЧ
КРЫЛОВ".
Боковая поверхность монеты рифленая.
Памятная монета в связи с 225-летием со дня рождения И.А.Крылова,
изготовлена качеством "пруф", тиражом 250 тыс.штук и предназначена для
продажи на территории Российской Федерации и за рубежом по
коллекционной стоимости.
Выпускаемая монета является законным
платежным средством Российской Федерации и обязательна к приему по
номиналу во все виды платежа без всяких ограничений.
ВСТУПИЛА В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ ОБМЕННЫХ ПУНКТОВ
Главное управление ЦБ России по г.Москве информирует, что с 25
января с.г. вступила в действие инструкция ЦБ "Об утверждении порядка
организации работы пунктов обмена иностранной валюты на территории
Российской Федерации". Согласно этому документу, обменные пункты (ОП)
должны заниматься именно обменом и не иметь права совершать
односторонние операции - только по покупке или только по продаже
иностранных валют.
Особо подчеркнуто, что ОП не имеют права вводить ограничения при
покупке и продаже валюты РФ или иностранной валюты физическим лицам
(например, по сумме обмена, достоинству купюр, годам эмиссии и др.),
кроме случаев, предусмотренных инструкцией и другими указаниями ЦБ. В
обязательном порядке подлежат приему иностранные купюры, сохранившие
основные признаки платежности даже при наличии незначительных дефектов
вследствие естественного износа. В то же время не подлежат покупке
купюры, разорванные на части и склеенные, изменившие первоначальную
окраску, со значительными повреждениями умышленного характера.
Денежные знаки, в отношении которых есть сомнения в их подлинности, не
должны возвращаться предъявителю, взамен ему дается справка о приеме
купюры на экспертизу. В инструкции ЦБ, текст которой доводится до
сведения уполномоченных банков, содержатся конкретные указания по
определению признаков платежности денежных знаков и платежных
документов в валюте.
Все ОП должны быть оборудованы стендами (на русском и английском
языках) о принятых в России правилах покупки и продажи валюты, о
курсах покупки и продажи, установленных в данном банке на данную дату,
о режиме работы ОП.
Для работы в ОП назначаются штатные работники банка,
подготовленные к работе с инвалютой и платежными документами в валюте.
В отдельных случаях могут привлекаться для работы в ОП по
совместительству работники других организаций на основе заключаемых с
ними трудовых договоров. Сотрудникам обменных пунктов запрещается
передоверять выполнение порученной им работы третьим лицам.
Подразделения ЦБ на местах будут вести контроль за соблюдением
банками этих требований. В случае нарушения обменными пунктами этой
инструкции Банк России и его территориальные управления (в Москве - ГУ
ЦБ по г.Москве) вправе:
1) предъявить требования по реорганизации банка,
предусматривающие приостановление работы обменного пункта;
2) взыскать в бесспорном порядке штраф с банка;
3) изъять из выданной банку лицензии на проведение операций в
иностранной валюте раздела о совершении операций по покупке и продаже
наличной иностранной валюты.
1.02.94
|