ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
П И С Ь М О
18 мая 1994 г. N 11-13/5645
О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ
ПО ВОПРОСУ ПРАВИЛЬНОСТИ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ
ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Государственная налоговая инспекция по г. Москве просит органи-
зовать проверку предприятий по вопросу правильности и своевремен-
ности перечисления налога на добавленную стоимость (с применением
к неплательщикам штрафных санкций, предусмотренных законом).
Поскольку в настоящее время процент взыскания доначисленных
сумм налогов и предъявленных финансовых санкций у предприятий с
государственной формой собственности очень низкий, целесообразно
провести документальные проверки на предприятиях, занимающихся
торгово - закупочной и комиссионной деятельностью, а также на сов-
местных предприятиях и в строительном комплексе (по одному пред-
приятию из вышеуказанных).
При этом в целях пресечения сокрытия доходов названными пред-
приятиями предлагается обратить внимание на следующее:
- при проведении документальных проверок расчетов по налогу на
добавленную стоимость используются "Временные Указания о порядке
проведения документальной проверки правильности исчисления и упла-
ты налога на добавленную стоимость" (доведены письмом Го-
сударственной налоговой инспекции по г. Москве от 02.02.94
N 11-13/1019), "Рекомендации по проведению документальной проверки
правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в
предприятиях торговли" (доведены письмом Государственной налоговой
инспекции по г. Москве от 16.06.93 N 11-08/4127), а также рекомен-
дации Государственной налоговой службы Российской Федерации, при-
веденные к в приложении к настоящему письму;
- имеют ли место случаи постоянного в течение нескольких отчет-
ных периодов возмещения по определенным налогоплательщикам отрица-
тельных сальдо по балансовому счету N 68 и причины такого положе-
ния; особое внимание уделяется вопросу установления причин возвра-
тов из бюджета коммерческим структурам;
- в случаях, если предприятия определяют реализацию и финансо-
вые результаты по оплаченным товарам (работам, услугам), то при
проверке должно быть обращено особое внимание на отражение в учете
по счетам реализации в полном объеме отгруженных товаров (работ,
услуг), участвующих во взаимозачете (бартере), и исчисление налога
на добавленную стоимость по этим товарам (работам, услугам).
Информацию представьте в налоговые управления по административ-
ным округам не позднее 20 июня 1994 года.
Налоговые управления по административным округам обобщенную ин-
формацию направляют в Управление методики и ревизий 22 июня 1994
года.
Основание: письмо Государственной налоговой службы Российской
Федерации от 10.05.94 N ВЗ-6-05/160.
Первый заместитель начальника
инспекции - Государственный
советник налоговой
службы II ранга
Л.Я.Сосихина
Приложение
к письму Государственной
налоговой инспекции по г. Москве
от 18 мая 1994 г. N 11-13/5645
Согласно действующему порядку при комиссионной торговле облага-
емым оборотом является доход, полученный в виде комиссионного сбо-
ра.
Пример. Принятый на комиссию товар продан в комиссионном мага-
зине по цене 30000 руб. при комиссионном сборе 3000 руб. (10%).
НДС составит 488 руб. (3000 х 16,26% : 100) и спецналог 73 руб.
(3000 х 2,44% : 100). Подлежит выплате комитенту - 27000 руб.
(30000 - 3000 рублей).
Приступая к проверке, необходимо снять остатки товаров и налич-
ных денег в кассе, установив при этом:
а) когда, сколько и по какой цене сдан товар в магазин на ко-
миссию;
б) какое количество товара реализовано и на какую сумму;
в) остаток товаров.
Указанные данные устанавливаются на основании:
- книги учета товаров, принятых на комиссию;
- комитентских карточек (в которых указываются данные о коми-
тенте, название товара, сумма оценки, комиссионный сбор и роспись
комитента о сдаче товара и директора предприятия, принявшего то-
вар).
Проверить своевременность и полноту оприходования принятых на
комиссию товаров по бухгалтерскому учету (счет 41 "Товары"), пра-
вильность определения дохода от реализации товаров, а также веде-
ние раздельного бухгалтерского учета по разным видам деятельности.
Обратить внимание на возврат комитенту товара.
В книге учета товаров, принятых на комиссию, обязательно дела-
ется запись о продаже или возврате комитенту его товара.
В случае продажи товара в комитентской карточке проставляется
сумма комиссионного сбора (процент устанавливается непосредственно
предприятием) и сумма, которая подлежит выдаче комитенту под рос-
пись.
В случае возврата товара комитенту в комитентской карточке ука-
зывается сумма сбора за хранение товара (процент устанавливается
предприятием) и под роспись выдается товар. Необходимо установить
фактическое получение обратно товара комитентом.
Сумма комиссионного сбора и сбора за хранение товаров в обяза-
тельном порядке приходуется в кассу предприятия.
Обратить внимание на реализацию товаров по завышенным ценам по
сравнению с указанными ценами в комитентских карточках.
Обнаруженный неучтенный товар оформляется справкой за подписями
проверяющих работников налоговой инспекции и директора предприя-
тия, как приложение к акту, предложив указанный товар оприходовать
по учету, отразив это в акте и проследив за использованием (реали-
зация и оприходование выручки).
При документальной проверке расчетов по налогу на добавленную
стоимость в строительных, строительно - монтажных и ремонтно -
строительных организациях следует иметь в виду следующее.
Услуги по проведению технического надзора, в частности по стро-
ительству жилых домов, подлежат обложению налогом на добавленную
стоимость на общих основаниях, и стоимость этой услуги с учетом
НДС должна включаться в договорную цену строительства и возмещать-
ся заказчиком.
При этом необходимо рассматривать 2 типовых варианта:
1) заказчик имеет компетентную службу, которая самостоятельно
осуществляет технадзор за капитальным строительством (отдел капи-
тального строительства) и проводит технадзор собственными силами.
Как правило, заказчиком выступает дирекция строящегося объекта.
В этом случае отсутствует оплата за технадзор между юридически-
ми лицами и отсутствует объект налогообложения;
2) заказчик не имеет в своей структуре службы, способной осу-
ществлять технадзор, и обращается за помощью к сторонним организа-
циям с оплатой этой услуги.
Плательщиком налога в данном случае будет являться организация,
осуществляющая технадзор, независимо от функций строящихся объек-
тов - жилищное или промышленно - хозяйственное строительство (ха-
рактерные ошибки - когда доходы, получаемые за технический надзор,
в бухгалтерском учете отражаются минуя счет 46 "Реализация продук-
ции (работ, услуг) и не облагаются НДС).
На практике встречаются случаи, когда в состав производственных
объединений - гигантов входят, например, ремонтно - строительные
управления или тресты (объединения), которые, в свою очередь, сос-
тоят из структурных подразделений, имеющих расчетные счета и са-
мостоятельно реализующих товары, работы, услуги. Однако в наруше-
ние действующего законодательства эти структурные подразделения
налог на добавленную стоимость не уплачивают самостоятельно и рас-
четы по НДС в налоговые органы не представляют. Сводные расчеты по
НДС представляются трестами (объединениями) или управлениями.
При этом при проверках выявляются факты расчетов с заказчиками
- производственными объединениями по фактической себестоимости ра-
бот и услуг и даже ниже фактической себестоимости.
При проверке актов по форме N 2 и справок N 3 "О выполненных и
принятых заказчиками работах" устанавливаются случаи, когда выше-
указанные предприятия занижают облагаемые обороты за счет невклю-
чения в объемы выполненных работ сумм конъюнктурной разницы,
обусловленной повышением цен на строительные материалы, конструк-
ции, услуги, компенсируемой заказчиком (при этом делаются необос-
нованные записи по счетам бухгалтерского учета дебет счета 20 "Ос-
новное производство", кредит счета 51 "Расчетный счет" - красным
сторно).
------------------------------------------------------------------
------------------------- |