ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
П И С Ь М О
20 мая 1994 г. N 11-13/5762
О ПРОДЛЕНИИ ПРОВЕРКИ
ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И ПОЛНОТЫ
ПОСТУПЛЕНИЯ АКЦИЗОВ ПО АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
В целях обеспечения полноты поступления в государственный бюд-
жет акцизов по алкогольной продукции Государственная налоговая
инспекция по г. Москве просит провести до 20 июля 1994 года про-
верку всех винно - водочных предприятий, являющихся плательщиками
акцизов по спирту этиловому из пищевого сырья, спирту питьевому,
водке и ликеро - водочным изделиям, по вопросу правильности исчис-
ления и уплаты акцизов в бюджет за период, прошедший со времени
последней документальной проверки предприятия.
При проведении проверки следует обратить особое внимание на
следующие вопросы:
1. Обоснованность дифференциации уровня отпускных цен на подак-
цизные товары и продукцию, отпускаемую разным потребителям в одном
и том же периоде.
При проверке этого вопроса следует иметь в виду, что пунктом 50
Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федера-
ции, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.92 N 10, пре-
дусмотрено, что определение фактической себестоимости материальных
ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить од-
ним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости;
по себестоимости первых по времени закупок; по себестоимости пос-
ледних по времени закупок, а не раздельно по партиям водки, выра-
ботанной из полученного от поставщиков дешевого и дорогого спирта.
Поэтому при формировании цен себестоимость товара не должна каль-
кулироваться в зависимости от дифференциации стоимости сырья.
Одновременно следует проверить правильность исчисления акцизов
при формировании свободных отпускных цен на подакцизные товары и
продукцию, с тем чтобы не допустить занижение облагаемой акцизами
базы.
В случае, если предприятия реализуют одинаковые виды подакциз-
ных товаров и продукции различным покупателям по разным отпускным
ценам, уровень которых значительно отличается, облагаемый оборот
для уплаты акцизов с 01.01.94 должен определяться в соответствии с
пунктом 22 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря
1993 года N 2270 исходя из рыночных цен, сложившихся в данном ре-
гионе на такую же или аналогичную продукцию на момент совершения
операции.
2. С каких оборотов уплачивается акциз при товарообменных опе-
рациях, а также соответствие отражения в бухгалтерском учете това-
рообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной ос-
нове, порядку, предусмотренному в письме Минфина России от
30.10.92 N 16-05/4 (доведено письмом Государственной налоговой
инспекции по г. Москве от 26.02.93 N 11-08/1352).
При этом следует иметь в виду, что при обмене с участием подак-
цизных товаров в 1994 году оценка этих товаров для целей налогооб-
ложения определяется исходя из рыночных цен, сложившихся в данном
регионе на такую же или аналогичную продукцию на момент совершения
операции. В случае, если товарообмен производится специализирован-
ными предприятиями в целях закупки сырья для производства подак-
цизных товаров, акциз в этом случае может исчисляться исходя из
принимаемых на данном предприятии максимальных отпускных цен на
производимый подакцизный товар на момент передачи готовой продук-
ции.
3. Правильность исчисления и уплаты акцизов по продукции, изго-
товленной (разлитой) из давальческого сырья в 1992-1993 гг., а
также в 1994 году. При этом в 1992-1993 гг. следует обратить вни-
мание на своевременность сообщения налоговым органам по месту на-
хождения предприятий - владельцев давальческого сырья об изготов-
лении (розливе) товаров и продукции на принципах давальческого
сырья.
4. В соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предприни-
мательской деятельности" и Указом Президента Российской Федерации
от 11 июня 1993 года N 918 "О восстановлении государственной моно-
полии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алко-
гольной продукции" производство, хранение, оптовая и розничная
продажа алкогольной продукции разрешается в установленном порядке
предприятиям только при наличии лицензии на соответствующий вид
деятельности и внесении их в Государственный реестр предприятий,
которым разрешена такая хозяйственная деятельность.
При этом постановлением Совета Министров - Правительства Рос-
сийской Федерации от 4 ноября 1993 года N 1259 право проведения
лицензирования хозяйственной деятельности предприятий в области
производства, розлива, хранения и оптовой продажи алкогольной про-
дукции и выдачи лицензий предприятиям независимо от форм собствен-
ности предоставлено лишь Государственной инспекции по обеспечению
государственной монополии на алкогольную продукцию при Правитель-
стве Российской Федерации.
Согласно разъяснению Высшего арбитражного суда Российской Феде-
рации (письмо от 19.01.93 N С-13/ОП-19ВЯ-21), если деятельность,
для занятия которой необходимо специальное разрешение (лицензия),
осуществляется без указанного разрешения, такая деятельность долж-
на рассматриваться как незаконная с взысканием в доход бюджета по
решению суда или арбитражного суда всей выручки, полученной от
этого вида деятельности.
5. Имеет ли место в нарушение действующего законодательства
сдача в аренду предприятием, имеющим лицензию, производственных
мощностей по производству и розливу алкогольной продукции другому
хозяйствующему субъекту, не имеющему такой лицензии. В этом случае
налоговые органы вправе обратиться в территориальные органы Госу-
дарственной инспекции по обеспечению государственной монополии на
алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации с
предложением о лишении такого предприятия лицензии на право произ-
водства, розлива, хранения и оптовой продажи алкогольной продук-
ции.
С 22 апреля 1994 года постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 апреля 1994 года N 358 "О мерах по восстановлению
государственной монополии на производство, хранение, оптовую и
розничную продажу алкогольной продукции" еще раз подтвержден зап-
рет на сдачу в аренду предприятий (полностью или частично) для
осуществления хозяйственной деятельности по производству, розливу,
хранению алкогольной продукции юридическим лицам, не внесенным в
государственный реестр предприятий, которым разрешена такая хо-
зяйственная деятельность, и не получившим лицензии в установленном
порядке.
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 де-
кабря 1992 года N 959 "О поставках продукции и отходов производс-
тва, свободная реализация которых запрещена" установлено, что
спирт этиловый из пищевого сырья может поставляться только потре-
бителям, получившим квоты потребления.
Согласно действующей инструкции Министерства пищевой промышлен-
ности СССР от 25.09.85 "По приемке, хранению, отпуску, транспорти-
рованию и учету этилового спирта" спирт должен отпускаться основ-
ному фондодержателю или по его разнарядке предприятиям (организа-
циям), входящим в его систему.
Не допускается отпуск спирта предприятиям (организациям), не
находящимся в ведомственном подчинении фондодержателя.
В случае, если спирт (в том числе предназначенный для выработки
водки, ликеро - водочных изделий, винодельческой и другой алко-
гольной продукции) отпускается предприятиями - производителями
другим предприятиям, не вырабатывающим эту продукцию, облагаемую
акцизами, ими вносится в бюджет акциз в размере 90 процентов.
По подакцизным товарам (продукции), приобретенным без акциза
для производства другого вида подакцизных товаров (продукции), но
используемым не по целевому назначению, предприятия, реализующие
подакцизные товары, которые были приобретены без акциза, должны
уплатить акциз в установленном порядке.
Обобщенную информацию по результатам проверок и выявленным на-
рушениям, а также предложения по совершенствованию Закона Российс-
кой Федерации "Об акцизах" и Инструкции N 2 представьте в налого-
вые управления по административным округам не позднее 15 июля 1994
года.
Налоговые управления по административным округам обобщенную ин-
формацию направляют в Управление методики и ревизий 21 июля 1994
года.
Основание: письмо Государственной налоговой службы Российской
Федерации от 11.05.94 N ВЗ-6-05/162.
Первый заместитель начальника
инспекции - Государственный
советник налоговой
службы II ранга
Л.Я.Сосихина
------------------------------------------------------------------
------------------------- |