ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
П И С Ь М О
8 июня 1994 г. N 03-08/7410
Государственная налоговая инспекция по г. Москве на основании
письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от
31.05.94 N 01-3-10 сообщает следующее.
Предприятия, находящиеся в собственности общественных
организаций инвалидов, Законом Российской Федерации от 27.08.93 N
5672-1 "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" полностью освобождены от налогообложения прибыли с 1
октября 1993 года (ст. 2 Закона).
До 1 октября 1993 года действовала норма, установленная Законом
о налоге на прибыль от 27.12.91 N 2116-1, с учетом изменений,
внесенных Законом Российской Федерации от 16.07.92 N 3317-1 "О
внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", в
соответствии с которой не подлежала налогообложению прибыль
предприятий, находящихся в собственности общественных организаций
инвалидов, в части, направленной на уставную деятельность этих
организаций или (с 1 июля 1992 года) расходуемой самостоятельно в
соответствии с уставной деятельностью общественной организации
инвалидов, в собственности которой они находятся.
В связи с этим при определении налога на прибыль в 1992 году и
за 9 месяцев 1993 года предприятия должны составлять расчеты
налога от фактической прибыли по форме, приложенной к Инструкции
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 06.03.92
N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль
предприятий и организаций" (с учетом внесенных изменений и
дополнений). При этом по строке расчета "Льготы по налогу на
прибыль" наряду с общеустановленными льготами для предприятий
любых организационно - правовых форм следовало указывать размер
прибыли, которая фактически перечислена предприятиями общественных
организаций для выполнения их уставной деятельности и фактически
израсходована самостоятельно в соответствии с уставной
деятельностью общественных организаций.
Поскольку предприятия не освобождались полностью от уплаты в
бюджет налога на прибыль, сумма превышения фактических расходов на
оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной подлежала
исчислению и налогообложению в общеустановленном порядке.
Следовательно, за 1992 год и 9 месяцев 1993 года с предприятий,
находящихся в собственности общественных организаций инвалидов,
подлежал взысканию в бюджет налог от фактически полученной ими
прибыли с учетом льгот и налог с суммы превышения фактических
расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой величиной; в
IV квартале 1993 года эти предприятия не являлись плательщиками
данных налогов.
Порядок определения налога на прибыль до 1 октября 1993 года
разъяснен письмом Государственной налоговой службы Российской
Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 17.09.93
N НП-4-01/146н/04-02-01 "О порядке налогообложения прибыли
предприятий, находящихся в собственности общественных организаций
инвалидов" (зарегистрировано в Минюсте России 28 сентября 1993
года, регистрационный номер 353).
При определении налогооблагаемой прибыли с 1 июля 1992 года по
1 октября 1993 года из валовой прибыли при фактически
произведенных в эти периоды затратах и расходах за счет прибыли,
остающейся в распоряжении предприятий, следовало исключить часть
прибыли, которая израсходована предприятием самостоятельно по
направлениям уставной деятельности общественной организации
инвалидов, в собственности которой они находятся, в том числе на
финансирование мероприятий по социальной и экономической защите
инвалидов независимо от того, являются ли они работниками данных
предприятий, на развитие собственной производственной базы (в том
числе переоснащение и реконструкцию производственных мощностей) и
на строительство и реконструкцию принадлежащих им объектов
социальной инфраструктуры.
Перечень расходов, относящихся к удовлетворению социальных нужд
инвалидов, приведен в пункте 26 Инструкции Государственной
налоговой службы Российской Федерации от 06.03.92 N 4 "О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и
организаций". Премии, а также материальная помощь за счет прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия, выплачиваются работникам
предприятий (как являющихся, так и не являющихся инвалидами)
постольку, поскольку они находятся в трудовых отношениях с
предприятием и их выплаты производятся в зависимости от количества
и качества их труда как работникам данного предприятия. В связи с
этим указанные выплаты не значатся в перечне социальных нужд
инвалидов и на эти суммы не подлежит уменьшению налогооблагаемая
прибыль в расчете налога в бюджет от фактической прибыли.
Что касается 1994 года, то на основании пункта 33 Указа
Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых
изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов
различных уровней" сохранена льгота, предоставленная Законом
Российской Федерации от 27 августа 1993 года N 5672-1 "О внесении
изменений и дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О
налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которой не
подлежит налогообложению прибыль общественных организаций
инвалидов и находящихся в их собственности учреждений,
предприятий, в том числе учебно - производственных предприятий и
объединений.
Налог на прибыль с суммы расходов на оплату труда, превышающей
их нормируемую величину, согласно пункту 3 данного Указа
уплачивается всеми плательщиками независимо от результатов их
деятельности или наличия льгот по налогооблагаемой прибыли (в том
числе освобождения от налога на прибыль).
Следовательно, предприятия, находящиеся в собственности
общественных организаций инвалидов, в 1994 году являются
плательщиками налога на прибыль с суммы расходов на оплату труда,
превышающей их нормируемую величину.
Учитывая изложенное, Государственная налоговая инспекция по г.
Москве предлагает провести проверку предприятий, находящихся в
собственности общественных организаций инвалидов, по вопросу
правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль и
налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с
их нормируемой величиной за 1992 год и 9 месяцев 1993 года.
Заместитель начальника
налоговой инспекции -
Государственный советник
налоговой службы III ранга
М.А. Донская
------------------------------------------------------------------
-------------------------
|