ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
П И С Ь М О
15 июня 1994 г. N 11-08/7745
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПО
НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Государственная налоговая инспекция по г. Москве в связи с
поступающими запросами разъясняет следующее.
1. Какая ставка НДС применяется при реализации кроя (в
комплекте) детских швейных изделий?
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Инструкции
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 09.12.91
N 1 "О порядке исчисления и уплаты НДС" ставка НДС в размере 10
процентов устанавливается по товарам для детей по перечню,
утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации
(приложение N 2 к вышеуказанной инструкции).
Согласно данному перечню по ставке 10 процентов облагаются
швейные изделия (кроме изделий из натурального меха и натуральной
кожи) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и
старшей школьной возрастных групп; верхняя одежда (в том числе
плательная и костюмная группы), нательное белье, головные уборы,
одежда и изделия для новорожденных и детей ясельной группы.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции
(издание 1993 года) швейные изделия включаются в класс 850000.
Крой в указанном классе не поименован.
В связи с вышеизложенным крой (в комплекте) детских швейных
изделий облагается по ставке в размере 20 процентов.
2. Как рассчитывать НДС, если при ведении совместной
деятельности одно из предприятий освобождено от НДС?
Если предприятия осуществляют совместную деятельность,
регламентируемую Основами гражданского законодательства Союза ССР
и республик, в части не противоречащей законодательству Российской
Федерации, и в рамках этой деятельности производят продукцию,
выполняют работы и оказывают услуги, освобождаемые от налога на
добавленную стоимость в соответствии с пунктом 13 Инструкции
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 09.12.91
N 1 "О порядке исчисления и уплаты НДС", то им предоставляется
льгота по НДС.
При этом льгота предоставляется предприятию, которое от имени
участника совместной деятельности реализует товары (работы,
услуги) и осуществляет на отдельном балансе учет хозяйственных
операций по совместной деятельности.
При этом, если данное предприятие по товарам (работам,
услугам), реализуемым в рамках осуществления своей основной
уставной деятельности, не освобождается от уплаты НДС, то оно
вносит НДС в бюджет от такой деятельности в общеустановленном
порядке.
Если предприятие, осуществляющее учет по совместной
деятельности, льготируется по товарам (работам, услугам),
вырабатывающим в рамках своей основной деятельности, а по
совместной деятельности льгота не предоставляется, то НДС по
товарам (работам, услугам), реализуемым в рамках совместной
деятельности, уплачивается в общеустановленном порядке.
3. Произошла переоценка основных средств, основные средства
приобретены в 1993 году, а вводятся в эксплуатацию в 1994 году.
Сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, исчисляется по
первоначальной стоимости или с учетом переоценки?
Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченные при
приобретении основных средств и нематериальных активов (кроме
приобретения основных средств и нематериальных активов для
непроизводственных нужд, также служебных легковых автомобилей и
микроавтобусов), вычитаются из сумм налога, подлежащего взносу в
бюджет.
При этом к зачету принимается сумма налога на добавленную
стоимость, исчисленная по первоначальной стоимости, то есть
фактически уплаченная при приобретении, а не с учетом переоценки.
4. Предприятие занимается только научно - технической
деятельностью в области компьютерных технологий.
Одна из договорных работ в IV квартале 1993 г. была оплачена
иностранной фирмой (нерезидентом) в валюте.
50% валютной выручки было продано через банк на внутреннем
валютном рынке и уплачен НДС в рублях. С оставшейся в распоряжении
фирмы части валютной выручки НДС уплачен в валюте.
Как составляется расчет (налоговая декларация) по налогу на
добавленную стоимость:
- в иностранной валюте и в рублях;
- только в рублях по перерасчету по курсу ЦБ на день зачисления
валютных средств на валютный счет фирмы?
Налог на добавленную стоимость взимается и уплачивается в
бюджет независимо от осуществления обязательной продажи части
валютной выручки на внутреннем валютном рынке при реализации за
иностранную валюты предприятиями и организациями (в том числе
банками по операциям, предусмотренным пунктом 5 письма
Госналогслужбы России и Минфина России от 7 августа 1992 года N
ВЗ-6-05/251, 70) на территории Российской Федерации товаров, работ
и услуг, включая услуги, оказываемые на комиссионных началах.
В случае обязательной продажи части валютной выручки налог на
добавленную стоимость уплачивается в валюте в соотношении,
установленном для обязательной ее продажи, за счет средств,
поступивших на текущий валютный счет, и в рублях за счет средств,
причитающихся от обязательной продажи валюты, с расчетного счета.
В случаях, когда часть валютной выручки не подлежит
обязательной продаже, налог на добавленную стоимость уплачивается
в валюте с текущего валютного счета.
Следовательно, предприятие в налоговую инспекцию представляет
два расчета: с валютных оборотов расчет по налогу на добавленную
стоимость составляется в валюте, с рублевых оборотов - в рублях.
5. Предприятие работает на давальческом сырье. Расчеты
производятся за переработку; реализация учитывается по отгрузке.
Покупатель поставляет предприятию для переработки медь,
закупленную в Казахстане, и выдает доверенность предприятию на
таможенную обработку груза и гарантию на возмещение
соответствующих расходов. Медь поступает на склад предприятия для
переработки, минуя склад покупателя, т.е. предприятие оплачивает
перевозку меди и стоимость ее таможенной обработки и предъявляет
счет покупателю на возмещение соответствующих затрат. Должна ли
сумма возмещаемых затрат отражаться в учете как выручка от прочей
реализации и следует ли отражать в учете НДС по этой сумме?
Налог на добавленную стоимость будет исчисляться со всей суммы,
выставленной покупателю предприятием - переработчиком, куда войдут
стоимость услуги по переработке меди и все расходы, связанные с
доставкой меди (транспортные услуги, стоимость таможенной
обработки и т.д.), поскольку все вышеперечисленные суммы подлежат
включению в объем реализации и отражаются по кредиту счета 46
"Реализация продукции (работ, услуг)".
При расчетах с бюджетом налог на добавленную стоимость будет
взиматься с разницы между суммой налога, полученной от покупателя
и суммами налога по материальным ресурсам, топливу, работам,
услугам, стоимость которых фактически отнесена на издержки
производства и обращения, т.е. сумма налога, уплаченная различным
организациям, занимающимся доставкой меди, принимается в зачет в
той же сумме, которая выставляется покупателю вместе с суммой
произведенных расходов.
Следовательно, предприятие фактически уплачивает в бюджет налог
на добавленную стоимость за услуги по переработке меди.
6. Как быть со спецналогом, если предприятие торгует товаром,
приобретенным в прошлом году?
В соответствии с разъяснениями Росналогслужбы и Росминфина от
11.01.94 NN ВГ-6-05/9, 4-03-01 с января 1994 года заготовительные,
оптовые, предприятия розничной торговли при реализации товаров
применяют торговую надбавку к ценам, включающим в себя налог на
добавленную стоимость и спецналог. По остаткам товаров на 1 января
1994 года, приобретенным в 1993 году по ценам без спецналога,
уплата налога на добавленную стоимость и спецналога по мере
реализации товаров производится названными плательщиками исходя из
полученного дохода (торговой надбавки) по ставкам соответственно
16,26 и 2,44 процента (8,85 и 2,65).
7. Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость
суммы, возвращенные предприятию как неосновательное обогащение
(ст. 133 Основ гражданского законодательства) с возмещением
неполученных доходов, то есть применением средней (учетной)
ставки, банковского кредита. Это же не штраф?
В соответствии с Законом РСФСР "О налоге на добавленную
стоимость" от 06.12.91 объектами налогообложения являются обороты
по реализации на территории Российской Федерации товаров,
выполненных работ и оказанных услуг.
В связи с изложенным, перечисленные предприятию денежные
средства по решению арбитражных судов в виде возмещения
неполученных доходов в 1992 -1993 гг. не облагались налогом на
добавленную стоимость.
В то же время, в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 22 декабря 1993 года N 2270 "О некоторых изменениях в
налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней"
с 1 января 1994 года в оборот, облагаемый налогом на добавленную
стоимость, включаются средства, полученные от других предприятий и
организаций. К таким средствам, в частности, относятся и денежные
средства в виде возмещения неполученных доходов.
8. При безвозмездной передаче ценностей разве включается в
авизо налог на добавленную стоимость?
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Инструкции "О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 09.12.91 N
1 к оборотам, облагаемым налогом, относятся обороты по передаче
безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ,услуг) другим
предприятиям или физическим лицам, включая работников предприятия.
В исключение из указанного порядка согласно подпункту "б"
пункта 11 не облагается налогом продажа, обмен, безвозмездная
передача приобретенных с налогом на добавленную стоимость основных
средств и товаров для непроизводственных целей, за исключением их
реализации по ценам, превышающим цену приобретения.
В соответствии с п.56 инструкции Государственной налоговой
службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты налога
на добавленную стоимость" от 09.12.91 N 1 в дебет счета 19 "Налог
на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" относится
только налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно -
материальным ценностям. По безвозмездно полученным товарно -
материальным ценностям налог на добавленную стоимость в расчетных
документах (авизо) не выделяется и в части уплаченного передающей
стороной учитывается у принимающей стороны в составе стоимости
этих ценностей с последующим отнесением их в установленном порядке
на издержки производства и обращения либо за счет соответствующих
источников финансирования.
9. Срок действия договора с арендаторами исчисляется с 17
декабря по 16 января. Если арендная плата поступила в январе 1994
года, то 3% спецналога брать с этой суммы или нет?
В соответствии с телеграммой Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 11.01.94 N ВГ-6-05/9 и Министерства
финансов России N 4-03-01 спецналог в размере 3 процентов
взимается за работы и услуги, выполненные и оказанные, начиная с 1
января 1994 года.
Оплата работ и услуг, выполненных в 1993 году, производится без
спецналога.
В случае, если договор аренды заключен на срок с 17 декабря
1993 года по 16 января 1994 года, а арендная плата поступила в
январе 1994 года, указанная сумма подлежит обложению спецналогом в
части оплаты, приходящей на период с 1 января 1994 года.
В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства
Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552 "Об утверждении
Положения о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли" затраты на производство
продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции
(работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся,
независимо от времени оплаты - предварительной (арендная плата и
т.п.) или последующей.
В данном случае договор аренды приходится на 2 различных
периода налогообложения. Тогда стоимость указанной услуги следует
определять пропорционально времени выполнения услуги,
приходящемуся на данные отчетные периоды.
Пример. По договору аренды за пользование помещением с 17
декабря 1993 года по 16 января 1994 года арендатор обязан
заплатить арендодателю 100 млн. рублей.
При этом сумма налога на добавленную стоимость составит в
100 млн. руб.
1993 году - (-------------- х 15 дней) х 16,67% = 8 млн. руб.;
31 день
100 млн. руб.
в 1994 году - (-------------- х 16 дней) х 16,67% = 8,6 млн. руб.
31 день
Для исчисления спецналога определяется стоимость услуги за
период с 1 по 16 января включительно. Общий период действия
договора аренды составляет 31 день, из них на 1994 год приходится
16 дней.
Стоимость аренды помещения за 1994 год составит:
100 млн. руб.
------------- х 16 дней = 51,6 млн. руб.
31 день
Тогда сумма спецналога составит:
51,6 млн. руб. х 3%
------------------- = 1,55 млн. руб.
100%
10. Какие санкции применяются к организации, которая
своевременно не исчислила и не перечислила налог на добавленную
стоимость с предоплаты или аванса, полученных организацией в 1992
году. НДС уплачен по факту завершения операции (сделки, договора).
Если возможно начислить пеню, то какой процент (1992 года или 1994
года - момент счетной проверки)? Берется ли 10% с суммы,
несвоевременно уплаченной?
В соответствии с п. 25 инструкции ГНС РФ от 09.12.91 N 1 "О
порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"
обложению налогом подлежат суммы авансовых и плановых платежей,
поступившие на расчетный счет в счет предстоящих поставок товаров
или выполнения работ.
Если на момент документальной проверки завершены операции в
счет полученных авансов, то финансовые санкции за сокрытый
(заниженный) или неучтенный объект налогообложения не применяются.
Если же суммы авансовых платежей остались не закрытыми, то
применяются финансовые санкции в размере доначисленного налога и
штрафа в этой же сумме.
Штраф в размере 10 процентов с суммы несвоевременно уплаченной
не применяется, так как он уплачивается только за непредставление
или несвоевременное представление в налоговый орган документов,
необходимых для исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость. При этом проверяющий обязан составить уточненный расчет
налога на добавленную стоимость за эти периоды и на его основании
исчислить и предъявить к взысканию пени за несвоевременную уплату
налога.
11. Действующими правилами предусмотрен выбор учетной политики
по списанию материальных ресурсов в производство - по средней
себестоимости, ФИФО либо ЛИФО. Распространяется ли такой порядок
на товары при списании их на реализацию?
Пунктом 5 Указаний по заполнению форм квартальной бухгалтерской
отчетности (письмо Минфина Российской Федерации от 23.03.94 N 34)
установлено, что в 1994 году, как и в 1993 году, фактическая
себестоимость материальных ресурсов, списываемых в производство,
определяется только методом средней себестоимости, описанным в
Основных положениях по учету материалов на предприятиях и
стройках, приложенных к письму Минфина СССР от 30.04.74 N 103.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16 письма Минфина России
от 04.06.93 N 68 "О дополнении и изменении Положения о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской
Федерации"определение фактической себестоимости по методу ФИФО
(первых по времени закупок) и ЛИФО (последних по времени закупок)
в зависимости от выбранной учетной политики производится только в
отношении материальных ресурсов и услуг производственного
характера, включенных в издержки производства и обращения.
В соответствии с п. 21 Инструкции Росналогслужбы от 09.12.91 N
1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"
сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет,
определяется как разница между суммами налога, полученными от
покупателей за реализованные им товары, и суммами налога по
материальным ресурсам, стоимость которых фактически отнесена в
отчетном периоде на издержки производства и обращения.
Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в
бюджет при осуществлении торгово - закупочной деятельности,
определяется от суммы разницы между продажной и покупной стоимости
товаров (торговой надбавки).
При этом в обоих случаях стоимость товарно - материальных
ценностей для целей исчисления налога на добавленную стоимость
определяется исходя из средней себестоимости (стоимости)
сложившейся в отчетном периоде.
12. Относится ли на расчеты с бюджетом налог на добавленную
стоимость, уплаченный таможенным органам, если предприятие
получает товар по договору консигнации?
В соответствии с письмом Росналогслужбы и Минфина России от
18.11.93 NN ЮУ-4-06/187н, 4-03-08 "О порядке уплаты налогов при
осуществлении внешнеэкономических операций и сделок по реализации
ввозимых на условиях торгового посредничества" операции и сделки в
рамках договоров, предусматривающих реализацию предприятием
товаров по поручению фирмы - экспортера от своего имени или от
имени фирмы - экспортера за вознаграждение, при которых товары,
поступившие от фирмы - экспортера, являются собственностью
последнего, до их реализации третьим лицам относятся в целях
налогообложения к посредническим.
Вознаграждение, получаемое предприятием - посредником в виде
процентов от продажной стоимости товаров, разница или часть
разницы между назначенной фирмой - экспортером ценой и ценой, по
которой предприятие - посредник осуществляет продажу поставленного
товара, за реализацию поступивших от фирмы - экспортера товаров,
подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по
установленным ставкам.
При определении суммы налога, подлежащего взносу в бюджет,
суммы налога по приобретенным товарам, в т.ч. уплаченные
таможенным органам, принимаются к вычету только по мере реализации
этих товаров.
Предприятия и организации, использующие в бухгалтерском учете
счет N 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям", при реализации импортных товаров определяют сумму
налога на добавленную стоимость, подлежащую взносу в бюджет, в
виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей, и
суммами налога, относящимся к расходам по приобретению
реализованного товара, включая и суммы налога, уплаченные
таможенным органам.
Сумма расходов по уплате налога на добавленную стоимость
таможенному органу отражается в бухгалтерском учете при
осуществлении таких операций по дебету счета 19 "Налог на
добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в
корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами
и кредиторами" или счетами денежных средств.
При реализации товаров, полученных на условиях консигнации,
сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная таможенным
органам в части, относящейся к реализации товаров, списывается в
дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" в корреспонденции с кредитом
счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям".
13. Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость
услуги, оказываемые таможенными складами, в частности услуги по
хранению товара, проходящего транзитом через территорию Российской
Федерации, оказываемые на свободной таможенной территории?
В соответствии с главой 7 Таможенного кодекса Российской
Федерации таможенный склад является таможенным режимом, при
котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без
взимания таможенных пошлин и налогов, а товары, предназначенные
для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся
под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных
настоящим кодексом.
Владельцами таможенных складов могут быть таможенные органы
Российской Федерации либо иные юридические лица по
законодательству Российской Федерации.
С товарами, помещенными под режим таможенного склада, могут
производиться следующие операции:
- по обеспечению сохранности этих товаров;
- по подготовке товаров с разрешения таможенного органа
Российской Федерации к продаже и транспортировке - такие, как
дробление партий, формирование отправок, сортировка, упаковка,
переупаковка, маркировка, погрузка, выгрузка, перегрузка и другие
подобные операции.
Поскольку одним из главных критериев установления экспортного
характера выполняемых услуг является место их оказания, а
вышеперечисленные услуги таможенных складов предоставляются на
территории Российской Федерации, действующее законодательство не
содержит оснований для отнесения услуг таможенных складов к
экспортным.
В то же время пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации
от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во
взаимоотношениях бюджетов различных уровней" предусмотрено
освобождение от обложения НДС услуг по транзиту иностранных грузов
через территорию Российской Федерации.
Таким образом, услуги, оказываемые таможенными складами,
облагаются налогом на добавленную стоимость в порядке,
предусмотренном действующим законодательством, за исключением этих
услуг в отношении иностранных грузов, следующих транзитом через
территорию Российской Федерации.
Начальник инспекции - Государственный
советник налоговой службы II ранга
Д.Г. Черник
------------------------------------------------------------------
-------------------------
|