УТРАТИЛ СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 07.12.1999 N 1138
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 октября 1994 г. N 938
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УДАЛЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ
Правительство Москвы отмечает, что в рамках утвержденной поста-
новлением правительства Москвы от 15.12.92 N 1071 программы "Уп-
равление, организация утилизации, обезвреживания и захоронения от-
ходов с промышленных предприятий" Департаментом инженерного обес-
печения проводится работа по организации удаления и переработки
промышленных отходов.
Мероприятия программы сформированы в три основных блока:
- создание системы экологического мониторинга и нормативной ба-
зы;
- организация общегородской системы переработки основных видов
отходов;
- снижение количества образующихся отходов.
В настоящее время большинство мероприятий первого блока выпол-
нено, что создает основу правового и экономического регулирования
в сфере обращения с отходами. В то же время осталось нереализован-
ным одно из важных заданий - организация лицензирования предприя-
тий, ведущих переработку и обезвреживание отходов. Москомприродой
и Московской лицензионной палатой с задержкой подготовлены необхо-
димые нормативные документы, регламентирующие механизм выдачи ли-
цензий предприятиям.
Реализация мероприятий второго блока улучшила положение дел в
городе с размещением и обезвреживанием отходов. Ввод в эксплуата-
цию полигона "Саларьево" дал возможность исключить несанкциониро-
ванное размещение в городе более 200 тыс. тонн промышленных отхо-
дов. Организация в составе ГП "Промотходы" технической инспекции
позволила установить постоянный контроль за соблюдением предприя-
тиями порядка размещения отходов.
Созданные в Московском регионе производства по переработке ис-
пользованных люминесцентных ламп в настоящее время полностью обес-
печивают потребность города в их утилизации.
Начат централизованный прием на переработку отходов гальвани-
ческих производств.
Тем не менее значительная часть заданий второго и третьего бло-
ков программы пока не реализована. Основными причинами невыполне-
ния являются проблемы, связанные с выделением земельных участков
под строительство объектов переработки отходов (в том числе разме-
щаемых на территории Московской области), а также недостаток фи-
нансовых средств, привлеченных к реализации программы.
Из-за общего спада промышленного производства размеры платежей,
вносимых предприятиями в Московский экологический фонд, пока несо-
поставимы с финансовыми потребностями программы, в связи с чем на-
чальный период реализации требует больших средств городского бюд-
жета, чем это было предусмотрено при ее утверждении.
Префектурами административных округов не принимается действен-
ных мер по привлечению коммерческих организаций к работе по сбору
утилизуемой части промышленных отходов (вторичных ресурсов), а
также поиску инвесторов для развития мощностей по их переработке.
За время, прошедшее с момента утверждения программы, произошли
значительные изменения как в структуре промышленного производства,
так и в экономике городского хозяйства. Рядом директивных докумен-
тов правительства Москвы, в том числе постановлениями от 05.07.94
N 550 "О создании системы утилизации медицинских отходов в
г. Москве" и от 27.09.94 N 860 "О комплексной экологической про-
грамме Москвы", регламентирован порядок управления специфическими
видами отходов (выбросы объектов энергетики и автотранспорта в ат-
мосферу, больничные и биологические отходы и др.).
В связи с этим назрела необходимость в существенной корректи-
ровке первоначальных заданий программы.
Правительство Москвы постановляет:
1. Исходя из необходимости установления новых сроков и заданий
утвердить откорректированную "Комплексную программу удаления и пе-
реработки промышленных отходов в г. Москве" (приложение).
2. Департаменту инженерного обеспечения организовать выполнение
указанной программы, для чего:
2.1. Возложить на государственное предприятие "Промотходы"
функции генерального заказчика по проектированию и строительству
объектов сбора и переработки промышленных отходов в г. Москве.
2.2. В целях привлечения с использованием действующей системы
налоговых и иных льгот инвесторов к работе по сбору и переработке
промышленных отходов осуществлять преимущественное внедрение тех-
нологий, обеспечивающих полную самоокупаемость проектов.
2.3. Проводить силами технической инспекции ГП "Промотходы"
систематические обследования предприятий города, работающих в сфе-
ре удаления и переработки промышленных отходов, обеспечив подго-
товку на этой основе соответствующих документов для лицензирования
их деятельности.
2.4. Совместно с Московской региональной научно - производст-
венной ассоциацией "Экоресурс" в двухнедельный срок подготовить и
направить для согласования в администрацию Московской области
предложения по разработке "Региональной программы строительства
объектов централизованного размещения и переработки отходов".
2.5. Совместно с Департаментом промышленности в недельный срок
утвердить перечень крупнейших городских предприятий, имея в виду
на их базе реализовать в 1994-1966 гг. мероприятия по совершенст-
вованию технологий их производств с целью радикального сокращения
образующихся на них отходов.
3. Акционерному обществу "Московский комитет по науке и техно-
логиям" совместно с Департаментом инженерного обеспечения, Депар-
таментом промышленности, научно - исследовательскими организациями
и промышленными предприятиями в месячный срок завершить подготовку
предложений по созданию межотраслевых программ по наиболее акту-
альным направлениям переработки промышленных отходов (гальваничес-
кие, ртутьсодержащие отходы и др.) с целью создания малоотходных
технологий.
4. Москомприроде:
4.1. Совместно с Московским центром Госсанэпиднадзора ввести
начиная с 01.01.95 систему лимитирования размещения промышленных
отходов в Москве.
4.2. В срок до 01.08.95 исходя из итогов работы в 1-м полугодии
1995 г. внести предложения по принятию в развитие утвержденной
программы дополнительных регламентирующих документов по правовому
и экономическому регулированию в сфере обращения с промышленными
отходами, а также составить перечень документов для утверждения в
городской Думе.
5. Московской лицензионной палате:
5.1. Совместно с Москомприродой и Департаментом инженерного
обеспечения приступить в октябре т.г. к лицензированию деятельнос-
ти предприятий, работающих в сфере обращения с отходами, обеспе-
чить создание и ведение соответствующего банка данных.
5.2. В месячный срок осуществить подготовку проекта соглашения
с администрацией Московской области о взаимодействии в сфере ли-
цензирования деятельности по размещению и переработке отходов.
6. Государственному предприятию "Промотходы":
6.1. Подготовить и направить в префектуры административных ок-
ругов заявки на размещение на базе объектов незавершенного строи-
тельства служб централизованного удаления и переработки промышлен-
ных отходов.
6.2. Разработать и в срок до 01.01.95 ввести в действие автома-
тизированную программу комплексного учета образования и размещения
промышленных отходов в городе, предусматривающую взаимоувязку ре-
зультатов обследований предприятий с применением к ним экономичес-
ких и иных санкций.
6.3. Совместно с Москомприродой осуществлять регулярное инфор-
мирование через прессу жителей города о деятельности предприятий,
нарушающих порядок размещения промышленных отходов и наносящих
вред природной среде.
7. Префектам административных округов в месячный срок подгото-
вить и направить в Департамент инженерного обеспечения предложе-
ния:
7.1. По выделению по заявкам ГП "Промотходы" земельных участков
под строительство объектов централизованного удаления и переработ-
ки промышленных отходов и использованию в этих целях объектов не-
завершенного строительства, расположенных на территориях округов.
7.2. По созданию на территориях округов приемных пунктов утили-
зируемых промышленных отходов на коммерческой основе и привлечению
к этой работе инвесторов.
8. Установить, что финансирование научно - исследовательских,
опытно - конструкторских и проектных работ, связанных с изготовле-
нием опытных образцов, разработкой схемных решений и технико -
экономических обоснований программы, является компонентом город-
ского заказа, в связи с чем Департаменту перспективного развития
предусмотреть выделение централизованных капитальных вложений по
заявкам Департамента инженерного обеспечения и АО "МКНТ" на проек-
тирование объектов централизованной переработки промышленных отхо-
дов (приложение) с последующим отнесением затрат на себестоимость
объекта.
9. Департаменту финансов обеспечить финансирование проектных
работ по объектам централизованной переработки промышленных отхо-
дов в пределах средств, предусмотренных на реализацию программы
(п. 8).
10. Просить администрацию Московской области осуществить отвод
участков земли для строительства первоочередных объектов централи-
зованной переработки отходов предприятий Московского региона.
11. Считать утратившим силу постановление правительства Москвы
от 15 декабря 1992 г. N 1071 "Управление, организация утилизации,
обезвреживания и захоронения отходов с промышленных предприятий".
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра правительства Москвы А.С. Матросова.
Премьер правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению правительства
Москвы
от 18 октября 1994 г. N 938
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
УДАЛЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ
Блок I. Технические мероприятия
---T---------------------------T-------------------T--------------T----------------T-----------------------------
NN ¦ Наименование ¦ Исполнитель ¦Источник ¦Сроки выполнения¦Стоимость работ, млн. руб.
п/п¦ работ ¦ ¦финансирования¦ работ +-------T---------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Всего +---------T-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проектные¦капитальные
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы ¦вложения
---+---------------------------+-------------------+--------------+----------------+-------+---------+-----------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8
---+---------------------------+-------------------+--------------+----------------+-------+---------+-----------
1. Разработка Генеральной АОНИиПИ Градо- Гор. бюджет 1995 г. 60 60 -
схемы размещения спе- строительства
циализированных пред- Моск. обл.
приятий по переработке НИиПИ Генплана
отходов Московского г. Москвы
региона СП "Прима"
МРНПА "Экоресурс"
ГП "Промотходы"
2. Переработка отходов гальванических производств
2.1. Расширение опытного ГП "Промотходы" 1995-1996 гг. 2500 250 2250
центра переработки РХТУ им. Менделеева в том числе 1995 г.:
отходов гальваничес- Моск. судострои- Привлеченные 1000 - 1000
ких производств до тельный завод средства
производительности ГИПРОНИИРАН Гор. бюджет 250 250 -
2500 т/год (террито-
рия Моск. судострои-
тельного завода)
2.2. Создание региональ- ГП "Промотходы" 1995-1996 гг. 620 80 540
ного промышленного РХТУ им. Менделеева в том числе 1995 г.:
центра переработки в/ч 15105 Привлеченные 300 - 300
отходов гальванических ГИПРОНИИРАН средства
производств 5000 т/год Гор. бюджет 80 90 -
(территория в/ч 15105
г. Мытищи)
2.3. Создание региональ- Завод им. Хруничева 1995-1997 гг. 760 60 700
ного центра переработ- РХТУ им. Менделеева в том числе 1995 г.:
ки отходов гальвани- ГП "Промотходы" Привлеченные 300 - 300
ческих производств средства
5000 т/год Гор. бюджет 80 60 -
(территория завода
им. Хруничева)
2.4. Создание производства ГП "Промотходы" Определяется при разра-
по переработке и ути- МРНПА "Экоресурс" ботке и утверждении за-
лизации стартерных Люберецкий электро- дания на проектирование
аккумуляторов (тер- механический завод в IV кв. 1994 г.
ритория Люберецкого
электромеханического
завода)
3. Обезвреживание токсичных промотходов
3.1. Организация опытного ГП "Промотходы" 1995-1996 гг. 4500 200 4300
плазмохимического про- НИИ тепловых про- в том числе 1995 г.:
изводства по обезвре- цессов Привлеченные 2000 - 2000
живанию токсичных от- АО НПО "Технолог" средства
ходов производительно- ТОО "Экоплазма" Гор. бюджет 200 200 -
стью до 500 т/год АО "Плазма - Тест"
(место размещения уточ- МПИ "Синтез - проект"
няется)
3.2. Создание комплекса пе- ГП "Промотходы" 1995-1997 гг. 3740 240 3500
реработки токсичных от- ГосНИПАС в том числе 1995 г.:
ходов Московского реги- ГипроНИИавиапром Привлеченные 1200 - 1200
она производительностью НИИ тепл. проц. средства
до 100 тыс. тонн в год НО "ИВТАН" Гор. бюджет 240 240 -
(территория ГосНИПАС, ТОО "Платекс"
пос. Фаустово, Воскресен- Техэнергохимпром
ского р-на Моск. обл.) МНРПА "Экоресурс"
3.3. Проектирование специа- ГП "Промотходы" Гор. бюджет 1996-1999 гг. Определяется при разра-
лизированных полигонов Штаб ГО и ЧС ботке и утверждении за-
для временного депони- Минобороны РФ задания на проектирова-
рования токсичных пром- АО НИиПИ Градо- ние в конце 1995 г.
отходов и размещения строительства
продуктов и дезактива- Московской области
ции, образующихся при МПИ "Синтез - проект"
ликвидации последствий МНРПА "Экоресурс"
чрезвычайных ситуаций
(площадки строитель-
ства определяются "Гене-
ральной схемой", см.
п. 1.)
4. Обезвреживание ртутьсодержащих отходов
4.1. Расширение региональ- ГП "Промотходы" 1995-1996 гг. 1900 100 1800
го центра демеркуриза- Ногинский завод в том числе 1995 г.:
ции отходов до произво- топливной аппа- Привлеченные 800 - 800
дительности 1,5 млн. ратуры средства
люм. ламп в год (терри- МПИ "Синтез - Гор. бюджет 100 100 -
тория Ногинского заво- проект"
да топливной аппаратуры)
5. Обезвреживание медицинских отходов (регламентировано постановлением
правительства Москвы от 05.07.94 N 550)
6. Утилизация отходов резины
6.1. Организация производст- Завод "Электро- Привлеченные 1995 г. 1120 - 1120
ва по переработке из- прибор" средства
ношенных автопокрышек АО "Экошинпром" Гор. бюджет 80 80 -
с металлокордом произ- ГП "Промотходы"
водительностью до
10 тыс. т/год (территория
завода "Электроприбор",
Москва, ст. Перерва)
6.2. Организация производст- АО Тушинский ма- Привлеченные 1995 г. 500 - 500
ва по переработке изно- шиностроительный средства
шенных автопокрышек с завод Гор. бюджет 40 40 -
металлокордом производи- НИИ шинной про-
тельностью 3,5 тыс. т/год мышленности
(территория АО Тушинский АОЗТ "Техпром"
машиностроительный ГП "Промотходы"
завод)
6.3. Организация производ- МК "Мосгортранс" Привлеченные 1995 г. 1000 - 1000
ства по переработке из- НИИ шинной про- средства
ношенных автопокрышек мышленности Гор. бюджет 40 40 -
производительностью ГП "Промотходы"
7 тыс. т/год (на терри-
тории, выделяемой МК
"Мосгортранс")
6.4. Создание производства НИИ шинной про- 1995-1996 гг. 845 95 750
по восстановительному мышленности в том числе 1995 г.:
ремонту автопокрышек НЦ "Плазма - Привлеченные 500 - 500
грузового и пассажир- Динамика" средства
ского транспорта про- ГПИ "Резин - проект" Гор. бюджет 95 95 -
изводительностью до ГП "Промотходы"
20 тыс. ремонтов в год
(территория опытного
производства НИИЖБ,
пос. Некрасовка)
7. Производство строительных материалов из промышленных отходов
7.1. Организация региональ- ГП "Промотходы" 1995-1996 гг. 1350 150 1200
ного центра переработ- Моск. металлурги- в том числе 1995 г.:
ки металлосодержащих ческий завод Привлеченные 700 - 700
отходов производитель- "Серп и молот" средства
ностью до 5000 т/год ТОО "Фероко" Гор. бюджет 150 150 -
(территория Московско- АО "Гипромеа"
го металлургического
завода "Серп и молот")
7.2. Организация региональ- ГП "Промотходы" 1995-1997 гг. 2300 200 2100
ного центра переработ- МГП "Мосэкострой" в том числе 1995 г.:
ки инертных промотхо- Привлеченные 500 - 500
дов в строительные ма- средства
териалы (территория Гор. бюджет 200 200 -
полигона "Саларьево",
Ленинский район Моск.
области)
7.3. Организация произ- АМО "ЗИЛ" 1995-1997 гг. 7230 320 6910
водства по переработ- АО ПФК в том числе 1995 г.:
ке отходов АМО "ЗИЛ" "ЭКОВАЛ" Привлеченные 1000 - 1000
в строительные мате- ГП "Промотходы" средства
риалы и изделия про- Гор. бюджет 320 320 -
изводительностью до
50 тыс. т/год
(территория АМО "ЗИЛ")
7.4. Организация регио- ТЭЦ-22 1995-1997 гг. 2055 180 1875
нального центра по Любл. ЛМЗ в том числе 1995 г.:
переработке отходов АОТ "Московский Привлеченные 800 - 800
промзоны Люблино - Ка- нефтеперераба- средства
потня в сырье и изде- тывающий завод" Гор. бюджет 180 180 -
лия для дорожного АО ПФК "ЭКОВАЛ"
строительства произ- ГП "Промотходы"
водительностью до
500 тыс. т/год
8. Обезвреживание газовых выбросов (регламентируется постановлением
правительства Москвы от 27.09.94 N 860)
9. Разработка мероприя- Департамент Собственные II кв. Определяется предприятием
тий по упорядочению промышленности средства 1995 г.
обращения с отходами АО МКНТ предприятий,
и сокращению их коли- средства тер-
чества для 10 крупней- ритор. эколог.
ших предприятий горо- фондов
да
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итого в ценах 1994 г.: 30640 2095 28545
в том числе 1995 г.:
13815 2095 11720
Блок II. Правовое регулирование, нормативно - методическое
и информационное обеспечение обращения с отходами
----T-----------------------------T----------------------T---------------T----------------T-----------------
NN ¦ Наименование ¦ Исполнитель ¦Финансирующая ¦Сроки выполнения¦Стоимость работ,
п/п ¦ работ ¦ ¦организация ¦ работ ¦млн. руб.
----+-----------------------------+----------------------+---------------+----------------+-----------------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6
----+-----------------------------+----------------------+---------------+----------------+-----------------
1.1. Проведение организационно - Москомприрода - IV кв. 1994 г. -
методической подготовки МЦ ГСЭН
системы лимитирования раз- Департамент инженер-
мещения отходов Московских ного обеспечения
предприятий на базе "Вре- Префектуры админист-
менных правил охраны ок- ративных округов
ружающей среды от отходов
производства и потребле-
ния в Российской Федерации"
(утверждены 15.06.94)
1.2. Подготовка соглашения с Департамент инженер- - IV кв. 1994 г. -
Администрацией Московской ного обеспечения
области о взаимодействии Москомприрода
в сфере размещения и пе- МЦ ГСЭН
реработки отходов Москов- МРНПА "Экоресурс"
ского региона
1.3. Проведение единовременного ГП "Промотходы" Территориальные 1995-1999 гг. Определяется
учета образования отходов Москомприрода отделения Мос- на договорной
производства в администра- МЦ ГСЭН экофонда основе
тивных округах Москвы Префектуры админи-
в том числе: стративных округов
Северный округ 1994
Северо - Западный округ 1996
Северо - Восточный округ 1996
Восточный округ 1997
Юго - Восточный округ 1997
Южный округ 1995
Юго - Западный округ 1998
Западный округ 1998
Центральный округ 1999
Зеленоград 1995
1.4. Организация систематичес- ГП "Промотходы" Мосэкофонд 1995-1999 гг. Определяется
кого контроля за образова- Москомприрода после согласо-
нием и размещением отхо- СП "Прима" вания и утвер-
дов, анализ информации и ждения програм-
формирование на этой осно- мы работ
ве автоматизированного
общегородского банка дан-
ных по отходам
|