ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕРА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 ноября 1994 г. N 2134-РЗП
О ПРОВЕДЕНИИ ЗАКАЗНОГО КОНКУРСА
НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ Г. МОСКВЫ
В целях создания перспективной функциональной модели
общеобразовательной школы для г. Москвы, а также выявления лучших
архитектурно - планировочных и объемно - пространственных решений,
отвечающих современным педагогическим и архитектурно -
художественным требованиям и обеспечивающих оптимальную
материально - техническую базу реализации государственной политики
в народном образовании:
1. Объявить заказной конкурс на разработку проектных
предложений по общеобразовательной школе перспективной модели на
22-24 класса для г. Москвы.
2. Москомархитектуре и Департаменту строительства подготовить и
провести конкурс (п. 1), Департаменту образования и Союзу
московский архитекторов принять участие в разработке программы и
условий конкурса и в работе жюри конкурса.
3. Утвердить программу и условия проведения конкурса
(приложение 1) и смету расходов (приложение 2).
4. Департаменту перспективного развития Москвы предусмотреть
финансирование конкурса в соответствии со сметой расходов
(приложение 2) за счет средств городского бюджета.
5. Разработку конкурсных проектных предложений заказать
следующим проектным организациями:
МНИИТЭП 1 предложение
АО "Моспроект" 1 предложение
Управление "Моспроект-2" 1 предложение
МАРХИ 1 предложение
Институт общественных зданий (ИОЗ)
Минстроя Российской Федерации 1 предложение
Институт средств обучения Российской
академии образования 1 предложение
ГИПРОПРОС 1 предложение
6. Установить следующие сроки проведения конкурса:
начало - 07.11.94
окончание - 25.02.95
7. Москомархитектуре обеспечить помещение для организации
выставки конкурсных предложений.
8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя руководителя Департамента строительства Никонова Н.Н.
Первый заместитель премьера
правительства Москвы
В.И. Ресин
Приложение N 1
к распоряжению первого заместителя
премьера правительства Москвы
от 3 ноября 1994 г. N 2134-РЗП
ПРОГРАММА И УСЛОВИЯ
ЗАКАЗНОГО КОНКУРСА НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ
НА 22-24 КЛАССА ДЛЯ Г. МОСКВЫ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Конкурс проводится Москомархитектурой совместно с Департаментом
строительства при участии Департамента образования и Союза
московских архитекторов.
Целью конкурса является создание перспективной модели
общеобразовательной школы, поиск лучших архитектурно -
планировочных и объемно - пространственных решений зданий
общеобразовательной школы, отвечающих современным педагогическим и
архитектурным требованиям, обеспечивающих оптимальную материально
- техническую базу реализации долговременной государственной
политики в народном образовании и могущих послужить основой для
разработки новых проектов общеобразовательных школ для массового
строительства в г. Москве.
II. ПРОГРАММА КОНКУРСА
Предметом конкурсных проектных предложений является разработка
перспективной модели школы с составом помещений и планировочными
решениями, удовлетворяющими требованиям возможности изменения
организационно - педагогической структуры, т.е. соотношения
параллелей учащихся начальной (I и II-IV классы), основной (V-VIII
классы) и старшей (IX-XI классы) школ с 2 : 2 : 2 на 1 : 2 : 4.
Общее количество классов и учебных кабинетов в школе не должно
превышать 24 помещений. Состав и площади необходимых помещений
школы следует принимать в соответствии с приведенными в
приложении 1.
Наполняемость классов для всех возрастных групп учащихся
принимается 24 чел.
Проектные предложения должны обеспечить высокие архитектурные и
функциональные качества здания школы, рациональность объемно -
планировочных решений, а также отвечать современным
педагогическим, санитарно - гигиеническим и противопожарным
требованиям.
Здание школы предназначается для строительства в новых районах
Москвы и на свободных территориях сложившейся городской застройки.
Оно должно функционировать в качестве автономной
общеобразовательной школы - в новых районах и базовой сетевой
школы, дополняющей и обслуживающей существующую сеть школьных
зданий, - в сложившейся городской застройке.
В планировочной структуре здания должны быть предусмотрены
следующие условия:
- возрастное зонирование основных функциональных групп
помещений и формирование учебных секций (I, II-IV, V-VIII, IX-XI
классы);
- размещение общешкольных помещений в относительном
планировочном центре здания;
- возможность автономной эксплуатации общешкольных помещений с
целю организации на базе школы центра внеучебной работы с
учащимися микрорайона и культурно - досуговой работы с населением;
- автономия функциональных групп помещений и короткие удобные
технологические связи между ними;
- градостроительная маневренность здания по признаку ориентации
(ориентация учебных помещений преимущественно на юг и восток).
Подробные концептуальные положения общеобразовательной школы
перспективной модели изложены в приложении 2.
Особое внимание в проектных предложениях должно быть уделено
поискам выразительного архитектурного решения внешнего облика
здания школы и его интерьеров, имея в виду существенное значение
школьного здания для формирования архитектурной среды городских
микрорайонов и его эстетическое воздействие на учащихся и
население.
Высота здания не должна превышать трех этажей.
Применяемые конструкции, изделия и материалы должны обеспечить
индустриальные методы возведения здания.
III. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ
КОНКУРСНЫХ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Графически - текстовое изложение генеральной функциональной
идеи проекта.
Схема генплана в масштабе 1 : 1000 с показом градостроительной
ситуации.
Планы этажей в масштабе 1 : 200 с указанием наименований и
площадей помещений.
Разрезы в масштабе 1 : 100 в количестве, необходимом для
выявления общих композиционных и конструктивных решений, а также
для определения строительного объема здания.
Фасады в масштабе 1 : 100 (не менее двух).
Фрагмент главного фасада в масштабе 1 : 50.
Перспектива, характеризующая объемно - пространственное
решение, или аксонометрия, или фото с макета.
Интерьеры основных помещений школы по усмотрению авторов
(перспективное изображение).
Альбом фотографий проектных решений.
Краткая пояснительная записка с изложением основной идеи
проекта, принципов архитектурно - планировочного, объемно -
пространственного и конструктивного решений, сопоставлением
состава и площадей помещений (по программе и проекту), технико -
экономическими показателями (по форме, приведенной в приложении 3)
и указанием наименования проектной организации и состава
авторского коллектива.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
КОНКУРСНЫХ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Все графические материалы представляются на подрамниках
размером 100 х 100 см. Количество подрамников должно быть четным,
не более 8-10 шт.
Чертежи планов и разрезов исполняются в черно - белой графике.
Графическая подача генплана, фасадов и перспектив по усмотрению
авторов (фасады и перспективы с обязательным применением цвета).
Пояснительная записка печатается через два интервала, объемом
не более 5 страниц.
V. УСЛОВИЯ КОНКУРСА
1. За лучшие конкурсные проектные предложения установлены
следующие премии:
одна первая премия - 30.00 млн. рублей
две вторые премии - 15.00 млн. рублей каждая.
2. Состав жюри конкурса:
Председатель - Вавакин Л.В. - председатель Москомархитектуры,
заслуженный архитектор России, академик
Российской и Международной академий
архитектуры
Заместители - Никонов Н.Н. - заместитель руководителя
председателя Департамента строительства, кандидат
технических наук
Кезина Л.П. - руководитель Департамента
образования
Члены жюри - Боков А.В. - заместитель директора МНИИПОКОСиЗ,
член - корреспондент Международной академии
архитектуры
Газеров Л.Г. - заслуженный архитектор России
Зобнин А.П. - начальник Архитектурно -
технического управления Москомархитектуры
Иванов О.К. - заместитель руководителя
Научно - технического управления Департамента
строительства
Кеглер А.Р. - заместитель начальника Управления
архитектурного совета и согласования проектов
Москомархитектуры, заслуженный архитектор
России
Меерсон А.Д. - президент Союза московских
архитекторов, заслуженный архитектор России,
академик Российской и международной академий
архитектуры
Полат Е.С. - секретарь проблемного совета
средств обучения Российской академии
образования, доктор педагогических наук
Шехоян К.С. - член президиума правления Союза
московских архитекторов, заслуженный архитектор
России, член - корреспондент Российской
академии архитектуры и строительных наук
Есюченя В.А. - ответственный секретарь жюри
3. Члены жюри не принимают участия в конкурсе и не
консультируют конкурсные проекты.
4. Проектные предложения, представленные с нарушением Программы
и условий конкурса, к конкурсу не допускаются и жюри не
рассматриваются.
5. Конкурсные материалы в составе, установленном Программой,
представляются участниками конкурса до 17.00 часов 7 февраля 1995
года в Мосархинформ (здание Постоянной выставки по
градостроительству г. Москвы) по адресу: 2-я Брестская ул., д. 6.
6. Решение по итогам конкурса должно быть принято жюри до
25 февраля 1995 года.
7. Материалы, представленные на конкурс, возврату не подлежат,
поступают в собственность Москомархитектуры и могут быть
использованы по ее усмотрению.
8. С вопросами по Программе и условиям конкурса следует
обращаться к ответственному секретарю жюри - Есючене Вячеславу
Александровичу, тел. 209-50-05.
Приложение N 1
к Программе и условиям
заказного конкурса
СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ
на 22-24 класса
---T--------------------T--------------------------------T------------------T-------------¬
¦NN¦Перечень основных ¦ Наименование помещений ¦ Площадь ¦ Количество ¦
¦пп¦помещений и ¦ ¦ Расчетная ¦(1:2:4-2:2:2)¦
¦ ¦функциональных групп¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+--------------------------------+------------------+-------------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+--+--------------------+--------------------------------+------------------+-------------+
¦ УЧЕБНЫЕ ¦
¦ ------- ¦
¦1. Подготовительные - класс (расширенный с учетом 3,0 кв. м/1 уч. 1-2 ¦
¦ классы организации групповых видов ¦
¦ занятий) <*> ¦
¦ - спальня - игровая 2,5 кв. м/уч. 1-2 ¦
¦ - рекреация (зального типа) 2 кв. м/уч. 1 ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
¦2. Начальные - класс (с возможностью 3,3 кв. м/уч. 3-6 ¦
¦ классы организации групповых и ¦
¦ индивидуальных занятий, ¦
¦ игровых видов ведения уроков) <*> ¦
¦ - универсальные помещения, в 60 кв. м 1-2 ¦
¦ т.ч. для организации сна (каждое) ¦
¦ ослабленных детей ¦
¦ - комнаты тихих игр и уединения 60 кв. м по проекту¦
¦ (всего) ¦
¦ - комната труда, моделирования 100 кв. м 1 ¦
¦ и технической игрушки, ¦
¦ изобразительного искусства, ¦
¦ природы ¦
¦ - рекреация (зального типа) 2 кв. м/1 уч. по проекту¦
¦ - методический кабинет - 40-60 кв. м 1 ¦
¦ учительская ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
¦3. Классы основной - класс - учебный кабинет 3,3 кв. м/уч. 8 ¦
¦ школы (рассчитанный на организацию ¦
¦ фронтальных, групповых и ¦
¦ индивидуальных форм работ) <*> ¦
¦ - ресурсный центр (адекватный из расчета по проекту¦
¦ группе при лаборантских, 12 кв. м на ¦
¦ при каждом классе - кабинете) один класс - ¦
¦ учебный кабинет ¦
¦ - специализированные кабинеты: ¦
¦ иностранного языка, 40 кв. м 6-8 ¦
¦ информатики и вычислительной (каждое) ¦
¦ техники, 90 кв. м 1 ¦
¦ технического черчения 72 кв. м 1 ¦
¦ - рабочие комнаты для занятий 100-120 кв. м по проекту¦
¦ по интересам (всего) ¦
¦ - рекреация (зального типа) 2 кв. м /уч. по проекту¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
¦4. Учебные кабинеты - кабинеты универсального 3,3 кв. м/уч. 12-6 ¦
¦ старшей школы назначения (оснащенные в ¦
¦ зависимости от профиля ¦
¦ обучения) <*> ¦
¦ - учебные кабинеты по ¦
¦ естественным наукам (физика, ¦
¦ химия, биология) в составе: ¦
¦ лабораторий - лекционных 80 кв. м не менее 3¦
¦ помещений (каждое) ¦
¦ практикумов 50 кв. м не менее 6¦
¦ (каждое) ¦
¦ лаборантских на каждую 18-36 кв. м 3 ¦
¦ дисциплину (каждое) ¦
¦ - компьютерный класс и кабинет 72 кв. м не менее 2¦
¦ информатики и вычислительной (каждое) ¦
¦ техники ¦
¦ - комнаты индивидуальных занятий 100-120 кв. м по проекту¦
¦ (всего) ¦
¦ - ресурсный центр 12 кв. м /уч.кб. по проекту¦
¦ - рекреации 2 кв. м/уч. по проекту¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
¦5. Помещения изучения - блоки мастерских - кабинетов 300-320 кв. м не менее 4¦
¦ технологий по изучению технологий (всего) ¦
¦ (трудовое обучение) - по электрорадиотехнике 108 кв. м 1 ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
¦6. Группа центра - библиотека - справочно - 650 кв. м по проекту¦
¦ информации информационный центр с зонами (с хранением ¦
¦ читательских мест (в т.ч. для 50 тыс. томов ¦
¦ учащихся младшего возраста), и 100 местами ¦
¦ информационного пункта, мест в читальном ¦
¦ для работы с каталогами, фонда зале) ¦
¦ открытого доступа, фонда ¦
¦ закрытого хранения общешкольного ¦
¦ ресурсного центра (состоящего из ¦
¦ зоны комплектования и обработки ¦
¦ литературы и специализированного ¦
¦ фонда хранения), индивидуальных ¦
¦ занятий с ТСО ¦
¦ - технический центр 60-90 кв. м 1 ¦
¦ - методический кабинет с 90 кв. м 1-2 ¦
¦ учительской и комнатой отдыха (всего) ¦
¦ ¦
¦ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ¦
¦ ------------ ¦
¦7. Рекреационный - рекреационный центр (центр ¦
¦ центр досуга) в составе: ¦
¦ (центр досуга) форума 1,5 кв. м/уч. по проекту¦
¦ вестибюля - гардероба 0,35 кв. м/уч. по проекту¦
¦ дирекции, обслуги, буфета, 200 кв. м по проекту¦
¦ складских помещений (всего) ¦
¦ медицинских кабинетов 90 кв. м по проекту¦
¦ (всего) ¦
¦ санузлов 0,15 кв. м/уч. по проекту¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
¦8. Группа - зрительный зал с расширенной 1,0 кв. м/уч. по проекту¦
¦ зрительного зала эстрадой (из расчета посадки ¦
¦ не менее 60% учащихся): ¦
¦ лекционная аудитория 100 кв. м 1 ¦
¦ обслуживающие помещения 60 кв. м по проекту¦
¦ зрительного зала (всего) ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
¦9. Группа свободного - группа студий изобразительного 60-144 кв. м не менее 3¦
¦ творчества во искусства, хореографии, музыки (каждое) ¦
¦ внеучебное время и пения ¦
¦ - кружок технического творчества 108 кв. м (каждое) не менее 2¦
¦ - фото - киностудия 60 кв. м 1 ¦
¦ - группа помещений юннатско - 130-150 кв. м 2 ¦
¦ биологической деятельности (всего) ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
¦10. Группа спортивно - - спортзалы и бассейн с 2,2 кв. м/уч. по проекту¦
¦ оздоровительная: обслуживающими помещениями (площадь пола ¦
¦ залы (18 x 15 м, (общая физическая подготовка, залов без учета ¦
¦ 24 x 15 м, гимнастика, подвижные и обслуживающих ¦
¦ 36 x 18 м) спортивные игры, легкая помещений) ¦
¦ атлетика, борьба, плавание и др.) ¦
¦ ¦
¦ бассейн с ваннами 600 кв. м по проекту¦
¦ 25 x 11 и 10 x 6 м (площадь зала ¦
¦ бассейна без учета ¦
¦ обслуживающих ¦
¦ помещений) ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
¦11. Столовая - обеденный зал (на 2 посадки 1,3 кв. м/1 по проекту¦
¦ учащихся) с раздаточной место в зале ¦
¦ - кухонный блок 200-220 кв. м по проекту¦
¦ (всего) ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
¦12. Вестибюльная группа - вестибюль - гардероб 0,35 кв. м/уч. по проекту¦
¦ помещения школы - помещения администрации 90 кв. м не менее 5¦
¦ школы (всего) ¦
L------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> Общее число классов, классов - кабинетов и универсальных
кабинетов должно быть в пределах 24.
Примечания. Допускаются отклонения от настоящего состава
помещений по отдельным функциональным группам помещений в
зависимости от архитектурного замысла. Расчетная площадь на
одного учащегося не должна превышать 20,0-22,0 кв. м.
Приложение N 2
к Программе и условиям
заказного конкурса
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ
ДЛЯ Г. МОСКВЫ
А. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная общеобразовательная школа выполняет социальную
функцию центра учебно - воспитательной работы в жилой среде, что
обусловливает ее открытый характер для активного приобщения
населения, общественности и семьи к воспитанию детей и совместной
развивающей деятельности по интересам.
Для управления, организации, проведения и контроля учебно -
воспитательного процесса предусматривается широкое применение
технических средств обучения и электронно - вычислительной
техники. Материальной базой учебно - воспитательного процесса
является развитая сеть учебно - воспитательных учреждений,
представляющая собой единую систему, состоящую из
взаимодополняющих учреждений: общеобразовательных школ (уровень
микрорайона - района), межшкольных и школьных учебно -
производственных комбинатов и мастерских, массовых видов
внешкольных учреждений (уровень жилого района) и
специализированных внешкольных учреждений и других учебно -
воспитательных зданий (уровень города).
В соответствии с концепцией общего среднего образования для
широкого образовательного и воспитательного процессов необходимо
иметь следующие учреждения:
- общеобразовательные школы:
1 ступень - начальная школа,
2 ступень - основная школа,
3 ступень - старшая школа;
- учебно - воспитательные учреждения для трудового обучения;
- внешкольные учреждения.
Эта концепция предполагает кардинальное изменение содержания и
методов обучения на всех трех ступенях общего образования, а также
всей совокупности отношений, делавших школу в старых условиях мало
восприимчивой к нововведениям.
На начальной ступени школы осваивается новая идеология
обучения, предполагающая кардинальные изменения приоритетов, целей
обучения и выдвижение на первый план его развивающей функции.
Обновление действующего содержания обучения осуществляется через
введение специального курса развития познавательных способностей,
создающего развивающую среду для учащихся, которые обучаются по
действующим программам, а также через введение новых
интегрированных курсов "Математика и конструирование",
"Природоведение и сельскохозяйственный труд", "Речь и культура
общения", "Окружающий мир," параллельных учебников по чтению,
математике, русскому языку, природоведению. С целью расширения
возможностей выбора учителями начальных классов
общеобразовательных технологий создается банк идей и новых
технологий обучения младших школьников; организуются и
используются разработки перспективных программ развивающего
обучения в начальных классах.
На средней ступени образования закладывается фундамент общего
образования, оно является базовым. В рамках базового образования
предусматривается введение разноуровневых программ индивидуально -
ориентированного обучения, изменение соотношений обязательной
(нормативной) части обучения и того, что выбирает сам учащийся.
Для этой ступени образования организуются разработки новых
концепций гуманитарного, эстетического и естественно -
математического образования; новых учебных планов и программ;
новых учебников и учебно - методических пособий; интегрированных
курсов и пособий для получения дополнительного образования по
различным предметам.
На третьей ступени завершение общего образования осуществляется
на основе дифференциации обучения, свободного выбора учащимися
направленности обучения, предметов в сфере гуманитарной,
естественно - научной и технической (кроме базовых).
Концепция общего образования влечет за собой пересмотр
материальной среды школы как по принципам организации сети и типам
зданий, так и по реорганизации структуры, состава и площадей
помещений школьных зданий.
Б. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Перспективная модель трактуется как школа полного дня, в
которой учащиеся будут получать образование, выполнять уроки,
заниматься в различных кружках и студиях, заниматься спортом,
отдыхать, питаться.
Обучение и воспитание в школе направлено на развитие личности
ученика, выявление его склонностей и потенциальных возможностей в
той или иной сфере человеческой деятельности. Воспитание
творческой личности - генеральная задача школы.
Программа проектирования общеобразовательной школы
перспективной модели опирается на утвержденную Министерством
образования России "Концепцию социально - функциональных
требований к организации системы и проектирования
общеобразовательной школы I, II и III ступеней обучения" в части
следующих аспектов: педагогического, гигиенического, архитектурно
- типологического и градостроительного.
I. Педагогический аспект
Изменяется организационно - педагогическая структура
(соотношение параллелей учащихся начальной, основной и старшей
школ), от 2 : 2 : 2 до 1 : 2 : 4 (0 : 3 : 4).
Активизация обучения и развития творческого потенциала
личности:
в школе I ступени - игровые методы, создание среды для
развивающего обучения;
в школе II - III ступени обучение по системе "ученик - группа -
класс - поток".
Создание в школе II ступени материальной среды для базового
образования и занятий по интересам каждого вне обязательной
программы.
Дифференциация обучения в школе III ступени по направлениям:
гуманитарное, естественно - научное, техническое.
Широкое применение технических средств обучения
(компьютеризация) и создание развитого учебно - информационного
центра - библиотеки.
Повышение воспитательной функции школы во внеучебное время с
привлечением семьи и взрослого населения.
Внедрение в учебно - воспитательный процесс "перемежающегося"
режима дня с чередованием учебных уроков со спортом, творческими
занятиями в кружках - студиях, практикумах - лабораториях,
физическим и эстетическим развитием.
Комплексный подход к разностороннему развитию подрастающего
поколения людей, разностороннее творческое развитие каждого.
II. Гигиенический аспект
Повышение качественного уровня естественного и искусственного
(комбинированного) освещения учебных помещений для организации,
помимо фронтальных, групповых и индивидуальных форм занятий.
Улучшение условий воздушной среды помещений за счет повышения
удельного объема и кратности обмена воздуха, а также воздушной
аэрации.
Применение в начальной и основной школах только
индивидуализированной мобильной ученической мебели.
Создание зонированных пространств для психологической разгрузки
учащихся в учебных и внеучебных помещениях.
Создание психологически интересной воспитывающей среды.
Применение экологически чистых строительных материалов.
III. Архитектурно - типологический аспект
Разделение функциональных групп помещений на два комплекса:
учебный и общешкольный.
Автономия учебных групп помещений по возрастному признаку и
функциональной принадлежности:
- блок помещений начальной школы;
- 1 и 2-4 классы (I ступень);
- блок кабинетов 5-8 классов (II ступень);
- блок кабинетов 9-11 классов (III ступень);
- блок кабинетов по естественным наукам;
- блок учебных мастерских и практикумов (технология);
- учебно - информационный центр - библиотека.
Возможность горизонтальных связей между основными учебными
группами помещений и учебно - информационным центром.
"Гибкая" организация учебных пространств, опирающаяся на
укрупненный конструктивный модуль.
Создание центра досуга в составе форума, группы зрительного
зала, столовой - видеокафе и других общественных помещений.
Включение в группу спорта игрового спортзала и бассейна.
Развитая среда помещений художественного воспитания,
творческого развития в области техники и юннатско - биологической
деятельности.
Автономность функционирования комплекса по всем функциональным
группам помещений общешкольного центра.
Органическая связь функциональных групп учебных помещений с
учебно - опытной зоной и зоной отдыха земельной территории школы.
Синтез современной педагогической технологии школы и
выразительного архитектурного облика здания, основанного на
русских национальных традициях.
IV. Градостроительный аспект
Переход от единой общеобразовательной школы к трехступенчатой
системе обучения.
Развитие и расширение сети зданий, многообразие их типов как по
организационно - педагогической структуре, так и по набору
помещений.
Наиболее характерные для г. Москвы типы школ:
средняя школа I, II и III ступеней обучения, предназначенная
для новых городских микрорайонов;
старшая школа II-III ступеней обучения (обслуживающая
сложившуюся сеть зданий), где число параллелей старших возрастов
(9-11 классы) примерно в два раза больше числа параллелей
основного (среднего) звена школы (5-8 или 7-8 классы).
Приоритет школ с изменяемой организационно - педагогической
структурой, решающих следующие задачи:
- повышение комфорта материальной среды существующих начальных
и частично основных школ в соответствии с новыми социально -
педагогическими требованиями за счет разукрупнения и вывода
старших классов;
- создание комплексов дифференцированного профильного обучения,
с развитой материальной базой и высококвалифицированными кадрами
преподавателей;
- укрупнение сети и зданий общеобразовательных школ (исключение
строительства мелких объектов при существующих школах).
В. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО - ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЫ
Объемно - планировочная структура здания школы должна отвечать
задачам удобной эксплуатации школы в учебное и внеучебное время.
Структура здания должна основываться на выделении трех основных
блоков помещений: общешкольного центра; учебного блока; связующего
блока между учебными и общешкольными помещениями. Связующий блок
включает в себя входную группу помещений, рекреационный центр
(центр досуга) и информационно - библиотечный комплекс. Учебный
блок и общешкольный центр должны непосредственно примыкать к
связующему блоку, при этом обеспечивать возможность автономной
эксплуатации.
Школа должна иметь следующие функциональные группы помещений:
1) подготовительные классы; 2) классы начальной школы; 3) классы -
кабинеты основной школы; 4) кабинеты старшей школы; 5) помещения
трудового обучения; 6) учебно - методический центр информации
(библиотека) и учительские; 7) рекреационный центр (досуга);
8) комплекс зрительного зала; 9) помещения кружков и студий для
свободного творчества; 10) спортивно - оздоровительный комплекс;
11) столовая; 12) вестибюльно - гардеробная группа; 13) помещения
администрации и обслуживания.
Предлагаемый состав помещений (см. приложение 1) рассчитан на
особенности обучения в школах I, II и III ступеней с изменяемой
организационно - педагогической структурой и творческое развитие
личности ученика и отвечает требованиям оптимальной программы
обучения и воспитания всех возрастных групп учащихся.
Организационно - педагогическая структура школы должна отвечать
задачам гибкого реагирования на изменения возрастной комплектации
учащихся в соответствии с конкретной ситуацией и требованиями
педагогики.
Предлагаемая модель двухпараллельной школы на 22-24 класса
должна иметь организационно - педагогическую структуру в пределах
от 2 : 2 : 2 параллелей (1-4; 5-8; 9-11 классы) для автономной и
до 1 : 2 : 4 параллелей учащихся для сетевой школы с учетом
обслуживания ею существующих школ.
Наполняемость учебной группы - 24 учащихся (с учетом деления на
подгруппы для проведения практических работ).
Функциональная модель школы должна быть построена по принципу
ступеней обслуживания учащихся от первичного элемента (класс -
кабинет) к целому организму (школьный комплекс) и охватывать все
звенья учебного и воспитательного процессов:
- нижняя ступень (повседневное обслуживание) - учебное
помещение класс - кабинет;
- вторая ступень - группа учебных помещений, связанных между
собой единым взаимодополняющим процессом (учебная секция,
технологическая группа), в которой не все помещения используются в
течение дня, но служат базой для организации полноценного обучения
в течение недели;
- третья ступень - группы учебных секций или технологических
групп помещений, работающих в органической связи с информационным
центром школы и отдельными специализированными учебными
помещениями, используемыми в течение месяца и во внеучебное время;
- четвертая (высшая) ступень - как целое предусматривает
необходимое функционирование и органическое взаимодействие между
учебным комплексом, информационно - методическим центром и
общешкольной группой помещений в течение полного дня, недели,
месяца, года, в котором тесно переплетаются учебная и внеучебная
деятельность, обеспечивается в конечном итоге разностороннее
развитие личности и ее творческого потенциала.
Архитектурно - типологическая структура школы в соответствии с
функциональной моделью должна иметь следующую пространственную
организацию:
- учебная группа - информационно - методический центр -
общешкольная группа помещений (три комплекса, связанных между
собой в единое пространство с учетом их автономного
функционирования и одновременно тесной связи);
- учебная группа помещений должна быть дифференцирована на
школы I, II, III ступеней обучения и технологические группы
помещений, обслуживающие эти возрастные школы;
- общешкольная группа помещений должна быть подразделена на
отдельные функциональные группы по назначениям - спорт, группа
зрительного зала, технического творчества и юннатско -
биологической деятельности, художественного воспитания (музыка,
изобразительное искусство, хореография) и быта;
- группа учебно - методического центра, предназначенная для
обслуживания учебной и общешкольной функциональных групп
помещений, должна быть связующим звеном между учебными и
общешкольными помещениями.
Учебные помещения, дифференцированные по возрастному принципу
или педагогической технологии, должны решаться по принципу
компактной их организации с пространственными центром в виде
рекреационных залов или аудиторий, или ресурсных, или игровых
центров и т.д., обеспечивающих оптимальную организацию учебного
процесса и внеурочного времени:
- в школе I ступени - с игровым центром;
- в школе II ступени - с универсальным рекреационным залом;
- в школе III ступени - с аудиторией многоцелевого назначения;
- в блоках технологий и труда - с ресурсными или методическими
центрами.
Основное помещение школы - класс - учебный кабинет - должно
отвечать требованиям активного ведения учебного урока с
организацией как фронтальных, так и групповых и индивидуальных
форм обучения с широким привлечением технических средств. Иными
словами, класс - кабинет должен иметь принципиально новую
пространственную структуру в отличие от традиционного класса.
Помещение должно включать рабочую зону (размещение учебных
столов учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное
пространство для размещения учебно - наглядных пособий, ТСО,
личных вещей учащихся, зону для групповой работы и для
индивидуальных занятий учеников (особо успевающих и неуспевающих)
и возможности активной деятельности. Эти зоны как сумма
пространств должны обеспечивать оптимальные условия среды
обитания: углы рассматривания классной доски и наглядных пособий
во время урока по всему периметру стен (не менее 45 градусов),
равномерность естественного освещения по всей плоскости помещения
с КЕО 2-2,5.
Помещение оборудуется одноместными легкими ученическими столами
и значительным объемом встроенных шкафов, а также дополнительным
мобильным оборудованием для решения проблем гибкой организации
пространства с целью активизации обучения.
Не исключено создание части кабинетов только с верхними
источниками естественного освещения, позволяющими трактовать весь
периметр стен в качестве "экрана" познания и ориентировать на них
учащихся при групповых видах работы (каждой группе свой участок
стены - экрана).
Основные учебные помещения рекомендуется располагать не выше
2-го этажа.
Земельная территория школы должна содержать следующие зоны:
отдыха и досуга учащихся; спорта (плоскостные сооружения),
ориентированные в основном на легкую атлетику, игровые и зимние
виды спорта; учебно - опытной работы; хозяйственную. Озеленение -
согласно действующим нормативам.
Участок школы может содержать дополнительные зоны и сооружения,
связанные с дифференцированным обучением старшего звена школы,
например, павильоны неотапливаемые для физкультуры на свежем
воздухе, площадки игр для детей младшего возраста и др.
Особое место должно быть уделено благоустройству участка, малым
архитектурным формам, элементу оборудования учебных площадок и
плоскостных сооружений, а также озеленению и ландшафтной
проработке всей территории школьного участка.
Архитектура интерьера и экстерьера здания школы должна отвечать
задачам сохранения традиций в русском зодчестве и одновременно
отражать принципиально новое содержание здания, связанное с
современной педагогической технологией, что дает возможность найти
выразительный облик общего пластического решения здания,
представляющего сумму учебных и общешкольных пространств.
Интерьер здания в целом и его элементы должны настраивать
ученика, его психологию на интерес к окружающей среде, к познанию,
что положительно скажется на его успеваемости и здоровье.
В сочетании выразительных архитектурных решений интерьеров и
фасадов зданий с интересным решением озеленения и благоустройства
участка - залог высокого архитектурного качества сооружения.
Приложение N 3
к Программе и условиям
заказного конкурса
ТАБЛИЦА ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
---T-------------------T----------T----------------T--------------¬
¦NN¦ Показатель ¦ ед. изм. ¦ По программе ¦ По проектному¦
¦пп¦ ¦ ¦ ¦ предложению ¦
+--+-------------------+----------+----------------+--------------+
¦1. Расчетная площадь кв. м ¦
¦2. Общая площадь кв. м ¦
¦3. Площадь застройки кв. м ¦
¦4. Строительный объем куб. м ¦
L------------------------------------------------------------------
Примечание. Подсчет технико - экономических показателей
необходимо производить в соответствии с правилами, установленными
СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", приложение 3.
Приложение N 2
к распоряжению первого заместителя
премьера правительства Москвы
от 3 ноября 1994 г. N 2134-РЗП
СМЕТА
РАСХОДОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКАЗНОГО КОНКУРСА
НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ
ДЛЯ Г. МОСКВЫ
---T------------------------------------------------T-------------¬
¦NN¦ Наименование расходов ¦Стоимость ¦
¦пп¦ ¦в млн. руб. ¦
+--+------------------------------------------------+-------------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--+------------------------------------------------+-------------+
¦1. Расходы на проектирование ¦
¦ ------------------------- ¦
¦ Заказы на разработку 7 проектных предложений ¦
¦ (стоимостью 30.00 млн. руб. каждое) 210.00 ¦
+-----------------------------------------------------------------+
¦ Итого: двести десять миллионов рублей 210.00 ¦
¦2. Выплата премий ¦
¦ -------------- ¦
¦ - одна первая (в размере 30.00 млн. руб.) 30.00 ¦
¦ - две вторые ( по 15.00 млн. руб. каждая) 30.00 ¦
+-----------------------------------------------------------------+
¦ Итого: шестьдесят миллионов рублей 60.00 ¦
¦3. Расходы на организацию и проведение конкурса ¦
¦ -------------------------------------------- ¦
¦ а) разработка и согласование программы и ¦
¦ условий конкурса ¦
¦ б) экспертиза проектных предложений ¦
¦ в) устройство выставки (монтажные, ¦
¦ демонтажные, погрузочные и другие работы) ¦
¦ г) обеспечение работы жюри конкурса ¦
¦ д) аренда помещений ¦
¦ е) непредвиденные расходы на дополнительные ¦
¦ работы ¦
+-----------------------------------------------------------------+
¦ Итого: сорок миллионов рублей 40.00 ¦
L------------------------------------------------------------------
Всего: триста десять миллионов рублей 310.00
|