ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕРА
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
26 декабря 1994 г. N 2515-РЗП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,
ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ НА 1994-1995 ГОДЫ
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от
6 сентября 1993 года N 1338 "О профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", в целях
создания условий для более полного включения несовершеннолетних в
социально - экономическую и культурную жизнь общества,
способствующую процессу развития личности, получению образования,
предупреждению правонарушений:
1. Утвердить Городскую комплексную программу по профилактике и
предупреждению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних,
защите их прав на 1994-1995 годы (приложение).
2. Департаментам, комитетам, главным управлениям, префектурам
административных округов принять меры по безусловному выполнению
мероприятий, предусмотренных Программой, и ежеквартально
информировать Городскую межведомственную комиссию по делам
несовершеннолетних о ходе их реализации.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
Городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних.
Первый заместитель премьера
правительства Москвы
В.А. Коробченко
Приложение
к распоряжению первого заместителя
премьера правительства Москвы
от 26 декабря 1994 г. N 2515-РЗП
ГОРОДСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
НА 1994-1995 ГОДЫ
А Н А Л И З
состояния дел по детской и подростковой
преступности в г. Москве
Сложные социально - экономические процессы, связанные с
реформированием общественных отношений в России, повлияли на
криминогенную обстановку среди несовершеннолетних в г. Москве. За
последние 10 лет преступность среди несовершеннолетних возросла в
3 раза, а численность детского населения города в возрасте 14-
17 лет - на 25% (с 331716 до 416731). Удельный вес детской
преступности в общей структуре преступлений, раскрытых по линии
уголовного розыска, колеблется от 15 до 25%, т.е. практически
каждое пятое преступление в городе совершается подростками.
Несовершеннолетние становятся наиболее криминально активной
частью населения Москвы. Если в среднем на 10 тыс. жителей города
приходится 93 преступления, то на такое же количество подростков -
134.
За 12 месяцев 1993 года преступность среди несовершеннолетних
по законченным уголовным делам и материалам возросла на 0,5%
(с 5535 до 5564), ее удельный вес составил 15,25% (12 мес. 1992 г.
- 16,3%). Наиболее неблагополучная обстановка сложилась в
Центральном, Северо - Западном и Зеленоградском административных
округах, где зарегистрирован рост преступности, соответственно, на
14,2, 66,3, 46,6%.
В текущем году наметилась тенденция к снижению темпов роста
преступности. Если в январе он составлял 82%, то за 4 месяца -
14,7%.
Ежегодно около 70% преступлений несовершеннолетние совершают в
составе групп либо с участием взрослых лиц.
В структуре преступности несовершеннолетних преобладают кражи
личного имущества - 38,6%, среди них третью часть составляют кражи
из квартир граждан. За 12 месяцев 1993 года количество этих
преступлений сократилось на 14,6% (с 2519 до 2149).
Однако особое беспокойство вызывает увеличение доли тяжких
преступлений, совершаемых подростками, - в прошедшем году на 41%
(с 1038 до 1464), т.е. каждое четвертое преступление относится к
категории тяжких. Повышается агрессивность, дерзость подростков
при совершении преступлений. В 1993 году в 2,8 раза (с 13 до 36)
возросло число совершаемых ими убийств. Большинство из них
зарегистрировано на территории Северного, Северо - Западного и Юго
- Восточного административных округов - соответственно 7, 6, 5.
Пятую часть преступлений, совершенных подростками, составляют
грабежи, разбойные нападения и вымогательства, их количество из
года в год увеличивается. Наиболее значительное распространение
эти виды преступлений получили в Южном, Юго - Восточном,
Центральном и Северном округах.
Почти в 2,5 раза (с 62 до 149) возросло число фактов изъятия у
несовершеннолетних наркотических средств, особенно в Северо -
Западном (27), Центральном (27), Северо - Восточном (19) и Южном
(19) округах.
Наблюдается устойчивая тенденция к "омоложению" преступности за
счет роста криминальной активности подростков более младшего
возраста. Ежегодно увеличивается количество состоящих на учете
милиции несовершеннолетних, в отношении которых в возбуждении
уголовного дела отказано в связи с недостижением ими возраста
уголовной ответственности, в настоящее время их зарегистрировано
около 3 тыс. человек.
Из года в год увеличивается количество несовершеннолетних,
доставляемых в органы внутренних дел за различные правонарушения.
В 1993 году их число составило 40446 чел., каждый пятый из них -
за нарушение антиалкогольного законодательства, каждый третий не
имеет родителей или проживает в неполной семье. Среди доставленных
11307 учащихся школ и профтехучилищ, 26405 неработающих и
неучащихся подростков (для сравнения: 1982 г. - 1540 чел., 1992 г.
- 13339).
Вместе с тем проводимые ГУВД мероприятия не могут дать
положительных результатов, если не проводить целенаправленную
работу по проблемам общей профилактики с участием всех
государственных органов и общественных формирований.
В условиях роста детской и подростковой преступности органы
внутренних дел города лишены ряда действенных и доказавших свою
эффективность в других регионах Российской Федерации рычагов
профилактического воздействия на несовершеннолетних
правонарушителей.
В структуре органов образования отсутствуют специальные, в том
числе коррекционные, учебно - воспитательные учреждения для
несовершеннолетних правонарушителей, нуждающихся в особых условиях
воспитания.
В образовательных учреждениях города не создана система работы
по адаптации и реабилитации "трудных" подростков. Осложняет
решение рассматриваемой проблемы ненадлежащее исполнение закона по
реализации прав несовершеннолетних на образование и труд, в
предоставлении рабочих мест выпускникам школ и ПТУ, отсутствие
контроля за сохранностью контингента учащихся школ. Не выполняется
Закон РФ "Об образовании", 633 школы допустили отсев учащихся до
окончания 9-х классов.
Не налажено взаимодействие управлений образования со
специалистами по охране прав детей муниципалитетов по месту
проживания и учебы несовершеннолетних, а также с
правоохранительными органами.
В городе отсутствует система по ранней диагностике и
своевременному созданию условий для формирования личности и
социальной адаптации.
Серьезной проблемой остается досуговая деятельность подростков.
Отсутствуют подготовленные кадры социальных педагогов для
работы по коррекции поведения и социальной реабилитации подростков
с девиантным поведением, оказанию помощи семье в решении
воспитательно - образовательных задач.
Созданные в 1994 году окружные комиссии по делам
несовершеннолетних не стали координирующим органом между
муниципальными комиссиями, органами образования, здравоохранения,
труда и занятости, социальной защиты, внутренних дел,
общественными организациями в работе по профилактике и
предупреждению правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.
Комплексная программа по профилактике правонарушений и
безнадзорности несовершеннолетних на 1994-1995 годы призвана
решить следующие задачи:
- скоординировать действия всех учреждений и организаций,
занимающихся проблемами предупреждения правонарушений и
безнадзорности несовершеннолетних;
- обеспечить защиту законных прав и интересов детей и
подростков.
I. Социально - правовая профилактика правонарушений
учащихся учреждений образования г. Москвы
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Направление Задачи Сроки Организаторы
деятельности реализации работы
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Обеспечение обязательного 1.1. Исключить из практики постоянно Учебные заведения
основного общего работы учреждений образования Департамента образования,
образования, условий отчисление учащихся до учебные округа
становления и формирования завершения ими основного
личности обучающегося, его общего (неполного среднего)
склонностей, интересов и образования
способности к социальному 1.2. Обеспечить прием в 10-е 1994-95 -"-
самоопределению классы всех желающих успевающих
учащихся
1.3. Расширить сеть 1994 г. Департамент образования,
профессиональных школ (не менее 1995 г. учебные округа
двух в каждом учебном округе)
1.4. Ввести статистическую с 1994 г. Департамент образования,
отчетность об устройстве на постоянно Департамент труда и
работу или учебу выпускников занятости
9-х классов
1.5. Открыть 10-11-е классы во 1994-95 Департамент образования
всех школах - интернатах для уч. г.
детей - сирот и детей из
неблагополучных семей
1.6. Разработать учебные планы 1994-95 Департамент образования
и программы по переходу учащихся уч. г.
вспомогательных школ на обучение
до 10-11 классов
1.7. Провести эксперимент в 1994-1995 Департамент образования,
МО "Раменки" Западного ГУВД,
административного округа по префектура Западного
введению в штатное расписание округа
должности заместителя директора
по вопросам правового воспитания
и безопасности
1.8. В каждом учебном заведении ежегодно Департамент образования
ввести в практику проведение не
реже 1 раза в четверть (в ПТУ -
два раза в учебное полугодие)
недели правовых знаний для
учащихся старших классов и ПТУ.
Разработать тематику занятий, Главное управление
привлечь к их проведению внутренних дел,
работников правоохранительных Управление юстиции
органов, прокуратуры, отделов
юстиции.
Организовать производство и
прокат видеофильмов по пропаганде
правовых знаний, нравственных
ценностей, воспитанию уважения
к Закону
1.9. В учебных заведениях, 1994-1995 Комитет по культуре,
культурно - просветительных уч. г. префектуры,
учреждениях города создать Клубы Департамент образования,
выходного дня с финансированием Комитет по делам семьи
их деятельности за счет и молодежи
внебюджетных фондов муниципальных
и административных округов
1.10. Воссоздать в ученических Департамент образования
коллективах клубы "Юных друзей
милиции", "Юных следопытов" и т.д.
Развернуть работу по созданию 1994-95
в учреждениях образования групп уч. г.
милосердия по оказанию помощи
одиноким престарелым
II. Социальная защита прав несовершеннолетних
1. Обеспечение социальной 1.1. Создать в каждом учебном 1994-1996 Департаменты образования,
защиты детей и подростков. округе коррекционно - здравоохранения
Преодоление родительской диагностические центры на базе
безнадзорности специальных образовательных
учреждений и центры социально -
педагогической реабилитации детей
и подростков, имеющих
психологические и физические
отклонения
1.2. При Межведомственной 1994-1995 Городская КДН,
городской комиссии по делам Комитет по делам
несовершеннолетних создать семьи и молодежи,
консультативно - информационный Департаменты
центр для анализа и прогнозирования здравоохранения,
процессов, происходящих в образования,
подростковой и молодежной среде прокуратура, ГУВД
1.3. Создать в каждом 1994-1996 Комитет социальной
административном округе центры защиты населения,
медико - социальной помощи префектуры
детям и подросткам административных округов
1.4. Создать в каждом 1994-1995 Департамент образования,
административном округе различные Департамент
типы социальных приютов для здравоохранения,
безнадзорных детей и подростков префектуры
1.5. Продолжить работу по 1994-1995 Префектуры Северо -
созданию в муниципальных округах Западного, Северного,
центров социальной помощи семье Юго - Восточного,
и детям Зеленоградского округов,
1.6. На уровне административных 1995 г. Комитет соц. защиты,
округов и города создать префектуры, комитеты по
информационную сеть социальной делам семьи и молодежи,
инфраструктуры территории и соц. защиты населения,
социального состава семей Управление ЗАГС
1.7. Упорядочить работу органов 1994-95 Департамент образования,
опеки и образования по уч. г. префектуры
устройству и социальной защите
прав детей, оставшихся без
попечения родителей
1.8. Создать фонд по охране 1995 г. Городская КДН,
детства, гарантирующий социальную Департаменты образования,
защиту детей и учащейся молодежи Комитет социальной
в условиях перехода к рыночным защиты
отношениям
1.9. Обеспечить информационное постоянно Департамент образования,
взаимодействие государственных префектуры
сиротских учреждений города с
органами охраны прав детей
муниципальных округов для
оперативности решения вопросов
обеспечения выпускников этих
учреждений жильем
1.10. Разработать механизм I кв. 1995 г. Городская КДН,
защиты прав несовершеннолетних, префектуры
оставшихся без места жительства
в результате продажи квартиры
родителями
III. Профилактическая работа по предупреждению
правонарушений среди несовершеннолетних
1. Работа с семьей. 1.1. Разработать методические I кв. 1995 г. Комитет по делам
Повышение родительской рекомендации и критерии оценки семьи и молодежи,
ответственности за обследования социально департаменты
воспитание детей неблагополучных (функционально образования,
несостоятельных) семей, в здравоохранения,
которых проживают несовершеннолетние, Комитет социальной
для рассмотрения вопросов оказания защиты
материальной, медицинской,
педагогической, психологической
и др. помощи в воспитании детей
1.2. Отработать систему I кв. 1995 г. Комиссии по делам
взаимодействия органов несовершеннолетних,
образования, здравоохранения, Комитет по делам
социальной защиты в деле семьи и молодежи,
выявления неблагополучных ГУВД, Департаменты
семей. Привлечь к данной работе образования,
патронажных сестер детских здравоохранения
поликлиник, воспитателей детских
дошкольных учреждений, учителей
школ и ПТУ, службы участковых
инспекторов и инспекций по делам
несовершеннолетних
2. Проведение профилактической 2.1. Открыть в составе IV кв. 1994 г. Департамент
работы и оказание медицинской наркологического диспансера здравоохранения
помощи детям и подросткам, N 12 Юго - Западного окружного
склонным к употреблению медицинского управления детское
спиртных напитков, и подростковое отделения
наркотических и 2.2. Организовать 1994-1995 Департамент
токсических средств консультативно - профилактические здравоохранения
отделения для детей и подростков
в других наркологических
диспансерах
2.3. Решить вопрос о передаче 1994-1995 Департамент
статуса психосоматического здравоохранения
отделения токсикологическому
центру ДГКБ N 13 им. И.Ф.Филатова
2.4. Создать регистр 1995 г. Департамент
(информационную базу) на детей здравоохранения,
и подростков, имеющих ГУВД
алкогольную или наркотическую
зависимость.
Обеспечить обмен информацией
между наркологической службой
и органами внутренних дел
2.5. Открыть отделения IV кв. 1994 г. Департамент
медико - социальной помощи в здравоохранения,
детских городских поликлиниках префектуры
N 21 Восточного, N 75
Северо - Восточного округов,
N 62 Юго - Западного округа
3. Организация досуговой 3.1. Создать городскую Ассоциацию 1995 г. Комитет по делам
деятельности подростков детских и молодежных клубов семьи и молодежи
и молодежи по месту г. Москвы.
жительства Рекомендовать Ассоциации
инициировать создание в каждом
детском и молодежном коллективе
объединений гражданско -
патриотического направления
3.2. Продолжить финансирование постоянно Комитет по делам
детских подростковых клубов семьи и молодежи,
по месту жительства через Департамент финансов
префектуры административных
округов
3.3. Отработать систему оказания I кв. 1995 г. Комитет по делам
методической и практической семьи и молодежи
помощи социальным педагогам,
ведущим работу с несовершеннолетними
по месту жительства
3.4. В каждом муниципальном 1995 г. Префектуры,
округе создать социально - Комитет по делам
педагогический центр для семьи и молодежи,
работы с несовершеннолетними Департамент образования,
Комитет социальной защиты
3.5. Открыть в каждом 1995 г. Префектуры,
административном округе 2 Комитет по делам
военно - патриотических лагеря семьи и молодежи
для отдыха детей и подростков,
склонных к правонарушениям.
Подготовить обращение к
командованию Московского военного
округа о закреплении за
административными округами воинских
частей в Подмосковье
3.6. Создать в муниципальных 1994 г. Супрефекты
округах детские и подростковые муниципальных округов,
физкультурно - оздоровительные председатели
клубы спорткомитетов
административных округов
3.7. Обеспечивать прием во все постоянно Мосгорспорткомитет,
спортивные организации и клубы префектуры
трудных подростков и детей из
неблагополучных семей на
бесплатной основе
3.8. Организовать городскую 1994-1995 Мосгорспорткомитет,
зимнюю и летнюю Спартакиады Комитет по делам
физкультурно - спортивных семьи и молодежи
клубов по месту жительства
3.9. Установить порядок декабрь Комитет по культуре,
бесплатного посещения 1994 г. Департамент образования,
государственных и муниципальных Комитет по делам
учреждений культуры, спортивных семьи и молодежи,
сооружений детьми - сиротами, Мосгорспорткомитет
детьми, оставшимися без попечения
родителей, и детьми из
многодетных семей, а также
детьми родителей, признанных в
установленном порядке
безработными
3.10. Организовать работу 1994-1995 Комитет по культуре,
детских киноклубов и кинолекториев префектуры
по нравственно - правовым
проблемам во всех муниципальных
округах города
4. Обеспечение трудовой 4.1. Продолжить постоянное постоянно Департамент труда
занятости несовершеннолетних содействие в трудоустройстве и занятости,
учащимся общеобразовательных Департамент образования
школ и ПТУ в свободное от
учебы время
4.2. Продолжить подготовку по 1994-95 Департамент труда
специальности "Коммерческая уч. г. и занятости,
деятельность" со специализацией Департамент образования
"Бухгалтерский учет" на базе
колледжа предпринимательства
из числа незанятой молодежи,
имеющей образование в объеме
средней общеобразовательной
школы или ПТУ со сроком
обучения 10 месяцев
4.3. Обеспечить учет выпускников постоянно Департамент труда
учебных заведений, которым и занятости,
необходимо трудоустройство Департамент образования
через службу занятости, за
3 месяца до окончания учебного
года
4.4. Создать сеть учебных IV кв. 1994 г. Департаменты труда
заведений для профессиональной и занятости,
подготовки молодежи, не занятой образования
работой или учебой
4.5. Обеспечить систематическое постоянно Департамент труда
выявление на предприятиях, в и занятости
учреждениях и организациях города
и введение в банк данных информации
о наличии свободных рабочих мест
и вакантных должностей для
трудоустройства подростков
и молодежи
4.6. Осуществлять текущий ежеквартально Департаменты труда
(ежеквартальный) и долгосрочный и занятости,
(по итогам полугодия) прогноз образования
состояния рынка труда по
профессиям, пользующимся
устойчивым спросом, с целью
перепрофилирования учебного
процесса для обучения подростков
и молодежи на ближайшее время
и перспективу
4.7. Рассмотреть вопрос о I кв. 1995 г. Комитет по делам
возможности льготного семьи и молодежи,
налогообложения предприятий, Департаменты
учреждений и организаций, а труда и занятости,
также цехов и производственных экономической политики,
структур общественных организаций, финансов
объединяющих многодетных и
одиноких родителей, обеспечивающих
создание рабочих мест для
подростков и молодежи
4.8. Провести конкурс проектов II кв. 1995 г. Департамент
работодателей на организацию труда и занятости
дополнительных рабочих мест
для молодежи (выпускников
общеобразовательных школ и ПТУ)
IV. Работа общественных организаций по профилактике безнадзорности,
детской преступности, СПИДа, алкоголизма и наркомании
1. Профилактика детской 1.1. Приступить к реализации 1994-95 Молодежная организация
безнадзорности, СПИДа, Московской благотворительной уч. г. "Проспект мира",
алкоголизма и наркомании программы "Дети улиц" Департаменты образования,
здравоохранения, Комитет
по делам семьи и молодежи,
префектуры
1.2. Развитие детского 1994-95 МГСО оборонно -
технического спорта уч. г. спортивных, технических
организаций
V. Организационные мероприятия. Управленческая
деятельность по реализации программы
1. Организационные 1.1. При городской комиссии по I кв. 1995 г. Городская КДН,
мероприятия делам несовершеннолетних создать Комитет по делам
банк данных о государственных и семьи и молодежи,
общественных организациях, Московская
занимающихся проблемами регистрационная
подрастающего поколения; изучить палата
возможности использования этих
формирований для предупреждения
правонарушений и безнадзорности
среди несовершеннолетних
1.2. Разработать и передать на 1994 г. Комитет по делам
утверждение в городскую Думу семьи и молодежи,
Положение "О правилах поведения ГУВД
детей и подростков в общественных
местах"
1.3. Просить городскую Думу I кв. 1995 г. Городская комиссия
принять временное Положение о по делам
комиссиях по делам несовершеннолетних несовершеннолетних
в г. Москве до утверждения его
Государственной Думой Российской
Федерации
1.4. Ежеквартально проводить 1 раз в Городская КДН,
операцию "Подросток", направленную квартал ГУВД, Департаменты
на повышение эффективности образования,
индивидуальной работы с здравоохранения,
несовершеннолетними труда и занятости,
правонарушителями, решение Комитеты социальной
проблем их общественно - полезной защиты, по делам
занятости с привлечением семьи и молодежи
представителей органов социальной
защиты, образования, здравоохранения,
занятости
1.5. Подготовить и издать 1995 г. Департамент образования,
методические рекомендации ГУВД
"Организация работы по профилактике
правонарушений среди учащихся школ
и ПТУ", "Ответственность
несовершеннолетних за уголовные
преступления и административные
правонарушения", "Ответственность
родителей за воспитание детей"
1.6. Заключить договоры со I кв. 1995 г. Департамент образования,
специальными учебными заведениями ГУВД
для детей и подростков -
правонарушителей, нуждающихся в
особых условиях воспитания,
расположенными в Московской и др.
областях, о выделении необходимого
количества путевок
1.7. Разработать единую форму I кв. 1995 г. Городская комиссия
отчетности о работе муниципальных по делам
и окружных комиссий по делам несовершеннолетних,
несовершеннолетних ГУВД
1.8. Подготовить предложения по IV кв. 1994 г. ГУВД, префектура
улучшению материально - Северо - Восточного
технической базы Московского округа, Департаменты
приемника - распределителя для образования,
несовершеннолетних здравоохранения
2. Управление по 2.1. Разработать в каждом I кв. 1995 г. Окружные комиссии
реализации программы административном округе по делам
комплексные программы по несовершеннолетних
профилактике правонарушений и
безнадзорности среди
несовершеннолетних, защите
их прав
2.2. Координацию действий по
выполнению намеченных данной
программой мероприятий
возложить на городскую и
окружные комиссии по делам
несовершеннолетних
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------
|