МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 января 1995 г. N 10
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Г. МОСКВЫ
В связи с окончанием срока действия приватизационных чеков и в
развитие Государственной программы приватизации, в соответствии с
п. 5 статьи 3 Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 года
"О приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 5 июня 1992
года и 24 декабря 1993 года) Московская городская Дума
постановляет:
1. Утвердить Основные положения приватизации государственных и
муниципальных предприятий г. Москвы (далее - Основные положения),
являющиеся документом, представляющим принципы проведения
приватизации в г. Москве с учетом ее особенностей. Основные
положения служат основой для разработки Московской программы
приватизации (далее - Московская программа) (приложение).
2. Московской городской Думе совместно с правительством Москвы
создать рабочую комиссию для разработки Московской программы.
3. Правительству Москвы обеспечить финансирование работ
комиссии, связанных с разработкой проекта Московской программы.
4. Комиссии в двухмесячный срок разработать и представить на
утверждение в Московскую городскую Думу Московскую программу.
5. Правительству Москвы:
- в срок до 15 февраля 1995 года направить в Госкомимущество
Российской Федерации для согласования Положение о порядке оценки
объектов недвижимости в г. Москве. Результаты согласования
сообщить Московской городской Думе;
- разработать Положение по использованию аккумулированных (по
форме N 31) приватизационных чеков;
- в срок до 1 июня 1995 года утвердить нормативные акты,
регламентирующие порядок уплаты, распределения, учета и контроля
за поступлением средств от приватизации государственных и
муниципальных предприятий, а также перечислением дивидендов по
акциям, закрепленным в государственной собственности, направляемых
на финансирование объектов социально - культурного и коммунально -
бытового назначения, передаваемых в процессе приватизации
государственных и муниципальных предприятий на баланс местных
органов власти.
6. Московской городской Думе для учета специфики г. Москвы
выйти в Государственную Думу с законодательной инициативой по
внесению изменений и дополнений в действующее законодательство по
вопросам:
- восстановления фонда акционирования работников предприятия
(ФАРП) с целью заинтересованности работников акционерных обществ в
их деятельности;
- расширения функции "Золотой акции" по управлению
государственной и муниципальной долями собственности;
- продажи акций членам трудовых коллективов и опционов на право
приобретения акций руководителями (управляющими) по номинальной
стоимости при определении уставного капитала по балансу за
отчетный период на момент утверждения Плана приватизации и Устава;
- налоговых и иных (таможенных) льгот при привлечении
отечественных и иностранных инвестиций, осуществляемых в денежной
и/или технической форме, и перенесения налогового бремени с
прибыли на имущество с целью активизации предпринимательства и
получения постоянного и стабильного поступления средств в бюджет;
- распределения средств от приватизации.
7. Московской городской Думе до 15 февраля 1995 года
подготовить перечень нормативных актов, обеспечивающих реализацию
Основных положений приватизации государственных и муниципальных
предприятий г. Москвы.
8. Правительству Москвы создать публичную библиотеку (архив)
для размещения информации, связанной с процедурами приватизации, в
том числе копии уставов и планов приватизации акционерных обществ,
созданных в порядке преобразования государственных или
муниципальных предприятий.
9. Правительству Москвы определить одно или несколько
московских изданий для публикации на правах рекламы информации
рабочих комиссий и комиссий по приватизации о проведении закрытой
подписки на акции акционерных обществ, созданных в порядке
преобразования государственных или муниципальных предприятий.
10. Настоящее постановление вступает в силу с момента его
подписания и действует до принятия постановления (Закона)
Московской городской Думы об утверждении Московской программы.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления
возложить на председателя Московской городской Думы и координатора
по направлению деятельности Московской городской Думы по вопросам
городской собственности и приватизации депутата Сизова Ю.С.
Председатель Московской
городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 25 января 1995 г. N 10
КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ МОСКВЫ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Г. МОСКВЫ
Москва
1994
Содержание
1. Цели приватизации
2. Средства достижения целей приватизации
3. Объекты приватизации
4. Субъекты приватизации
5. Разграничение прав собственности
6. Разграничение объектов собственности
по возможности их приватизации
7. Способы приватизации и методы их реализации
8. Вид решения о приватизации и акционировании
предприятий (объектов) и порядок его принятия
9. Оценка стоимости объектов приватизации
10. Особенности документов на приватизацию
11. Льготы, предоставляемые при приватизации
12. Развитие фондового рынка
13. Средства от приватизации
14. Принципы информирования населения о планах
приватизации
15. Переходный (подготовительный) период
16. Приватизация земельных участков, занимаемых
объектами приватизации
17. Ограничения прав пользования
18. Приватизация неплатежеспособных предприятий
19. Приватизация объектов жилищно - коммунального
хозяйства
20. Приватизация объектов недвижимости, сданных
в аренду
Основные положения проведения приватизации государственных и
муниципальных предприятий г. Москвы (далее - Основные положения)
определяют основу для разработки программы приватизации в
г. Москве (далее - Московская программа).
Под проведением приватизации государственных и муниципальных
предприятий [далее - приватизация предприятий (объектов)]
понимается приватизация всех перечисленных в разделе 3 объектов
приватизации.
Основные положения разработаны в соответствии с Законом
Российской Федерации от 3 июля 1991 года "О приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями от 5 июня 1992 года и
24 декабря 1993 года) (далее - Закон о приватизации), с
Государственной программой приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации и с Основными
положениями государственной программы приватизации государственных
и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля
1994 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от
22 июля 1994 года N 1535 (далее - Основные положения по Указу
Президента Российской Федерации).
1. Цели приватизации
Основными целями приватизации являются:
- повышение эффективности экономики города в целом и
деятельности отдельных предприятий;
- формирование широкого слоя частных собственников и содействие
процессу образования стратегических частных собственников;
- привлечение в производство инвестиций, в том числе
иностранных;
- сокращение вмешательства государственных органов управления и
власти в деятельность предприятий и организаций и переход от
командно - административных методов управления к экономическим
методам регулирования;
- повышение уровня благосостояния населения г. Москвы;
- сохранение максимально возможного числа рабочих мест в
г. Москве;
- создание новых рабочих мест в соответствии с потребностями
г. Москвы;
- содействие в реализации мероприятий по социальной защите
населения г. Москвы.
2. Средства достижения целей приватизации
Основными средствами достижения целей приватизации являются:
а) формирование организационных и финансовых условий,
обеспечивающих развитие рыночной инфраструктуры и
негосударственного сектора экономики, в том числе:
- укрепление гарантий соблюдения прав всех форм собственности,
как частной, так и государственной, а также выполнение долговых и
других обязательств, в том числе ответственности руководителей
(управляющих) за результаты деятельности предприятий перед
собственником;
- стимулирование инвестиций, ориентированных на производство
товаров и услуг;
- поощрение конкуренции;
- поддержка и защита производителей товаров и услуг, среднего и
малого предпринимательства;
- действенная защита прав собственников, инвесторов и
потребителей;
- создание вторичного рынка недвижимости и ценных бумаг;
б) индивидуальный подход к реорганизуемым предприятиям;
в) смещение акцента в приватизации предприятий (объектов) на
территориальные органы исполнительной власти и местного
самоуправления;
г) совершенствование подготовки управленческого персонала
государственных и муниципальных предприятий и акционерных обществ,
в которых находятся доли (паи, акции), являющиеся собственностью
г. Москвы или муниципальных образований, в том числе введение
института арбитражных и конкурсных управляющих, их лицензирование
и сертификация;
д) минимизация ограничений при приватизации;
е) сохранение и расширение рынка услуг торговли, бытового
обслуживания и городского транспорта в городе и муниципальных
образованиях.
3. Объекты приватизации
Объектами приватизации являются:
- государственные и муниципальные предприятия г. Москвы;
- подразделения государственных или муниципальных предприятий
г. Москвы, выделяемые в самостоятельные предприятия;
- оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и другие
материальные и нематериальные активы действующих или
ликвидированных государственных или муниципальных предприятий
г. Москвы;
- доли (паи, акции), являющиеся собственностью г. Москвы или
муниципальных образований, в имуществе акционерных обществ
(товариществ) (далее - акционерные общества).
Объектами приватизации могут быть земельные участки, занимаемые
приватизируемыми государственными или муниципальными
предприятиями, зданиями и сооружениями, являющиеся собственностью
г. Москвы или муниципальных образований, в порядке, определенном
разделом 16 Основных положений.
4. Субъекты приватизации
Субъекты приватизации определяются Законом о приватизации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законодательными
и нормативными актами Российской Федерации о приватизации.
5. Разграничение прав собственности
Принцип отнесения государственного имущества к федеральной
собственности и к собственности г. Москвы определен Законом
Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе
столицы Российской Федерации" и Положением об определении
пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной
собственности и порядке оформления прав собственности,
утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от
18 марта 1992 года N 114-РП.
Отнесение объектов собственности к соответствующему уровню
собственности осуществляется пообъектно. При наличии разногласий
между органами исполнительной власти (правительством Москвы и
Правительством Российской Федерации) применяются согласительные
процедуры.
Решение о разграничении собственности г. Москвы на
собственность субъекта Федерации и муниципальную собственность
принимает Московская городская Дума по предложениям,
сформированным правительством Москвы.
6. Разграничение объектов собственности
по возможности их приватизации
Для упорядочения процесса приватизации предприятий (объектов),
отнесенных к пп. 2.4 и 2.5 Государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от
24 декабря 1993 года N 2284 (далее - Госпрограмма), подлежит
определению перечень предприятий (объектов), приватизацию которых
рекомендуется провести до определенного Комитетом по управлению
имуществом г. Москвы (далее - Москомимущество) срока (далее -
перечень).
Перечень включает в себя также и законсервированные объекты и
объекты, незавершенные строительством.
Подготовка перечня осуществляется Москомимуществом совместно с
отраслевыми департаментами правительства Москвы.
Перечень является приложением к Московской программе.
7. Способы приватизации и методы их реализации
Способы приватизации, применяемые в г. Москве, определяются
п. 3.2 Основных положений по Указу Президента Российской
Федерации, а именно:
- акционирование приватизируемых предприятий с последующим
размещением акций на возмездной и/или безвозмездной основе;
- продажа действующих предприятий целиком или по частям в
случае осуществления необходимых реорганизационных процедур;
- продажа имущества действующих, ликвидируемых и
ликвидированных предприятий;
- выкуп арендованного имущества предприятия.
Приоритетным методом реализации способов приватизации
предприятий (объектов), указанных в первой части настоящего
раздела, являются инвестиционные конкурсы (торги).
Доли (паи, акции), являющиеся собственностью г. Москвы или
муниципальных образований в имуществе акционерных обществ,
продаются покупателю, который принимает на себя обязательство
вложить в акционерное общество наибольший объем инвестиций для
обеспечения его эффективного функционирования в условиях рыночных
отношений и сохранения максимально возможного числа рабочих мест.
8. Вид решения о приватизации и акционировании
предприятий (объектов) и порядок его принятия
Инициатива в проведении приватизации предприятий (объектов)
может исходить от лиц, указанных в статье 13 Закона о
приватизации, и не связана с временным фактором по подаче заявки.
Перечень, подготовленный в соответствии с разделом 6 Основных
положений, является инициативой Москомимущества и подлежит
исполнению в рамках Московской программы.
При рассмотрении заявки и документов на акционирование и
приватизацию предприятий (объектов) Москомимуществом могут быть
приняты следующие решения:
1) о запрещении осуществлять приватизацию;
2) об установлении ограничений на приватизацию в виде выпуска
"Золотой акции" или закрепления за Москомимуществом пакета акций
на срок не более трех лет;
3) о разрешении осуществлять приватизацию без каких-либо
ограничений.
Порядок принятия решений о приватизации предприятий (объектов)
в г. Москве определяется Положением, утверждаемым Московской
городской Думой по представлению правительства Москвы.
9. Оценка стоимости объектов приватизации
В соответствии с действующим в Российской Федерации порядком
оценки для сопоставимости данных и анализа экономических процессов
величина уставного капитала при преобразовании государственных или
муниципальных предприятий в акционерные общества открытого типа и
оценка стоимости предприятий (объектов) для продажи их на аукционе
по коммерческому или инвестиционному конкурсам определяются по
данным баланса на дату, устанавливаемую законодательными
(нормативными) актами Российской Федерации, в порядке,
определенном Временными методическими указаниями по оценке
стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента
Российской Федерации от 29 января 1992 года N 6 "Об ускорении
приватизации государственных и муниципальных предприятий".
Оценка валютных средств проводится по курсу, установленному
Банком России на момент оценки имущества предприятия.
Начальная цена предприятия (пакета акций акционерного общества,
созданного в порядке преобразования государственного или
муниципального предприятия), установленная планом приватизации,
при их продаже Фондом имущества г. Москвы (в том числе по льготам
членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам)
устанавливается по решению постоянно действующей комиссии по
внесению изменений в планы приватизации, создаваемой совместно
Москомимуществом и Фондом имущества. При этом начальная цена
предприятия, в том числе цена акций, реализуемых по льготным
основаниям, определяется по данными баланса предприятия на
последнюю отчетную дату.
Оценка объектов недвижимости (здания, сооружения и земельные
участки) осуществляется с учетом рыночной цены этих объектов в
порядке, определяемом правительством Москвы и утверждаемом
Московской городской Думой.
10. Особенности документов на приватизацию
Подача, оформление и принятие к рассмотрению заявки на
приватизацию от лиц, указанных в статье 13 Закона о приватизации,
осуществляется в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
Устав акционерного общества готовится рабочей комиссией или
комиссией по приватизации на базе типового устава акционерного
общества, разработанного в соответствии с действующим
законодательством.
План приватизации, включающий в себя план реорганизации
предприятия и проспект эмиссий акций, готовится рабочей комиссией
или комиссией по приватизации на базе типового плана приватизации
и согласовывается с трудовым коллективом приватизируемого
предприятия в части льгот при приватизации.
Требования к инвестиционной программе устанавливаются
Москомимуществом в соответствии с Положением об инвестиционном
конкурсе, утверждаемым Правительством России.
Инвестиционная программа разрабатывается по требованиям,
указанным в Положении, утверждаемом Москомимуществом.
Бизнес - план разрабатывается по требованиям, указанным в
Положении, утверждаемом Москомимуществом.
11. Льготы, предоставляемые при приватизации
Льготы, предоставляемые при приватизации, регламентированы в
разделе 3 Основных положений по Указу Президента Российской
Федерации.
12. Развитие фондового рынка
Мероприятия по развитию фондового рынка в процессе приватизации
определяются законами Российской Федерации, указами Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства России и правительства Москвы, законодательными
актами города Москвы, решениями Федеральной и Московской комиссий
по ценным бумагам и фондовому рынку в пределах их компетенций
согласно законодательству России.
Квитанции N 31 Сбербанка, выданные взамен приватизационного
чека, погашаются акциями московских предприятий и другими
муниципальными ценными бумагами в соответствии с положениями,
разработанными правительством Москвы и утвержденными Московской
городской Думой.
13. Средства от приватизации
Распределение средств, полученных от приватизации,
осуществляется по нормативам, установленным законодательством
Российской Федерации и законодательными актами города Москвы в
части полномочий субъекта Федерации.
Средства, поступающие в бюджеты соответствующих уровней,
направляются исключительно:
- на содержание объектов социально - культурного и коммунально
- бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс
приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих
органов государственной власти (органов местного самоуправления);
- на финансирование мероприятий по социальной защите населения;
- на реализацию соответствующих инвестиционных программ.
Конкретное количество и порядок использования средств,
полученных от приватизации государственных и муниципальных
предприятий г. Москвы и рекомендованных получателям -
приватизированным предприятиям, определяются с учетом
инвестиционных программ и интересов муниципальных образований, на
территории которых размещаются приватизированные предприятия
(объекты).
Контроль за использованием средств от приватизации
осуществляется:
- правительством Москвы;
- Контрольно - счетной палатой Московской городской Думы по
поручению Московской городской Думы.
14. Принципы информирования населения
о планах приватизации
В целях максимального достижения гласности и доступности
граждан к процедурам приватизации объявления о приватизации
предприятий (объектов), в том числе и о проведении закрытой
подписки на акции акционерного общества, созданного в порядке
преобразования государственного или муниципального предприятия,
публикуются рабочими комиссиями или комиссиями по приватизации
предприятий в одном или нескольких московских изданиях,
определенных правительством Москвы, на правах рекламы.
Доступность к информации, связанной с процедурами приватизации,
обеспечивается Московским Фондом имущества, в том числе путем
создания публичной библиотеки (архива), в которой находятся копии
уставов и планов приватизации акционерных обществ, созданных в
порядке преобразования государственных или муниципальных
предприятий.
15. Переходный (подготовительный) период
Для обеспечения реализации целей приватизации в г. Москве и
обеспечения индивидуального подхода к реорганизуемым предприятиям
в рамках Московской программы устанавливается переходный
(подготовительный) период, в течение которого администрация
приватизируемого предприятия и Москомимущество проводят анализ
причин и возможных последствий сложившегося положения на
предприятии с рекомендацией по способу приватизации.
16. Приватизация земельных участков,
занимаемых объектами приватизации
До принятия земельного законодательства Российской Федерации
земельный участок сдается в долгосрочную аренду в соответствии с
законодательными актами г. Москвы и постановлениями правительства
Москвы. Собственники (правопреемники) приватизированных
государственных или муниципальных предприятий, иные собственники
зданий, сооружений имеют исключительное право по своему выбору
приобрести в собственность занимаемые указанными объектами
земельные участки либо взять их в долгосрочную аренду в
соответствии с законодательными актами города Москвы и
нормативными актами правительства Москвы.
Земельные участки, на которых расположены государственные
учреждения, организации и предприятия или здания и сооружения
федеральной собственности, могут продаваться в федеральную
собственность по решению уполномоченного на то органа в
соответствии с законодательными актами города Москвы.
17. Ограничения прав пользования
На земельные участки, на которых расположены объекты
приватизации, могут быть наложены только те ограничения, которые
установлены законодательством Российской Федерации,
законодательными и нормативными актами города Москвы.
Условия и ограничения по отношению к приватизируемому
предприятию, зданию и сооружению могут быть установлены только в
плане приватизации либо в договоре о продаже объекта недвижимости.
Планы приватизации предприятий федеральной собственности,
расположенных на территории г. Москвы, подлежат согласованию с
органами государственной власти Москвы.
Координацию согласования указанных документов, а также
представление в федеральные органы исполнительной власти
предложений по особым условиям приватизации осуществляет
Москомимущество.
18. Приватизация неплатежеспособных предприятий
Московский комитет по делам о несостоятельности (банкротстве)
осуществляет мониторинг финансового состояния предприятий
г. Москвы.
Москомимущество при рассмотрении планов приватизации
осуществляет анализ финансового состояния предприятий в
соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации
критериями. В случае наличия признаков неплатежеспособности
материалы по приватизации предприятия передаются в Московский
комитет по делам о несостоятельности (банкротстве).
Если Московским комитетом по делам о несостоятельности
(банкротстве) принимается решение о приватизации
неплатежеспособного предприятия - должника, то указанное решение,
а также требования к плану приватизации направляются в
Москомимущество.
Продажа неплатежеспособных предприятий, не подавших в
установленном порядке заявок на приватизацию, осуществляется в
соответствии с действующим законодательством о несостоятельности
(банкротстве) на основании решений Московского комитета по делам о
несостоятельности (банкротстве).
19. Приватизация объектов жилищно - коммунального хозяйства
Приватизация объектов жилищно - коммунального хозяйства, кроме
жилого фонда, находящихся на балансе приватизируемых предприятий,
может производиться:
- путем включения в состав уставного капитала акционерного
общества, создаваемого на базе приватизированного предприятия;
- выделением в самостоятельное предприятие, преобразуемое в
акционерное общество или продаваемое целиком;
- выделением и преобразованием по согласованию с Московским
антимонопольным управлением в казенное (московское или
муниципальное) предприятие (хозяйство) при доминирующем положении
этого объекта.
При учреждении предприятий на базе объектов жилищно -
коммунального хозяйства, кроме жилого фонда, находящихся на
балансе приватизируемых предприятий, и при наличии предложений от
акционерного общества, созданного на базе приватизированного
предприятия, на балансе которого находились эти объекты, и органа
управления муниципального образования, на территории которого
находится это предприятие, необходимо провести конкурс на
соучредительство, при этом в особых условиях плана приватизации
оговариваются обязательства покупателя (правопреемника) по
выполнению функций и обязательств приватизируемого предприятия по
осуществлению эксплуатации и обслуживанию жилищно - коммунального
хозяйства.
20. Приватизация объектов недвижимости, сданных в аренду
Приватизация объектов недвижимости, сданных в аренду, кроме
объектов, сданных в аренду в соответствии со статьями 9 и 10
Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1
"О статусе столицы Российской Федерации", производится в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
и г. Москвы.
Приватизация объектов, сданных в аренду в соответствии со
статьями 9 и 10 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года
N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", не
производится, если иное не будет предусмотрено законодательством.
Документ разработан общественной экспертно - аналитической
группой при депутате Московской городской Думы Рукиной И.М. в
составе: Бобровой Н.С., Величковского Г.А., Голубева А.Н.,
Додонова Б.К., Зусмановича Л.М., Иванова Н.Ф., Морского И.М.,
Петровой Н.А., Суворовой К.А., Тихоновича В.В., Чижковой Т.И.
совместно с представителями Комитета по управлению имуществом
г. Москвы Авековым В.В. и Ануприенко В.Ю., с депутатами Московской
городской Думы: Рукиной И.М., Сизовым Ю.С., Шохиным С.О. и
согласован с представителем Госкомимущества Российской Федерации
Лазаревским А.А., с представителями Московского комитета по делам
о несостоятельности (банкротстве) Кольцовым В.А. и Порхуновым
А.В., а также с представителем государственно - правового отдела
Московской городской Думы Масленниковой М.А.
------------------------------------------------------------------
-------------------------
|