ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
4 апреля 1995 г. N 276
О РАЗВИТИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗОН Г. МОСКВЫ
Заслушав и обсудив предложения по развитию и реорганизации
производственных зон г. Москвы, подготовленные Научно -
исследовательским и проектным институтом генерального плана
г. Москвы и представленные Комитетом по архитектуре и
градостроительству Москвы, правительство Москвы отмечает:
Производственные зоны в Москве занимают свыше 16% территории
города и являются самыми неэффективными, беспорядочно застроенными
и экологически опасными территориями. До настоящего времени не
завершена инвентаризация земель, входящих в состав
производственных зон.
Изменение структуры занятости в отраслях народнохозяйственного
комплекса (сокращение численности работающих и уменьшение объемов
промышленного производства) не сопровождается высвобождением
производственных площадей и территорий для нужд городского
хозяйства или на вторичный рынок прав землепользования.
Практически не используются большие потенциальные возможности
территорий в срединной и центральной частях города, занятых
в настоящее время производственными объектами.
Не отработаны правовые и экономические механизмы, стимулирующие
перебазирование этих объектов, а также ликвидацию экологически
вредных и непрофильных для Москвы предприятий. Отсутствует система
четкого градостроительного зонирования с нормативами и
механизмами, обеспечивающими их исполнение.
В результате сохраняется экономико - правовая возможность
размещения единичных объектов на наиболее легких в освоении
территориях в ущерб градостроительной политике реорганизации и
реконструкции производственных зон, намеченной одобренными
правительством Москвы "Основными направлениями градостроительного
развития Москвы и Московской области на период до 2010 года".
Учитывая значение производственной сферы города в решении
острейших социальных, экологический и экономических проблем
развития столицы и региона, правительство Москвы постановляет:
1. Принять за основу предложения Москомархитектуры о развитии и
реорганизации производственных зон (приложение N 1),
предусматривающие:
1.1. Частичное сокращение территорий производственных зон за
счет ликвидации или вывода в соответствии с ранее принятыми
решениями, ресурсоемких непрофильных и загрязняющих окружающую
среду предприятий с целью высвобождения территорий для размещения
жилищного, культурно - бытового строительства и озеленения.
1.2. Развитие и внедрение общественно - деловых функций и
наукоемких производств с передовыми технологиями.
1.3. Интенсификацию промышленно - производственного
использования территорий сложившихся производственных зон с
возможным высвобождением участков под другие виды городского
строительства и развитие производственных зон на присоединенных к
Москве территориях.
1.4. Сохранение существующего использования территории
отдельных производственных зон с проведением необходимых
мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую
среду расположенных в них объектов.
1.5. Осуществление реорганизации производственных зон без
сокращения мест приложения труда, а также прекращение организации
новых производственных зон в г. Москве.
2. Москомархитектуре, Москомзему, Москомимуществу совместно с
департаментами экономической политики, промышленности,
потребительского рынка, транспорта и связи, инженерного
обеспечения, Москомприродой, МГЦ Госсанэпиднадзора подготовить и
внести в 1996 году на рассмотрение правительству Москвы проекты
законодательных документов, формирующих организационно - правовые
и экономико - финансовые механизмы эффективного управления
реорганизацией производственных зон Москвы.
3. Возложить на АО "Москапстрой" функции единого заказчика на
проектирование и строительство внеплощадочных инженерных
коммуникаций, сооружений и дорог по договору с застройщиками -
инвесторами.
4. Возложить функции единого заказчика на разработку
предпроектной и проектно - планировочной документации на
разработку производственных зон на ГлавАПУ Москомархитектуры.
5. Москомзему:
5.1. Завершить в 1995 г. инвентаризацию земель производственных
зон и производственных территорий, расположенных за пределами этих
зон, с включением информации в автоматизированную систему.
Материалы инвентаризации представлять по мере их выполнения в
Москомприроду и МГЦ Госсанэпиднадзора для учета при проведении
природоохранной и санитарно - гигиенической инвентаризации, а
также в Москомархитектуру для выполнения анализа эффективности
использования территорий производственных зон и отдельных
производственных объектов и разработки рекомендаций по их
дальнейшему использованию.
5.2. Подготовить в 1995 г. совместно с Москомархитектурой по
согласованию с департаментами экономических проблем и финансов для
внесения в Московскую городскую Думу проект Закона г. Москвы
"О платежах за землю", учитывающий тенденции развития рынка земель,
необходимость формирования городского бюджета в объеме,
обеспечивающем выполнение Москвой столичных функций,
предусматривающий установление дифференцированной платы за
пользование городской землей в зависимости от места расположения
участка, уровня развития инфраструктуры, эффективности
использования территории, а также применение повышающих
коэффициентов к базовым ставкам в случае нарушения
землепользователем установленных правил.
5.3. Обеспечить в 1995 г. финансирование работ по подготовке
проекта Закона г. Москвы "О платежах за землю" за счет средств,
выделяемых Москомзему, в соответствии с распоряжением мэра от
09.08.94 N 380-РМ "О финансировании работ по ведению земельного
кадастра, землеустройству, мониторингу и контролю".
5.4. Подготовить в месячный срок и представить на рассмотрение
правительству Москвы предложения по введению дифференцированных
повышающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за
земельные участки, используемые на период строительства за
пределами границ основного отвода.
6. Префектурам административных округов совместно с Москомземом
в двухмесячный срок выявить сторонних землепользователей
(организации, не оформившие договор аренды в установленном
порядке) на территориях предприятий и организаций и внести в
правительство Москвы предложения по их изъятию.
7. Москомприроде и МГЦ Госсанэпиднадзора:
7.1. Подготовить в трехмесячный срок программу проведения
природоохранной и санитарно - гигиенической инвентаризации
объектов производственных зон города и представить ее на
рассмотрение правительству Москвы. Провести в 1995-1996 гг.
инвентаризацию и представлять материалы инвентаризации в
Москомархитектуру по мере выполнения работ.
7.2. По итогам инвентаризации объектов производственных зон
города провести в 1996 г. корректировку природоохранных и
санитарно - гигиенических норм и правил размещения
производственных и коммунальных объектов в Москве.
7.3. Проводить рассмотрение предпроектной документации на
реконструкцию отдельных объектов в сохраняемых производственных
зонах по мере проведения инвентаризации этих зон до утверждения
ПДП при условии сокращения негативного воздействия этих объектов
на окружающую среду (приложение N 1).
8. Москомприроде в I полугодии 1995 г. подготовить и направить
в Москомзем для учета при подготовке проекта Закона г. Москвы
"О плате за землю" предложения по введению дифференцированных
повышающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за
земельные участки в зависимости от экологических параметров
предприятий.
9. Москомимуществу и Москомзему не оформлять права
землепользования на условиях долгосрочной аренды ликвидируемым и
перебазируемым объектам, а также предприятиям, расположенным в
границах производственных зон, подлежащих реорганизации
(приложение N 1).
10. Департаменту перспективного развития Москвы, Москомзему,
Москомприроде, Москомархитектуре предусматривать в соответствующих
разделах программ проектных и научно - методических работ начиная
с 1995 года выполнение работ по развитию и реорганизации
производственных территорий города, согласно приложению N 2, в
пределах объемов инвестиционной программы, утвержденной
правительством Москвы.
11. Москомархитектуре:
11.1. Выполнить по заказу Москомзема на основе методики оценки
эффективности использования городских земель и представленных
Москомземом материалов инвентаризации в 1995-1996 гг. анализ
эффективности использования территории производственных зон с
выдачей рекомендаций по их дальнейшему использованию, в 1996-
1997 гг. - анализ использования территории отдельных
производственных объектов.
11.2. Выполнить в 1995-1996 гг. по заказу Департамента
перспективного развития Москвы предложения по выводу и
перебазированию непрофильных для г. Москвы предприятий и
организаций, а также временных землепользователей.
11.3. Разрабатывать начиная с 1995 г. по заказу Департамента
перспективного развития г. Москвы перечни строек производственных
объектов (с обоснованием очередности и указанием сроков
строительства и источников финансирования), размещаемых или
входящих в производственные зоны города, подлежащие реорганизации
согласно настоящему постановлению и утвержденной градостроительной
документации.
11.4. При разработке проектов детальной планировки
производственных зон учитывать необходимость перебазирования
предприятий из селитебных зон города в первую очередь из
Центрального административного округа Москвы в соответствии с
разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
11.5. Разработать в 1995 г. нормы и правила проектирования
планировки и застройки производственных территорий г. Москвы с
последующим согласованием и утверждением их в установленном
порядке.
12. ММП "Мосводоканал" и АО "Мосэнерго" не допускать выдачу
технических условий на развитие предприятий без согласования МГЦ
Госсанэпиднадзора, Москомприроды и Москомархитектуры.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя премьера правительства Москвы Ресина В.И.
Премьер правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение N 1
к постановлению правительства
Москвы
от 4 апреля 1995 г. N 276
Предложения по развитию и реорганизации производственных территорий г. Москвы
------------------------T-------------------------------------------------------------------------------------
Сохраняемые ¦ Промзоны, подлежащие реорганизации и развитию
промзоны +----------------------T-------------------------T-------------------------------------
¦Интенсификация промыш-¦ Внедрение общественно - ¦Частичное сокращение тер-
¦ленно - производствен-¦ деловых функций и ¦риторий промзон под жилищное,
¦ного использования ¦ наукоемких производств ¦культурно - бытовое
¦территории сложившихся¦ ¦строительство, озеленение
¦промзон с высвобожде- ¦ ¦
¦нием участков под дру-¦ ¦
¦гие виды строительства¦ ¦
¦и развитие промзон на ¦ ¦
¦присоединенных терри- ¦ ¦
¦ториях ¦ ¦
------------------------+----------------------+-------------------------+-------------------------------------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4
------------------------+----------------------+-------------------------+-------------------------------------
Центральный административный округ
N 1 Павелецкая N 17 Курская **
(северная часть)* N 18 Грузинский вал**
N 4 Звенигородское ш.**
N 16 Митьковская ветка **
Северный административный округ
N 8 Пл. Развилки N 46 Коровино* N 5 Магистральные ул.* N 7 Боткинский пр.**
N 12 ТСХА N 44 Братцево N 9 Ул. Правды**
N 13 Коптево п/з Подрезково* N 45 Автомоторная**
N 47 Вагоноремонт п/з Планерная * N 48 Дегунино - Лихоборы**
Северо - Восточный административный округ
N 14 З-д "Калибр" N 11 Огородный пр.* N 15 Алексеевские ул.** N 10 Владыкино**
N 50 Алтуфьевское ш.** N 49 Бескудниково N 51а Осташковское ш.
N 51 Медведково* N 52а Свиблово
N 52 Северянин
Восточный административный округ
N 20 Семеновская N 54 Прожектор** N 19 Хапиловка**
N 21 Кирпичные ул.
N 22 Соколиная гора**
N 53 Калошино
N 55 Перово
Юго - Восточный административный округ
N 57 Курьяново* N 24 Карачарово* N 23 Серп и Молот** N 59 Чагино- Капотня*
N 63 Выхино N 26 Южный порт* N 25 Волгоградский пр.**
N 56 Грайвороново* N 58 Люблино - Перерва*
Южный административный округ
N 29 Нагатино N 1 Павелецкая N 3 Донские ул.
N 32 Котляково (южная часть)* (северная часть)**
N 28 Ленино N 2 Варшавское ш. N 33 Верхние котлы*
N 28а Бирюлево N 27 ЗИЛ**
N 36 Красный строитель N 30 Коломенское
N 65 Чертаново*
N 31 Каширское ш.
Юго - Западный административный округ
N 34 Черемушки п/з Южное Бутово* N 3 Донские ул.
N 35 Воронцово (южная часть)**
N 62 Теплый Стан
Западный административный округ
N 40 Фили N 39 Бережковская наб.* N 37 Очаково
п/з Солнцево N 40а Западный порт (северная часть)*
пк/з Рублево
Северо - Западный административный округ
N 6 Силикатные ул.* N 43 Трикотажная
N 41 Октябрьское поле (восточная часть)*
N 42 Тушино
пк/з Митино
Зеленоградский административный округ
п/з Алабушево
п/з Северная
п/з Южная
п/з Восточная
п/з Малино
пк/з Шереметьево
п/з ЦИЭ
п/з - производственные зоны
пк/з - производственно - коммунальные зоны
* - промзоны, требующие первоочередной разработки проектов детальной планировки (ПДП),
** - промзоны, требующие первоочередной разработки предпроектной документации
(градостроительного регламента), а затем - ПДП
Приложение N 2
к постановлению правительства
Москвы
от 4 апреля 1995 г. N 276
Перечень первоочередных работ по программе
развития и реорганизации производственных зон
Москвы
-----------------------------------------------T-----------------------T--------------T------------------------
NN¦ Наименование работ ¦Сроки выполнения¦Объемы финансирования ¦ Заказчик ¦ Ответственный
пп¦ ¦ ¦(млн. рублей в ценах ¦ ¦ исполнитель
¦ ¦ ¦1991 г. с Ки=90) ¦ ¦
¦ ¦------T---------+-----T-----------------+ ¦
¦ ¦Начало¦Окончание¦Всего¦В т.ч. на 1995 г.¦ ¦
------------------------------+------+---------+-----+-----------------+--------------+-------------------------
1 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8
------------------------------+------+---------+-----+-----------------+--------------+--------------------------
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Завершение инвентаризации 1995 1995 в соответствии с Москомзем Москомзем
земель производственных утвержденной
зон программой работ
2. Проведение природоохран- 1995 1996 в соответствии с Москомприрода Москомприрода
ной и санитарно - гигие- программой работ МГЦ Госсан- МГЦ Госсан-
нической инвентаризации эпиднадзора эпиднадзора
территорий и объектов
промзон и разработка томов
ПДВ для промзон
3. Разработка пакета 1995 1996 в соответствии с Департамент Москомархи-
организационно - правовых программой работ перспективно- тектура,
и экономико - финансовых го развития Москомзем,
документов, обеспечивающих г. Москвы Москомимущество
реорганизацию производствен-
ных зон
НОРМАТИВНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4. Разработка положений о 1995 1995 150,0 150,0 Департамент НИиПИ генплана
составе, порядке разработки, перспективно- г. Москвы
согласования и утверждения го развития
проектов детальной плани- г. Москвы
ровки промышленно -
производственных и комму-
нально - складских
территорий
5. Научно - методические 1995 1995 150,0 150,0 Департамент НИиПИ генплана
основы разработки градо- перспективно- г. Москвы
строительного регламента го развития
по реорганизации г. Москвы
производственных зон
ПРОЕКТНО - ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ
6. Подготовка предложений 1995 1995 1000,0 400,0 Москомархитек- НИиПИ генплана
по градостроительной тура г. Москвы
реорганизации промзон с
разработкой градострои-
тельного регламента
реорганизации промзоны
"Серп и молот"
7. Разработка градострои- 1996 1997 5000,0 - Департамент НИиПИ генплана
тельных регламентов по перспективно- г. Москвы
реорганизации наиболее го развития
сложных промзон, указан- г. Москвы
ных в приложении N 1
8. Разработка ПДП производ-
ственных зон Москвы
приоритетной реорганизации,
в т.ч. в 1995 г.:
Магистральные улицы 1995 1996 500,0 200,0 Москомархитек- НИиПИ генплана
Коровино 1995 1995 250,0 250,0 тура г. Москвы
Силикатные улицы 1995 1996 500,0 200,0 -"- -"-
Курьяново 1994 1996 610,0 260,0 -"- -"-
Люблино - Перерва 1994 1995 610,0 320,0 -"- -"-
Чагино - Капотня 1994 1996 912,3 450,0 -"- -"-
Южный порт 1995 1996 650,0 400,0 -"- -"-
Чертаново 1994 1995 380,0 170,0 -"- -"-
9. Разработка предложений по 1995 1996 700,0 296,9 Департамент НИиПИ генплана
выводу и перебазированию перспективно- г. Москвы
непрофильных для г. Москвы го развития
предприятий и организаций, г. Москвы
а также временных земле-
пользователей
10. Разработка перечней строек 1995 1997 1000,0 40,0 Департамент НИиПИ генплана
производственных объектов, перспективно- г. Москвы
размещаемых в производ- го развития
ственных зонах города, г.Москвы
подлежащих реорганизации
------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------
|