ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
4 апреля 1995 г. N 261
О ПЛАНЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И ОПРОСОВ
ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА 1995 ГОД
В течение 1994 года в соответствии с утвержденным
правительством Москвы планом проведения социологических
исследований и предложениями различных подразделений мэрии и
правительства Москвы по заказу Департамента по делам печати и
информации было организовано проведение более 30 комплексных
социологических исследований и мониторинговых опросов
общественного мнения. Их результаты оперативно доложены
руководству мэрии, использованы в практической работе ряда
департаментов, комитетов, управлений, опубликованы в
информационно - аналитических выпусках "СИМПТОМ", "Правительство -
город - люди", "Пульс", рассылаемых во все структуры
исполнительной власти, всем депутатам, в средства массовой
информации.
По данным социологических исследований и опросов подготовлено
более 20 специальных записок по проблемам реализации социальных
программ, хода экономических реформ и отдельным вопросам, влияющим
на общественно - политическую ситуацию в городе, характеризующим
настроения и самочувствие москвичей, их отношение к усилиям
властных структур по наведению порядка в городе, борьбе с
преступностью, поддержке малоимущих, охране детства, улучшению
экологии, их роли в сферах культуры, образования, национальных
отношений, религии т.д.
В целях дальнейшей систематизации этой работы, ее большей
практической направленности, повышения степени востребованности
результатов различных исследований и опросов правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить план социологических исследований и опросов
общественного мнения на 1995 год (приложение).
2. Департаменту по делам печати и информации при организации
социологических исследований и опросов обратить особое внимание на
характер вопросов по изучению общественного мнения, оказывать
конкретную помощь исследователям в получении необходимой
информации о деятельности мэрии, правительства, всех структур
системы управления.
Рекомендовать научным творческим коллективам, участвующим в
выполнении заказов правительства, в аспекте социологических
исследований проводить опросы сотрудников аппарата управления,
специалистов - экспертов, а также контент - анализ документов и
материалов, опубликованных в средствах массовой информации, в
целях использования полученных результатов при выработке
комплексных оценок эффективности реализации отдельных
правительственных программ и ситуационного прогноза.
3. Департаменту финансов обеспечить финансирование расходов на
оплату социологических исследований в пределах выделенных
бюджетных ассигнований и по мере фактического выполнения работ.
Департаменту по делам печати и информации производить расчеты с
организациями - исполнителями в соответствии с заключенными
договорами.
4. Постановление правительства N 195 от 9 марта 1994 г.
"О плане социологических исследований и опросов общественного
мнения на 1994 год" с контроля снять как в основном выполненное.
5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на
первого заместителя премьера правительства Москвы Э.А. Бакирова.
Премьер правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению правительства
Москвы
от 4 апреля 1995 г. N 261
П Л А Н
проведения социологических исследований и опросов
общественного мнения на 1995 год
1. Власть, люди, город и система управления
1.1. Вопросы совершенствования структуры управления городом,
стиля и методов работы по реализации городских программ,
взаимодействия с органами представительной власти.
Властные структуры Москвы и эффективность работы их аппаратов в
реализации намеченных программ и планов. Принципы формирования
аппаратов органов исполнительной власти в административных округах
и пути оптимизации их работы.
- Институт социальных технологий "Социограф"
- Российская академия государственной службы при
Президенте Российской Федерации
1.2. Проблемы и перспективы развития территориального
управления в Москве. Эффективность деятельности системы
территориальных органов управления, проблемы взаимодействия
управленческих структур и разграничения компетенций: (1) по
отраслям городского хозяйства; (2) на уровнях: город -
административный округ - муниципальный район.
- Центр социологических исследований Московского
социального института;
- Институт социальных технологий "Социограф"
1.3. Отношение москвичей к деятельности территориальных органов
в существующей системе управления, оценка жизнеспособности их
функционирования и обеспечения проблем городского хозяйства и
защиты интересов граждан непосредственно на местах.
- Институт социально - политических исследований
Российской Академии наук;
- Московский экономико - статистический институт.
1.4. Эффективность использования средств и методов
информирования москвичей о деятельности правительства, Московской
городской Думы, местных органов управления.
- Всероссийский центр изучения общественного
мнения (ВЦИОМ).
2. Социальная политика и экономическая реформа
2.1. Социальные аспекты экономической реформы.
- Центр социальной экспертизы Совета по
размещению производительных сил и
экономическому сотрудничеству (СОПСиЭС) при
Минэкономике РФ.
2.2. Перспективное планирование развития городской
инфраструктуры и экологические, санитарно - гигиенические проблемы
жизнеобеспечения москвичей.
Факторы влияния на формирование привлекательного облика Москвы,
характеристика состояния эколого - социальной обстановки в
различных зонах города.
- Институт системных исследований и социологии
(ИСИС) Международного университета;
- Социологический творческий коллектив
(руководитель д.ф.н. Вешнинский Ю.Г.);
- ВЦИОМ.
2.3. Население Москвы: факторы влияния на изменение
характеристик различных групп, слоев и положение семьи в условиях
экономических преобразований, на демографическую динамику,
межнациональные отношения и социально - психологический климат в
городе (социологический анализ на основе результатов микропереписи
населения в 1994 году).
- Московский экономико - статистический
институт;
2.4. О практической реализации городскими и муниципальными
структурами управления социальных программ правительства, их
соответствие социальным ожиданиям москвичей и оценка горожанами
действенности мер по социальной защите различных групп населения.
- Институт системных исследований и социологии
(ИСИС) Международного университета.
2.5. Становление рыночной экономики и влияние новых условий на
изменение образа жизни населения Москвы: занятость и доходы,
коммунальное хозяйство, торговля и услуги в системе новых
экономических отношений и имущественного расслоения; использование
права владения собственностью и проблемы личной безопасности,
защиты прав личности во всех сферах жизни.
- Центр социальной экспертизы СОПСиЭС при
Минэкономике РФ
- ВЦИОМ.
2.6. Проблемы криминогенной обстановки в Москве: безопасность
личности и правосознание москвичей. Социальные корни преступности.
Оценка москвичами личной безопасности в условиях большого города.
- Институт системных исследований и социологии
(ИСИС) Международного университета;
- Московский экономико - статистический
институт.
2.7. Социологическая экспертиза реализации программы
правительства Москвы об обязательном медицинском страховании:
мнение населения, оценки специалистов.
- Институт системных исследований и социологии
(ИСИС) Международного университета.
2.8. Проблемы различных категорий и групп населения
(пенсионеры, инвалиды, молодежь и т.д.) в условиях перехода к
рынку. Мониторинг социального самочувствия москвичей (ежемесячно)
Мониторинг отношения москвичей к организации работы служб
городского хозяйства (ежеквартально).
- НИЦ при институте молодежи;
- ВЦИОМ;
- Центр социологических исследований Московского
социального университета;
- Служба "Мнение" - Московские опросы;
- Институт социально - политических исследований
РАН
2.9. Власть, общество, город и ветераны Великой Отечественной
войны. Мониторинг отношения органов городского управления, служб
городского хозяйства к нуждам и запросам ветеранов, их оценки
практики реализации предоставленных льгот.
- Служба "Мнение" - Московские опросы;
- ВЦИОМ.
2.10. Проблемы организации малоэтажного и коттеджного
строительства, дальнейшего развития дачного и садоводческого
хозяйства в условиях становления рынка и утверждения рыночных
отношений, расширения форм включения в орбиту этих направлений
получения жилья и улучшения условий жизни новых групп и слоев
населения (от богатых к среднему сословию, рядовым горожанам).
Законодательное, правовое и финансовое обеспечение развития этих
направлений на всех уровнях. Социальные аспекты реализации
принятых по этим вопросам решений властей и социально -
экономические последствия развития строительства коттеджей и дач
для удовлетворения насущных потребностей населения Москвы и
Московского региона в целом.
- Московский экономико - статистический институт
- Центр социальной экспертизы СОПСиЭС при
Минэкономике РФ
2.11. Приоритетные направления в социальной политике
исполнительной и представительной ветвей власти города.
- ВЦИОМ.
3. Общественно - политическая обстановка
Наука, образование, духовная сфера
3.1. Политическая ситуация в Москве: состояние, факторы
напряженности, тенденции развития, прогноз (мониторинг - не реже
2-х раз в год).
- Институт социальных технологий "Социограф".
3.2. Отражение в средствах массовой информации деятельности
органов власти и управления и отношение горожан к освещению в
прессе, передачах телевидения и радио положения дел в городе.
- ВЦИОМ.
3.3. Научные кадры Москвы: проблемы и перспективы. Московские
ученые о реализации программ "Москва - науке" и "Наука - Москве".
- Институт социально - политических исследований
Российской Академии наук;
- ВЦИОМ.
3.4. Программа "Столичное образование" в действии: новые формы
общеобразовательных учебных заведений - эффективность их работы и
новые проблемы.
- Институт системных исследований и социологии
(ИСИС) Международного университета.
3.5. Жизненные планы подростков московских школ
(социологический опрос учащихся 9-х классов ряда административных
округов столицы).
- Московский государственный университет имени
М.В. Ломоносова.
3.6. Социально - политическая информированность москвичей:
состояние, проблемы, факторы влияния на формирование общественного
мнения о деятельности органов власти, пути улучшения работы с
населением, прогноз.
- Российская академия государственной службы при
Президенте Российской Федерации;
- Институт социально - политических исследований
Российской Академии наук.
3.7. Общественное мнение населения Москвы о межнациональных
взаимоотношениях в столице. Студенты о межэтнических проблемах.
- Московский экономико - статистический
институт;
- Институт социально - политических исследований
Российской Академии наук.
------------------------------------------------------------------
-------------------------
|