ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ.ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА (без изм. и доп.)
17 мая 1995 года N 6
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
Настоящий Закон устанавливает правовые основы формирования и
деятельности Московской городской избирательной комиссии в
соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 1994 года N 56-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации", другими законами Российской Федерации и города Москвы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Статья 1. Цели и задачи Московской городской избирательной
комиссии
Статья 2. Состав избирательной комиссии и сроки полномочий
Статья 3. Порядок формирования избирательной комиссии
Статья 4. Члены избирательной комиссии с правом совещательного
голоса
Статья 5. Досрочное освобождение членов избирательной комиссии
и назначение новых
Статья 6. Правовой статус избирательной комиссии
Статья 7. Полномочия избирательной комиссии
Статья 8. Полномочия членов избирательной комиссии
Статья 9. Организация деятельности избирательной комиссии
Статья 10. Гласность в деятельности избирательной комиссии
Статья 11. Обжалование решений и действий избирательной
комиссии
Статья 12. Финансовое обеспечение деятельности избирательной
комиссии
Статья 13. Гарантии деятельности избирательной комиссии
______________________________________________________________________________
Статья 1. Цели и задачи Московской городской избирательной
комиссии
Московская городская избирательная комиссия (далее -
избирательная комиссия) образуется в соответствии со статьей 11
Федерального закона от 6 декабря 1994 года N 56-ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" для
обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан,
организации и проведения на территории города Москвы выборов
Президента Российской Федерации, выборов в федеральные органы
государственной власти и в иные федеральные государственные
органы, выборы в которые предусмотрены Конституцией Российской
Федерации и другими федеральными законами, референдумов Российской
Федерации, выборов депутатов Московской городской Думы, мэра и
вице - мэра Москвы, выборов в иные органы, проведение которых
предусмотрено Уставом города Москвы, и проведения городских
референдумов.
Статья 2. Состав избирательной комиссии и сроки полномочий
Избирательная комиссия образуется в составе 14 членов комиссии
с правом решающего голоса. Срок полномочий избирательной комиссии
- четыре года.
Статья 3. Порядок формирования избирательной комиссии
1. Формирование избирательной комиссии осуществляется
Московской городской Думой и мэром Москвы на основе предложений
выборных органов городских общественных объединений или городских
отделений общероссийских и региональных общественных объединений,
зарегистрированных в установленном законом порядке,
уставы (положения) которых предусматривают их участие в выборах
органов государственной власти Москвы путем выдвижения кандидатов
в депутаты, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и
жительства. Допускается выдвижение общего кандидата в состав
избирательной комиссии от двух и более общественных объединений.
Московская городская Дума и мэр Москвы назначают по семь членов
избирательной комиссии соответствующими правовыми актами. Если в
течение месяца после окончания срока полномочий избирательной
комиссии соответствующий орган государственной власти не назначит
своих представителей, то все члены избирательной комиссии,
ранее назначенные этим органом власти, продолжают выполнять свои
полномочия до формирования этой части избирательной комиссии в
полном составе.
2. В состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты в
депутаты, кандидаты на должность мэра и вице - мэра Москвы, их
доверенные лица, супруги, близкие родственники кандидатов и
лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
При возникновении указанных обстоятельств член избирательной
комиссии обращается в орган, его назначивший, с письменным
заявлением о сложении своих полномочий либо представление об этом
в соответствующий орган, назначивший члена комиссии, производит
избирательная комиссия самостоятельно.
3. Члены избирательной комиссии на своем первом заседании,
открываемом старейшим по возрасту членом избирательной комиссии,
присутствующим на заседании, избирают из своего состава
председателя, заместителя и секретаря избирательной комиссии.
Процедура их избрания устанавливается избирательной комиссией.
Статья 4. Члены избирательной комиссии с правом совещательного
голоса
При проведении выборов мэра Москвы каждое избирательное
объединение, выдвинувшее кандидата на эту должность, или сам
кандидат после его регистрации избирательной комиссией вправе
назначить в избирательною комиссию одного члена комиссии с правом
совещательного голоса.
На членов комиссии с правом совещательного голоса
распространяются положения п. 2 статьи 3 настоящего Закона.
Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного
голоса, назначенного в избирательную комиссию кандидатом,
избранным в ходе состоявшихся выборов мэром Москвы, продолжаются
до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах на эту же
должность.
Полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом
совещательного прекращаются через тридцать дней после
опубликования полных итогов выборов.
Статья 5. Досрочное освобождение членов избирательной комиссии
и назначение новых
1. Члены избирательной комиссии могут быть освобождены от своих
обязанностей до истечения срока полномочий по решению органов, их
назначивших, в случаях:
- письменного заявления члена избирательной комиссии о
сложении своих полномочий;
- утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской
Федерации или выезда на постоянное жительство за пределы города
Москвы;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении члена избирательной комиссии;
- признания члена избирательной комиссии решением суда,
вступившим в законную силу, недееспособным либо ограниченно
дееспособным.
2. Назначение новых членов избирательной комиссии вместо
выбывших производится не позднее чем в месячный срок по решению
соответствующих органов государственной власти города Москвы в
порядке, установленном п. 1 статьи 3 настоящего Закона.
Статья 6. Правовой статус избирательной комиссии
1. Избирательная комиссия в своей деятельности при подготовке и
проведении выборов и референдумов независима от государственных
органов и органов местного самоуправления.
Решения и иные акты избирательной комиссии, принятые в пределах
компетенции, обязательны для исполнительных органов
государственной власти города Москвы, органов местного
самоуправления, городских общественных объединений, предприятий,
учреждений, организаций и их должностных лиц, а также нижестоящих
избирательных комиссий.
2. Московская городская Дума, исполнительный орган
государственной власти и органы местного самоуправления города
Москвы, общественные объединения, предприятия, учреждения,
организации, средства массовой информации города Москвы, а также
их должностные лица обязаны оказывать избирательной комиссии
содействие в реализации ее полномочий: в установленном порядке
предоставлять для ее работы помещения, транспорт, средства связи,
техническое оборудование, необходимые для ее работы сведения и
материалы, давать ответы на ее обращения, в предусмотренные
законодательством сроки предоставлять возможность для размещения
печатной информации в порядке, предусмотренном федеральными
законами и законами города Москвы.
3. Избирательная комиссия является юридическим лицом, имеет
расчетный счет в банке, самостоятельный баланс, гербовую печать и
штамп со своими наименованиями.
Избирательная комиссия может иметь в оперативном управлении
обособленное имущество, от своего имени приобретать и осуществлять
имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть
истцом и ответчиком в суде.
Статья 7. Полномочия избирательной комиссии
1. Избирательная комиссия при подготовке и проведении на
территории города Москвы выборов и референдумов:
- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав
граждан и обеспечивает единообразное применение федерального
законодательства города Москвы о выборах и референдумах;
- осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий
всех уровней на территории города Москвы, координирует их
деятельность и оказывает им организационно - методическую помощь;
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
- получает от нижестоящих избирательных комиссий протоколы о
регистрации кандидатов в депутаты, о результатах выборов и
референдумов;
- отменяет решения нижестоящих избирательных комиссий,
противоречащие законодательству о выборах и референдумах, и
принимает в пределах своих полномочий решения, обязательные для
нижестоящих избирательных комиссий;
- изучает избирательную практику и готовит предложения по
совершенствованию действующего законодательства о выборах и
референдумах;
- распределяет между соответствующими избирательными комиссиями
денежные средства, выделенные на подготовку и проведение выборов и
референдумов, контролирует целевое расходование этих средств и
отчитывается в установленном порядке об их использовании;
- содействует реализации Федеральной программы повышения
правовой культуры избирателей, организаторов избирательного
процесса и представителей избирательных объединений, а также
обучения членов избирательных комиссий основам современной
технологии проведения избирательных кампаний;
- осуществляет другие полномочия, предусмотренные
соответствующим федеральным законодательством и законодательством
города Москвы, а также поручениями Центральной избирательной
комиссии.
2. Избирательная комиссия при подготовке и проведении на
территории города Москвы выборов в федеральные органы
государственной власти и иные федеральные государственные органы,
предусмотренные Конституцией Российской Федерации, а также
референдума Российской Федерации обеспечивает взаимодействие
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами
государственной власти города Москвы.
3. При проведении выборов Президента Российской Федерации,
референдумов Российской Федерации избирательная комиссия в
соответствии с федеральным законодательством осуществляет
полномочия избирательной комиссии субъекта федерации.
4. Избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов в
органы государственной власти Москвы и выборов в иные
органы, проведение которых предусмотрено Уставом города Москвы,
городских референдумов в соответствии с законами города Москвы:
- образует избирательные округа;
- устанавливает формы избирательных документов, определяет
порядок их хранения;
- подводит итоги выборов и референдумов, регистрирует лиц,
избранных в органы государственной власти, публикует в печати
сообщение об итогах выборов и референдумов, а также фамилии лиц,
избранных в органы государственной власти и иные органы;
- назначает и обеспечивает проведение выборов в органы
государственной власти вместо выбывших депутатов и выборных
должностных лиц;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законодательством города Москвы.
Статья 8. Полномочия членов избирательной комиссии
1. Председатель избирательной комиссии созывает ее заседания и
председательствует на них, распределяет обязанности между членами
избирательной комиссии для организации работы по исполнению ее
решений, дает отдельные поручения членам избирательной комиссии,
приглашает для участия в заседаниях избирательной комиссии
представителей государственных и общественных органов,
избирательных объединений, предприятий, организаций и учреждений,
должностных и иных лиц, представляет избирательную комиссию в
отношениях с государственными и общественными органами,
должностными лицами, избирательными объединениями, избирателями, а
также в судебных органах; является распорядителем финансов,
пользуется правом найма и увольнения сотрудников аппарата
избирательной комиссии; осуществляет другие полномочия,
предусмотренные федеральным законодательством и законодательством
города Москвы.
2. Заместитель председателя избирательной комиссии оказывает
содействие председателю избирательной комиссии в осуществлении
возложенных на него полномочий, а в отсутствие председателя или по
его поручению выполняет полномочия председателя избирательной
комиссии.
3. Секретарь избирательной комиссии осуществляет организационно
- техническое и документационное обеспечение ее заседаний;
оформляет принятые решения и другие акты, протоколы заседаний
комиссии; организует ведение делопроизводства; обеспечивает
сохранность документов избирательной комиссии и передачу их в
соответствующие государственные органы, а также в архив, выполняет
другие поручения председателя избирательной комиссии.
4. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса
используют это право при принятии решений по вопросам, входящим в
компетенцию избирательной комиссии, а также выполняют поручения
председателя избирательной комиссии по проверке работы нижестоящих
избирательных комиссий, по другим вопросам, связанным с
подготовкой и проведением выборов и референдумов.
Члены избирательной комиссии с правом решающего и
совещательного голоса:
- заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной
комиссии, повестке дня заседаний и присутствуют на них;
- вправе выступать на заседаниях избирательной комиссии,
вносить предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию, и
требовать проведения по ним голосования;
- вправе задавать другим участникам заседаний избирательной
комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них
ответы по существу;
- вправе знакомиться с любыми документами и материалами
избирательной комиссии и получать заверенную копию этих
документов.
5. Председателю избирательной комиссии, заместителю
председателя, секретарю и членам избирательной комиссии выдается
удостоверение, подписанное председателем Московской городской Думы
и мэром Москвы.
Статья 9. Организация деятельности избирательной комиссии
1. Заседания избирательной комиссии созываются по мере
необходимости ее председателем или, по его поручению, заместителем
председателя. Заседание проводится также по требованию не менее
одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего
голоса. В этом случае заседание избирательной комиссии созывается
не позднее чем в трехдневный срок со дня подачи в письменной форме
такого требования, а при выражении требования менее чем за пять
дней до выборов заседание комиссии проводится в тот же день.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в
нем участвует большинство от числа членов избирательной комиссии с
правом решающего голоса.
2. Решения избирательной комиссии об избрании председателя,
заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о
регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об
итогах голосования или о результатах выборов или референдума, о
признании выборов или референдума несостоявшимися или
недействительными, об отмене решений и особых мнениях членов
нижестоящих избирательных комиссии, принимаются большинством
голосов от общего числа членов избирательной комиссии с правом
решающего голоса. Решения избирательной комиссии по иным вопросам
принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих
на заседании членов избирательной комиссии с правом решающего
голоса.
В случае равного числа голосов "за" и "против" при принятии
решений голос председателя избирательной комиссии является
решающим.
Решения избирательной комиссии и протоколы ее заседаний
подписываются председательствующим на заседании и секретарем
избирательной комиссии.
3. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, не
согласные с принятым решением, вправе в письменной форме высказать
особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания
избирательной комиссии. В случае, если решение касается вопросов,
связанных с выборами в федеральные органы государственной власти и
иные федеральные государственные органы, выборы в которые
предусмотрены Конституцией Российской Федерации, либо с
проведением референдума Российской Федерации, особое мнение члена
избирательной комиссии должно быть доведено до сведения
Центральной избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный
срок, а за три дня до выборов и в день голосования - немедленно.
4. Избирательная комиссия в пределах своей компетенции
рассматривает жалобы на решения и действия нижестоящих
избирательных комиссий и обязана не позднее чем в пятидневный срок
(или в меньший срок, если до дня выборов осталось меньше пяти
дней) дать ответ по существу, а в день голосования - немедленно. В
случае, если факты, изложенные в жалобах, требуют дополнительной
проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в
десятидневный срок.
Статья 10. Гласность в деятельности избирательной комиссии
1. Избирательная комиссия строит свою работу на основе
открытости, гласности, коллегиальности, свободного обсуждения и
решения вопросов, инициативы членов избирательной комиссии.
Решения избирательной комиссии публикуются в печати и
передаются в иные средства массовой информации в сроки,
установленные федеральными законами и законами города Москвы.
При необходимости комиссия проводит встречи, совещания, пресс -
конференции, связанные со своей деятельностью.
2. На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать
кандидаты, их доверенные лица, а также представители тех
избирательных объединений, кандидаты которых зарегистрированы в
качестве кандидатов в органы государственной власти, представители
средств массовой информации, аккредитованных при избирательной
комиссии, а также иностранные (международные) наблюдатели.
3. На заседании избирательной комиссии при рассмотрении жалоб
вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
4. Избирательная комиссия при осуществлении функций,
предусмотренных п. 4 статьи 7 настоящего Закона, в двухмесячный
срок после дня выборов и голосования на референдуме представляет
Московской городской Думе и мэру Москвы отчет об итогах выборов и
референдумов и информацию о своей деятельности по их проведению.
Статья 11. Обжалование решений и действий избирательной
комиссии
1. Решения и действия (или бездействие) избирательной комиссии
по вопросам выборов Президента Российской Федерации, депутатов
Государственной Думы - Федерального Собрания Российской Федерации,
референдума Российской Федерации, противоречащие Конституции
Российской Федерации, федеральному законодательству либо принятые
комиссией с превышением полномочий, установленных федеральными
законами, могут быть обжалованы в Центральную избирательную
комиссию или в Московский городской суд.
Предварительное обращение в Центральную избирательную комиссию
не является обязательным условием для обращения в суд.
2. Решения и действия (или бездействие) избирательной комиссии
по вопросам выборов органов государственной власти Москвы и
выборов в иные органы, проведение которых предусмотрено Уставом
города Москвы, проведения городских референдумов могут быть
обжалованы в Московский городской суд.
Статья 12. Финансовое обеспечение деятельности избирательной
комиссии
1. Финансирование деятельности избирательной комиссии
осуществляется за счет средств бюджета города Москвы и
Федерального бюджета.
Расходы на обеспечение деятельности избирательной комиссии на
период между выборными кампаниями указываются в бюджете города
Москвы отдельной строкой.
2. Расходы на проведение выборов в федеральные органы
государственной власти либо в иные федеральные государственные
органы, референдума Российской Федерации и смета расходов
избирательной комиссии на обеспечение этой деятельности
утверждаются в порядке, предусмотренном федеральным
законодательством.
3. Расходы на проведение выборов в органы государственной
власти Москвы, выборы в иные органы, проведение которых
предусмотрено Уставом города Москвы, городские референдумы и смета
расходов на обеспечение этой деятельности утверждается
избирательной комиссией по представлению председателя комиссии.
Указанные расходы осуществляются за счет средств бюджета города
Москвы.
Выделение средств производится по распоряжению мэра Москвы на
основании решения избирательной комиссии.
4. По решению избирательной комиссии в пределах выделенных
ассигнований на выборы или референдумы на период их подготовки и
проведения отдельные члены избирательной комиссии с правом
решающего голоса могут быть привлечены к осуществлению своих
обязанностей на платной основе с отрывом от основной работы.
5. Председатель избирательной комиссии либо его заместитель и
секретарь избирательной комиссии могут работать в избирательной
комиссии на штатной платной основе.
6. Избирательная комиссия в пределах выделенных ей бюджетных
ассигнований имеет свой аппарат, структура и штаты которого
устанавливаются решением избирательной комиссии. Положение об
аппарате утверждается решением избирательной комиссии.
7. Уровень оплаты труда председателя избирательной комиссии
приравнивается к заместителю премьера правительства Москвы,
заместителя - к министру правительства Москвы, секретаря - к
руководителю департамента.
Уровень оплаты труда работников аппарата избирательной комиссии
приравнивается соответственно к уровню оплаты труда главного,
ведущего специалистов и специалиста первой категории аппарата
правительства Москвы.
Медицинское и социально - бытовое обслуживание членов
избирательной комиссии, работающих на штатной основе, и
сотрудников аппарата комиссии обеспечивается администрацией города
Москвы на уровне, установленном для соответствующих должностей
работников ее аппарата.
Статья 13. Гарантии деятельности избирательной комиссии
1. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса,
освобожденные на время выборов от основной работы, не могут быть
по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во
время подготовки и проведения выборов и референдумов или без их
согласия переведены на другую работу. Срок их полномочий
засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы,
стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж
сохраняется при условии поступления на работу или на службу в
течение трех месяцев после прекращения полномочий. По окончании
срока полномочий им предоставляется прежняя работа (должность),
а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по
предыдущему месту работы или с их согласия на другом предприятии,
в учреждении, организации. Ответственность за предоставление
работы возлагается на мэрию и правительство Москвы.
2. Члены избирательной комиссии с правом решающего и
совещательного голоса во время подготовки и проведения выборов и
референдумов не могут быть привлечены без согласия прокурора
Москвы к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты
мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
17 мая 1995 года
N 6
|