ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
23 мая 1995 г. N 452
О МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЕ "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
НА 1995-1997 ГГ.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от
20 апреля 1993 года N 468 "О неотложных мерах по обеспечению
здоровья населения Российской Федерации" и постановления
Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года N 1173
"О федеральной целевой программе "Безопасное материнство" на
1995-1997 гг." правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить городскую целевую программу "Безопасное
материнство" на 1995-1997 гг. (приложение).
2. Определить руководителем городской целевой программы
"Безопасное материнство" на 1995-1997 гг. Департамент
здравоохранения г. Москвы.
3. Департаменту финансов совместно с Департаментом
здравоохранения при формировании проектов бюджета Москвы на
1996-1997 гг. предусматривать ассигнования на реализацию городской
целевой программы "Безопасное материнство".
4. Поручить префектам административных округов Москвы в
месячный срок разработать окружные программы "Безопасное
материнство" на 1995-1997 гг.
5. Определить исполнителями программы "Безопасное материнство"
Департамент здравоохранения, Департамент образования, Комитет
социальной защиты населения, Комитет по делам семьи и молодежи,
Городской центр государственного санитарно - эпидемиологического
надзора, государственные учреждения здравоохранения.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя премьера правительства Москвы
В.А. Коробченко.
Премьер правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению правительства
Москвы
от 23 мая 1995 года N 452
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
НА 1995-1997 гг.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Концепция безопасного материнства сформирована в 80-х годах
Всемирной организацией здравоохранения как совокупность социально
- экономических, правовых и медицинских мероприятий,
способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные
периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих
их жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих воспитание
рожденных детей, сочетание материнства, домашних обязанностей и
трудовой деятельности.
В структуре населения г. Москвы женщины составляют более 54
процентов. Среди них более двух миллионов находится в детородном
(репродуктивном) возрасте (15-49 лет), т.е. способны к выполнению
важнейшей биологической и социальной функции - воспроизводству
потомства, продолжению человеческого рода.
В Москве, в силу сложных экологических и социальных условий,
усиливаются неблагоприятные тенденции в динамике ряда
демографических показателей и состояния здоровья женщин.
Продолжает оставаться крайне низким показатель рождаемости в
Москве: в 1991 г. он составил 10,5 на 1000 населения, в 1992 г. -
7,8, в 1993 г. - 7,0, в 1994 году по оперативным данным - 7,6.
На этом фоне отмечается высокий уровень распространенности
абортов, неблагоприятное соотношение родов и абортов (246,4 аборта
на 100 родов), низкие показатели охвата женщин эффективными
средствами контрацепции.
За последние годы возросла частота осложнений в течение
беременности и родов у женщин. Удельный вес беременных, страдающих
анемией, увеличился с 14,9% в 1991 году до 24% в 1994 году.
Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с
врожденными и наследственными заболеваниями, сохранение высокого
уровня материнской смертности.
Анализ состояния материально - технической базы
родовспомогательных учреждений, их кадрового обеспечения
показывает, что общее количество родильных домов, гинекологических
отделений, женских консультаций, число акушеров - гинекологов
является достаточным для обеспечения потребности населения. В то
же время до 30% родильных домов требуют реконструкции, все
родовспомогательные лечебно - профилактические учреждения
нуждаются в дооснащении современной медицинской техникой.
Изменившаяся структура заболеваемости и смертности матерей и
детей требует адекватного реформирования структуры и организации
работы родовспомогательных лечебно - профилактических учреждений.
В условиях ухудшения социально - экономической ситуации,
ограниченных возможностей городского бюджета, перехода на работу в
условиях медицинского страхования и неизбежных в переходный период
болезненных потерь сохранение гарантированной медицинской защиты
матерей является безусловно приоритетной государственной задачей.
МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации Городской целевой программы "Безопасное материнство"
на 1995-1997 годы
-----------------------------------------------------T------T--------------------T--------------T---------------
NN Наименование мероприятий ¦Срок ¦ Стоимость ¦Источники ¦ Исполнители
пп ¦испол-¦ (млн. руб.) ¦финансирования¦
¦нения +---------T----------+ ¦
¦ ¦всего ¦ 1995 г. ¦ ¦
-----------------------------------------------------+------+---------+----------+--------------+---------------
1 2 ¦3 ¦4 ¦ 5 ¦6 ¦ 7
-----------------------------------------------------+------+---------+----------+--------------+---------------
1. Меры правительственной поддержки безопасного материнства
1.1. Подготовить проект постановления правите- 1995 Департамент
льства Москвы об установлении надбавок в здравоохра-
размере минимальной зарплаты к существующему нения
пособию женщинам, вставшим на учет в связи с
беременностью в ранние сроки (до 12 недель),
за счет средств городского бюджета
1.2. Включить в городскую программу обязатель- 1995 Департамент
ного медицинского страхования проведение здравоохра-
операции искусственного прерывания бере- нения
менности по желанию женщины Московский
городской
фонд обяза-
тельного ме-
дицинского
страхования
1.3. Подготовить проект постановления правительства 1995 Департамент
Москвы о предоставлении льгот беременным жен- здравоохра-
щинам и кормящим матерям на приобретение ле- нения
карственных препаратов (за 50% стоимости)
(кроме препаратов для лечения анемии
беременных)
1.4. Обеспечить бесплатную выдачу медикаментов 1995 720,0 240,0 Средства Департамент
в женских консультациях беременным женщинам 1997 Департамента здравоохра-
для профилактики и лечения анемии в соот- здравоохране- нения
ветствии с рекомендациями, утвержденными ния
Министерством здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации
1.5. Обеспечить бесплатную выдачу контрацептивов, 1995 - - Департамент
поступающих из федеральных фондов, подрост- 1997 здравоохра-
кам и женщинам групп риска нения
1.6. Осуществить закупки контрацептивных средств 1996 3163,0 - Средства Департамент
(оральные гормональные контрацептивы, 1997 Департамента здравоохра-
изделия N 2) для бесплатного обеспечения здравоохране- нения
нуждающихся слоев населения ния Департамент
фармации
1.7. Продолжить регулярное обеспечение всех 1995 4220,0 1410,0 Фонд Комитет со-
родильниц бесплатными комплектами для 1997 соцзащиты циальной за-
новорожденных детей при выписке из населения щиты населе-
роддомов Москвы* ния Москвы
Департамент
здравоохра-
нения
1.8. Организовать в Москве приют для беременных, 1996 Комитет соц-
в т.ч. подростков, находящихся в трудных защиты насе-
социально - бытовых условиях, для медико - ления Москвы
социальной реабилитации и вынашивания Комитет по
беременности делам семьи
и молодежи
Департамент
здравоохра-
нения
__________________________________________________________
* Финансирование предусмотрено в "Программе мер социальной
защиты отдельных категорий жителей Москвы на 1995 г."
1.9. Расширить возможности санаторно - курортного 1995 Департамент
и физиотерапевтического лечения девочек - 1997 здравоохра-
подростков, страдающих нарушениями репро- нения
дуктивной функции, на базе санаториев
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИТОГО по 1-му разделу: 8103,0 1650,0
2. Совершенствование подготовки медицинских кадров
2.1. Обеспечить регулярное повышение квалификации 1995 - Департамент
врачей акушеров - гинекологов в учреждениях 1997 здравоохра-
последипломного образования нения
2.2. Обеспечить внедрение компьютерного тестового 1996 - Департамент
контроля при проведении аттестации врачей здравоохра-
акушеров - гинекологов по методикам, утверж- нения
денным Минздравмедпромом Российской Федерации
2.3. Внести изменения в программу подготовки 1995 - Департамент
акушерок в медицинских училищах города с 1996 здравоохра-
учетом увеличивающегося числа женщин нения
с патологией беременности
2.4. Обеспечить проведение подготовки врачей и 1995 - Департамент
средних медицинских работников по вопросам 1997 здравоохра-
планирования семьи на базе городского нения
центра планирования семьи
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВСЕГО по 2-му разделу: дополнительного финансирования не требуется.
3. Совершенствование организации и качества акушерско - гинекологической помощи
3.1. Разработать и внедрить в женских консуль- 1995 1470,0 294,0 Средства Департамент
тациях города систему мониторинга состояния 1997 Департамента здравоохра-
здоровья беременных с оценкой степени риска здравоохра- нения
акушерской и перинатальной патологии нения
3.2. Разработать городские стандарты медицинской 1995 - - - -"-
помощи во время беременности, родов и в
послеродовом периоде; гинекологической
помощи
3.3. Обеспечить внедрение передовых медицинских 1995 740,0 240,0 Средства Де- -"-
технологий в практику работы акушерско - 1997 партамента
гинекологических учреждений здравоохра-
Оснастить гинекологические стационары нения
города необходимыми препаратами и
оборудованием для внедрения технологии
безопасного аборта
3.4. Обеспечить гинекологические стационары и 1995 1701,0 567,0 -"- -"-
женские консультации необходимым количест- 1997
вом комбинированных эстроген - гестагенных
препаратов для проведения послеабортной
реабилитации женщин
3.5. Создать на базе действующих родовспомога- 1996 15600,0 - -"- -"-
тельных и детских лечебных учреждений 1997
города четыре перинатальных центра:
на базе ГБ N 8 8000,0
на базе ГКБ N 7 800,0
на базе ГКБ N 67 2000,0
на базе Спасо - Перовского госпиталя
мира и милосердия 4800,0
3.6. Провести аккредитацию родовспомогательных 1995 - - Департамент
учреждений здравоохра-
нения
3.7. Дооснастить родовспомогательные учреждения 1995 11880,0 3960 Средства Департамент
современной медицинской техникой, включая 1997 тыс. тыс. Департамента здравоохра-
ультразвуковую, эндоскопическую аппаратуру долл. долл. здравоохране- нения
(приложение к программе) США США ния и МГФ Московский
59400,0 19800,0 ОМС городской
(в це- (в це- фонд обяза-
нах ап- нах ап- тельного ме-
реля реля дицинского
1995 г.) 1995 г.) страхования
3.8. Обеспечить круглосуточную лабораторную 1995 201,6 67,2 -"- Департамент
диагностику во всех родильных домах 1996 здравоохра-
города нения
3.9. Переоснастить выездные специализированные 1995 Средства - - Департамент
врачебные бригады станции скорой и неот- выделены здравоохра-
ложной медицинской помощи для оказания нения
срочной помощи беременным и роженицам
3.10. Организовать на базе существующих 1995 5400,0 1800,0 Средства Департамент
учреждений здравоохранения округов 1997 префектур здравоохра-
9 окружных центров планирования семьи, нения
оснастить их необходимым медицинским Управления
оборудованием и оргтехникой здравоохра-
нения админи-
стративных
округов
3.11. Ввести в штаты центров планирования 1995 35,802 11,934 Средства Департамент
семьи и репродукции должности спе- 1997 префектур здравоохра-
циалистов по социальной работе нения
Управления
здравоохра-
нения адми-
нистративных
округов
3.12. Ввести в штаты родовспомогательных 1996 32,76 10,92 -"- -"-
учреждений должности психологов и органи- 1997
зовать систему психопрофилактической
подготовки беременных к родам
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВСЕГО по 3-му разделу: 84581,162 22791,054
4. Научные и медико - социологические исследования
4.1. Проведение медико - социологических 1995 800,0 100,0 Средства Научно - ис-
исследований по изучению влияния на 1997 Департамента следователь-
здоровье женщин в г. Москве факторов здравоохра- ские учреж-
окружающей среды нения дения по
договорам
4.2. Проведение медико - социальных исследований 1995 700,0 100,0 -"- -"-
по изучению эпидемиологии аборта и контра- 1997
цепции среди различных социальных и
возрастных групп населения города Москвы
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВСЕГО по 4-му разделу: 1500,0 200,0
5. Информационное обеспечение
5.1. Использовать разработанные Минздравмед- 1995 - - МГЦ госсан-
промом РФ образовательные программы для на- 1997 эпиднадзора
селения по проблеме здоровья женщины и Департамент
безопасного материнства здравоохра-
нения
5.2. Внедрить в учебный процесс программы 1995 - - По Программе Департамент
сексуального образования и воспитания 1996 "Столичное образования
подростков и молодежи, разработанные образование"
Министерством образования РФ
5.3. Обеспечить проведение санитарно - просвети- 1995 1800,0 600,0 Средства МГЦ госсан-
тельной работы по планированию семьи. Под- 1997 ведомств - эпиднадзора
готовить издание и тиражирование санитарно - исполнителей Комитет по
просветительной литературы (буклеты, брошюры, делам семьи и
плакаты) по тематике планирования семьи, молодежи
сексуальному просвещению Департамент
здравоохра-
нения
5.4. Организовать на каналах телерадиокомпании 1995 - - -"-
"Москва" цикл радио- и телепередач по 1997
вопросам формирования здорового образа жизни,
планирования семьи, сексуального просвещения,
рождения и воспитания здорового потомства
5.5. Привлекать общественные организации 1995 - - Департамент
(ассоциации, фонды и др.) к участию 1997 здравоохра-
в реализации инициативы безопасного нения
материнства
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВСЕГО по 5-му разделу: 1800,0 600,0
ВСЯ ПРОГРАММА: 95984,162 25241,054
Приложение
к городской целевой программе
"Безопасное материнство"
П Е Р Е Ч Е Н Ь
импортного медицинского оборудования и аппаратуры
для оснащения детских и родовспомогательных
лечебно - профилактических учреждений в 1995 - 1997 гг.
---T---------------------------T-----------T----------T---------------T----------------------
NN ¦Наименование ¦Ориентиров.¦Количество¦Общая стоимость¦ В том числе на
пп ¦ ¦стоимость ¦ ¦ (тыс. дол.) ¦ 1995 год
¦ ¦1 единицы, ¦ ¦ +----------T-----------
¦ ¦дол. США ¦ ¦ ¦количество¦ стоимость
¦ ¦ (тыс.) ¦ ¦ ¦ ¦(тыс. дол.)
---+---------------------------+-----------+----------+---------------+----------+-----------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7
---+---------------------------+-----------+----------+---------------+----------+-----------
1. Оборудование для оснащения отделений реанимации и интенсивной
терапии в родильных домах
1. Аппарат искусственной 4,0 30 120.0 10 40,0
вентиляции легких с
компрессором, увлажнителем
и подогревом газовой смеси
2. Стол реанимационный 3,8 90.0 342.0 30 114,0
3. Кроватка с подогревом и 1,8 30 54.0 10 18,0
обогревателем "Лучистое
тепло"
4. Инкубатор интенсивной 3,2 150 480.0 50 180,0
терапии
5. Наркозный аппарат для 2,5 150 375.0 50 125,0
новорожденных и детей
старшего возраста М-245
"Сулла"
6. Монитор неоскоп 4,0 150 600.0 50 200,0
7. Пульсоксиметр 1,7 120 204.0 40 68,0
8. Набор одноразовых принад- 300.0 100.0
лежностей (иглы - бабочки,
интубационные трубки,
назальные канюли, катетеры)
9. Бронхоскоп детский 2,7 60 162.0 20 54,0
10. Ларингоскоп детский 1,0 60 60.0 20 20.0
11. Микроанализатор 10,6 60 636.0 20 212,0
(микроаструп)
12. Фетальный монитор 4,1 90 369.0 30 123,0
13. Шприцевые насосы 0,75 300 225.0 100 75,0
14. Неонатальные мониторы 4,1 60 246.0 20 82,0
2. Лечебно - диагностическое оборудование
1. Гистероскоп 5.1 45 229.5 15 76,5
2. Лапароскоп операционный 2.0 15 30.0 5 10,0
гинекологический
3. Аппарат ультразвуковой с 140,0 45 6300.0 15 2100,0
допплеровской приставкой,
кардиоприставкой и полным
набором датчиков, в т.ч.
вагинальным
4. Педиатрический желудочно - 6,5 15 97.5 5 32,5
кишечный фиброскоп
5. Биохимический анализатор 35,0 15 525.0 5 175,0
6. Микробиологический анали- 25,0 15 375.0 5 125,0
затор
7. Закупка реактивов для 50,0 3 150,0 1 50.0
медико - генетического
Центра
---------------------------------------------------------------------------------------------
Итого: 11880.0 3960,0
-------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------
|