ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 1995 г. N 564
О СХЕМЕ РАЗВИТИЯ
МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА
ДО 2010 ГОДА
Московский метрополитен занимает важнейшее место в решении
социально - экономических задач развития города и региона. Являясь
основой всей системы городского пассажирского транспорта, он
выполняет около 50% пассажирооборота транспортной системы.
Сеть метрополитена имеет радиально - кольцевую структуру,
включающую 6 диаметральных, 2 радиальные и кольцевую линии, 150
станций.
В соответствии с комплексной схемой развития транспорта и
генеральным планом развития Москвы за период с 1980 г. построено
около 60 км линий метрополитена, его протяженность достигла
243,6 км. Проведены линии метрополитена в крупные жилые районы
Москвы: Зюзино, Чертаново, Отрадное, Бибирево, Лианозово,
Царицыно, Орехово - Борисово, Теплый Стан, Ясенево, Крылатское,
Черкизово и т.д.
За этот же период объемы перевозок на метрополитене возросли в
1,4 раза - с 2,3 до 3,2 млрд. пассажиров в год.
Однако, несмотря на значительные объемы выполненных работ,
протяженность сети метрополитена не соответствует потребностям
города, дефицит линий составляет около 100 км.
Примерно 1,5 млн. москвичей живут в районах, не имеющих
метрополитена, и затрачивают на поездку к месту работы более часа.
Уже сегодня необходимо иметь Люблинско - Дмитровскую, Митинскую
и Солнцевскую линии, продление Серпуховской, Калининской и
Таганской линий в новые жилые районы, участки Рижской и
Замоскворецкой линий с электродепо.
Система метрополитена работает с нагрузками выше критических
или близкими к ним. Из девяти линий метрополитена три перегружены
в 1,2-1,5 раза, четыре эксплуатируются на пределе пропускной и
провозной способности, пересадочные пассажиропотоки на 11 узлах из
13-ти, расположенных в пределах Садового кольца, достигли или
превышают проектные величины.
Основными направлениями градостроительного развития Москвы и
Московской области предусматривается дальнейшее освоение новых
территорий, что приведет к росту среднего радиуса расселения и
средней дальности поездки.
В этих условиях еще больше возрастет потребность в скоростном
транспорте и, в первую очередь, метрополитене, объем
пассажироперевозок на котором возрастет почти в 1,4 раза -
с 3,2 млрд. пассажиров в год в настоящее время до 4,0-4,4 млрд.
пассажиров к расчетному сроку.
Для обеспечения транспортного обслуживания населения новых и
сложившихся районов города, разгрузки центра от значительной части
транзитных и пересадочных пассажиров, улучшения пассажироперевозок
на метрополитене в среднем в течение часа "пик" с 5,0 в настоящее
время до 4,5 чел. на кв. м свободной площади салона вагона
необходимо к 2010 г. построить 175 км новых линий и довести
протяженность сети метрополитена до 420 км.
В целях выполнения важнейшей социально - экономической задачи
по развитию Московского метрополитена правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить основные направления развития Московского
метрополитена на перспективу с уточнением через каждые 5 лет,
предусматривающие:
- продолжение строительства действующей радиально - кольцевой
системы линий, в том числе строительство новых линий: Митинской,
Строгинской и Люблинско - Дмитровской, продление существующих
линий в районы, не обслуженные метрополитеном: Калининской - в
Ново - Косино, Серпуховской - в Бутово, Сокольнической - в
Гольяново и до Киевского шоссе, Замоскворецкой - в Химки и
Братеево, Тимирязевской - в район Северный, Рижской - в Мытищи,
Таганской - в Жулебино;
- формирование системы линий, обслуживающих новые, наиболее
удаленные от центра районы города: Внуково, Солнцево,
Лосиноостровская, Бирюлево, Бутово, Новоподрезково, Ховрино,
Люберцы и сложившиеся районы города с учетом предложений
Москомархитектуры по созданию общегородских центров, расположенных
по границе Центрального административного округа: Парк Победы,
ММДЦ "Сити", Савеловский вокзал, Марьина роща, Лефортово,
Кузьминки, Авиамоторная ул., Волгоградский просп., Автозаводская
ул., пл. Гагарина;
- создание в центральной зоне третьего пересадочного контура,
обеспечивающего разгрузку пересадочных узлов в пределах Садового
кольца и обслуживание системы общегородских центров;
- строительство Большого кольца через центры периферийных
районов массового жилищного строительства Хорошево - Мневники,
Сокол, Коптево, Свиблово, Богородское, Кузьминки, Люблинские поля,
Марьино, Нагорное, Зюзино, Черемушки, проспект Вернадского,
Очаково, Фили, Давыдково;
- реконструкцию действующих линий и техническое перевооружение
метрополитена;
- строительство новых станций и вторых входов на действующих
станциях.
2. Утвердить Схему развития Московского метрополитена на период
до 2010 г. и перечень линий и объектов Московского метрополитена,
подлежащих проектированию и строительству до 2010 года (согласно
приложению), с учетом постановления правительства Москвы от
13.09.94 N 762.
3. Москомархитектуре, Мосметрополитену, Метрогипротрансу
совместно с другими специализированными организациями:
3.1. Разработать предложения по трассировке линий и размещению
станций:
3.1.1. В 1995-1996 гг. - новых линий метрополитена по границе
Центрального административного округа, образующих третий
пересадочный контур, с учетом этапности формирования и организации
автономного, маршрутного и кольцевого движения поездов.
3.1.2. В 1995-1996 гг. - Большого кольца метрополитена в
периферийной зоне города.
3.1.3. В 1996 г. - линий метрополитена, соединяющих третий
пересадочный контур с новыми жилыми районами, на направлениях
Подрезково - Жулебино, Тропарево - ш. Энтузиастов.
3.1.4. В 1996 г. - линий метрополитена в исторической зоне
города.
3.2. Разработать в 1996 г. предложения и закрепить красными
линиями технические зоны для строительства новых линий и станций
метрополитена в соответствии с перспективной схемой развития
метрополитена в Москве.
3.3. Разработать в 1996 г. принципиальные предложения по оценке
возможностей и целесообразности маршрутизации движения поездов
метрополитена.
4. Поручить Мосметрополитену, Метрогипротрансу,
Москомархитектуре, департаментам транспорта и связи, экономической
политики и развития г. Москвы в 1995-1996 гг. организовать
разработку и рассмотрение проектных предложений по строительству
электродепо метрополитена с учетом максимальной экономии
территории.
5. Московскому метрополитену по договору с Москомземом в
IV квартале 1995 г. завершить разработку нормативной документации
и представить в правительство Москвы проект постановления,
регламентирующий Положение о земельно - правовом статусе
технических зон метрополитена с особым режимом их использования
сторонними организациями. Указанный проект согласовать в
установленном порядке с Москомземом и Москомархитектурой.
6. Московскому метрополитену совместно с Москомархитектурой в
1995-1996 гг. разработать схему развития производственно -
эксплуатационной базы Московского метрополитена на период до 2010
года.
7. Москомархитектуре и Московскому метрополитену по заказу
Департамента экономической политики и развития г. Москвы
разработать градостроительные и технические требования к
перспективным линиям метрополитена с новыми технико -
эксплуатационными параметрами, планировочными решениями станций и
в 1995 г. дать предложения по дополнению действующих нормативов.
8. Московскому метрополитену совместно с Москомархитектурой до
15 июля 1995 г. подготовить распоряжение премьера правительства
Москвы об организации и финансировании проведения в 1996 г.
сплошного обследования пассажирских потоков на метрополитене.
9. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы по
предложениям Москомархитектуры предусматривать выделение средств
на проектно - планировочные работы, указанные в пп. 3, 4, 7.
10. Москомзему при разработке Закона г. Москвы "О плате за
землю" предусмотреть в расчетах стоимости земли расходы на
строительство транспортных объектов, в том числе на метрополитен.
11. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы
совместно с Мосметрополитеном в месячный срок подготовить
предложения для обращения к Президенту и Правительству Российской
Федерации по вопросу выделения лимитов капитальных вложений на
метростроение в 1995 году - дополнительно в объеме 981,3 млрд.
руб. и на 1996 год в объеме 3500 млрд. руб.
12. Просить Правительство Российской Федерации рассмотреть
Схему развития Московского метрополитена до 2010 года и принять по
данному вопросу соответствующее постановление.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первых заместителей премьера правительства Москвы
Б.В. Никольского и В.И. Ресина.
Премьер правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению правительства
Москвы
от 27 июня 1995 г. N 564
ПЕРЕЧЕНЬ
ЛИНИЙ И ОБЪЕКТОВ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
ДО 2010 ГОДА
----T------------------------------------------T-------------T-----------¬
¦NN ¦ Наименование участков линий ¦Протяженность¦Срок ¦
¦п/п¦ ¦ (км) ¦ввода ¦
¦ ¦ ¦ ¦(год) ¦
+---+------------------------------------------+-------------+-----------+
¦1. ¦Чкаловская - Волжская с электродепо ¦ 12,69 ¦1995 ¦
¦2. ¦Оборотные пути за ст. "Каширская" ¦ 0,65 ¦1995 ¦
¦3. ¦Волжская - Марьино ¦ 5,97 ¦1996 ¦
¦4. ¦Киевская - Парк Победы ¦ 4,01 ¦1998 ¦
¦5. ¦Митино - Строгино с электродепо ¦ 8,46 ¦1998 ¦
¦6. ¦Строгино - Крылатское ¦ 6,85 ¦1998 ¦
¦7. ¦Кунцевская - Парк Победы ¦ 5,65 ¦1998 ¦
¦8. ¦Чкаловская - Марьина роща ¦ 6,57 ¦1998 ¦
¦9. ¦Пражская - Качалово ¦ 5,49 ¦1998 ¦
¦10.¦Красногвардейская - Братеево с ¦ ¦ ¦
¦ ¦электродепо ¦ 3,02 ¦1999 ¦
¦11.¦Марьино - Красногвардейская ¦ 4,09 ¦2000 ¦
¦12.¦Выхино - Жулебино ¦ 3,4 ¦2002 ¦
¦13.¦Третьяковская - Москва - Сити ¦ 6,18 ¦2002 ¦
¦14.¦Парк Победы - Олимпийская деревня ¦ ¦ ¦
¦ ¦с электродепо ¦ 10,9 ¦2003 ¦
¦15.¦Парк Победы - Москва - Сити - ¦ 11,01 ¦2003- ¦
¦ ¦Савеловская ¦ ¦2005 <*> ¦
¦16.¦Марьина роща -Лихоборы с электродепо ¦ 8,04 ¦2004 ¦
¦17.¦Новогиреево - Ново - Косино ¦ 3,7 ¦2004 <*> ¦
¦18.¦Олимпийская деревня - Новопеределкино ¦ 8,31 ¦2005 ¦
¦19.¦Медведково - Мытищи с электродепо ¦ 4,6 ¦2004 <*> ¦
¦20.¦Лихоборы - Дегунино ¦ 4,07 ¦2006- ¦
¦ ¦ ¦ ¦2010 ¦
¦21.¦Речной вокзал - улица Дыбенко ¦ 2,45 ¦-"- ¦
¦22.¦Юго - Западная - Киевское шоссе ¦ ¦ ¦
¦ ¦с электродепо ¦ 4,2 ¦-"- ¦
¦23.¦Марьина роща - Авиамоторная ¦ 8,2 ¦-"- ¦
¦24.¦Авиамоторная - Площадь Гагарина ¦ 12,3 ¦-"- ¦
¦25.¦Площадь Гагарина - Парк Победы ¦ 6,0 ¦-"- ¦
¦26.¦Савеловская - ВДНХ ¦ 5,0 ¦-"- ¦
¦27.¦Москва - Сити - Народное ополчение ¦ 6,29 ¦-"- ¦
¦28.¦Народное ополчение - Строгино ¦ 5,4 ¦-"- ¦
¦29.¦Новые станции на действующих линиях ¦ ¦2000- ¦
¦ ¦ ¦ ¦2010 <*> ¦
¦ ¦Суворовская (к) ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российская (к) ¦ ¦ ¦
¦ ¦Хмельницкая (А-П) ¦ ¦ ¦
¦ ¦Полянка (К-Р) ¦ ¦ ¦
¦30.¦Вторые входы на станциях: ¦ ¦ ¦
¦ ¦ВДНХ ¦ ¦1991- ¦
¦ ¦ ¦ ¦1997 ¦
¦ ¦Белорусская (к) ¦ ¦1991- ¦
¦ ¦ ¦ ¦1996 ¦
¦ ¦Маяковская ¦ ¦1994- ¦
¦ ¦ ¦ ¦1998 ¦
¦ ¦Комсомольская ¦ ¦1999- ¦
¦ ¦ ¦ ¦2003 ¦
¦ ¦Бауманская ¦ ¦2002- ¦
¦ ¦ ¦ ¦2004 ¦
¦ ¦Павелецкая (к) ¦ ¦2000- ¦
¦ ¦ ¦ ¦2010 <*> ¦
¦ ¦Парк культуры (к) ¦ ¦-"- ¦
¦ ¦Арбатская ¦ ¦2000- ¦
¦ ¦ ¦ ¦2010 <*> ¦
¦ ¦Электрозаводская ¦ ¦-"- ¦
¦ ¦Семеновская ¦ ¦-"- ¦
¦ ¦Киевская ¦ ¦-"- ¦
¦ ¦Новокузнецкая ¦ ¦-"- ¦
¦ ¦Добрынинская ¦ ¦-"- ¦
¦ ¦Сокольники ¦ ¦-"- ¦
¦ ¦ИТОГО ¦ ¦ ¦
¦ ¦ввод линий: ¦ ¦ ¦
¦ ¦1995-2010 гг. ¦ 173,5 км ¦ ¦
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ ¦1995 г. ¦ 13,34 км ¦ ¦
¦ ¦1996-2000 гг. ¦ 50,11 км ¦ ¦
¦ ¦2001-2005 гг. ¦ 56,14 км ¦ ¦
¦ ¦2006-2010 гг. ¦ 53,91 км ¦ ¦
¦ ¦Новые станции: ¦ ¦ ¦
¦ ¦2000-2010 гг. ¦ 4 станции ¦ ¦
¦ ¦Вторые входы ¦ 14 станций ¦ ¦
L---+------------------------------------------+-------------+------------
------------------------
<*> - дополнительно к перечню линий и объектов, определенных
постановлением Правительства Москвы от 13 сентября 1994 г. N 762 к
вводу в эксплуатацию до 2005 года.
|