ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
ВСЕМ РАСЧЕТНО-КАССОВЫМ
Главное управление ЦЕНТРАМ
по г. Москве
117049, Москва, Житная ул., 12
от 17.07.95 N 24-1-13/968
На N
Направляем Вам для сведения и руководства в работе письмо ЦБ
РФ N 20-1-5/148 от 6.07.95 г. "Об отдельных недостатках, вскрытых
ревизиями в территориальных Главных управлениях ЦБ РФ в I
полугодии 1995 года".
Просим не доводить до сведения коммерческих банков.
Приложение: на 4 листах.
Зам. начальника Управления делами -
начальник Общего отдела Л.М. Яковлева
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ
(Банк России) (НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКАМ)
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
103016, Москва, ул. Неглинная, 12 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 06.07.95 N 20-1-5/148
На N
Об отдельных недостатках,
вскрытых ревизиями в
территориальных Главных
управлениях ЦБ РФ в I
полугодии 1995 года
Анализ материалов ревизий первого полугодия 1995 года
свидетельствует об ухудшении положения дел по обеспечению
сохранности денег и ценностей, состояния эмиссионно-кассовой и
учетно-операционной работы в ряде Главных управлений и их ГРКЦ.
В результате нарушений правил кассовой работы, установленных
инструкцией N 23 от 10 декабря 1987 года и дополнительных
указаний к ней при проведении ревизий Главных управлений ЦБ РФ по
Кемеровской, Новосибирской, Тверской областям и Хабаровскому краю
установлены 3 случая недостач и 4 излишка.
Некоторые Главные управления не обеспечивали пересчет
денежной наличности, сданной коммерческими банками РКЦ в сроки,
установленные телеграммой Банка России N 198-93 от 21.09.93.
Например, в расчетно-кассовом центре при Главном управлении
по Новосибирской области в фондах хранилось непересчитанной
денежной наличности в количестве 7147 мешков и 24249 пачек разных
достоинств, сформированных в период с декабря 1993 года по
декабрь 1994 года, в ГРКЦ при ГУ ЦБ РФ по Воронежской области в
упаковке коммерческих банков находилось 10408 пачек годных и 726
ветхих, а по Хабаровскому краю - 21871 пачек не были пересчитаны
с ноября 1994 года по март 1995 года и т.д. При этом негативным
фактом является то, что при контрольном пересчете длительно не
пересчитанных денег как правило устанавливаются излишки и
недостачи, что нередко приводит к недоразумениям и недоверию со
стороны коммерческих банков.
Нарушения правил кассовой работы ставят под угрозу
сохранность денег и ценностей.
Так, в Главном управлении ЦБ РФ по Ростовской области часть
банкнот в региональных фондах хранилась в картонных коробках, в
Главных управлениях ЦБ РФ по Алтайскому краю, Томской,
Ростовской, Новосибирской и другим территориям денежная
наличность в резервных фондах хранилась в упакованных и
опломбированных должностными лицами стандартных мешках, уложенных
на шкафах в штабелях от пола до потолка и исключающих доступ
должностных лиц для ежедневной проверки как ярлыков мешков, так и
денежной наличности, находящейся в этих шкафах.
В ГРКЦ при ГУ ЦБ РФ по Московской области деньги, принятые
от коммерческих банков вносились и размещались инкассаторами в
резервных фондах в присутствии лишь одного из трех должностных
лиц, без оформления документов на вложение денег и сверки
фактического наличия ценностей с данными их учета.
В денежное хранилище с резервными фондами ГРКЦ при Главном
управлении ЦБ РФ по Алтайскому краю имели свободный доступ
инкассаторы по доставке денег, в помещении кладовой ГУ ЦБ РФ по
Ленинградской области выдавалась денежная наличность кассирам
операционных касс и кассы пересчета, в кассовое помещение и
денежное хранилище ГУ ЦБ РФ по Московской области без оформления
разовых пропусков допускались телефонист, механик счетных машин,
завхоз, инкассаторы.
В РКЦ Ямало-Ненецкого округа денежное хранилище в течение
рабочего дня закрывалось на ключи, но не опечатывалось
должностными лицами. В ГРКЦ при Главном управлении ЦБ РФ по
Ленинградской области должностные лица, ответственные за
сохранность ценностей, расписываясь в постовом журнале, не
производили открытие и осмотр ряда хранилищ, при закрытии не
проверяли наличие прочих ценностей кладовой, в ГУ ЦБ РФ по
Новосибирской области в течение 4-х дней не было установлено
расхождение фактического наличия резервных фондов с данными
учета.
Остатки резервных фондов в РКЦ Новосибирской области
превышали установленные лимиты от 2 до 11 раз, что создавало
трудности при проведении ревизий, а в ГРКЦ исключало возможность
проверять бланки строгой отчетности.
В Главных управлениях по Ростовской, Томской, Кемеровской,
Воронежской областей оборудование кассовых помещений, рабочих
мест кассиров не отвечали предъявляемым техническим требованиям.
В ГРКЦ при ГУ ЦБ РФ по Кемеровской области ключ от входной
двери из предкладовой в помещение операционных касс хранился в
доступном для всех месте и свободно обозревался. В комнате кассы
пересчета находилось рабочее место зав. кладовой, в этой же
комнате находились зам. начальника РКЦ и зам. главного бухгалтера
во время пересчета денежной наличности и кассира кассы пересчета,
а также инкассатора управления инкассации, которому производился
пересчет дефектно оформленных пачек.
В нарушение п. 241 инструкции N 23 от 16.05.95 г. денежная
наличность оборотной кассы ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Новосибирской области
хранилась в открытом виде и в тележке, не закрытая на ключ, а
наличность оборотной кассы ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Ростовской области
хранилась в течение рабочего времени на полу в мешках,
опломбированных кассиром и начальником отдела кассовых операций.
На момент начала ревизии в оборотной кассе ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по
Липецкой области учитывались приобретенные у Центрального
хранилища 25 августа 1993 года и 14 июля 1994 года для продажи
населению юбилейные монеты Банка России 1992 и 1994 г.г. выпуска.
В кассовом помещении ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Курской области хранились
непроданные юбилейные монеты, которые учитывались на счете N 940
"Хозяйственные материалы", субсчет "Монета в подотчете" у зав.
кладовой.
В нарушение п. 260 указаний N 1027 от 18.11.87 г. в ГРКЦ ГУ
ЦБ РФ по Новосибирской области отсутствовал должный контроль по
учету мешков, используемых для перевозки и хранения ценностей.
Надлежаще оформленная книга по их внесистемному учету не велась.
Приказом по ГРКЦ не определен работник, отвечающий за их учет и
хранение. После получения со склада мешки хранились в различных
местах кассового узла и предкладовой.
От инкассаторов, принявших мешки, при перевозке ценностей не
отбирались расписки в их получении. РКЦ не устанавливало срок
возврата мешков и не отдебетовывало балансовую стоимость
невозвращенных мешков получателю.
Нарушался пропускной режим и порядок учета бланков пропусков
в главных управлениях ЦБ РФ по Ленинградской, Московской,
Кемеровской областям, Хабаровскому краю и некоторых других.
В большинстве территориальных Главных управлений ЦБ РФ не
обеспечивается надлежащая постановка учетно-операционной работы.
Ревизиями в 8-ми главных управлениях установлены 24 случая
расхождения аналитического учета с синтетическим, по балансовым
счетам, в суммах до 41,2 млрд. рублей. В основном расхождения
имели место по счетам, открытым для осуществления межбанковских и
межгосударственных расчетов.
До настоящего времени не устранены расхождения по счетам,
открытым для расчетов за 1991, 1992 годы (ГУ ЦБ РФ по Московской
области).
Многие Главные бухгалтера Главных управлений и ГРКЦ (РКЦ) не
анализируют ведомость открытых счетов и не принимают своевременно
меры за выводом из памяти машин не работающих счетов. Так, только
по ГУ ЦБ РФ по Новосибирской области не выведено около 2500
счетов.
Следует отметить, что ни бухгалтерскими работниками Главного
управления и РКЦ, ни ревизорами надлежащим образом не
анализируется состояние и правомерность совершения электронных
платежей.
Так, ревизией Главного управления ЦБ РФ по Новосибирской
области установлены серьезные нарушения правил при их проведении.
При наличии разрешения Банка России об участии управления в
эксперименте по межрегиональным электронным платежам совершались
фактически и внутрирегиональные платежи. Отсутствовали приказ
начальника Главного управления ЦБ РФ и договора о правилах
оформления документов, порядок их доставки, условия прохождения
электронного платежа и не определена ответственность сторон.
Типовое положение о совершении электронных платежей
предусматривает, что образцом электронного документа является
платежное требование, чеки, отказы от акцепта и др., в то время
как на практике этому вопросу внимание не уделяют и применяют
платежное поручение.
Работники РКЦ в нарушение Положения о внутрирегиональных
платежах не заверяли своими подписями реестры принятых
электронных документов, а из бумажных копий электронных
документов оформляли только экземпляр, передаваемый клиенту.
До 17 апреля 1995 года электронные платежи совершались по
счету N 871, при этом не подразделяясь в балансах Главного
управления и РКЦ города и области на прямые расчеты (N 871) и
электронные платежи.
Главное управление по Липецкой области несвоевременно
осуществляло закрытие счетов по этим платежам.
Допускают недостатки при открытии счетов организациям и
комбанкам Главные управления ЦБ РФ по Липецкой, Новосибирской
областям и некоторые другие.
В течение 1994 и текущего года шла массовая замена печатей,
наименований организаций и соответственно карточек с образцами
подписей и печатей. При этом изменение наименования не находило
отражения в книге регистрации открытых счетов.
Карточки образцов подписей и печатей принимались с
многочисленными нарушениями правил: подписанные заместителями
руководителя и главного бухгалтера, как система, что при
заявлении на первую или вторую подпись и.о. руководителя или
главного бухгалтера не требовалось указания сроков их полномочий,
при отсутствии в штате главного бухгалтера и заявлении на вторую
подпись лиц с другим наименованием должности, не отбирались
заявления владельца счета, что им предоставлено право второй
подписи. Принимались к исполнению карточки образцов подписей и
печати, где на первую подпись заявлен начальник финансовой
службы, а его заместитель на вторую, где наименование организации
не соответствовало заявленному образцу печати и т.д.
В юридических делах на открытие счетов воинским частям,
учреждениям, организациям и предприятиям Министерств и ведомств
находятся не отправленные длительное время извещения об открытии
счетов, отсутствуют новые разрешения при изменении наименования
указанных клиентов.
Имели место недостатки по оформлению юридических дел. Не со
всех организаций истребованы справки о регистрации и постановке
на учет в налоговой службе, в лучшем случае приложены ксерокопии
их, не заверенные в установленном порядке.
При ревизиях в 8-ми главных управлениях имели место
замечания по ведению и оформлению трудовых книжек сотрудников,
изданию приказов по личному составу. Наименование отделов и
должностей не соответствовали наименованиям, предусмотренным
типовой структурой и схемой должностных окладов.
Без разрешения Центрального банка РФ руководством главных
управлений ЦБ РФ по Новосибирской и Томской областям с
нарушениями были открыты некоторые расчетно-кассовые центры.
При расчетах с работниками почти в каждом Главном управлении
(Национальном банке) ЦБ РФ устанавливаются многочисленные
недоплаты и переплаты.
При этом наибольшая сумма переплаты (301,5 млн. рублей)
допущена в Главном управлении ЦБ РФ по Новосибирской области, где
руководством принято неправомерное решение об индексации
причитающейся суммы вознаграждения по итогам работы за 1994 год
на размер районного коэффициента.
Другой основной причиной переплат и недоплат является
неправильное определение стажа работы в банковской системе,
включение в состав заработной платы, на которую начисляется
вознаграждение, сумм выплат за питание, оплата 10 дополнительно
рабочих дней к отпуску, а не календарных.
При исчислении суммы вознаграждения по итогам работы за 1994
год работникам ревизионных служб допускалась неправильная
методика применения дополнительного коэффициента в размере 0,05%
за каждый год работы в ревизионном аппарате. Дополнительный
коэффициент плюсовался к общему, а не индексировалась сумма к
выплате.
Продолжают выявляться факты отнесения на смету (счет N 971)
затрат по командировкам (оплата суточных и гостиницы) сверх
установленных норм.
В ряде регионов имеют место значительные суммы переходящих
остатков дебиторской задолженности, не подтвержденных актами
сверки по состоянию на 1.01.95 г.
Допускалось авансирование работ по договорам подряда на
приобретение материалов при отсутствии сметных ассигнований. Так,
Главным управлением ЦБ РФ по Алтайскому краю в I квартале 1995
года перечислено различных авансов на сумму 1686,3 млн. рублей.
При заключении договорных обязательств с различными
организациями, выступающими в роли подрядчиков, со стороны
заказчика занижались требования к оформлению этих важных
юридических документов. Наиболее часто устанавливаются следующие
недостатки: заключение договоров без приложения протоколов
соглашения о договорной цене, календарных планов выполнения
работ, смет расчетов или финансового расчета стоимости
выполняемых работ.
Например, в ГУ ЦБ РФ по Новосибирской области из 47-ми
подрядных организаций, с которыми оформлены договора подряда и
дополнительные соглашения к ним, только к трем приложены лицензии
на данный вид деятельности.
В ряде Главных управлений ЦБ РФ отсутствуют приказы о
возложении ответственности за сохранность и правильное
использование гербовых печатей, бланков сторогой отчетности, ПКУ
и ключевой информации. Отсутствует складской учет бланков авизо.
Установлены случаи неправомерного уничтожения их без разрешения
Банка России. Не во всех РКЦ созданы условия для надлежащего
хранения бухгалтерских документов текущего месяца.
Учитывая вышеизложенное Ревизионный департамент предлагает:
- улучшить качество последующих проверок совершения
эмиссионно-кассовых и бухгалтерских операций;
- повысить качество ревизий РКЦ. Принципиальней подходить к
оценке нарушений, выявляемых последпроверками и ревизиями;
- повысить ответственность каждого сотрудника Главного
управления за качество организации работы и контроля за работой
ГРКЦ (РКЦ) регионов.
Директор Ревизионного департамента А.Т. Лавров
|