ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 17 июля 1995 г. N 11-13/10921
(с изм., внесенными письмом ГНИ по г. Москве от
16.08.1995 N 11-13/12774)
Государственная налоговая инспекция по г. Москве в связи с
поступающими запросами по вопросу налогообложения образовательных
учреждений разъясняет.
1. В соответствии с пунктом 37.3 Инструкции ГНС РФ и МФ РФ от
30.03.93 N 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления их и
иных средств в дорожные фонды" бюджетные и другие некоммерческие
организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог
в том случае, если они имеют доходы от предпринимательской
деятельности.
При этом на основании пункта 8 "Разъяснений Госналогслужбы
Российской Федерации по отдельным вопросам, связанным с
применением налогового законодательства о налогообложении прибыли
(доходов) юридических лиц" от 14.09.93 N ВГ-4-01/145н у бюджетных
организаций основная деятельность, независимо от того, платная она
или нет, не относится к предпринимательской.
В связи с изложенным выручка от реализации платных
образовательных услуг, полученная образовательными учреждениями,
финансируемыми за счет средств госбюджета, не облагается налогом
на пользователей автомобильных дорог.
2. Аналогичный порядок применяется к образовательным бюджетным
организациям при исчислении и уплате налога на содержание
жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.
3. В соответствии с Законом города Москвы от 16.03.94 N 6-26 с
01.01.94 освобождаются от уплаты налога на приобретение
автотранспортных средств предприятия, учреждения и организации,
финансируемые за счет бюджета всех уровней.
К бюджетным организациям относятся учреждения и организации,
основная деятельность которых полностью или частично финансируется
за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Обязательным условием является открытие финансирования по смете и
ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке,
предусмотренном для бюджетных организаций.
При осуществлении образовательными организациями, в том числе и
финансируемыми за счет средств бюджета, предпринимательской
деятельности, в частности от сдачи в аренду основных фондов и
имущества, торговли покупными товарами, оборудованием, при
посреднических услугах, долевом участии в деятельности других
учреждений (в том числе образовательных), указанные предприятия и
организации подлежат обложению налогом на пользователей
автомобильных дорог, налогом на приобретение автотранспортных
средств и налогом на содержание жилищного фонда и объектов
социально - культурной сферы в общеустановленном порядке.
4. В соответствии со ст. 45 и 46 Закона Российской Федерации
"Об образовании" от 10.07.92 N 3266-1 платная деятельность
образовательных учреждений не рассматривается как
предпринимательская, если полученный от нее доход полностью идет
на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в
том числе на заработную плату), на его развитие и
совершенствование в данном образовательном учреждении.
Согласно ст. 47 данного закона образовательное учреждение
вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его
уставом.
Однако деятельность образовательного учреждения по реализации
предусмотренных уставом образовательного учреждения производимой
продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в
той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не
реинвестируется непосредственно в данное образовательное
учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития
и совершенствования образовательного процесса (включая заработную
плату) в данном учреждении.
При наличии таких доходов образовательное учреждение обязано
обеспечить ведение раздельного бухгалтерского учета, а полученный
доход подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Таким образом, по вышеуказанной деятельности образовательное
учреждение будет выступать плательщиком налога с суммы превышения
фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой
величиной.
5. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
22.12.93 N 2270 транспортный налог уплачивается предприятиями,
учреждениями, организациями (кроме бюджетных) в размере одного
процента от фонда оплаты труда, начисленного по всем основаниям,
включая оплату труда по договорам подряда и поручения.
Для расчета фонда оплаты труда, принимаемого для исчисления
налога, необходимо руководствоваться разделом II Инструкции о
составе средств, направляемых на потребление, утвержденной
Госкомстатом России 13.10.92 N 6-3/124 по согласованию с
Минэкономикой РФ, Росминфином, Минтрудом РФ и ЦБ РФ и доведенной
письмом Росналогслужбы N ЮУ-6-10/424 от 09.12.92.
6. На основании Положения "О порядке исчисления и уплаты налога
на рекламу в городе Москве", принятого во исполнение решения
X сессии Моссовета от 22.07.92, плательщиками налога на рекламу
являются расположенные на территории Москвы предприятия и
организации, имеющие статус юридических лиц.
Объектом налогообложения являются расходы по изготовлению и
распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг),
включенные в издержки обращения или профинансированные за счет
собственных средств предприятия.
Не облагаются данным налогом услуги по рекламе, не преследующей
коммерческих целей, включая рекламу благотворительных мероприятий.
7. В соответствии с пунктом 3 Инструкции "О порядке исчисления
и уплаты сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с
юридических лиц" от 31.03.94 N 3 от уплаты сбора освобождаются
государственные и муниципальные образовательные учреждения,
получившие в установленном порядке лицензии на право осуществления
образовательной деятельности в части расходов на оплату труда,
связанных с уставной образовательной деятельностью.
На основании вышеизложенного, если предоставление платных
дополнительных образовательных услуг относится к уставной
деятельности образовательных учреждений, расходы на оплату труда
этих услуг не облагаются сбором на нужды образовательных
учреждений.
Первый заместитель
начальника инспекции -
государственный советник
налоговой службы II ранга
Л.Я. Сосихина
|