ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
8 августа 1995 г. N 688
О РАБОТЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
МОСКВЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
Правительство Москвы отмечает, что в соответствии с принятой
программой энергосбережения на 1993-1995 гг. научно -
исследовательские, проектные, энергоснабжающие, строительные,
эксплуатационные организации города наращивают работы по повышению
эффективности использования топливно - энергетических ресурсов.
При поддержке Департамента энергетики и энергосбережения, АО
"Московский комитет по науке и технологиям", департаментов
строительства, инженерного обеспечения и других организаций города
созданы и внедряются ряд энергоэффективных материалов,
оборудования, приборов.
Начато освоение и серийное производство приборов контроля и
учета тепловой, электрической энергии, газа и воды на заводах
"Молния", "Водоприбор", электроизмерительных приборов и др.
В целях усиления контроля за использованием ресурсов в течение
1994 г. было установлено 760 теплосчетчиков, 440 двухтарифных
бытовых электросчетчиков и 1008 счетчиков расхода воды. Заменено
более 100 тыс. отслуживших свой срок бытовых электросчетчиков.
На предприятиях Департамента энергетики и энергосбережения в
результате внедрения на РТС "Тушино-3" системы управления и
регулирования работой теплоэнергетического оборудования,
включающей автоматизацию теплоснабжения, оптимизацию сжигания газа
на котлах, автоматический розжиг котлов, ежегодная экономия
составит до 3,7 млн. куб. м газа. Аналогичные работы проводятся на
тепловых станциях "Пенягино", "Нагатино", "Бабушкино", "Филевская
пойма" и др. Реконструкция, внедрение и автоматизация
конденсаторных установок привели к снижению потребления реактивной
мощности и энергии (более 50 млн. кВтч в год, сэкономлено
2,5 млрд. руб.), увеличена надежность, снижены эксплуатационные
расходы. Внедрение регулируемого электропривода позволит
сэкономить электроэнергию до 40%, а воду до 15%.
По предложению Департамента строительства Градостроительный
совет утвердил решение о 4-х видах новых конструкций
теплошумозащитных окон и балконных дверей.
Департаментом строительства и московским Агентством по
энергосбережению проведены испытания систем пофасадного и
индивидуального автоматического регулирования подачи тепла и
автоматики на тепловом вводе на отопление 14-этажного жилого дома
в Восточном Дегунино. Получена экономия тепла соответственно 8 и
7%. На строящемся 25-этажном жилом доме на Каширском шоссе
предусмотрен индивидуальный тепловой пункт с использованием
пластинчатых теплообменников, отечественного микропроцессорного
регулятора, осуществляющего центральное авторегулирование
отопления с обратной связью по температуре внутреннего воздуха,
что позволяет снизить расход тепла на отопление дополнительно на
5-8%.
По программе, согласованной с АО "Мосхлеб", Агентством по
энергосбережению в 1995 г. заканчивается разработка энергетических
паспортов практически для всех предприятий хлебопекарной
промышленности.
Проверки использования энергоресурсов, выполненные
Мосэнергонадзором, показали, что, несмотря на сложную
экономическую ситуацию в промышленности, потребителями выполнены в
1994 г. мероприятия по энергосбережению, позволившие снизить
расход электроэнергии на 148 млн. кВтч, тепловой энергии на
452 тыс. Гкал, топлива на 70 тыс. т у.т. За счет внедрения
мероприятий, разработанных Агентством по энергосбережению,
реальная экономия составила: электроэнергии - 19 млн. кВтч,
тепловой энергии - 110 тыс. Гкал, топлива более 38 тыс. т у.т.
В то же время в вопросах энергосбережения остается много
нерешенных проблем. Строительными и теплоснабжающими организациями
в недостаточном объеме внедряются трубы с пенополиуретановой
теплоизоляцией, теплопотери которых на 20% ниже эксплуатируемых в
настоящее время. При мощности 600 км/год на трубозаготовительном
комбинате АО "Мосфлоу - Лайн" в 1994 году изготовлено всего около
42 км таких труб.
Несмотря на резкий рост стоимости энергоресурсов, спад
производства, малые сроки окупаемости энергосберегающих
мероприятий, кардинальных мер по снижению потребления топлива,
тепловой и электрической энергии в производственной сфере и
жилищно - коммунальном хозяйстве не осуществлено. Не задействованы
методы экономического стимулирования рационального использования
топливно - энергетических ресурсов.
Слабо проводится работа по энергосбережению на средних и, в
особенности, на мелких предприятиях.
Не заключены договоры на проведение работ по внедрению
преобразовательных устройств с рекуперацией электроэнергии на
метрополитене. С отставанием идет реализация Программы внедрения
в производство панельных жилых домов с улучшенными
теплофизическими характеристиками наружных ограждающих
конструкций, внедрение теплонасосных установок, работа по
утеплению существующих зданий, организация производства
теплошумозащитных окон и дверей и другие работы.
Низкими темпами осуществляется внедрение уже освоенных в
производстве приборов учета и контроля энергоресурсов на
муниципальных объектах образования, здравоохранения, культуры и
спорта, несмотря на то, что установка теплосчетчика на объекте
позволит сэкономить не менее 15% бюджетных средств.
Не нашло массового применения тепловизионное обследование
существующих зданий и сооружений на предмет соответствия
нормативам теплозащиты, хотя методика таких обследований
разработана и утверждена и имеется необходимая аппаратура.
Не решены вопросы тиражирования законченных разработок, которые
позволили бы получить значительный экономический эффект.
Из-за отсутствия бюджетного финансирования Агентства по
энергосбережению и ограниченности финансовых возможностей
предприятий их обследование проводится в недостаточных
объемах. Агентством по энергосбережению не осуществляются
инспекторские функции.
В целях повышения эффективности использования топливно -
энергетических ресурсов правительство Москвы постановляет:
1.Департаментам энергетики и энергосбережения, строительства,
инженерного обеспечения, промышленности, транспорта и связи
совместно с региональными органами государственного надзора
принять меры по ускорению внедрения законченных разработок по
энергосбережению, обратив особое внимание на установку приборов
учета тепла.
2. Департаменту энергетики и энергосбережения:
2.1. До 1 сентября 1995 года подготовить и разослать в
организации города перечень предприятий - поставщиков приборов
учета и контроля расходования энергоресурсов и воды и организаций,
занимающихся их установкой.
2.2. Обеспечить проведение работ по комплексной автоматизации
тепловых станций и центральных тепловых пунктов (ЦТП), оснащению
приборами учета теплоэнергии ЦТП, а также проведение проверки
технического состояния и наладки ранее установленных на ЦТП
средств измерения и контроля.
2.3. Обеспечить в течение 1995-1996 гг. внедрение установок
компенсации реактивной мощности электродвигателей на всех РТС.
2.4. В двухмесячный срок подготовить предложения по созданию в
Москве хозрасчетных технических центров по испытаниям,
сертификации, поверке и метрологическому обслуживанию средств
измерения топливно - энергетических ресурсов.
2.5. Систематически проводить рекламную кампанию с привлечением
средств массовой информации с целью доведения до населения
экономических выгод от применения новых бытовых энергосберегающих
приборов и оборудования, а также средств учета энергии.
2.6. В течение 1995 г. разработать Положение о порядке
стимулирования экономии топливно - энергетических ресурсов и воды
в энергетических службах городского хозяйства.
2.7. Совместно с АО "Мосэнерго" в месячный срок подготовить
проект распоряжения премьера правительства Москвы о прекращении
применения санкций к потребителям за недоиспользованную (по
сравнению с договором) электроэнергию.
3. Одобрить разработанное Департаментом строительства
Положение о порядке стимулирования экономии теплоэнергетических и
водных ресурсов в строительном комплексе г. Москвы (приложение).
Департаменту строительства подготовить проект законодательного
акта города Москвы о налоговых льготах, предусмотренных
Положением о порядке стимулирования экономии теплоэнергетических и
водных ресурсов в строительном комплексе г. Москвы. Заместителю
премьера правительства Москвы Петрову А.В. обеспечить участие
депутатов в разработке указанного проекта и внести проект Закона
на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
4. Департаменту строительства:
4.1. Предусмотреть в плане экспериментального строительства на
1995 и последующие годы создание энергоэффективных домов с
применением энергосберегающих мероприятий по каждому вновь
проектируемому и строящемуся экспериментальному объекту и с 1996
года совместно с Агентством по энергосбережению проводить тепловые
испытания этих объектов.
4.2. Совместно с АО "Москапстрой", Москомархитектурой, АО
"Моспромстройматериалы", домостроительными комбинатами и другими
строительными организациями обеспечить в 1995-1997 гг. реализацию
программ внедрения в производство ограждающих конструкций жилых
домов с повышенными теплотехническими характеристиками.
4.3. Завершить в 1995 году работы по созданию метода
тепловизионного контроля стеновых панелей непосредственно на
предприятии - изготовителе для последующего распространения.
4.4. Совместно с АО "Москапстрой", АО "Мосинжстрой",
Москомархитектурой, проектными институтами максимально
предусматривать в проектах применение труб с пенополиуретановой
изоляцией.
4.5. До конца 1995 года подготовить предложения по введению в
организациях и на предприятиях строительного комплекса учета
экономии теплоэнергетических и водных ресурсов, учета связанной с
этим прибыли и ее использования.
4.6. Разработать в течение 1995 года проект Положения о порядке
формирования и расходования Фонда поощрения энергосбережения
организаций и предприятий строительного комплекса и представить на
утверждение правительству Москвы.
4.7. Силами МНИИТЭП по согласованию с Мосгосэкспертизой в
течение 1995-1996 гг. завершить работу по созданию эталона
энергетического паспорта, а также разработать методические
указания по проектированию новых типов ограждающих конструкций с
высокими теплозащитными показателями, нормативы и методики по
светотехнике и источникам света для автоматизированного
проектирования.
5. Московскому Агентству по энергосбережению:
5.1. По техническому заданию объединений Департамента
строительства (согласованному с Агентством) в течение 1995-
1996 гг. разработать систему нормативов потребления энергоресурсов
для промышленных предприятий и строительно - монтажных организаций
строительного комплекса, на процессы и оборудование которых
имеются стандарты.
5.2. Подготовить на основе предварительных обследований в
течение 1995-1996 гг. программу учета и контроля тепловой энергии
и водных ресурсов в организациях и на предприятиях строительного
комплекса.
Объединениям Департамента строительства и предприятиям
строительного комплекса обеспечить финансирование указанных работ.
6. Департаменту инженерного обеспечения:
6.1. Совместно с префектурами административных округов в
течение 1995 года обеспечить установку водосберегающей арматуры в
25 тыс. квартир при текущем, капитальном ремонтах жилых домов и
реконструкции за счет средств капитального жилищного фонда,
выделяемых префектурам административных округов и городским
предприятиям в зависимости от балансовой принадлежности жилых
домов.
До 1 сентября 1995 года определить жилые дома, предназначенные
к проведению капитального ремонта, для выполнения утепления
ограждающих конструкций различными методами, оснащения тепловых
пунктов приборами авторегулирования отопления и учета тепла и
оборудования квартир счетчиками холодной и горячей воды.
6.2. При проектировании комплексного капитального ремонта
силами института "Мосжилниипроект" и др. институтов
предусматривать мероприятия по повышению термического
сопротивления наружных стен, крыш, оконных заполнений до уровня
строительных норм, утвержденных правительством Москвы, а также
внедрению энерго- и водосберегающего оборудования, приборов учета
и регулирования расхода энергоресурсов и воды.
Установить, что объекты комплексного капитального ремонта, где
не выполняются работы по энергосбережению, предусмотренные
проектом, не подлежат приемке в эксплуатацию.
6.3. Предусмотреть в течение 1995 года перевод водоснабжения
предприятий на техническую воду.
6.4. Довести строительство станций катодной защиты до 100 шт. в
год, выполнить в течение 1995 г. санацию до 30 км, замену 50 км
ветхих водопроводов.
7. Департаменту транспорта и связи:
7.1. В течение 1995 года внедрить 95 троллейбусов и
3 трамвайных вагона Т-3 с тиристорной системой управления.
7.2. Обеспечить в течение 1995 года внедрение 832-х комплектов
бесконтактных систем зажигания на подвижном составе городского
пассажирского транспорта.
8. Префектурам административных округов совместно с Агентством
по энергосбережению проводить обследования теплопотерь жилых
зданий (в т.ч. с применением тепловизоров) и последующие
мероприятия по их утеплению.
9. Одобрить работы, проводимые АО "Мосэнерго" и АО МЗЭП, по
замене устаревшего парка электросчетчиков и предложить им довести
в 1996 году мощности по производству и замене электросчетчиков до
300 тыс. штук в год.
Предложить АО "Мосэнерго":
- внедрить в течение 1995 года на предприятиях и в жилых домах
города не менее 10 тыс. шт. двухтарифных электросчетчиков;
- с привлечением Внешнеэкономической ассоциации по
сотрудничеству в области энергетики (АО АСЭН) разработать систему
автоматического управления и контроля потребления энергии в
городском хозяйстве с использованием оборудования Мытищинского
электротехнического завода (МЭТЗ).
10. В целях экономии бюджетных ассигнований на содержание
муниципальных объектов образования, здравоохранения, культуры и
спорта департаментам образования, здравоохранения, комитетам по
культуре, по физической культуре и спорту, социальной защиты
населения совместно с префектурами административных округов
предусмотреть обязательную установку приборов авторегулирования,
учета и контроля расходования энергоресурсов и воды.
Департаменту образования и Департаменту здравоохранения
установить в 1995 г. соответственно 100 и 30 теплосчетчиков и 200
и 40 водосчетчиков.
11. Мосгосэкспертизе:
11.1. С привлечением специалистов Агентства по энергосбережению
осуществлять экспертизу проектно - сметной документации на
внедрение прогрессивных решений, направленных на энергосбережение.
11.2. В течение шести месяцев разработать руководство по
составлению раздела "Энергоэффективность" проектируемого объекта
гражданского и промышленного назначения. Разрешить
профинансировать эту работу за счет внебюджетных средств,
поступающих за экспертизу проектов.
11.3. Совместно с Департаментом инженерного обеспечения
подготовить предложения о возложении на Мосгосэкспертизу
обязанностей обеспечения контроля за применением
энергоэффективного оборудования, материалов и конструкций в
зданиях, подлежащих капитальному ремонту.
12. Комиссии по реализации программы энергосбережения
(Никольский Б.В.) совместно с Департаментом экономической политики
и развития г. Москвы (Росляк Ю.В.), департаментами энергетики и
энергосбережения, инженерного обеспечения, строительства,
промышленности, транспорта и связи в двухмесячный срок подготовить
перечень необходимых нормативных документов по созданию условий
для экономного расходования топливно - энергетических ресурсов и
воды потребителями, включая население.
13. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы,
АО "Московский комитет по науке и технологиям" совместно с
Департаментом энергетики и энергосбережения в 1995 г. рассмотреть
возможность финансирования работ по подготовке к изданию учебного
пособия по энергосбережению для 3-5-х классов.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
по направлениям на первого заместителя премьера правительства
Москвы Ресина В.И., министра правительства Москвы, руководителя
Департамента инженерного обеспечения Матросова А.С., руководителя
Департамента энергетики и энергосбережения Лапира М.А., в целом -
на первого заместителя премьера правительства Москвы
Никольского Б.В.
Премьер правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению правительства
Москвы
от 8 августа 1995 г. N 688
П О Л О Ж Е Н И Е
О ПОРЯДКЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИИ
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ Г. МОСКВЫ
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок стимулирования
деятельности предприятий и организаций строительного комплекса,
направленной на экономию теплоэнергетических* и водных ресурсов.
Положение разработано в соответствии с распоряжением премьера
правительства Москвы N 1562-РП от 20.08.93 "О ходе работы по
энергосбережению в строительном комплексе г. Москвы".
Положение вводится в действие решением правительства Москвы и
является обязательным для применения в строительном комплексе
города.
1.2. Разработка настоящего Положения осуществлена с учетом
действующих законодательных и нормативных актов Российской
Федерации, правительства Москвы и Департамента строительства, в их
числе:
- Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от
27 декабря 1991 г. N 2116-1;
- Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в отдельные
законы Российской Федерации о налогах" от 22 декабря 1992 г.
N 4178-1;
- Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых
изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов
различных уровней" (с учетом изменений и дополнений, внесенных
Указом от 24 декабря 1993 г. N 2292) в части ставок и льгот по
налогу на прибыль;
- Закон г. Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль" от
2 марта 1994 г. N 3-18;
- распоряжение премьера правительства Москвы от 1 октября
1992 г. N 2373-РП "О мерах по регулированию цен на строительные
материалы, изделия и конструкции и определению стоимости
строительства";
- совместное постановление правительства Москвы и коллегии
Департамента строительства от 27 января 1994 г. N 78-1 "Об итогах
работы строительного комплекса в 1993 году и задачах на I квартал
и в целом 1994 год" в части регулирования цен на строительную
продукцию и нормирования уровня рентабельности промышленных,
автотранспортных предприятий и предприятий нерудной
промышленности;
- "Московские городские строительные нормы. Энергосбережение в
зданиях. Нормативы по теплозащите и тепло-, водо-,
электроснабжению", утвержденные постановлением правительства
Москвы от 22 марта 1994 года N 217 для применения при
классификации показателей эффективности деятельности подразделений
строительного комплекса по энергосбережению".
1.3. Стимулирование экономии теплоэнергетических и водных
ресурсов по настоящему Положению распространяется на следующие
субъекты строительного комплекса г. Москвы любых организационно -
правовых форм и форм собственности:
- проектные, научно - исследовательские и опытно -
конструкторские организации;
- предприятия стройиндустрии и промышленности строительных
материалов, транспорта и снабжения;
- общестроительные и специализированные строительные,
монтажные, пусконаладочные и другие подрядные организации (далее -
строительно - монтажные организации);
- организации социальной инфраструктуры строительного
комплекса.
1.4. Положение не распространяется на предприятия и организации
других отраслей городского хозяйства Москвы (промышленность,
транспорт, торговля, жилищно - коммунальное хозяйство, социальная
сфера и др.), для которых необходимо создание аналогичного
экономического механизма стимулирования экономии энергоресурсов,
при разработке которого может быть учтено настоящее Положение.
1.5. Экономическое стимулирование экономии энергоресурсов
согласно настоящему Положению может внедряться в практику
деятельности предприятий и организаций строительного комплекса
поэтапно по мере выхода необходимых для его реализации
соответствующих законодательных и нормативных актов городской
Думы, правительства Москвы и Департамента строительства.
-----------------
* Теплоэнергетические ресурсы включают далее по тексту как
тепловую и электрическую энергию, так и различные виды топливных
ресурсов.
2. ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Проектные, научно - исследовательские
и опытно - конструкторские организации
--------------------------------------
2.1. Эффективность деятельности проектных, научно -
исследовательских и опытно - конструкторских организаций
строительного комплекса по энергосбережению оценивается по
соответствующим показателям созданных и внедренных (внедряемых) в
практику строительства проектных, научных и конструкторских
разработок, предусматривающих снижение и рациональное
использование теплоэнергетических и водных ресурсов при сооружении
и эксплуатации объектов строительства.
2.2. Оценка энергетической эффективности строительной продукции
на стадии проектирования и НИОКР может осуществляться как по
зданию (объекту) в целом (или по его отдельным замкнутым объемам),
так и по отдельным элементам строительных изделий, конструкций,
материалов и оборудования, применяемых в строительстве.
2.3. Энергетическая эффективность проекта на строительство
здания в целом подтверждается энергетическим паспортом, являющимся
документом, содержащим геометрические, энергетические и
теплотехнические характеристики разработанного проекта.
2.4. В общую часть проектной документации на строительство
вводится раздел "Энергосбережение", включающий в общем виде
описание технических решений, за счет которых достигнуты
характеристики, отраженные в энергетическом паспорте
разработанного проекта.
2.5. Энергетические качества ограждающих конструкций зданий,
систем и отдельных элементов инженерного оборудования внутренних и
наружных сетей, строительных, теплоизоляционных материалов и т.д.
подтверждаются соответствующими проектными паспортами
(сертификатами) на эту продукцию, разработанную и рекомендуемую к
производству и применению в строительстве.
2.6. Экспертиза по оценке энергетической эффективности
строительной продукции на стадии проектирования осуществляется
московским Агентством по энергосбережению в соответствии с
постановлением правительства Москвы от 27 марта 1994 г. N 217.
2.7. Энергетическая эффективность проекта на строительство
здания в целом определяется путем сравнения с существующими
аналогами проектных показателей, характеризующих:
- величину расчетного удельного расхода тепловой энергии на
отопление в год, необходимой для поддержания в здании нормируемых
санитарных параметров и определяемой в соответствии с требованиями
московских городских норм строительного проектирования;
- величину расчетного удельного потребления электроэнергии и
газа;
- величину расчетного удельного расхода воды в системах
холодного и горячего водоснабжения.
2.8. Энергетическая эффективность применяемых в строительстве
ограждающих конструкций на стадии проектирования и НИОКР
определяется сравнением с существующими аналогами проектных
теплотехнических показателей, перечень которых устанавливается в
соответствии с требованиями, изложенными в московских городских
нормах строительного проектирования.
2.9. Энергетическая эффективность строительных
теплоизоляционных материалов на стадии НИОКР определяется
сопоставлением их проектных теплофизических показателей с
характеристиками аналогов, освоенных и выпускаемых отечественной
промышленностью.
2.10. Энергетическая эффективность систем и элементов
инженерного оборудования, внутренних и наружных сетей на стадии
проектирования и НИОКР определяется сравнением с имеющимися
аналогами проектных расчетных теплоэнергетических и комфортных
характеристик (при обеспечении требуемых нормативных показателей).
Предприятия стройиндустрии и промышленности
строительных материалов, транспорта и снабжения
-----------------------------------------------
2.11. Эффективность деятельности предприятий стройиндустрии и
промышленности строительных материалов, транспорта и снабжения по
энергосбережению характеризуется сокращением потребления
теплоэнергетических и водных ресурсов при производстве продукции
(работ, услуг), а также производством новых материалов, изделий и
конструкций, позволяющих снизить потребление этих ресурсов в
процессе эксплуатации объектов, построенных с применением этой
продукции.
2.12. При производстве продукции основным показателем
энергетической эффективности деятельности предприятий
стройиндустрии и промышленности строительных материалов является
фактически достигнутая за отчетный период (квартал) в сравнении с
лимитом (нормативом) либо с соответствующим предыдущим периодом
экономия теплоэнергетических и водных ресурсов.
2.13. При превышении (снижении) объема выпущенной продукции
(работ, услуг) по сравнению с соответствующим предыдущим периодом
или с базовым показателем, принятым для определения лимита
(норматива) потребления теплоэнергетических и водных ресурсов,
указанный лимит (норматив) или показатели фактического их
потребления в предыдущем периоде при определении достигнутой
экономии ресурсов увеличиваются (уменьшаются) пропорционально
росту (снижению) объема продукции (работ, услуг).
2.14. При снижении (повышении) фактической температуры
наружного воздуха в рассматриваемый период против
среднестатистической температуры количество сэкономленной
теплоэнергии увеличивается или уменьшается на величину ее расхода,
соответствующего изменению температуры и рассчитанного по методике
разработки и анализа топливно - энергетического баланса
предприятия.
2.15. При организации производства и выпуска качественно новой
продукции, обладающей улучшенными по сравнению с существующими
аналогами теплотехническими и энергетическими характеристиками
согласно паспортам (сертификатам) на эту продукцию, показателем
энергетической эффективности является проектная (расчетная)
удельная величина снижения потребления теплоэнергетических и
водных ресурсов при эксплуатации объектов, построенных с
применением указанной продукции.
Строительно - монтажные организации
-----------------------------------
2.16. Энергетическая эффективность деятельности строительно -
монтажных организаций характеризуется:
- сокращением потребления топливно - энергетических и водных
ресурсов, расходуемых ими при сооружении объектов;
- качеством выполненных работ, влияющих на энергосбережение в
процессе эксплуатации построенных объектов;
- осуществлением строительства качественно новых объектов,
обеспечивающих снижение потребления теплоэнергетических и водных
ресурсов в процессе их эксплуатации.
2.17. При производстве строительно - монтажных и специальных
видов работ показателями энергетической эффективности деятельности
строительно - монтажной организации являются:
2.17.1. Фактически достигнутая за отчетный период (квартал) в
сравнении с лимитом (нормативом) либо с соответствующим предыдущим
периодом экономия теплоэнергетических и водных ресурсов.
2.17.2. Сравнение качества строительных работ, монтажа наружных
ограждающих конструкций, систем инженерного оборудования (включая
наружные коммуникации), отделки, покрытий и теплоизоляции,
элементов регулирования и учета потребления теплоэнергетических
и водных ресурсов требованиям СНиП, технологических регламентов,
технических условий и иных нормативных документов.
2.17.3. Рост удельного веса в объеме осуществляемого
строительства качественно новых типов объектов с улучшенными по
сравнению с существующими аналогами проектными теплотехническими и
энергетическими показателями, характеризующими снижение
потребления при эксплуатации этих объектов теплоэнергетических и
водных ресурсов в городском хозяйстве Москвы при условии
соблюдения всех требований по качеству строительства,
обеспечивающих достижение указанных проектных показателей.
3. ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Экономическому стимулированию в соответствии с настоящим
Положением подлежит:
- экономия предприятиями (организациями) теплоэнергетических и
водных ресурсов в процессе основной деятельности;
- производство и выпуск продукции (работ, услуг), обладающей
улучшенными теплотехническими и энергетическими характеристиками.
3.2. Основным экономическим стимулом энергосбережения для
каждого предприятия (организации) является дополнительная прибыль,
образующаяся и остающаяся в его распоряжении и используемая в
соответствии с настоящим Положением за счет введения в действие
системы финансовых поощрений.
3.3. Системой финансовых поощрений стимулируется энергетическая
эффективность деятельности предприятий (организаций),
определяемая:
а) для проектных, научно - исследовательских
и опытно - конструкторских организаций:
----------------------------------------
3.3.1. Созданием проектов зданий и сооружений для климатических
условий Москвы, обеспечивающих более экономное по сравнению с
существующими аналогами потребление теплоэнергетических и водных
ресурсов при соблюдении надлежащих комфортных условий пребывания в
них и при реализации (постановке на производство) разработанных
проектных решений в строительстве г. Москвы.
3.3.2. Разработкой, созданием и внедрением в московское
строительство строительных конструкций, систем жизнеобеспечения,
элементов инженерного и иного оборудования, обладающих улучшенными
по сравнению с существующими аналогами показателями расходования
(потребления) теплоэнергетических и водных ресурсов в процессе
эксплуатации объектов, построенных с использованием указанных
разработок;
б) для предприятий стройиндустрии и промышленности
строительных материалов, транспорта и снабжения:
------------------------------------------------
3.3.3. Фактически достигнутой предприятиями в сравнении с
установленным лимитом (нормативом) либо с соответствующим
предыдущим периодом экономией теплоэнергетических и водных
ресурсов при производстве продукции, эксплуатации транспорта и
оказании услуг.
3.3.4. Освоением производства и выпуском предприятиями
стройиндустрии и промышленности стройматериалов новых материалов,
оборудования, изделий и конструкций, обладающих улучшенными по
сравнению с существующими аналогами теплотехническими и
энергетическими показателями, характеризующими снижение
потребления теплоэнергетических и водных ресурсов в городском
хозяйстве Москвы при эксплуатации объектов, построенных с
применением этой продукции;
в) для строительно - монтажных организаций:
-------------------------------------------
3.3.5. Фактически достигнутой этими организациями в сравнении с
лимитом (нормативом) либо с соответствующим предыдущим периодом
экономией теплоэнергетических и водных ресурсов при производстве
подрядных строительно - монтажных и специальных работ.
3.3.6. Организацией и осуществлением строительства качественно
новых типов объектов, в проектах которых предусмотрены улучшенные
по сравнению с существующими аналогами теплотехнические и
энергетические показатели, характеризующие снижение потребления
при эксплуатации этих объектов теплоэнергетических и водных
ресурсов в городском хозяйстве Москвы при условии соблюдения всех
требований по качеству строительства, обеспечивающих достижение
указанных проектных показателей.
3.3.7. Для организаций, эксплуатирующих объекты социальной
инфраструктуры строительного комплекса, - фактически достигнутой
экономией теплоэнергетических и водных ресурсов при эксплуатации
этих объектов.
4. ФИНАНСОВЫЕ ПООЩРЕНИЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
4.1. Стимулирование предприятий (организаций), выполняющих
мероприятия по энергосбережению, осуществляется путем введения
следующих финансовых поощрений:
в области ценообразования
-------------------------
4.1.1. Установление надбавок к отпускным (договорным) ценам на
реализуемую продукцию с улучшенными теплотехническими и
энергетическими характеристиками, подтвержденными соответствующими
паспортами (сертификатами).
налоговые льготы
----------------
4.1.2. Снижение на 50% ставки налога на прибыль в бюджет
г. Москвы с суммы дополнительной прибыли, полученной в результате
экономии теплоэнергетических и водных ресурсов в процессе основной
деятельности предприятий (организаций).
4.1.3. Снижение на 50% ставки налога на прибыль в бюджет
г. Москвы по прибыли, полученной от реализации продукции (работ,
услуг), сертифицированной как энергетически эффективная.
создание "Фонда поощрения энергосбережения"
-------------------------------------------
4.1.4. Налоговые льготы, предусмотренные в пп. 4.1.2 и 4.1.3,
предоставляются при условии направления указанной в этих пунктах
прибыли за вычетом налогов в специальный "Фонд поощрения
энергосбережения" предприятия (организации).
Средства указанного фонда используются предприятием
(организацией) на проведение мероприятий по энергосбережению и
материальное поощрение работников, участвующих в этих
мероприятиях.
Предприятие (организация) обязано вести отдельный учет движения
средств этого фонда и обеспечить строго целевое их использование.
Положение о порядке формирования и расходования "Фонда
поощрения энергосбережения" предприятия (организации) утверждается
правительством Москвы.
4.2. На сумму чистой прибыли, направленной в соответствии с
п. 4.1.4 в "Фонд поощрения энергосбережения", увеличивается
установленный для предприятия (организации) предельный уровень
рентабельности.
4.3. Организации и предприятия, выпускающие энергосберегающую
продукцию или осуществляющие другие мероприятия по
энергосбережению, пользуются указанными в п. 4.1 льготами и
финансовыми поощрениями при обязательном условии ведения
надлежащего учета количества сэкономленных теплоэнергетических и
водных ресурсов, указанной в п. 4.1 прибыли и ее использования.
4.4. Прибыль, полученная предприятием (организацией) за счет
экономии теплоэнергетических и водных ресурсов в процессе его
основной деятельности, определяется умножением количества
сэкономленных ресурсов на их стоимость по ценам поставщиков с
учетом транспортных и заготовительно - складских расходов
предприятия (организации).
Количество сэкономленных ресурсов определяется в порядке,
изложенном выше в разделе 2.
4.5. Надбавки к отпускным (договорным) ценам устанавливаются на
продукцию, которая обладает проектной энергетической
эффективностью, подтвержденной паспортами (сертификатами), и
реализуется изготовителями этой продукции: проектными, научно -
исследовательскими, опытно - конструкторскими и строительно -
монтажными организациями, предприятиями стройиндустрии и
промышленности стройматериалов строительного комплекса Москвы.
Надбавки устанавливаются Департаментом строительства
дифференцированно в размере до 30% отпускной (договорной) цены в
зависимости от уровня проектной энергетической эффективности
продукции.
Рекомендуемые конкретные размеры надбавок к отпускным
(договорным) ценам на отдельные виды энергосберегающей продукции в
зависимости от ее проектной энергетической эффективности
приводятся в приложении 1.
4.6. Надбавки к отпускным ценам включаются в договорные цены
отдельной строкой, оплачиваются заказчиками и потребителями
продукции.
Если при заключении договоров на проектные, научно -
исследовательские и опытно - конструкторские работы, а также на
изготовление опытных образцов промышленной продукции и
экспериментальное строительство в договорных ценах надбавки не
предусмотрены в связи с невозможностью на этом этапе определить
проектные показатели энергетической эффективности разработок
(продукции) либо по другим причинам, то надбавки в установленных
размерах выплачиваются заказчиками (потребителями) сверх
договорных цен при окончательных расчетах за указанные работы и
продукцию в зависимости от проектных показателей эффективности,
зафиксированных в технической документации (паспорте, сертификате)
по законченным разработкам (готовой продукции).
4.7. Надбавки к ценам на проектно - сметную документацию и на
строительство объекта оплачиваются заказчиком (инвестором) за счет
ассигнований на строительство и относятся на инвентарную стоимость
объекта.
В аналогичном порядке оплачиваются поставщикам надбавки к ценам
на оборудование и материалы поставки заказчика.
4.8. Заказчики (инвесторы) оплачивают надбавки генеральным
проектировщикам и генеральным подрядчикам, а также организациям,
выполняющим для них работы по прямым договорам.
Генеральные проектировщики и генеральные подрядчики за счет
сумм надбавок, полученных от заказчиков (инвесторов), оплачивают
причитающиеся надбавки соответствующим субподрядным организациям и
поставщикам материально - технических ресурсов, чья продукция
обладает энергетической эффективностью или способствовала созданию
такой эффективности построенных объектов.
Распределение сумм надбавок, полученных от заказчиков
(инвесторов), между участниками строительного процесса
осуществляется генеральными проектировщиками и генеральными
подрядчиками исходя из установленных размеров надбавок и
эффективности продукции с учетом вклада каждого участника в
достижение проектных показателей энергетической эффективности
объекта. Суммы надбавок для участников определяются при заключении
договоров либо по соглашению сторон после выплаты надбавок
заказчиками (инвесторами).
В аналогичном порядке суммы надбавок, полученные от генеральных
проектировщиков и генеральных подрядчиков, распределяются
субподрядными организациями между соответствующими привлеченными
организациями и поставщиками.
4.9. Надбавки к ценам на промышленную продукцию, обладающую
энергетической эффективностью, оплачиваются потребителями этой
продукции.
В случае реализации изготовителями этой продукции через
снабженческо - сбытовые и комплектующие организации и другие
посреднические структуры эти организации и структуры оплачивают
изготовителям надбавки в установленных размерах за счет
потребителей этой продукции.
4.10. Надбавки к отпускным (договорным) ценам на научно -
исследовательские и опытно - конструкторские разработки,
финансируемые централизованно, оплачиваются заказчиками этих
разработок за счет средств, ассигнуемых на их финансирование.
Проектные и подрядные организации и промышленные предприятия
указанные надбавки к ценам на разработки, выполненные по их
заказам для использования в проектах, строительстве и производстве
продукции, оплачивают за счет сумм надбавок, полученных от
заказчиков (инвесторов) и потребителей, либо из "Фонда поощрения
энергосбережения", образуемого в соответствии с настоящим
Положением.
4.11. Надбавки к ценам на продукцию, обладающую энергетической
эффективностью и используемую для обеспечения экономии
теплоэнергетических и водных ресурсов в процессе основной
деятельности, оплачиваются предприятием (организацией) -
поставщиком этих ресурсов за счет эксплуатационных расходов или
"Фонда поощрения энергосбережения", образуемого в соответствии с
настоящим Положением.
4.12. При освоении предприятиями (организациями) производства и
выпуска энергосберегающей продукции, обладающей улучшенными
теплотехническими и энергетическими характеристиками, они вправе
вводить режим ускоренной амортизации и обновления участвующего в
производстве этой продукции технологического оборудования.
4.13. В целях защиты экономических интересов поставщиков
энергоресурсов предприятия и организации, получившие
дополнительную прибыль за счет достигнутой экономии указанных
ресурсов в процессе основной деятельности, передают в распоряжение
этих поставщиков до 15% фактически полученной дополнительной
прибыли для поощрения их работников.
Приложение 1
к Положению
Размеры надбавок
к отпускным ценам на энергосберегающую
продукцию в зависимости от ее проектной
энергетической эффективности
(в %% к отпускным ценам)
-----------------------------T-----------------------------------
¦Проектные показатели экономии теп-
¦лоэнергетических и водных ресурсов
Виды продукции ¦ по сравнению с аналогами
+----------T----------T-------------
¦ до 15% ¦ до 20% ¦ свыше 20 %
-----------------------------+----------+----------+-------------
Проектно - сметная документация 8 15 25
НИОКР 10 20 30
Промышленная продукция 4 8 15
Строительная продукция 5 10 15
Приложение 2
к Положению
Р А С Ч Е Т
ожидаемых в 1995 г. дополнительных затрат
инвесторов и доходов городского бюджета
в связи с включением в договорные цены
на энергосберегающую продукцию надбавок
к отпускным ценам (в ценах 1994 г.)
1. Ожидаемый объем строительства жилья в 1995 г. - 6000 млрд.
руб.
2. Доля городского бюджета в источниках финансирования - 5,2%.
3. Ожидаемый средний размер экономии энергоресурсов,
обеспечиваемый по объектам с улучшенными теплотехническими и
энергетическими характеристиками, - до 15%.
4. Из строки 1 доля объектов с улучшенными теплотехническими и
энергетическими характеристиками, обеспечивающими экономию
энергоресурсов, - в среднем до 15%-10%.
5. Дополнительные затраты инвесторов в связи с включением
надбавок в договорные цены на объекты, указанные по строке 4 (при
надбавке в размере 5%):
6000 х 0,10 х 0,05 = 30,0 млрд. руб.,
в т.ч. за счет городского бюджета -
30,0 х 0,052 = 1,56 млрд. руб.
6. Дополнительные взносы в бюджет налога на прибыль предприятий
и организаций, полученную по объектам, указанным по строке 4 (с
учетом налоговых льгот):
в городской - 30,0 х 0,25 х 0,5 = 3,75 млрд. руб.;
в федеральный - 30,0 х 0,13 = 3,9 млрд. руб.
7. Ожидаемое годовое потребление тепловой энергии в жилищном
хозяйстве г. Москвы - 60 млн. Гкал.
8. Ожидаемая экономия в жилищном хозяйстве и городском бюджете
за счет сбережения только тепловой энергии на 15% на объектах,
указанных по строке 4, при средней стоимости 1 Гкал, равной 49
тыс. руб., составит:
60 х 0,10 х 0,15 х 49 = 44,1 млрд. руб.
9. Таким образом, вызванные включением надбавок в договорные
цены на жилые дома с улучшенными теплотехническими и
энергетическими характеристиками дополнительные бюджетные расходы
на их строительство в сумме 1,56 млрд. руб. позволят достичь
только за счет сбережения тепловой энергии в жилищном хозяйстве и
дополнительных налогов экономии городского бюджета в общей сумме:
44,1 + 3,75 = 47,85 млрд. руб.
Приложение 3
к Положению
Р А С Ч Е Т
ожидаемого в 1995 г. размера дополнительной
прибыли в организациях и предприятиях
строительного комплекса Москвы, обеспечивающих
экономию теплоэнергетических и водных ресурсов
(в расчете на год)
1. Удельный вес затрат на теплоэнергетические и водные ресурсы
в себестоимости продукции - в среднем 20%.
2. Ожидаемая экономия энергоресурсов за счет специальных
мероприятий по энергосбережению - до 15%.
3. То же, в % к себестоимости продукции:
20 х 0,15 = 3%.
4. Размер ожидаемой дополнительной прибыли организаций и
предприятий при средней рентабельности 25%:
3 : 25 х 100 = 12% к первоначальной сумме прибыли.
5. Из общего размера увеличения прибыли на 12%:
- дополнительно вносится в городской бюджет:
12 х 0,25 х 0,5 = 1,5%;
- то же, в федеральный бюджет:
12 х 0,13 = 1,56%;
- зачисляется в "Фонд поощрения энергосбережения" организаций
и предприятий:
12 - 1,5 - 1,56 = 8,94%.
------------------------------------------------------------------
-------------------------
|