ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
30 января 1996 г. N 13-10/2093
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
Государственная налоговая инспекция по г. Москве доводит до
сведения и руководства следующее.
Согласно Закону РСФСР от 21.03.91 N 944-1 "О Государственной
налоговой службе РСФСР" задачей государственных налоговых органов
является осуществление контроля за соблюдением налогового
законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и
других платежей, установленных законодательством.
В целях реализации этой задачи налоговые органы используют свои
властные полномочия с тем, чтобы обеспечить действенный контроль
за соблюдением плательщиками налоговых законов, невыполнение
которых влечет за собой предусмотренную налоговым
законодательством ответственность.
Вместе с тем налоговые органы вправе на основании п. 11 ст. 7
Закона РСФСР от 21.03.91 N 944-1 "О Государственной налоговой
службе РСФСР" и ст. 14 Закона Российской Федерации от 27.12.91
N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании сделок
недействительными и взыскании в доход государства всего
полученного по таким сделкам, а также о взыскании неосновательно
приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных
действий.
Полномочия, которыми налоговые органы наделены для решения
стоящих перед ними задач по контролю за соблюдением налогового
законодательства, не могут быть реализованы в сфере
лицензирования, так как контроль за соблюдением порядка и условий
лицензирования законодательством не отнесен к ведению налоговых
органов.
Высший арбитражный суд Российской Федерации информационным
письмом от 19.01.93 N С-13/ОП-ВЯ-21 разъяснил, что деятельность,
для занятия которой необходимо специальное разрешение (лицензия),
осуществляемая предприятием без указанного разрешения, должна
рассматриваться как незаконная.
Контроль за соблюдением порядка и условий лицензирования
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.83
N 492 возложен на территориально - отраслевые органы
администраций краев, областей, автономных областей, городов
федерального значения, выдавших лицензию.
Мэр г. Москвы распоряжением от 02.11.95 N 590-РМ утвердил
Положение о Московской лицензионной палате. Основной целью
создания Палаты является проведение политики лицензирования видов
деятельности предприятий и организаций, подлежащих лицензированию,
а также осуществление контроля за соблюдением законодательных и
нормативных актов Российской Федерации в сфере лицензирования.
На основании п. 1.4 Положения Палата является юридическим лицом
и вправе выступать истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде в
качестве государственного органа исполнительной власти в защиту
государственных и общественных интересов.
При установлении деятельности субъектов лицензирования без
надлежаще оформленной лицензии лицензионные органы самостоятельно
предъявляют арбитражные и судебные иски, в том числе по применению
санкций за осуществление деятельности, подлежащей лицензированию,
без соответствующей лицензии (п. 3.1 Положения).
В случае обращения Московской лицензионной палаты или
лицензионных органов г. Москвы непосредственно в госналогинспекции
с запросами о предоставлении им информации о налогоплательщиках
следует руководствоваться ст. 16 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации", пп. 4, 5
Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91
N 340, разъяснением ГНС РФ от 11.05.95 N ЮБ-6-18/261 о порядке
предоставления сведений по запросам сторонних организаций, иными
актами законодательства, определяющими порядок предоставления
сведений госналогинспекциями.
Заместитель
начальника инспекции -
государственный советник
налоговой службы III ранга
М.Ю. Алексеев
|