ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
П Р Е М Ь Е Р
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
22 апреля 1996 г. N 395-РП
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАЧИВАЕМЫХ
ОБЩЕСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ РАБОТ
В соответствии со ст. 24 Закона РФ "О занятости населения в
Российской Федерации", Положением об организации общественных
работ, утвержденным постановлением Министерства труда и занятости
населения Российской Федерации от 11.06.92 N 21, Положением о
временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан, утвержденным
приказом Федеральной службы занятости России от 26.04.95 N 94, во
исполнение постановления Правительства Москвы от 05.12.95 N 978
"О ходе подготовки к 850-летию основания Москвы":
1. Одобрить предложенную в записке Департамента труда и
занятости концепцию общественных и временных работ,
предусматривающую, в частности, создание выездных агентств
занятости на важнейших пусковых объектах к 850-летию Москвы
(приложение N 1).
2. Руководителям департаментов, префектам административных
округов использовать указанные рекомендации в своей работе на
данном участке.
3. Согласиться с предложениями Департамента труда и занятости
об упрощении порядка расчетов с участниками общественных работ,
устранении бюрократизма и волокиты в их организации и утвердить
Примерный перечень видов и объемов оплачиваемых общественных и
временных работ в г. Москве на 1996 год (приложение N 2).
4. Департаменту труда и занятости:
4.1. Предусмотреть привлечение к общественным и временным
работам в первую очередь безработных и несовершеннолетних, а также
граждан, зарегистрированных органами службы занятости города в
качестве ищущих работу, нуждающихся в социальной защите и
материальной поддержке. Расширить спектр общественных и временных
работ за счет видов деятельности, отвечающих образовательному
уровню безработных и не требующих дополнительной профессиональной
подготовки.
4.2. Разработать порядок финансирования общественных временных
работ, предусматривающий еженедельную и поденную формы оплаты
труда их участников, а также процедуру учета и контроля целевого
расходования средства.
4.3. Выделить из Фонда занятости средства:
- на оплату труда безработных и ищущих работу граждан,
зарегистрированных и направленных на эти работы городской службой
занятости в соответствии с условиями заключенных договоров между
работодателями и Департаментом труда и занятости;
- для финансирования мероприятий по организации трудоустройства
несовершеннолетних граждан на временную работу.
4.4. Осуществлять финансирование из средств Фонда занятости
общественных и временных работ в соответствии с Отраслевой
тематической программой Департамента труда и занятости к 850-летию
основания Москвы, утвержденной распоряжением заместителя Премьера
Правительства Москвы от 20.12.95 N 1214-РЗП.
5. Департаменту труда и занятости, префектам административных
округов и руководителям органов городского управления принять
необходимые меры по организации оплачиваемых общественных и
временных работ с учетом складывающейся на рынке труда ситуации.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Коробченко В.А.
Премьера Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение N 1
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 22 апреля 1996 г. N 395-РП
Записка
о состоянии и перспективах развития
общественных работ в г. Москве
Организацию оплачиваемых общественных и временных работ
Департамент труда и занятости проводит с 1991 года. За это время
более 80 тысяч москвичей были направлены на общественные работы,
организованные в различных сферах жизнеобеспечивающего комплекса
города.
Создаются временные дополнительные рабочие места для подростков
и молодежи. Ежегодно удваивается число юношей и девушек,
работающих на благоустройстве городских и пришкольных территорий,
занимающихся ремонтом школьных зданий, учебных пособий и
инвентаря.
Вместе с тем общественные работы еще не стали действенным
инструментом, способным влиять на ситуацию на рынке труда, а также
оказывать содействие Правительству Москвы в решении проблем,
стоящих перед городом.
Существующая практика организации работ, нормативные документы,
разработанные в 1992 году, не учитывают сегодняшней ситуации.
Так, к работам предусматривалось привлекать прежде всего
официально зарегистрированных безработных, которых в Москве было
всего 25 тыс. чел., из них свыше 65% - женщины среднего и пожилого
возраста. Безусловно, эти люди не могут составить основу
работников на тяжелых и непрестижных временных работах.
Недостаточно эффективно привлекаются в этом направлении
средства Фонда занятости. По имеющимся нормативам они выделяются
только предприятиям - организаторам работ на компенсационной
основе для оплаты труда безработных. Процесс выплат длителен, и
деньги зачастую доходят до работника через 1-1,5 месяца. Как
результат - всего 5% зарегистрированных в службе занятости
москвичей принимают участие в общественных работах.
За этим фактом стоят неудовлетворенность многих безработных
предлагаемыми им рабочими местами дворников, грузчиков и
переборщиков овощей, а также недостаточно энергичные действия
Департамента труда и занятости по расширению предлагаемого перечня
общественных работ за счет соответствующих высокому
образовательному уровню безработных интеллектуальных видов
деятельности.
Не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что в
административных округах не удалось пока наладить четкую систему
информирования ищущих работу граждан о возможностях службы
занятости.
Проведенный в конце 1995 года социологический опрос среди
населения города показал, что 91% из числа обратившихся в
Департамент ищущих работу граждан хотели бы иметь дополнительный
заработок. Особенно много желающих подработать среди студентов и
граждан, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения
содержания.
В последнее время с особой остротой встал вопрос об
эффективности использования создаваемых временных рабочих мест.
Так, в 1995 году для проведения оплачиваемых общественных работ в
приоритетных отраслях городского хозяйства организовано свыше
57 тыс. мест, в то же время всего 23 тыс. человек было направлено
на эти работы. По мнению экспертов, образовавшиеся вакансии могли
бы занять ищущие работу жители столицы, студенты и другие
социально не защищенные категории граждан, которые по формальным
признакам не имеют права участвовать в общественных работах,
финансируемых из Фонда занятости населения Москвы.
Масштабы участия москвичей в общественных и временных работах
объективно сдерживаются громоздкостью и неповоротливостью
существующего механизма финансирования, не позволяющего работникам
быстро получать вознаграждение за труд и отпугивающего
работодателей - потенциальных поставщиков новых рабочих мест.
Приведенный анализ ситуации с временной занятостью в городе
позволяет сделать вывод, что при изменении подходов к организации
общественных работ они смогут существенно снизить напряженность на
рынке труда, предоставить дополнительный заработок многим тысячам
нуждающихся в нем москвичей и оказать помощь городским властям в
решении вопросов благоустройства города, организации сезонной
торговли, дорожного строительства и т.п.
В этих целях Департамент предлагает следующие практические
шаги:
- дополнить перечень общественных и временных работ новыми
видами деятельности, отвечающими высокому образовательному уровню
безработных и не требующими дополнительной профессиональной
подготовки;
- упростить порядок расчетов с участниками общественных работ,
устранить бюрократию и волокиту в их организации, предусмотрев
100%-ную компенсацию из бюджета Фонда занятости населения Москвы
заработной платы безработных, ищущих работу граждан, студентов и
других социально не защищенных категорий жителей, работающих на
объектах в рамках подготовки к 850-летию Москвы;
- принять участие в возрождении движения студенческих
строительных отрядов и организации трудовой четверти для
подростков в летних лагерях труда и отдыха, разработать и
осуществить совместные программы с общественными организациями и
объединениями, имеющими социальную направленность;
- разрешить участие в оплачиваемых общественных работах не
только безработных, а всех граждан, ищущих работу;
- используя созданное Департаментом городское унитарное
предприятие "Мосгортруд", создать выездные агентства занятости,
позволяющие оперативно регистрировать и оплачивать труд участников
общественных работ, применяя в т.ч. поденную и еженедельную формы
оплаты;
- обеспечить граждан Москвы регулярной информацией о
возможностях трудоустройства на общественные и временные работы;
- изготовить и разместить на территории города соответствующую
наружную рекламу.
Реализацию предлагаемых мер позволит разгрузить рынок труда,
решить важные задачи, стоящие перед Правительством Москвы накануне
юбилея города.
Приложение N 2
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 22 апреля 1996 г. N 395-РП
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
видов и объемов оплачиваемых общественных работ в г. Москве
на 1996 год
----T-----------------------T---------------------------------------------------------T------------------¬
¦ N ¦Отрасль народного ¦Направление работ ¦Подано заявок на ¦
¦п/п¦хозяйства ¦ ¦количество рабочих¦
¦ ¦ ¦ ¦мест в 1996 году ¦
+---+-----------------------+---------------------------------------------------------+------------------+
¦1. ¦Здравоохранение, ¦Уход за больными, престарелыми и инвалидами; работы по ¦ 2200 ¦
¦ ¦социальное обеспечение ¦перерасчету пенсий и пособий ¦ ¦
¦2. ¦Городское хозяйство ¦Благоустройство, уборка и озеленение территории города, ¦12400 ¦
¦ ¦ ¦дорожные работы ¦ ¦
¦3. ¦Транспорт ¦Уборка станций, остановок, служебных помещений, ¦ 2100 ¦
¦ ¦ ¦расчистка снега, уборка салонов троллейбусов и автобусов ¦ ¦
¦4. ¦Промышленность ¦Погрузочно - разгрузочные работы, подсобные и другие не ¦ 2100 ¦
¦ ¦ ¦требующие дополнительной профессиональной подготовки ¦ ¦
¦ ¦ ¦работы ¦ ¦
¦5. ¦Торговля, общественное ¦Мелкорозничная торговля, бытовое обслуживание, переборка,¦ 1300 ¦
¦ ¦питание, бытовое ¦фасовка плодоовощной продукции, погрузочно - разгрузочные¦ ¦
¦ ¦обслуживание ¦и другие работы ¦ ¦
¦6. ¦Сельскохозяйственные ¦Работы по уходу за сельскохозяйственными культурами, ¦ 2300 ¦
¦ ¦работы ¦уборка урожая и т.п. ¦ ¦
¦7. ¦Строительство ¦Подсобные работы ¦ 4000 ¦
¦8. ¦Предприятия и ¦Распространение газет, лотерейных билетов, технические ¦ 800 ¦
¦ ¦организации различных ¦работы на предприятиях культуры, работа торговых агентов,¦ ¦
¦ ¦форм собственности ¦интервьюеров, другие виды работ ¦ ¦
¦9. ¦Дополнительно: ¦Уборка помещений, пришкольных территорий, мелкие ¦ 7000 ¦
¦ ¦трудовая адаптация ¦ремонтные, подсобные работы и др. ¦ ¦
¦ ¦подростков ¦ ¦ ¦
L---+-----------------------+---------------------------------------------------------+-------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|