ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
5 августа 1996 г. N 11-13/16758
О ПРИМЕНЕНИИ ККМ ПРИ РАСЧЕТАХ С НАСЕЛЕНИЕМ
Государственная налоговая инспекция по г. Москве в связи с
многочисленными запросами по вопросам мелкорозничной торговли,
правильного заполнения акта проверки предприятий, неисправности
контрольно - кассовых машин (ККМ) разъясняет следующее.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 745, отдельным
категориям предприятий в силу специфики их деятельности либо
особенностей местонахождения разрешено производить денежные
расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин
(ККМ) в части осуществления мелкорозничной торговли с ручных
тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с
лотков, из корзин, вразвал овощами и бахчевыми культурами.
В соответствии с письмом Комитета Российской Федерации по
торговле от 28 апреля 1996 г. N 1-574/38-9 под мелкорозничной
торговлей понимается продажа продовольственных и
непродовольственных товаров несложного ассортимента через
стационарную и передвижную (развозную и разносную) мелкорозничную
торговую сеть. Реализация потребительских товаров населению через
объекты мелкорозничной торговли (палатки, ларьки, киоски) или с
помощью средств развозной торговли (автомагазины, автолавки,
автокафе, автоприцепы типа "Тонар") осуществляется с обязательным
применением контрольно - кассовых машин.
Правилами уличной торговли на территории г. Москвы,
утвержденными постановлением Правительства Москвы от 18 мая
1993 г. N 471, установлена продажа товаров населению на улице с
помощью средств разносной (лотки, корзины) и развозной (ручные
тележки) торговли без применения контрольно - кассовых машин на
специально отведенных территориях и выделенных местах с
разрешением установленного местными органами власти образца.
В связи с отсутствием в настоящее время разъяснения по
определению понятия "лоток" Госналогинспекцией по г. Москве
направляется запрос. После получения ответа будет сообщено
дополнительно.
Госналогинспекция по г. Москве рекомендует при проведении
проверок правильности применения контрольно - кассовых машин на
предприятиях руководствоваться Методическими рекомендациями по
организации контроля за применением ККМ при осуществлении денежных
расчетов с населением, направленными письмом ГНИ по г. Москве от
22 августа 1994 г. N 114-07/10857.
В актах проверок следует указывать конкретно и более детально
характер нарушений, позволяющий точно квалифицировать допущенные
нарушения. Для подтверждения факта выявленных нарушений
указываются обстоятельства, при которых они были обнаружены, и
представляются соответствующие доказательства (например, чеки).
Представляется примерная запись описания нарушения в акте
проверки:
"По результатам проверки выявлено следующее нарушение Закона РФ
от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ
согласно статье 7, абзац 2.
Продана кофта шерстяная в количестве 1 шт. по цене 70 000 руб.,
или отпущена одна бутылка водки "Русская" по цене 15 000 руб. из
киоска с надписью "Мороженое".
На вопрос о правомерности применения штрафных санкций к
предприятию, если при осуществлении денежных расчетов с населением
на отпечатанных контрольно - кассовой машиной чеках, выдаваемых
покупателям, отсутствует название фирмы и номер ККМ,
Госналогинспекция по г. Москве сообщает.
Согласно техническим требованиям к ККМ все контрольно -
кассовые машины должны печатать кассовый чек, на котором
указываются наименование предприятия, номер кассового аппарата,
дата приема наличных денег, полученная сумма. Но в связи с
техническими особенностями устройства некоторых портативных ККМ
("Ивко-01", "Микро-101", "ЭКР-2101", "АМС-100", "АСОМ КА-01",
CRF-1000Э"), работающих автономно без подключения к сети
переменного тока, на фирменном клише этих моделей может
программироваться только номер кассового аппарата.
Отсутствие на кассовом чеке клише с наименованием предприятия и
номера ККМ или только с наименованием предприятия не доказывает,
что ККМ неисправна. В акте проверки проверяющие должны отразить
этот момент и рекомендовать проверяемому предприятию обратиться в
Центр технического обслуживания ККМ, с тем чтобы механик из ЦТО в
ближайшее время установил клише с наименованием предприятия и
номером расчетного узла либо ввел его в программу машины.
Штрафные санкции, предусмотренные Законом РФ от 18 июня 1993 г.
N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением", в вышеуказанных
случаях не применяются.
При определении неисправности ККМ проверяющим следует
руководствоваться п. 28 Методических рекомендаций по вопросам
применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением
(письмо ГНИ по г. Москве от 17 мая 1994 г. N 11-13/5579).
При этом следует исходить из того, что неисправности могут быть
как вследствие отклонения характеристик применяемой ККМ от
технических требований, так и по причине нарушения правил
эксплуатации исправной контрольно - кассовой машины (неясное
печатание реквизитов на чеке, дата, указанная на чеке, не
соответствует дате продажи и т.п.). Для правильной квалификации
нарушения, если таковое имеет место, необходимо прежде всего
выяснить причины, его вызвавшие.
Заместитель
начальника инспекции -
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|