ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 сентября 1996 г. N 707
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Г. МОСКВЫ
В целях повышения качества оказания скорой и неотложной
медицинской помощи населению и решения неотложных проблем
функционирования городской службы скорой и неотложной медицинской
помощи (ССиНМП) Правительство Москвы постановляет:
1. Согласиться с предложенной администрацией городской станции
скорой и неотложной медицинской помощи (ССиНМП) Программой
(концепцией) реформирования и развития скорой и неотложной
медицинской помощи Комитета здравоохранения Правительства Москвы
на 1996-2000 гг. (приложение).
2. Возложить на ССиНМП и Комитет здравоохранения
ответственность за обеспечение и организацию оказания
догоспитальной (скорой и неотложной) медицинской помощи больным и
пострадавшим на территории города Москвы.
3. Комитету здравоохранения в срок до 01.01.97 осуществить
согласно Программе (концепции) комплекс мероприятий по дальнейшему
реформированию деятельности станции скорой и неотложной
медицинской помощи г. Москвы, для чего:
3.1. Осуществить реорганизацию управления ССиНМП,
предусматривающую выделение ряда "головных" подстанций в городе в
качестве региональных органов оперативного управления с передачей
им соответствующих полномочий и с сохранением единого
административного подчинения ССиНМП г. Москвы.
3.2. Ввести в действие дифференцированные временные нормативы
прибытия бригад скорой медицинской помощи с момента поступления
вызова на пульт "03" в зависимости от повода к вызову.
4. Комитету здравоохранения в срок до 31.10.96 разработать и
утвердить технико - экономическое обоснование на создание
комплексной автоматизированной системы управления службой скорой и
неотложной медицинской помощи, предусматривающей полную
автоматизацию деятельности диспетчерского персонала ССиНМП
г. Москвы.
5. Комплексу социальной сферы при формировании городского
заказа на 1997-1998 гг., в рамках выделяемых на его осуществление
бюджетных средств, предусматривать финансирование работ по
созданию комплексной автоматизированной системы управления ССиНМП,
а также работ по строительству, реконструкции и капитальному
ремонту объектов, включенных в Программу (концепцию)
реформирования и развития скорой и неотложной медицинской помощи
Комитета здравоохранения Правительства Москвы на 1996-2000 гг.
5.1. Обеспечить выполнение распоряжения заместителя Премьера
Правительства Москвы от 09.09.93 N 1678-РЗП о строительстве в
1994-1997 гг. 20 подстанций скорой медицинской помощи, а также
постановления Правительства Москвы от 17.08.93 N 793 "О мерах по
укреплению материально - технической базы автокомбината
"Мосавтотранс" в части строительства автобазы скорой помощи в
Чертаново.
6. Принять предложение Комитета здравоохранения о строительстве
в 1997-1998 гг. Центральной диспетчерской службы ССиНМП.
7. Комитету здравоохранения в 3-месячный срок оформить
распорядительный документ Правительства Москвы по реализации
пункта 6 настоящего постановления.
8. Комитету здравоохранения в срок до 30.11.96 провести
комплекс работ по созданию и оснащению передвижного диспетчерского
пульта ССиНМП для обеспечения бесперебойного функционирования
службы при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и привести
в соответствие с настоящим постановлением все нормативные
документы, регламентирующие работу лечебно - профилактических
учреждений города при ликвидации последствий ЧС.
9. Комитету здравоохранения в месячный срок разработать
комплексный план развития сети пунктов эвакуации тяжелобольных при
помощи санитарной вертолетной техники, предусмотрев при этом
устройство в крупных скоропомощных больницах посадочных площадок.
10. Комитету здравоохранения в срок до 01.11.96 подготовить и
подписать Соглашение с органами управления здравоохранения
Московской области, предусматривающее полноценное обеспечение
скорой и неотложной медицинской помощью жителей г. Москвы,
временно находящихся на территории Московской области.
10.1. Поручить ССиНМП принятие решения и обеспечение
транспортировки в лечебные учреждения г. Москвы пострадавших и
заболевших москвичей, находящихся в Московской области (по
обращению населения на станцию скорой помощи).
11. Комитету здравоохранения совместно с Департаментом финансов
и Городским фондом обязательного медицинского страхования
продолжить в 1996-1997 гг. проведение эксперимента по переходу
ССиНМП на страховую модель финансирования.
12. Комитету здравоохранения совместно с Комитетом по труду и
занятости в срок до 01.10.96 подготовить предложения по проведению
комплекса мероприятий, направленных на решение кадровых проблем
ССиНМП, социальной защищенности сотрудников службы скорой и
неотложной медицинской помощи, повышение престижности их
профессии.
12.1. Поручить ССиНМП совместно с профессиональной медицинской
ассоциацией в срок до 01.05.97 провести переаттестацию
медицинского персонала службы скорой и неотложной медицинской
помощи.
13. ГУВД г. Москвы и УГАИ ГУВД г. Москвы совместно с Комитетом
здравоохранения в месячный срок решить вопрос об обеспечении
приоритетного проезда автотранспорта скорой медицинской помощи на
территории города, включая организацию дополнительных постов ГАИ
для обеспечения беспрепятственного выезда санитарного транспорта с
подстанций, примыкающих к загруженным автомагистралям.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Премьера Правительства Москвы В.А. Коробченко.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 3 сентября 1996 г. N 707
ПРОГРАММА (КОНЦЕПЦИЯ)
РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
КОМИТЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
НА 1996-2000 ГГ.
Служба скорой и неотложной медицинской помощи является важным
звеном в общей системе здравоохранения, к качеству работы которого
традиционно предъявляются особые требования.
Основной задачей службы является оказание экстренной
медицинской помощи больным и пострадавшим в минимально короткие
сроки и в максимально полном объеме.
Сегодня в Москве складывается непростая ситуация - современные
демографические тенденции, развитие городской инфраструктуры,
динамика социальных явлений приводят к устойчивому росту числа
обращений за оказанием экстренной медицинской помощи.
Практика деятельности службы скорой и неотложной медицинской
помощи в Москве однозначно показала обоснованность и
организационную целесообразность единства службы скорой
медицинской помощи города, возглавляемой Станцией скорой и
неотложной медицинской помощи г. Москвы с ее централизованным
управлением и монопольной ответственностью за деятельность всей
системы в целом.
Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Москвы
совмещает принцип централизованного управления с регионально -
территориальным уровнем развертывания соответствующей
обеспечивающей сети. В настоящее время территория города разделена
на 11 регионов, включающих несколько подстанций, в основе границ
каждой из которых заложен принцип 15-минутной транспортной
доступности каждого жителя для оказания экстренной медицинской
помощи. В каждом из регионов определена головная региональная
подстанция, координирующая работу подстанций зоны.
При сохранении административного и оперативного
централизованного управления системой в целом на территориальный
уровень передается часть административно - хозяйственных и
управленческих функций.
Максимальное приближение к населению скорой медицинской помощи
обеспечивается разветвленной сетью не только региональных станций,
но и подстанций СМП. Региональный подход к построению сети станций
и подстанций СМП учитывал закономерности общественного развития,
территориального обслуживания населения, которые складывались под
воздействием социально - экономических, демографических,
градостроительных и других факторов.
Организационно - функциональная модель построения сети
учреждений скорой медицинской помощи по так называемым медицинским
регионам является наиболее оптимальной, так как в полной мере
сочетает регионально - территориальный принцип оказания населению
экстренной медицинской помощи с единым централизованным и
оперативным управлением ее деятельностью, методическим
обеспечением, учетом и контролем, исключает возможные негативные
последствия радикальной децентрализации службы по административным
округам.
В целях повышения оперативности службы, рационального
использования финансовых средств необходимо предусмотреть
объединение под одним управлением и медицинского персонала и
автотранспортного хозяйства.
В настоящее время, в силу сложившихся условий оказания
амбулаторно - поликлинической помощи в Москве, служба скорой
медицинской помощи оказывает не только экстренную, но и
медицинскую помощь на дому, что не соответствует функциональному
назначению системы, затрудняет работу по экстренной медицинской
помощи, усложняет ее деятельность, отвлекает значительные силы на
оказание медицинской помощи, которую обязана обеспечить
территориальная амбулаторно - поликлиническая служба.
При решении проблемы функционально - организационной структуры
системы скорой и неотложной медицинской помощи учитывалась и
ближайшая перспектива внесения кардинальных изменений в концепцию
построения сети амбулаторно - поликлинических учреждений: переход
участковой службы на систему работы врачей общей практики и
семейную медицину, что должно существенно улучшить первичную
медико - социальную помощь населению, устранить существенные
недостатки участковой службы, приблизить врачебную помощь к
населению и организационно обеспечить медицинскую помощь на дому.
Передача неотложной медицинской помощи в амбулаторно -
поликлиническую службу позволит службе скорой медицинской помощи
выполнять свои непосредственные функции на более высоком уровне,
существенно повысит ее оперативность и качество.
Определенную помощь в организации системы неотложной
медицинской помощи населению могут оказать и негосударственные
службы скорой помощи.
Дальнейшее совершенствование форм и методов организации,
управления и планирования службы скорой медицинской помощи в
ближайшей перспективе возможно путем внедрения страховой модели
финансирования.
Введение страхования расходов на оказание скорой и неотложной
медицинской помощи населению г. Москвы позволит внедрить в
практику службы новый экономический механизм управления,
основывающийся на строгом учете количества и качества медицинских
услуг, стандартах оказания скорой и неотложной медицинской помощи,
повысит заинтересованность сотрудников в результатах их труда,
качество оказываемой медицинской помощи.
Страховая модель финансирования позволит оптимизировать расходы
на оказание скорой и неотложной медицинской помощи, привести
доходы структурных подразделений и персонала в соответствие с
количеством и качеством оказанных медицинских услуг.
Следующей насущной проблемой, требующей безотлагательного
решения, является внедрение современных средств автоматизации и
связи, кардинальная модернизация диспетчерской службы, которая
позволит полностью автоматизировать процессы приема, распределения
и передачи вызовов по "03" между подстанциями по цифровым каналам
связи в зависимости от места происшествия и реального состояния
выездных бригад на любой текущий момент времени.
С целью повышения оперативности работы службы необходимо
дифференцировать поступающие вызовы по категории срочности,
разделив на безотлагательные (вызванные жизнеугрожающими
состояниями или местом происшествия) и условно отсроченные (по
медицинским показаниям), исключить практику выполнения вызовов по
срокам их поступления.
Скорейшего решения требует и проблема кадрового обеспечения
ССиНМП. Необходимо предусмотреть дифференцированную оплату труда
персонала Станции, решить многие социальные проблемы.
Программа реформирования, предлагаемая руководством Станции
скорой и неотложной медицинской помощи г. Москвы, предусматривает
комплексный подход к решению существующих проблем в полной
преемственности с мероприятиями, проводимыми на Станции в 1994 -
1995 гг., и включает в себя:
- реорганизацию административной структуры Станции с передачей
части полномочий головным подстанциям регионов, выполняющим
функции среднего звена управления, при сохранении за ССиНМП
административно - оперативного управления Станцией в целом;
- проведение комплекса мероприятий по повышению оперативности и
качества услуг скорой и неотложной медицинской помощи;
- разграничение функций скорой и неотложной медицинской помощи,
утверждение медико - экономических стандартов СМП;
- проведение эксперимента по переходу на "страховую модель"
финансирования на основе учета результатов деятельности каждого
специалиста;
- модернизацию диспетчерской службы, внедрение комплексной
автоматизированной системы управления службой СМП;
- повышение уровня социальной защищенности работников,
формирование механизма дифференцированной оплаты труда;
- привлечение негосударственных служб СМП для решения проблемы
оказания неотложной медицинской помощи на дому.
План мероприятий по реформированию и развитию службы Скорой и
неотложной медицинской помощи приведен ниже.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
N Перечень мероприятий Исполнитель Источник и объем Срок
п/п финансирования исполнения
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Совершенствование организации и управления ССиНМП
----------------------------------------------------
1.1. Доработать, согласовать и утвердить Устав Московской Комитет здравоохранения Без 4 квартал
станции скорой и неотложной медицинской помощи, Главный врач ССиНМП дополнительного 1996 г.
организационную структуру и штатное расписание финансирования
ССиНМП г. Москвы как единой общегородской службы
1.2. Разработать, согласовать и утвердить типовые положения, Комитет здравоохранения -"- 4 квартал
организованную структуру и штатные расписания Главный врач ССиНМП 1996 г.
региональных станций, подстанций и других
функциональных подразделений ССиНМП г. Москвы
1.3. Осуществить рациональное распределение выездных Комитет здравоохранения -"- 4 квартал
бригад различных типов по региональным станциям с Главный врач ССиНМП 1996 г.
учетом обращаемости, зон обслуживания и мощности
подстанций
1.4. Передать в установленном порядке ССиНМП отдел Комитет здравоохранения -"- 4 квартал
оперативной связи Центра экстренной медицинской 1996 г.
помощи Комитета здравоохранения. Рассмотреть вопрос о
создании автотранспортного структурного подразделения
в составе Станции скорой и неотложной медицинской
помощи г. Москвы
1.5. Проводить детальный анализ эффективности работы Комитет здравоохранения -"- Постоянно
созданной организационной формы управления ССиНМП Главный врач ССиНМП
по регионам с ежемесячным заслушиванием отчетов и
предложений директоров региональных станций и
обобщением предложений по развитию службы
1.6. Подготовить проект распорядительного документа Комитет здравоохранения -"- 4 квартал
Комитета здравоохранения о регламенте взаимодействия и Главный врач ССиНМП 1997 г.
обеспечения преемственности между ССиНМП, Начальники окружных
учреждениями амбулаторно - поликлинической сети и медицинских управлений
стационарами с последующей организацией станций
неотложной медицинской помощи в округах
1.7. Создать городской консультативный центр скорой Главный врач ССиНМП -"- 1 квартал
медицинской помощи 1997 г.
1.8. Обратиться в Московскую городскую Думу с просьбой Комитет здравоохранения -"- 3 квартал
разработать и принять закон об оказании скорой и Главный врач ССиНМП 1996 г.
неотложной помощи гражданам РФ
2. Меры по повышению оперативности оказания скорой
и неотложной медицинской помощи
--------------------------------------------------
2.1. Подготовить и представить в Департамент экономической Комитет здравоохранения -"- 4 квартал
политики и развития технико - экономическое обоснование Главный врач ССиНМП 1996 г.
с поквартальной сметой затрат на создание комплексной
автоматизированной системы управления службой скорой
и неотложной медицинской помощи (КАСУ ССиНМП),
предусматривающей полную автоматизацию деятельности
диспетчерского персонала ССиНМП г. Москвы
2.2. Обеспечить выделение ССиНМП г. Москвы целевым Департамент Городской 1997-1998 гг.
назначением в 1997-1998 гг. необходимого экономической политики бюджет
финансирования на выполнение работ по созданию КАСУ и развития 25 млрд. руб.
ССиНМП Департамент финансов
2.3. Разработать и внедрить КАСУ ССиНМП г. Москвы Главный врач ССиНМП -"- 1997-1998 гг.
2.4. Подготовить и утвердить нормативные документы, Комитет здравоохранения Без 1 квартал
определяющие дифференциацию поступающих вызовов по Главный врач ССиНМП дополнительного 1997 г.
категории срочности, внедрение алгоритмов приема финансирования
вызова и отказа в приеме вызова (алгоритмизация
действий диспетчеров и врачей оперативного отдела)
2.5. Разработать и ввести в действие дифференцированные Комитет здравоохранения -"- 1 квартал
временные нормативы прибытия бригад ССиНМП с Главный врач ССиНМП 1997 г.
момента поступления вызова на пульт "03" в зависимости
от повода к вызову
2.6. Привести в соответствие с постановлением Правительства Комитет здравоохранения -"- 1 квартал
Москвы нормативные документы, регламентирующие 1997 г.
работу лечебно - профилактических учреждений города при
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
2.7. Подготовить, согласовать и утвердить организационно - Комитет здравоохранения -"- 4 квартал
распорядительные документы по обеспечению Главный врач ССиНМП 1996 г.
приоритетного проезда санитарного автотранспорта ГУВД и УГАИ Москвы
ССиНМП по территории города с организацией
дополнительных постов ГАИ для беспрепятственного
выезда автомашин с подстанций, примыкающих к
загруженным автомагистралям
2.8. Организовать постоянный контроль времени прибытия Комитет здравоохранения -"- Постоянно
бригад СМП на место экстренного вызова с ежемесячным Главный врач ССиНМП
докладом в оперативно - распорядительно управление
Правительства Москвы
2.9. Разработать и внедрить схемы оказания скорой и Комитет здравоохранения -"- 4 квартал
неотложной медицинской помощи и обеспечения Главный врач ССиНМП 1996 г.
транспортировки в лечебные учреждения г. Москвы
пострадавших и заболевших москвичей, находящихся на
территории Московской области
2.10. Разработать и реализовать комплексный план развития Комитет здравоохранения -"- 1997 г.
сети пунктов эвакуации тяжело больных при помощи ЦЭМП, НИИ им.
санитарной вертолетной техники, устройство в крупных И.В.Склифосовского
скоропомощных больницах вертолетных площадок ССиНМП
2.11. Провести комплекс мероприятий по созданию и Комитет здравоохранения -"- 1997 г.
оснащению передвижного диспетчерского пульта Главный врач ССиНМП
ССиНМП для обеспечения бесперебойного
функционирования службы при угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций
2.12. Разработать и внедрить программу совершенствования Комитет здравоохранения -"- 3 квартал
работы врачебно - консультативного пульта Главный врач ССиНМП 1997 г.
3. Меры по оптимизации лечебно - диагностического процесса
и повышению квалификации медицинского персонала
----------------------------------------------------------
3.1. Внедрить Стандарты объема и качества оказания скорой Комитет здравоохранения Без 2 квартал
медицинской помощи при основных заболеваниях и Главный врач ССиНМП дополнительного 1997 г.
травмах Кафедра СМП ММСИ финансирования
3.2. Унифицировать медицинские технологии скорой Комитет здравоохранения -"- 4 квартал
медицинской помощи на догоспитальном этапе Главный врач ССиНМП 1997 г.
Директор НИИ СП им.
И.В.Склифосовского
3.3. Организовать проведение научно - практических семинаров Комитет здравоохранения -"- Ежеквартально
по диагностике и лечению неотложных состояний Главный врач ССиНМП
Директор НИИ СП им.
И.В.Склифосовского
3.4. Организовать издание и переиздание информационных и Комитет здравоохранения -"- 1997 г.
инструктивно - методических материалов по актуальным Директор НИИ СП им.
проблемам СМП И.В.Склифосовского
Кафедра СМП ММСИ
3.5. Создать учебные классы по подготовке и повышению Главный врач ССиНМП -"- 2 квартал
квалификации медицинского персонала 1997 г.
3.6. Организовать предаттестационную подготовку Главный врач ССиНМП -"- Постоянно
медицинского персонала Кафедра СМП ММСИ
3.7. Обеспечить выполнение плана аттестации врачей и Главный врач ССиНМП -"- Постоянно
среднего медицинского персонала Управление кадров и
средних медицинских
учебных заведений
3.8. Разработать и утвердить учебные планы и программы Комитет здравоохранения -"- 1 квартал
обучения по подготовке врачебного и среднего ММСИ им. Семашко 1997 г.
медицинского персонала для ССиНМП в высших и НИИ СП им.
средних медицинских учебных заведениях города И.В.Склифосовского
ССиНМП
3.9. Разработать и утвердить программы повышения Комитет здравоохранения -"- 1 квартал
квалификации и усовершенствования знаний по ММСИ им. Семашко 1997 г.
специализациям врачебного и среднего медицинского НИИ СП им.
персонала ССиНМП для научно - практических и учебных И.В.Склифосовского
медицинских заведений г. Москвы ССиНМП
4. Меры по совершенствованию материально - технической
базы ССиНМП
------------------------------------------------------
4.1. Подготовить, согласовать и утвердить организационно - Заместитель Премьера Без 4 квартал
распорядительные документы на строительство в 1997 - Правительства Москвы, дополнительного 1996 г.
1998 гг. здания центральной диспетчерской ССиНМП, Комитет здравоохранения, финансирования
отвечающего установленным требованиям по обеспечению Главный врач ССиНМП
устойчивой круглосуточной работы службы .
4.2. Завершить строительство 5 подстанций СМП по адресам: Департамент 4 квартал
ул. Курганская, ул. Краснодарская, ул. Клязьминская, строительства 1996 г.
ул. Саморы Машела, Знаменские Садки
4.3. Осуществить строительство подстанций СМП по адресам: Департамент 1997-
Новорязанское шоссе, ул. Пантелеевская, строительства 1998 гг.
ул. Хуторская, ул. Сельскохозяйственная, Ярославское
шоссе, Нахимовский проспект, Цветочный проезд,
г. Зеленоград
4.4. Провести реконструкцию и капитальный ремонт Комитет здравоохранения 19,5 млрд. руб. 1998 г.
подстанций N 5, 13, 25, 31, 33, 15, 36 Главный врач ССиНМП
4.5. Осуществлять ежегодное обновление и пополнение парка Комитет здравоохранения 15 млрд. руб. Ежегодно
санитарного автотранспорта ССиНМП на 150-200
автомобилей
4.6. Дооборудовать силами НПО "Экран" автомобили скорой Главный врач ССиНМП Постоянно
медицинской помощи с учетом требований МЗМП РФ и НПО "Экран"
специфики ССиНМП
4.7. Осуществить строительство автобазы скорой помощи в Департамент 1998 г.
муниципальном районе Чертаново и 2 базовых гаражей строительства
для создания ремонтной базы санитарного транспорта
5. Меры по повышению уровня социальной защищенности
сотрудников ССиНМП
---------------------------------------------------
5.1. Подготовить программу социальных мероприятий, Комитет здравоохранения Бюджет 4 квартал
направленных на решение кадровых проблем ССиНМП, Комитет по труду и ССиНМП 1996 г.
рост уровня социальной защищенности, повышение занятости 303 млн. руб.
престижности профессии врача СМП Главный врач ССиНМП ежемесячно
5.2. Предусмотреть пенсионное обеспечение сотрудников Комитет здравоохранения -"- 1997 г.
Станции, отработавших на выездной работе свыше 15 лет, Комитет по труду и
для мужчин с 55 лет, для женщин с 50 лет занятости
Главный врач ССиНМП
5.3. Подготовить программу реформирования системы оплаты Комитет здравоохранения -"- 1 квартал
труда сотрудников ССиНМП в зависимости от уровня Комитет по труду и 1997 г.
квалификации, результатов аттестации, количества и занятости
качества выполняемой медицинской помощи Главный врач ССиНМП
6. Меры по совершенствованию системы финансирования ССиНМП
----------------------------------------------------------
6.1. Продолжить эксперимент по переходу ССиНМП на Комитет здравоохранения Без 4 квартал
страховую модель финансирования, предусмотрев Департамент финансов дополнительного 1996 г.
рационализацию бюджетных ассигнований на обеспечение Главный врач ССиНМП финансирования
жителей города СМП путем строгого учета фактически
выполненных работ
Главный врач
ССиНМП г. Москвы
И.С. Элькис
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|