13 ноября 1996 года N 30
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА ГОРОДА МОСКВЫ И КОНТРОЛЕ ЗА ИХ СОБЛЮДЕНИЕМ
(с изм., согл. Закона г. Москвы от 11.05.2005 N 17)
Настоящий Закон принят в соответствии с Уставом города Москвы и
Законом города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 "Об
ответственности за нарушение нормативов и жилищных стандартов по
использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда города
Москвы".
Закон повышает ответственность Государственной жилищной
инспекции города Москвы (далее - Мосжилинспекция) по контролю за
разработкой и соблюдением нормативов, расширяет ее полномочия,
вытекающие из постановления Правительства Российской Федерации от
26 сентября 1994 года N 1086 (в редакции от 24 февраля 1995 года)
"О Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации".
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий Закон имеет целью:
- защиту законных прав и интересов, безопасности и здоровья
граждан - собственников и пользователей жилищным фондом;
- обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм
собственности;
- проведение в городе Москве единой технической политики в
жилищной сфере;
- обеспечение реализации в жилищном фонде требований
действующих нормативов по использованию, содержанию, техническому
обслуживанию и ремонту помещений, конструкций, инженерных систем,
а также придомовых территорий (далее - нормативные требования);
- обеспечение соблюдения нормативных параметров режимов
функционирования инженерных систем;
- обеспечение соблюдения нормативных требований собственниками,
владельцами (управляющими) жилых и нежилых помещений, подрядными
организациями по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и
связанных с ним инженерных систем, предприятиями - поставщиками
водо-, энергоресурсов.
2. Настоящий Закон устанавливает:
- принципы формирования и порядок введения нормативов;
- компетенцию государственных органов контроля за исполнением
настоящего Закона;
- порядок досудебного рассмотрения споров, возникающих в сфере
жилищно-коммунального обслуживания населения.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе
Эксплуатация жилищного фонда - процесс осуществления
собственниками, владельцами (управляющими), арендаторами,
нанимателями жилых и нежилых помещений в жилищном фонде города и
обслуживающими организациями мероприятий, связанных с
использованием, техническим обслуживанием и ремонтом помещений,
конструкций, инженерных систем, с обеспечением режимов их
функционирования, а также санитарным содержанием зданий и
прилегающих к ним территорий.
Жилищный фонд города:
- жилые дома и помещения, расположенные в жилых и нежилых
домах, в зданиях специализированного жилищного фонда (общежития,
гостиницы, приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для
одиноких, престарелых, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной
войны и другие), независимо от их форм собственности,
ведомственной принадлежности;
- здания, сооружения и инженерное оборудование, обеспечивающие
функционирование жилищного фонда;
- придомовые территории и элементы благоустройства.
Использование жилищного фонда - обусловленные жилищным
законодательством действия физических и юридических лиц по
владению, распоряжению и пользованию жилой площадью, местами
общего назначения и жилищно-коммунальными услугами в соответствии
с установленными нормативами.
Сохранность жилищного фонда - результат действий жителей и
обслуживающих организаций, обеспечивающих его функционирование в
соответствии с действующими нормативами в течение установленного
срока эксплуатации.
Инженерные системы жилых зданий - внутреннее инженерное
оборудование, а также подводящие коммуникации (сети) и сооружения
коммунального назначения, обеспечивающие подачу водо- и
энергоресурсов, вертикальный транспорт, мусороудаление,
противопожарную безопасность и связь.
Режимы функционирования инженерных систем жилых зданий -
совокупность установленных нормативами технологических параметров
работы оборудования и потребительских качеств поставляемых жилищно-
коммунальных услуг.
Техническое обслуживание жилищного фонда - комплекс мероприятий
по обеспечению заданных эксплуатационных качеств и технологических
параметров жилых зданий и инженерных систем.
Санитарное содержание жилищного фонда - комплекс мероприятий по
обеспечению нормативных требований к санитарному состоянию жилых
зданий и прилегающих территорий.
Жилищные споры - конфликтные ситуации, возникающие в процессе
эксплуатации жилищного фонда при несоблюдении установленных
нормативов собственниками, владельцами (управляющими),
нанимателями и арендаторами жилых или нежилых помещений в жилых
домах, обслуживающими организациями, предприятиями - поставщиками
водо-, энергоресурсов и иных жилищно-коммунальных услуг.
Статья 3. Принципы и порядок формирования нормативов
1. Совокупность нормативов служит основой общегородской системы
содержания и ремонта жилищного фонда города Москвы.
2. Основные принципы формирования нормативов:
- соответствие санитарным нормам;
- техническая обоснованность;
- дифференцированный подход при установлении нормативов исходя
из оценки технического состояния жилищного фонда на момент их
разработки и возможности их реализации в расчетный период
(особенно на первом этапе);
- стабильность требований в течение установленного срока их
действия;
- безусловное соблюдение, обеспечиваемое методами
государственного контроля и регулирования;
- регулярность обновления с поэтапным повышением уровня
требований.
3. Порядок формирования нормативов и введения их в действие:
(абзац в ред. Закона г. Москвы от 11.05.2005 N 17)
3.1. Состав нормативов и решения об их изменении принимаются
Правительством Москвы на основании результатов освидетельствований
и инспекционных обследований жилых зданий, проводимых
Мосжилинспекцией.
(в ред. Закона г. Москвы от 11.05.2005 N 17)
3.2. Минимальный уровень требований, предъявляемых к
формируемым нормативам, должен обеспечивать гарантированную
безопасность населения, надежность функционирования жилых зданий,
инженерных коммуникаций, оборудования и состояние прилегающей
территории, отвечающее санитарным требованиям.
3.3. Порядок формирования нормативов и вытекающих из них
требований задается и координируется Правительством Москвы.
Статья 4. Порядок введения в действие нормативов Москвы
Исключена. - Закон г. Москвы от 11.05.2005 N 17.
Статья 5. Контроль за исполнением Закона и ответственность за
несоблюдение нормативов Москвы
1. Контроль за соблюдением нормативов и обеспечением
сохранности жилищного фонда города Москвы осуществляет
уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
порядке, установленном законодательством.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 11.05.2005 N 17)
2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
проводит регулярные освидетельствования (с периодичностью не реже
одного раза в 5 лет) и инспекционные обследования жилищного фонда
и связанных с ним инженерных систем; направляет в межведомственные
комиссии заключения по результатам освидетельствований и
инспекционных обследований помещений для рассмотрения вопросов о
признании их непригодными для проживания или не подлежащими
ремонту или реконструкции. Должностные лица уполномоченного органа
исполнительной власти города Москвы при исполнении служебных
обязанностей имеют право входить по предъявлению служебного
удостоверения в жилые помещения с согласия на законных основаниях
проживающих в них лиц, в нежилые помещения - с согласия их
собственников или пользователей, а в случае отсутствия такого
согласия - в порядке, установленном федеральным законодательством.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 11.05.2005 N 17)
3. Нормативы по техническому обслуживанию и ремонту жилых
зданий в городе Москве обязательны для исполнения в течение
установленных сроков их действия всеми субъектами жилищного фонда
города, а именно:
- собственниками, владельцами (управляющими), нанимателями и
арендаторами, а также другими пользователями жилых и нежилых
помещений в жилых строениях;
- лицами, осуществляющими техническое обслуживание и ремонт
объектов жилищного фонда города, а также предоставляющими
коммунальные и прочие эксплуатационно-технические услуги
предприятиям, учреждениям и организациям;
- органами управления городским хозяйством и органами
государственного контроля.
Несоблюдение субъектами жилищного фонда введенных в действие
нормативов или уклонение от их реализации влекут за собой
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
4. Лица, осуществляющие по договорам с собственниками,
владельцами (управляющими) техническое обслуживание и ремонт
объектов жилищного фонда, а также предоставляющие коммунальные и
иные эксплуатационно-технические услуги, несут ответственность за
несоблюдение условий договоров.
Статья 6. Городская жилищно-конфликтная комиссия
1. Городская жилищно-конфликтная комиссия (далее - Комиссия)
создается Правительством Москвы и действует на постоянной основе
как специальный орган досудебного рассмотрения споров по вопросам
сохранности и эксплуатации жилищного фонда.
Положение о Комиссии утверждается Правительством Москвы и не
может противоречить действующему законодательству.
2. Комиссия вправе рассматривать представления, жалобы,
предложения, ходатайства и прочие обращения по вопросам:
- о неправомерности действий и решений государственных жилищных
инспекторов;
- о необоснованности размеров наложенных финансовых санкций;
- о принятии решений по фактам уклонения граждан, должностных
лиц, предприятий, организаций, учреждений городского и
федерального подчинения от выполнения предписаний Мосжилинспекции;
- об отказах от предоставления доступа в помещения и
документации, необходимой при инспекционном обследовании и
освидетельствовании помещений в жилищном фонде;
- о принятии решений по проведению оперативных и согласованных
действий, обеспечивающих скорейшее выполнение предписаний
Мосжилинспекции в случаях, когда промедление может иметь тяжелые
последствия для горожан;
- о фактах задержки или уклонения от принятия мер по устранению
причин и последствий допущенных нарушений, а также по оплате
финансовых санкций;
- о продлении сроков исполнения предписаний Мосжилинспекции;
- о привлечении к ответственности юридических, должностных лиц
и граждан.
3. Комиссия вправе приглашать на свои заседания представителей
органов Главного управления внутренних дел города Москвы,
Управления государственного пожарного надзора Главного управления
по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города
Москвы, Московского городского центра Госсанэпиднадзора, других
органов и организаций, а также независимых экспертов.
(в ред. Закона г. Москвы от 11.05.2005 N 17)
Приглашаемые Комиссией лица вправе участвовать в ее заседаниях
лично или направлять своих полномочных представителей.
4. В работе Комиссии должны обеспечиваться объективность и
непредвзятость, а также гласность принятых решений.
5. Комиссия вправе по рассматриваемым вопросам принять
следующие решения:
- предупредить об ответственности за несоблюдение
законодательства и нормативных требований, действующих в городе
Москве;
- направить представление в вышестоящую инстанцию для принятия
соответствующих мер дисциплинарного воздействия к должностному
лицу;
- направить в административную комиссию материалы о привлечении
к ответственности должностных или физических лиц в соответствии с
законодательством об административных правонарушениях;
- рекомендовать Мосжилинспекции рассмотреть вопрос об изменении
размера финансовых санкций;
- рекомендовать Мосжилинспекции направить в судебные органы иск
по факту уклонения ответчика от уплаты финансовых санкций или
непринятия им необходимых мер по устранению допущенных нарушений.
6. Копии решений Комиссии выдаются заинтересованным сторонам в
порядке, установленном Положением о Комиссии.
7. Решения Комиссии могут быть обжалованы в порядке,
установленном законодательством.
Статья 7. Порядок разбирательства по жилищным спорам
Исключена. - Закон г. Москвы от 11.05.2005 N 17.
Статья 8. Судебные иски Мосжилинспекции
Исключена. - Закон г. Москвы от 11.05.2005 N 17.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
13 ноября 1996 года
N 30
|