ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ. ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА (без изм. и доп.)
13 ноября 1996 года N 30
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА ГОРОДА МОСКВЫ И КОНТРОЛЕ ЗА ИХ СОБЛЮДЕНИЕМ
Настоящий Закон принят в соответствии с Уставом города Москвы и
Законом города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 "Об
ответственности за нарушение нормативов и жилищных стандартов по
использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда города
Москвы".
Закон повышает ответственность Государственной жилищной
инспекции города Москвы (далее - Мосжилинспекция) по контролю за
разработкой и соблюдением нормативов, расширяет ее полномочия,
вытекающие из постановления Правительства Российской Федерации от
26 сентября 1994 года N 1086 (в редакции от 24 февраля 1995 года)
"О Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации".
ОГЛАВЛЕНИЕ
Статья 1. Общие положения
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 3. Принципы и порядок формирования нормативов
Статья 4. Порядок введения в действие нормативов Москвы
Статья 5. Контроль за исполнением Закона и ответственность за
несоблюдение нормативов Москвы
Статья 6. Городская жилищно - конфликтная комиссия
Статья 7. Порядок разбирательства по жилищным спорам
Статья 8. Судебные иски Мосжилинспекции
______________________________________________________________________________
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий Закон имеет целью:
- защиту законных прав и интересов, безопасности и здоровья
граждан - собственников и пользователей жилищным фондом;
- обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм
собственности;
- проведение в городе Москве единой технической политики в
жилищной сфере;
- обеспечение реализации в жилищном фонде требований
действующих нормативов по использованию, содержанию, техническому
обслуживанию и ремонту помещений, конструкций, инженерных систем,
а также придомовых территорий (далее - нормативные требования);
- обеспечение соблюдения нормативных параметров режимов
функционирования инженерных систем;
- обеспечение соблюдения нормативных требований собственниками,
владельцами (управляющими) жилых и нежилых помещений, подрядными
организациями по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и
связанных с ним инженерных систем, предприятиями - поставщиками
водо-, энергоресурсов.
2. Настоящий Закон устанавливает:
- принципы формирования и порядок введения нормативов;
- компетенцию государственных органов контроля за исполнением
настоящего Закона;
- порядок досудебного рассмотрения споров, возникающих в сфере
жилищно - коммунального обслуживания населения.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе
Эксплуатация жилищного фонда - процесс осуществления
собственниками, владельцами (управляющими), арендаторами,
нанимателями жилых и нежилых помещений в жилищном фонде города и
обслуживающими организациями мероприятий, связанных с
использованием, техническим обслуживанием и ремонтом помещений,
конструкций, инженерных систем, с обеспечением режимов их
функционирования, а также санитарным содержанием зданий и
прилегающих к ним территорий.
Жилищный фонд города:
- жилые дома и помещения, расположенные в жилых и нежилых
домах, в зданиях специализированного жилищного фонда (общежития,
гостиницы, приюты, дома маневренного фонда, дома - интернаты для
одиноких, престарелых, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной
войны и другие), независимо от их форм собственности,
ведомственной принадлежности;
- здания, сооружения и инженерное оборудование, обеспечивающие
функционирование жилищного фонда;
- придомовые территории и элементы благоустройства.
Использование жилищного фонда - обусловленные жилищным
законодательством действия физических и юридических лиц по
владению, распоряжению и пользованию жилой площадью, местами
общего назначения и жилищно - коммунальными услугами в
соответствии с установленными нормативами.
Сохранность жилищного фонда - результат действий жителей и
обслуживающих организаций, обеспечивающих его функционирование в
соответствии с действующими нормативами в течение установленного
срока эксплуатации.
Инженерные системы жилых зданий - внутреннее инженерное
оборудование, а также подводящие коммуникации (сети) и сооружения
коммунального назначения, обеспечивающие подачу водо- и
энергоресурсов, вертикальный транспорт, мусороудаление,
противопожарную безопасность и связь.
Режимы функционирования инженерных систем жилых зданий -
совокупность установленных нормативами технологических параметров
работы оборудования и потребительских качеств поставляемых жилищно
- коммунальных услуг.
Техническое обслуживание жилищного фонда - комплекс мероприятий
по обеспечению заданных эксплуатационных качеств и технологических
параметров жилых зданий и инженерных систем.
Санитарное содержание жилищного фонда - комплекс мероприятий по
обеспечению нормативных требований к санитарному состоянию жилых
зданий и прилегающих территорий.
Жилищные споры - конфликтные ситуации, возникающие в процессе
эксплуатации жилищного фонда при несоблюдении установленных
нормативов собственниками, владельцами (управляющими),
нанимателями и арендаторами жилых или нежилых помещений в жилых
домах, обслуживающими организациями, предприятиями - поставщиками
водо-, энергоресурсов и иных жилищно - коммунальных услуг.
Статья 3. Принципы и порядок формирования нормативов
1. Совокупность нормативов служит основой общегородской системы
содержания и ремонта жилищного фонда города Москвы.
2. Основные принципы формирования нормативов:
- соответствие санитарным нормам;
- техническая обоснованность;
- дифференцированный подход при установлении нормативов исходя
из оценки технического состояния жилищного фонда на момент их
разработки и возможности их реализации в расчетный период
(особенно на первом этапе);
- стабильность требований в течение установленного срока их
действия;
- безусловное соблюдение, обеспечиваемое методами
государственного контроля и регулирования;
- регулярность обновления с поэтапным повышением уровня
требований.
3. Порядок формирования нормативов:
3.1. Состав нормативов и решения об их изменении принимаются
Правительством Москвы на основании результатов освидетельствований
и инспекционных обследований жилых зданий, проводимых
Мосжилинспекцией. Срок действия нормативов устанавливается не
менее 5 лет.
3.2. Минимальный уровень требований, предъявляемых к
формируемым нормативам, должен обеспечивать гарантированную
безопасность населения, надежность функционирования жилых зданий,
инженерных коммуникаций, оборудования и состояние прилегающей
территории, отвечающее санитарным требованиям.
3.3. Порядок формирования нормативов и вытекающих из них
требований задается и координируется Правительством Москвы.
Статья 4. Порядок введения в действие нормативов Москвы
Порядок введения в действие нормативов определяется
Правительством Москвы.
Статья 5. Контроль за исполнением Закона и ответственность за
несоблюдение нормативов Москвы
1. Контроль за соблюдением нормативов по сохранности и
использованию городского жилищного фонда независимо от его
ведомственной принадлежности и форм собственности возлагается на:
- Мосжилинспекцию;
- Городскую жилищно - конфликтную комиссию;
- административные комиссии;
- префектуры и районные управы в пределах предоставленных им
полномочий.
2. Мосжилинспекция в пределах предоставленных ей полномочий:
- обеспечивает выявление и пресечение совместно с
административными, правоохранительными и судебными органами города
Москвы фактов противоправного использования (изменения назначения
и/или переоборудования) жилых/нежилых помещений в жилых домах,
находящихся в собственности, владении (управлении) или пользовании
организаций и граждан;
- проводит регулярные освидетельствования (с периодичностью не
реже одного раза в 5 лет) и инспекционные обследования жилищного
фонда и связанных с ним инженерных систем. Должностные лица
Мосжилинспекции при исполнении служебных обязанностей имеют право
входить по предъявлению служебного удостоверения в жилые и нежилые
помещения с согласия их собственников или пользователей, а при его
отсутствии - в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации;
- рассматривает заявления, жалобы и обращения граждан и
юридических лиц и принимает предусмотренные действующим
законодательством меры;
- привлекает к участию в освидетельствованиях, инспекционных
обследованиях и рассмотрениях заявлений, жалоб и обращений граждан
и юридических лиц полномочных представителей собственников,
владельцев, управляющих, нанимателей и арендаторов жилых и нежилых
помещений в жилых домах, представителей обслуживающих организаций,
предприятий - поставщиков водо- и энергоресурсов, представителей
территориального общественного самоуправления, правоохранительных
органов и иных организаций, содействие которых необходимо при
проведении этих работ. Привлекаемые Мосжилинспекцией лица и их
представители обязаны обеспечить доступ в обследуемые помещения и
создать безопасные условия проведения освидетельствований и
инспекционных обследований;
- запрашивает от собственников, владельцев (управляющих),
нанимателей и арендаторов жилых и нежилых помещений в жилых домах,
обслуживающих организаций, предприятий - поставщиков водо-,
энергоресурсов документацию и другие данные, необходимые для
освидетельствований, инспекционных обследований и рассмотрения
заявлений, жалоб и обращений граждан и юридических лиц;
- составляет и выдает предписания, заключения и акты по
результатам инспекционной деятельности с указанием в них
конкретных нарушений, сроков их устранения, контролирует
исполнение предписаний. Лица, получившие предписания, заключения и
акты, обязаны информировать Мосжилинспекцию о завершении
предусмотренных документами мероприятий в течение 5 суток после
истечения установленных сроков. Непредставление в установленные
сроки информации об исполнении мероприятий расценивается как
неисполнение предписания и влечет установленную настоящим Законом
ответственность;
- направляет в межведомственные комиссии города Москвы,
административных округов и районов заключения по результатам
освидетельствований и инспекционных обследований помещений для
рассмотрения вопросов о признании их непригодными для проживания;
- применяет финансовые санкции в порядке и размерах,
установленных законодательством города Москвы;
- составляет протоколы о нарушениях, совершенных гражданами и
должностными лицами, с целью привлечения их к административной
ответственности;
- направляет в суды иски о принудительном взыскании с
неплательщиков финансовых санкций по вопросам, связанным с
обеспечением сохранности жилищного фонда и нормального
функционирования инженерных систем;
- предъявляет требования подрядным организациям об устранении
дефектов или повреждений, выявленных в период действия гарантийных
обязательств;
- направляет представления об аннулировании или приостановке
действия лицензий при нарушениях правил производства работ,
техники безопасности и невыполнении предписаний Мосжилинспекции;
- запрашивает от организаций независимо от их организационно -
правовой формы информацию, необходимую для осуществления
полномочий Мосжилинспекции;
- осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и
изданием ведомственных нормативных документов, связанных с
использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
- участвует в разработке нормативно - правовых документов,
определяющих порядок использования, ремонта и содержания жилищного
фонда.
3. Нормативы по техническому обслуживанию и ремонту жилых
зданий в городе Москве обязательны для исполнения в течение
установленных сроков их действия всеми субъектами жилищного фонда
города, а именно:
- собственниками, владельцами (управляющими), нанимателями и
арендаторами, а также другими пользователями жилых и нежилых
помещений в жилых строениях;
- лицами, осуществляющими техническое обслуживание и ремонт
объектов жилищного фонда города, а также предоставляющими
коммунальные и прочие эксплуатационно - технические услуги
предприятиям, учреждениям и организациям;
- органами управления городским хозяйством и органами
государственного контроля.
Несоблюдение субъектами жилищного фонда введенных в действие
нормативов или уклонение от их реализации влекут за собой
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
4. Лица, осуществляющие по договорам с собственниками,
владельцами (управляющими) техническое обслуживание и ремонт
объектов жилищного фонда, а также предоставляющие коммунальные и
иные эксплуатационно - технические услуги, несут ответственность
за несоблюдение условий договоров.
Статья 6. Городская жилищно - конфликтная комиссия
1. Городская жилищно - конфликтная комиссия (далее - Комиссия)
создается Правительством Москвы и действует на постоянной основе
как специальный орган досудебного рассмотрения споров по вопросам
сохранности и эксплуатации жилищного фонда.
Положение о Комиссии утверждается Правительством Москвы и не
может противоречить действующему законодательству.
2. Комиссия вправе рассматривать представления, жалобы,
предложения, ходатайства и прочие обращения по вопросам:
- о неправомерности действий и решений государственных жилищных
инспекторов;
- о необоснованности размеров наложенных финансовых санкций;
- о принятии решений по фактам уклонения граждан, должностных
лиц, предприятий, организаций, учреждений городского и
федерального подчинения от выполнения предписаний Мосжилинспекции;
- об отказах от предоставления доступа в помещения и
документации, необходимой при инспекционном обследовании и
освидетельствовании помещений в жилищном фонде;
- о принятии решений по проведению оперативных и согласованных
действий, обеспечивающих скорейшее выполнение предписаний
Мосжилинспекции в случаях, когда промедление может иметь тяжелые
последствия для горожан;
- о фактах задержки или уклонения от принятия мер по устранению
причин и последствий допущенных нарушений, а также по оплате
финансовых санкций;
- о продлении сроков исполнения предписаний Мосжилинспекции;
- о привлечении к ответственности юридических, должностных лиц
и граждан.
3. Комиссия вправе приглашать на свои заседания представителей
органов Главного управления внутренних дел города Москвы,
Управления государственной противопожарной службы ГУВД,
Московского городского центра Госсанэпиднадзора, других органов и
организаций, а также независимых экспертов.
Приглашаемые Комиссией лица вправе участвовать в ее заседаниях
лично или направлять своих полномочных представителей.
4. В работе Комиссии должны обеспечиваться объективность и
непредвзятость, а также гласность принятых решений.
5. Комиссия вправе по рассматриваемым вопросам принять
следующие решения:
- предупредить об ответственности за несоблюдение
законодательства и нормативных требований, действующих в городе
Москве;
- направить представление в вышестоящую инстанцию для принятия
соответствующих мер дисциплинарного воздействия к должностному
лицу;
- направить в административную комиссию материалы о привлечении
к ответственности должностных или физических лиц в соответствии с
законодательством об административных правонарушениях;
- рекомендовать Мосжилинспекции рассмотреть вопрос об изменении
размера финансовых санкций;
- рекомендовать Мосжилинспекции направить в судебные органы иск
по факту уклонения ответчика от уплаты финансовых санкций или
непринятия им необходимых мер по устранению допущенных нарушений.
6. Копии решений Комиссии выдаются заинтересованным сторонам в
порядке, установленном Положением о Комиссии.
7. Решения Комиссии могут быть обжалованы в порядке,
установленном законодательством.
Статья 7. Порядок разбирательства по жилищным спорам
1. Материалы, оформленные протоколами Комиссии, рассматриваются
административными комиссиями города Москвы, административных
округов и районов.
2. Административные комиссии в порядке контроля за исполнением
настоящего Закона осуществляют разбирательство по жилищным
вопросам с приглашением всех заинтересованных сторон и в пределах
своих полномочий в соответствии с законодательством.
3. Административные комиссии в 5-дневный срок информируют
Комиссию о принятых решениях.
Копии решений вручаются сторонам, участвующим в споре.
4. В случае невыполнения решения, принятого административной
комиссией, в установленный ею срок председатель соответствующей
комиссии вправе ходатайствовать перед Администрацией города Москвы
о передаче ею материалов по жилищному спору в органы Прокуратуры
Москвы для возбуждения в установленном порядке судебного дела о
лишении гражданина или юридического лица прав собственности на
занимаемый объект в связи с систематическим ущербом, причиняемым
жилищному фонду.
Статья 8. Судебные иски Мосжилинспекции
1. В случаях, если противоправные действия пользователей
жилищным фондом препятствуют устранению нарушений, совершаются ими
исключительно с намерением причинить вред другому лицу (лицам), в
том числе угрожают жизни и здоровью граждан или их имуществу,
разрушают или грозят разрушением жилищного фонда, а также
свидетельствуют о злоупотреблении правом в иных формах,
Мосжилинспекция по поручению органа местного самоуправления в
защиту государственных и общественных интересов обращается в суд с
исками:
- о пресечении действий, нарушающих законные права отдельных
граждан, а также государственные и общественные интересы;
- об устранении ответчиком нарушений, ведущих к разрушению
жилищного фонда города;
- о восстановлении состояния жилищного фонда, существовавшего
до совершения нарушения;
- о возмещении ущерба, нанесенного жилищному фонду,
проживающими в нем гражданами.
2. Средства, полученные во исполнение судебного решения,
являются собственностью города Москвы, зачисляются на счет
Мосжилинспекции как истца и направляются ею как средства целевого
финансирования на устранение установленных судом нарушений.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
13 ноября 1996 года
N 30
|