ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ.ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА (без изм. и доп.)
18 декабря 1996 года N 34
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от
21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Уставом
города Москвы регулирует правоотношения в области обеспечения
пожарной безопасности в городе Москве.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 2. Правовая основа настоящего Закона
ГЛАВА II. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА
Статья 3. Виды пожарной охраны в городе Москве
Статья 4. Государственная противопожарная служба
Статья 5. Гарантии социальной защиты личного состава
Государственной противопожарной службы
Статья 6. Полномочия Государственной противопожарной службы
Статья 7. Ведомственная и добровольная пожарная охрана,
противопожарные формирования
Статья 8. Объединения пожарной охраны
ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 9. Обеспечение пожарной безопасности
Статья 10. Принципы пожарной безопасности
Статья 11. Основные полномочия органов власти города Москвы
по обеспечению пожарной безопасности
Статья 12. Основные права и обязанности граждан
по обеспечению пожарной безопасности
Статья 13. Права и обязанности органов исполнительной власти
города Москвы по обеспечению пожарной безопасности
Статья 14. Основные права и обязанности организаций
в области пожарной безопасности
Статья 15. Комиссия по пожарной безопасности
Статья 16. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Статья 17. Фонд пожарной безопасности города Москвы
Статья 18. Тушение пожаров
Статья 19. Производство пожарно - технической продукции
Статья 20. Сертификация
Статья 21. Лицензирование
Статья 22. Противопожарная пропаганда и обучение мерам
пожарной безопасности
ГЛАВА IV. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Статья 23. Источники финансирования Государственной
противопожарной службы
Статья 24. Противопожарное страхование и обязательные
отчисления
Статья 25. Платные работы и услуги Государственной
противопожарной службы
ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ
НАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 26. Приостановка работы объектов
Статья 27. Ответственность должностных лиц и граждан
Статья 28. Ответственность организаций
Статья 29. Использование средств, полученных от применения
штрафных санкций
Статья 30. Порядок наложения административных взысканий
Статья 31. Полномочия должностных лиц Государственной
противопожарной службы
ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 32. Порядок обжалования действий (решений) должностных
лиц Государственной противопожарной службы
Статья 33. Введение в действие настоящего Закона
______________________________________________________________________________
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:
объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении которого
устанавливаются требования пожарной безопасности;
опасные факторы пожара - пламя и искры, повышенная температура
окружающей среды, дым, токсичные продукты горения и термического
разложения, пониженная концентрация кислорода;
пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором
вследствие невыполнения установленных требований пожарной
безопасности создаются условия и реальная возможность
возникновения пожара и угроза безопасному пребыванию людей.
Статья 2. Правовая основа настоящего Закона
Правовой основой обеспечения пожарной безопасности города
Москвы являются Конституция Российской Федерации, федеральные
законодательные и иные нормативные правовые акты, Устав города
Москвы, настоящий Закон, законодательные и иные нормативные
правовые акты города Москвы, нормативные акты Государственной
противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской
Федерации.
Нормативные правовые акты в области пожарной безопасности,
принимаемые органами власти города Москвы, не могут противоречить
настоящему Закону.
ГЛАВА II. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА
Статья 3. Виды пожарной охраны в городе Москве
Организацию предупреждения и тушение пожаров в городе Москве
осуществляют:
- Государственная противопожарная служба;
- ведомственная пожарная охрана;
- добровольная пожарная охрана и противопожарные формирования.
В целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты
прав и законных интересов личного состава пожарной охраны в Москве
действуют общественные объединения пожарной охраны.
Выполнение задач, не связанных с предупреждением и тушением
пожаров, может быть возложено на пожарную охрану только
законодательством в области пожарной безопасности.
Статья 4. Государственная противопожарная служба
Государственная противопожарная служба является основным видом
пожарной охраны в городе Москве.
Городской орган управления Государственной противопожарной
службы входит в систему Главного управления внутренних дел Москвы
и руководит деятельностью подчиненных подразделений и предприятий
Государственной противопожарной службы.
Предприятия могут заключать с Государственной противопожарной
службой договоры о создании объектовых подразделений пожарной
охраны. Создание объектовых подразделений пожарной охраны для
отдельных категорий предприятий осуществляется в обязательном
порядке. Перечень таких предприятий утверждается Правительством
Российской Федерации.
Правительство Москвы заключает с Государственной
противопожарной службой договоры о создании и содержании за счет
бюджета города Москвы дополнительных подразделений по охране
города, численность которых определяется из расчета не менее
одного сотрудника Государственной противопожарной службы на
шестьсот пятьдесят человек населения города.
При территориальном органе управления Государственной
противопожарной службы учреждаются внештатные инспектора по
пожарному надзору, которые оказывают содействие Государственной
противопожарной службе в осуществлении контроля за соблюдением
требований пожарной безопасности на предприятиях и территории
города. Порядок зачисления во внештатные инспектора, их права,
обязанности, другие вопросы, связанные с осуществлением контроля
за соблюдением требований пожарной безопасности, определяются
Положением о внештатных инспекторах, утверждаемым Правительством
Москвы.
Правительство Москвы и руководители предприятий контролируют
деятельность подразделений Государственной противопожарной службы,
действующих на договорной основе, в пределах, установленных
договором.
Статья 5. Гарантии социальной защиты личного состава
Государственной противопожарной службы
Меры социальной защиты личного состава подразделений
Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет
средств бюджета города Москвы, не могут устанавливаться ниже мер
социальной защиты сотрудников подразделений внутренних дел,
содержащихся за счет бюджета города Москвы.
Статья 6. Полномочия Государственной противопожарной службы
Государственная противопожарная служба:
- разрабатывает и вносит в Правительство Москвы для утверждения
нормативные документы по пожарной безопасности, а также
самостоятельно устанавливает дополнительные требования пожарной
безопасности, не снижающие требований, установленных федеральными
нормативными документами, в соответствии со спецификой Москвы;
- устанавливает территориальный перечень работ и услуг в
области пожарной безопасности;
- вносит в Правительство Москвы и районные Управы предложения о
выполнении мер пожарной безопасности;
- вносит, по согласованию с Правительством Москвы, предложения
по расширению перечня пожарно - технической продукции;
- получает от должностных лиц и граждан необходимые объяснения,
справки, документы по вопросам обеспечения пожарной безопасности и
копии с них;
- использует при тушении пожаров на безвозмездной основе
средства связи, транспорт и оборудование предприятий;
- принимает необходимые меры по спасению жизни людей и
материальных ценностей при тушении пожаров, в том числе проникает
в места распространения (возможного распространения) пожаров;
- ограничивает или запрещает доступ граждан к местам пожаров, а
также движение транспорта и пешеходов на прилегающих к местам
пожаров территориях.
Государственная противопожарная служба обязана в полном объеме
выполнять функции, возложенные на нее законодательством Российской
Федерации и города Москвы, ведомственными нормативными актами, в
том числе:
- соблюдать законодательство Российской Федерации и города
Москвы;
- своевременно реагировать на сообщения о нарушениях требований
пожарной безопасности и принимать адекватные меры по устранению
имеющихся нарушений;
- предотвращать причинение ущерба, связанного с действиями по
тушению пожаров;
- принимать меры по комплектованию штатов личным составом;
- предоставлять личному составу в полном объеме социальные
гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством
Российской Федерации и ведомственными нормативными актами.
Иные права и обязанности Государственной противопожарной службы
устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами
органов государственной власти Российской Федерации и города
Москвы.
Статья 7. Ведомственная и добровольная пожарная охрана,
противопожарные формирования
Правительство Москвы, предприятия и организации в целях
обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы
управления и подразделения ведомственной и добровольной пожарной
охраны. Финансирование ведомственной и добровольной пожарной
охраны осуществляется за счет средств соответствующих ведомств,
городского бюджета, внебюджетных и иных средств.
Ведомственная и добровольная пожарная охрана может быть
образована только после выполнения норматива, установленного
Федеральным законом, по созданию на договорной основе с
Правительством Москвы подразделений Государственной
противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджета
города.
Подразделения ведомственной и добровольной пожарной охраны
создаются на основании лицензий, выдаваемых городским органом
управления Государственной противопожарной службы.
Порядок регистрации добровольных пожарных, создания
подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны,
подготовки личного состава и организации службы устанавливает
Государственная противопожарная служба.
На предприятиях могут создаваться противопожарные формирования
в виде пожарно - технических комиссий, пожарных дружин, пожарных
команд, а в школах города и детских спортивно - оздоровительных
лагерях - дружины (команды) юных пожарных. Положения о
противопожарных формированиях утверждаются Государственной
противопожарной службой. Противопожарные формирования не относятся
к добровольной пожарной охране.
Наряду с коллективными формами участия в деятельности по
предотвращению пожаров отдельные граждане могут в индивидуальном
порядке осуществлять общественный контроль за соблюдением
требований пожарной безопасности.
Статья 8. Объединения пожарной охраны
В целях содействия деятельности Государственной противопожарной
службы по обеспечению пожарной безопасности создаются общественные
объединения (организации) пожарной охраны, осуществляющие свою
деятельность в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
Московская городская организация Всероссийского добровольного
пожарного общества организует и проводит обучение населения мерам
пожарной безопасности, пропаганду пожарно - технических знаний,
конкурсы на противопожарную тематику (художественные, литературные
и иные), осуществляет материально - техническое обеспечение
пожарной охраны.
ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 9. Обеспечение пожарной безопасности
1. Обеспечение пожарной безопасности является составной частью
деятельности организаций, их должностных лиц и работников. Это
требование должно быть отражено в должностных инструкциях,
разрешениях (лицензиях), дающих право заниматься определенными
видами деятельности, и, при необходимости, в трудовых договорах
(контрактах).
2. Обеспечение пожарной безопасности возлагается на:
а) руководителей организаций или уполномоченных ими лиц, если
иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом).
Возложение ответственности за обеспечение пожарной безопасности на
уполномоченных лиц не снимает такой ответственности с самих
руководителей;
б) заказчиков, застройщиков, проектные и строительные
организации при проектировании и застройке территории города,
строительстве, расширении, реконструкции и техническом
переоснащении объектов;
в) собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений
государственного и муниципального жилого фонда, жилищно -
строительных кооперативов и кондоминиумов.
3. Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности
арендуемых помещений и иного имущества отражаются как одно из
условий в договоре аренды.
Статья 10. Принципы пожарной безопасности
Пожарная безопасность в Москве обеспечивается за счет:
- соблюдения требований пожарной безопасности на всей
территории Москвы;
- контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и
оперативного реагирования на их нарушения;
- координации деятельности органов власти и Государственной
противопожарной службы;
- совершенствования форм и методов борьбы за жизнь и здоровье
людей, оказавшихся в зоне пожара, а также сохранность имущества;
- совершенствования структуры Государственной противопожарной
службы в целях повышения эффективности ее деятельности;
- укрепления и развития материально - технической базы пожарной
охраны;
- совершенствования средств тушения пожара и спасения людей;
- проведения противопожарной пропаганды и обучения населения
правилам применения средств тушения пожаров.
Статья 11. Основные полномочия органов власти города Москвы
по обеспечению пожарной безопасности
1. Московская городская Дума осуществляет нормативное правовое
регулирование в области пожарной безопасности на территории
Москвы.
2. Московская городская администрация (Мэрия Москвы) и районные
Управы в пределах своей компетенции осуществляют:
а) контроль за соблюдением законодательства Российской
Федерации и города Москвы в области пожарной безопасности,
контроль за обеспечением пожарной безопасности на территории
города (района);
б) организацию разработки, исполнение и контроль за исполнением
бюджета в части расходов на обеспечение пожарной безопасности, в
том числе на содержание пожарной охраны;
в) организацию подготовки и контроль за выполнением целевых
городских программ обеспечения пожарной безопасности;
г) организацию обучения населения и работников предприятий
мерам пожарной безопасности, а также привлечение их в
установленном порядке к предупреждению и тушению пожаров;
д) создание, реорганизацию и ликвидацию пожарной охраны,
содержащейся за счет бюджета города Москвы, и установление
численности ее личного состава (не ниже нормативной);
е) принятие решений организационного и технического характера
по результатам ежегодного анализа состояния пожарной безопасности;
ж) содействие созданию и деятельности организаций,
специализирующихся на проведении работ и оказании услуг в области
пожарной безопасности, изготовлении противопожарного оборудования;
з) установление дополнительных льгот для Государственной
противопожарной службы, а также организаций, производящих
пожарно - техническую продукцию или оказывающих услуги в области
пожарной безопасности;
и) социальное и экономическое стимулирование обеспечения
пожарной безопасности, в том числе производства и закупок
пожарно - технической продукции, а также участия населения в
борьбе с пожарами;
к) координацию деятельности Государственной противопожарной
службы, инженерно - технических, надзорных и других городских
служб в сфере обеспечения пожарной безопасности города путем
создания соответствующей комиссии при Правительстве Москвы;
л) дополнительные меры по укреплению материально - технической
базы пожарной охраны;
м) содействие созданию общественных объединений пожарной
охраны, добровольной пожарной охраны и противопожарных
формирований;
н) меры по правовой и социальной защите личного состава
пожарной охраны, лиц, находящихся в запасе (отставке), а также
членов их семей.
Статья 12. Основные права и обязанности граждан
по обеспечению пожарной безопасности
1. Граждане на территории Москвы имеют право на:
а) защиту их жизни, здоровья и имущества от пожаров;
б) возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке,
установленном действующим законодательством;
в) получение информации по вопросам пожарной безопасности;
г) участие в обеспечении пожарной безопасности.
2. Граждане на территории Москвы обязаны:
а) соблюдать законодательство в области пожарной безопасности,
требования норм и правил пожарной безопасности, выполнять
предписания, постановления и иные законные требования должностных
лиц пожарной охраны;
б) уведомлять пожарную охрану о возникновении пожаров и
принимать посильные меры по их тушению, спасению людей и
имущества, оказывать возможное содействие пожарной охране при
тушении пожаров;
в) иметь в помещениях и строениях, находящихся в их
собственности, первичные средства тушения пожаров и
противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной
безопасности и перечнями, утверждаемыми Правительством Москвы;
г) предоставлять в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной
охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им
производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений
в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и
пресечения их нарушений;
д) парковать личный автотранспорт, а также устанавливать
автомобильные укрытия с учетом возможности обеспечения работы
пожарной техники.
Статья 13. Права и обязанности органов исполнительной власти
города Москвы по обеспечению пожарной безопасности
1. Органы исполнительной власти города Москвы имеют право:
а) требовать от руководителей организаций принятия мер по
обеспечению пожарной безопасности;
б) поощрять руководителей организаций, добившихся высоких
результатов в деле обеспечения пожарной безопасности;
в) контролировать деятельность Государственной противопожарной
службы;
г) поощрять личный состав Государственной противопожарной
службы за проявленное мужество и героизм при тушении пожаров, а
также за деятельность по их предотвращению.
2. Органы исполнительной власти города Москвы в пределах своей
компетенции обязаны:
а) принимать меры по соблюдению требований пожарной
безопасности на территории Москвы;
б) оказывать содействие правительственной комиссии города по
пожарной безопасности и контролировать ее деятельность;
в) принимать меры по обеспечению пожарной охраны пожарно -
технической продукцией, необходимой для выполнения возложенных на
нее задач;
г) оказывать необходимую финансовую поддержку пожарной охране
города;
д) осуществлять меры социальной и правовой защиты личного
состава Государственной противопожарной службы наравне с
сотрудниками милиции;
е) организовывать не менее одного раза в три года проведение
соревнований по пожарно - прикладному спорту, финансируемых за
счет бюджета города Москвы.
Статья 14. Основные права и обязанности организаций
в области пожарной безопасности
1. Организации имеют право:
а) создавать за счет собственных средств подразделения пожарной
охраны, в том числе на основе договоров с Государственной
противопожарной службой;
б) устанавливать меры социального и экономического
стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
в) вносить в органы государственной власти и местного
самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
г) проводить работы по установлению причин и обстоятельств
пожаров, происшедших на их объектах;
д) получать информацию по вопросам пожарной безопасности;
е) проводить независимую экспертизу причин пожара.
2. Организации обязаны:
а) осуществлять меры, направленные на создание пожаробезопасных
условий труда для рабочих и служащих, иных граждан;
б) обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности, а
также выполнение предписаний, постановлений и иных законных
требований должностных лиц пожарной охраны;
в) разрабатывать и утверждать в соответствии с действующими
нормативными документами положения, инструкции, другие акты,
направленные на обеспечение пожарной безопасности, осуществлять
контроль за их соблюдением;
г) создавать в зависимости от профиля деятельности в порядке,
предусмотренном федеральными органами исполнительной власти, на
основе договоров с Государственной противопожарной службой
подразделения пожарной охраны и обеспечивающую их функционирование
материально - техническую базу;
д) осуществлять меры по внедрению автоматических средств
противопожарной защиты;
е) обеспечивать возможность свободного подъезда и установки к
зданиям и сооружениям пожарной техники для спасения людей,
материальных ценностей и тушения пожара;
ж) информировать пожарную охрану о неисправностях пожарной
техники, систем противопожарной защиты, водоснабжения, а также о
закрытии дорог и проездов на своей территории и одновременно
принимать меры к устранению имеющихся неисправностей;
з) обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при
осуществлении ими своих непосредственных служебных обязанностей на
территории, в здания, сооружения и на иные объекты (по
предъявлении служебного удостоверения);
и) проводить служебное расследование обстоятельств пожаров и
предоставлять по требованию должностных лиц Государственной
противопожарной службы материалы служебных расследований, сведения
и документы о состоянии пожарной безопасности объектов и о
пожарной опасности производимой ими продукции, а также о
происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
к) организовывать обучение работников мерам пожарной
безопасности и проводить противопожарную пропаганду;
л) выпускать продукцию или оказывать услуги, соответствующие
противопожарным требованиям стандартов, норм и правил;
м) уведомлять Государственную противопожарную службу о
заключенных договорах противопожарного страхования.
Статья 15. Комиссия по пожарной безопасности
В целях координации деятельности органов государственной власти
и различных служб города по обеспечению пожарной безопасности,
совершенствования работы в данном направлении создается комиссия
города Москвы по пожарной безопасности, которую возглавляет один
из заместителей Премьера Правительства Москвы.
В состав комиссии входят представители служб города,
занимающихся вопросами пожарной безопасности, жизнеобеспечения,
финансирования, строительства, ликвидации чрезвычайных ситуаций,
управления имуществом, охраны общественного порядка.
Деятельность комиссии обеспечивает Государственная
противопожарная служба.
Положение о правительственной комиссии и ее персональный состав
утверждаются Премьером Правительства Москвы.
Статья 16. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Органы исполнительной власти и местного самоуправления
разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции
нормативные документы, содержащие требования пожарной
безопасности. Эти документы не должны снижать требований
федеральных нормативных документов и настоящего Закона.
Нормативные документы в области пожарной безопасности подлежат
регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
Меры пожарной безопасности для административно -
территориальных образований города Москвы разрабатываются и
осуществляются органами местного самоуправления.
В целях комплексного решения проблем в области пожарной
безопасности городским органом управления Государственной
противопожарной службы не реже одного раза в два года
разрабатываются целевые городские программы обеспечения пожарной
безопасности, утверждаемые Правительством Москвы.
В целевой программе должны быть изложены: содержание и анализ
существующей проблемы; перечень мероприятий по реализации
программы с указанием сроков исполнения и исполнителей; кадровое и
ресурсное (финансовое и материально - техническое) обеспечение
программы с указанием источников финансирования; порядок контроля
за ходом выполнения программы и расходованием средств.
Статья 17. Фонд пожарной безопасности города Москвы
В целях реализации мер пожарной безопасности в городе Москве в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
Государственной противопожарной службой и Правительством Москвы
создается Фонд пожарной безопасности города Москвы.
Статья 18. Тушение пожаров
Пожарная охрана в городе Москве осуществляет тушение пожаров в
обязательном порядке на всех объектах независимо от форм
собственности.
Тушение пожаров Государственной противопожарной службой
осуществляется на безвозмездной основе.
Порядок привлечения пожарной охраны для тушения пожаров в
городе Москве устанавливается расписанием выездов, которое
разрабатывается городским органом управления Государственной
противопожарной службы и утверждается Правительством Москвы. В
расписание выездов включаются все подразделения пожарной охраны.
Силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для
ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации о
чрезвычайных ситуациях.
Для вызова подразделений Государственной противопожарной службы
в телефонных сетях города устанавливается единый номер - 01.
Московская городская телефонная сеть и иные предприятия обязаны
в соответствии с установленными нормами на безвозмездной основе
предоставлять Государственной противопожарной службе
соединительные линии оперативной связи и прочие услуги связи с
отнесением затрат на себестоимость работ и услуг.
Тушение пожаров на территории посольств, консульств, торговых
представительств и других объектов, обладающих
экстерриториальностью, осуществляется с согласия их
уполномоченного представителя либо в ином порядке, установленном
международными договорами Российской Федерации.
Статья 19. Производство пожарно - технической продукции
Производство пожарно - технической продукции, выполнение работ
(оказание услуг) в области пожарной безопасности осуществляются
организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими на
это в соответствии с действующим законодательством специальное
разрешение (лицензию).
Статья 20. Сертификация
В соответствии с утвержденными Государственной противопожарной
службой перечнями пожароопасная и пожарно - техническая продукция,
работы (услуги) в области пожарной безопасности, производимые или
реализуемые на территории Москвы, подлежат обязательному
подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности с
выдачей сертификата пожарной безопасности.
Государственная противопожарная служба имеет право
приостанавливать и запрещать деятельность по оказанию услуг,
выпуску и реализации продукции, не соответствующих
сертификационным требованиям.
Статья 21. Лицензирование
По представлению городского органа управления Государственной
противопожарной службы Правительством Москвы может быть дополнен
перечень видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной
безопасности, подлежащих лицензированию.
Государственная противопожарная служба осуществляет выдачу
заключений о соответствии требованиям пожарной безопасности
территорий, зданий, сооружений, технологического и иного
оборудования.
Заключения Государственной противопожарной службы о
соответствии требованиям пожарной безопасности территорий, зданий,
сооружений, технологического и иного оборудования являются
обязательным условием получения лицензий на право осуществления
иных видов деятельности. Отсутствие такого заключения или
заключение о несоответствии требованиям пожарной безопасности
являются основанием для отказа в выдаче лицензии.
При осуществлении функций государственного пожарного надзора
должностные лица Государственной противопожарной службы обязаны
проверять наличие лицензий у организаций и индивидуальных
предпринимателей, занимающихся лицензируемыми видами деятельности.
Городской орган управления Государственной противопожарной
службы взаимодействует с органами лицензирования иных видов
деятельности, предоставляет по их запросу или по собственной
инициативе сведения о выявленных случаях работы без лицензий либо
нарушениях требований пожарной безопасности, предусмотренных
условиями лицензирования, ходатайствует об аннулировании лицензий
и привлечении нарушителей к установленной законом ответственности.
Средства от ведения Государственной противопожарной службой
лицензионной деятельности перечисляются в Фонд пожарной
безопасности города Москвы.
Взаимодействие городского органа управления Государственной
противопожарной службы с органами лицензирования иных видов
деятельности осуществляется на основе двусторонних соглашений или
на основании распорядительных документов Правительства Москвы.
Статья 22. Противопожарная пропаганда и обучение мерам
пожарной безопасности
Государственная противопожарная служба в порядке и на
основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря
1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", публикует на
безвозмездной основе в городских и иных средствах массовой
информации сведения, содержащие информацию о противопожарном
состоянии объектов города, о пожарах, происшедших на территории
Москвы, причинах, последствиях, мерах по их предотвращению и
действиях в случае возникновения пожара.
По требованию городского органа управления Государственной
противопожарной службы информации о пожарах сообщается немедленно.
Организации обязаны проводить обучение своих работников мерам
пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной
безопасности. Обучение может проводиться на учебной материально -
технической базе Государственной противопожарной службы с
привлечением ее специалистов.
ГЛАВА IV. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Статья 23. Источники финансирования Государственной
противопожарной службы
Финансовое обеспечение Государственной противопожарной службы,
строительства ее объектов и сооружений осуществляется, в первую
очередь, за счет следующих источников:
а) органов управления и подразделений Государственной
противопожарной службы (за исключением подразделений, созданных на
основе договоров) - за счет средств федерального бюджета;
б) территориальных подразделений Государственной
противопожарной службы, созданных на основе договоров с
Правительством Москвы, - за счет бюджета города Москвы;
в) объектовых подразделений Государственной противопожарной
службы, созданных ею на основе договоров с предприятиями, - за
счет средств этих предприятий.
В дополнение к перечисленным источникам финансирования для
выполнения задач, возложенных на Государственную противопожарную
службу, используются средства от выполненных ею платных работ
(оказанных платных услуг).
После завершения строительства объектов Государственной
противопожарной службы имущество передается ей в оперативное
управление и ставится на ее баланс.
Органы власти Москвы вправе увеличивать за счет имеющихся в их
распоряжении средств расходы на содержание Государственной
противопожарной службы.
Финансирование Государственной противопожарной службы
планируется отдельной строкой в бюджете города Москвы, при этом
Государственная противопожарная служба является непосредственным
получателем бюджетных средств. Средства, запланированные в бюджете
города Москвы на содержание Государственной противопожарной службы
как службы жизнеобеспечения, выделяются в первоочередном порядке.
Статья 24. Противопожарное страхование и обязательные
отчисления
Противопожарное страхование в городе Москве может
осуществляться в добровольной и обязательной формах.
Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхование
юридическими лицами, относится на себестоимость продукции (работ,
услуг). Сумма средств, израсходованных гражданами на
противопожарное страхование, исключается из их совокупных
налогооблагаемых доходов за текущий год.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года
N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отчисления в Фонд пожарной
безопасности города Москвы производятся страховыми организациями
из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в
размере не ниже 5 процентов от этих сумм.
Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач на
территории Москвы настоящим Законом устанавливаются обязательные
отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ
по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, расширению,
техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и
других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет
бюджета города Москвы. От обязательных отчислений освобождаются
также предприятия, содержащие на договорной основе подразделения
Государственной противопожарной службы.
Плательщиком обязательных отчислений является заказчик
строительных работ.
Организации, разрабатывающие проектно - сметную документацию,
обязаны включать обязательные отчисления в смету расходов на
производство строительных работ.
Заказчик производит обязательные отчисления не позднее чем
через десять дней со дня подписания им акта рабочей комиссии.
Должностные лица Государственной противопожарной службы
осуществляют приемку законченных строительством объектов в
эксплуатацию только после внесения заказчиком полной суммы
обязательных отчислений в Фонд пожарной безопасности города
Москвы.
Статья 25. Платные работы и услуги Государственной
противопожарной службы
Государственная противопожарная служба имеет право на следующие
виды платных работ и услуг в области пожарной безопасности:
а) разработку противопожарных мероприятий для зданий
(сооружений) при отсутствии противопожарных норм проектирования
этих зданий или при обоснованных отступлениях от требований данных
норм;
б) подготовку заключений на виды деятельности (работы, услуги),
подлежащие лицензированию, в части, касающейся обеспечения
пожарной безопасности;
в) проведение испытательно - исследовательских работ по
определению группы горючести, температуры воспламенения и вспышки
веществ и материалов, пожарной опасности электрических приборов и
оборудования;
г) обучение мерам пожарной безопасности работников организаций.
Средства от оказания платных услуг в области пожарной
безопасности перечисляются на внебюджетный счет городского органа
управления Государственной противопожарной службы.
ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ
НАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 26. Приостановка работы объектов
При обнаружении нарушения требований пожарной безопасности,
создающего пожароугрожаемое состояние объекта, а также в случае
невыполнения этих требований при проектировании, строительстве,
капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом
перевооружении объектов их работа (отдельные виды работ) полностью
или частично приостанавливается.
Статья 27. Ответственность должностных лиц и граждан
За невыполнение положений настоящего Закона граждане и
должностные лица на территории города Москвы привлекаются к
административной ответственности в виде штрафа от 0,5 до 1
минимального размера оплаты труда, установленного федеральным
законодательством на момент совершения правонарушения.
Статья 28. Ответственность организаций
За нарушение требований пожарной безопасности и иные
правонарушения в области пожарной безопасности организации
подвергаются административному взысканию в виде штрафа:
- государственные и муниципальные организации - до 2 процентов
соответствующих месячных фондов оплаты труда;
- иные организации - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты
труда.
Статья 29. Использование средств, полученных от применения
штрафных санкций
Средства, полученные от применения штрафных санкций в области
пожарной безопасности, направляются:
- 50 процентов - в федеральный бюджет;
- 50 процентов - в Фонд пожарной безопасности города Москвы.
Статья 30. Порядок наложения административных взысканий
Административные взыскания, предусмотренные статьей 27
настоящего Закона, налагаются в соответствии с действующим
законодательством.
Материалы для привлечения должностных лиц и граждан к
административной ответственности оформляют должностные лица
Государственной противопожарной службы.
Статья 31. Полномочия должностных лиц Государственной
противопожарной службы
Право рассматривать дела об административных правонарушениях в
области пожарной безопасности и налагать штраф на организации
предоставляется:
- главному государственному инспектору города Москвы по
пожарному надзору - на государственные и муниципальные организации
в размере до 2 процентов соответствующих месячных фондов оплаты
труда и на иные организации - 100 минимальных размеров оплаты
труда;
- заместителям главного государственного инспектора города
Москвы по пожарному надзору - на государственные и муниципальные
организации в размере до 2 процентов соответствующих месячных
фондов оплаты труда и на иные организации - 80 минимальных
размеров оплаты труда.
Главный государственный инспектор города Москвы по пожарному
надзору и его заместители налагают административные взыскания на
организации за нарушения требований пожарной безопасности,
допущенные при проведении мероприятий с массовым пребыванием
людей, взрыво- и пожароопасных работ, транспортировании (хранении)
взрыво- и пожароопасных веществ и материалов, при условии, что
указанные нарушения явились причиной возникновения пожара.
Основанием для взыскания штрафа с организаций является
мотивированное постановление, выносимое в соответствии с
протоколом о правонарушении.
Оформление протоколов и постановлений осуществляют
уполномоченные должностные лица Государственной противопожарной
службы.
ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 32. Порядок обжалования действий (решений) должностных
лиц Государственной противопожарной службы
Действия должностных лиц по применению настоящего Закона могут
быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности орган,
вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу, в суд и
органы прокуратуры.
Статья 33. Введение в действие настоящего Закона
Часть третья статьи 24 настоящего Закона вступает в силу через
десять дней после официального опубликования решения о создании
Фонда пожарной безопасности города Москвы.
До момента официального опубликования решения о создании Фонда
пожарной безопасности средства, полученные от применения штрафных
санкций в области пожарной безопасности, направляются:
- 50 процентов - в федеральный бюджет;
- 50 процентов - в бюджет города Москвы.
Правительству Москвы привести в соответствие с настоящим
Законом нормативные правовые акты города Москвы, принятые по
вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Настоящий Закон вводится в действие со дня первого официального
опубликования.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
18 декабря 1996 года
N 34
|