УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ОТ 18.07.2006 N 515-ПП
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4 февраля 1997 г. N 81
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ МОСКВЫ
И МЕРАХ ПО ЕЕ СТАБИЛИЗАЦИИ
За период с 1991 года в Москве на потребительском рынке
произошли значительные преобразования. Сегодня в городе
функционирует 18,5 тыс. стационарных предприятий торговли,
общественного питания и бытовых услуг, из них 23,2 процента
выкуплены юридическими и физическими лицами в собственность,
помещения остальных предприятий переданы в долгосрочную аренду. С
проведением коммерциализации и приватизации предприятия получили
полную правовую и хозяйственную самостоятельность.
Негосударственный сектор в этой сфере городского хозяйства сегодня
обеспечивает более 98 процентов объемов розничного товарооборота и
оказываемых населению бытовых услуг.
Новая практика экономических связей предприятий
потребительского рынка и услуг столицы с регионами России,
странами ближнего и дальнего зарубежья полностью заменила ранее
существовавшую распределительную систему. В короткое время
прилавки магазинов были насыщены товарами, появились новые виды
бытовых услуг.
В наполнении рынка существенна роль предприятий малого и
среднего бизнеса, а также вещевых и мелкооптовых продовольственных
рынков.
Экономическая свобода позволила предприятиям потребительского
рынка и услуг активизировать привлечение инвестиций и заемных
средств, направить значительные ассигнования на свое обновление,
реконструкцию и модернизацию. Без отвлечения бюджетных средств на
эти цели за последние два года вложено более 6 трлн. рублей, что
позволило существенно изменить внешний облик этих предприятий,
реконструировать и модернизировать 1407 объектов торговли,
общественного питания и бытового обслуживания, открыть около
2 тыс. новых предприятий. Сегодня подавляющее число магазинов,
ресторанов, столовых и кафе, ремонтных мастерских, прачечных,
химчисток, парикмахерских и других объектов по технологии
обслуживания, эстетическому состоянию, насыщению товарами
соответствует современному уровню организации торговли и услуг.
Положительную роль в снижении социальной напряженности в Москве
играют малый бизнес и индивидуальное частное предпринимательство.
В текущем году цены вещевых и продовольственных рынков сложились
ниже магазинных по продуктам питания до 10-20 процентов, а по
промышленным товарам - до 50 процентов. Уровень розничных цен в
Москве с 1993 года переместился с 11 на 25 место среди 89 регионов
России.
Вместе с тем в торговом и бытовом обслуживании населения Москвы
имеются существенные недостатки, вызванные, прежде всего,
неустойчивым экономическим состоянием предприятий торговли,
общественного питания и бытового обслуживания.
Предприятия потребительского рынка ощущают постоянный
недостаток оборотных средств. За последние пять лет их доля в
общем объеме товарооборота в этой сфере из-за инфляционных
процессов сократилась с 50 до 8 процентов. Растущие взаимные
неплатежи за полученную на реализацию продукцию, увеличивающиеся
расходы по арендной плате, коммунальным услугам, высокий уровень
налоговых платежей, различные дополнительные отчисления,
налагаемые местными органами власти на предприятия
потребительского рынка и услуг, также отрицательно сказываются на
их финансово - хозяйственной деятельности.
Проведенный анализ показывает, что более чем 40 процентов
предприятий завершают текущий год с нулевым результатом или с
убытками. Уровень рентабельности в целом с 1993 года по
обследуемому кругу предприятий снизился в розничной торговле
с 8,3 до 0,7 процента, в общественном питании - с 8,6 до
1,9 процента, в бытовом обслуживании - с 24,5 до 6,0 процента.
Увеличивающиеся с каждым годом объемы продажи товаров и
предоставления услуг предприятиями потребительского рынка не
обеспечивают должных поступлений в городской бюджет налоговых и
неналоговых доходов.
В результате наметившегося спада инвестиционной активности в
районах массовой жилой застройки значительно отстает ввод
запроектированных объектов потребительского рынка и услуг. Из-за
нерешенных имущественно - правовых вопросов, возникших после
приватизации, отдельные предприятия не работают по 3-4 года. Не
предпринимается должных мер по обязательному сохранению профиля
объектов торговли и бытового обслуживания при сделках по
недвижимости.
Все это существенно препятствует развитию новых экономических
отношений в сфере потребительского рынка и услуг, снижает уровень
организации торговли и бытового обслуживания, вызывает
справедливые нарекания жителей и гостей столицы.
В целях улучшения организации деятельности предприятий
потребительского рынка и услуг, укрепления их экономического
положения, стабилизации уровня цен на продовольственные и
промышленные товары Правительство Москвы постановляет:
1. Считать одной из приоритетных задач структурных
подразделений Правительства Москвы, префектур административных
округов, предприятий оптовой и розничной торговли, бытового
обслуживания, общественного питания создание экономических условий
развития предпринимательских коллективов и рычагов воздействия на
организацию устойчивого и максимального удовлетворения
потребностей населения в товарах и услугах, расширении
ассортимента и улучшении их качества.
2. Утвердить представленный Департаментом потребительского
рынка и услуг План первоочередных мероприятий по стабилизации
экономической ситуации на потребительском рынке Москвы
(приложение).
3. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектам
административных округов, руководителям предприятий розничной
торговли, общественного питания и бытового обслуживания независимо
от форм собственности и организационно - правовых форм обеспечить
выполнение мероприятий по оздоровлению экономики потребительского
рынка и услуг, обратив особое внимание на контроль за
формированием цен на товары и услуги, расширением их
ассортимента, использованием контрольно - кассовых машин,
своевременностью расчетов с поставщиками, платежей в бюджет.
4. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с
Московским городским комитетом по статистике и Управлением Мэра
ежегодно проводить выборочный анализ финансового состояния
предприятий потребительского рынка и услуг для представления
Правительству Москвы предложений по укреплению экономического
потенциала города.
5. Департаменту потребительского рынка и услуг:
5.1. На основе мониторинга состава доходов и затрат в
предприятиях торговли, общественного питания и бытового
обслуживания совместно с департаментами финансов, экономической
политики и развития города, Управлением Мэра по итогам 1996 года
подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по
упрощению системы налогообложения в сфере потребительского рынка и
услуг.
5.2. Совместно с Московским таможенным управлением в срок до
15.02.97 внести в Правительство Российской Федерации предложения
по снижению ставок импортных таможенных пошлин на ввозимое
технологическое оборудование для реконструируемых и вновь вводимых
объектов потребительского рынка и услуг.
5.3. В течение первого полугодия 1997 года совместно с
департаментами науки и промышленной политики, продовольственных
ресурсов, Госторгинспекцией, Государственной инспекцией цен
г. Москвы, Московским таможенным управлением изучить формирование
цен на продовольственные и непродовольственные товары, поступающие
непосредственно от товаропроизводителей г. Москвы, оптовых
поставщиков и по импорту.
Внести предложения по совершенствованию системы товародвижения
в городе и ценообразования на потребительские товары и услуги.
5.4. Разработать с участием Департамента продовольственных
ресурсов, префектур административных округов, ОАО "Московские
оптовые продовольственные рынки" и утвердить в I квартале
1997 года Правила организации торговли на малых (муниципальных) и
продовольственных рынках (мелкооптовых ярмарках) г. Москвы.
5.5. В целях предотвращения сокрытия доходов от налогообложения
и обеспечения поступлений в городской бюджет организовать
выполнение постановления Правительства Российской Федерации от
06.01.97 N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на
других территориях, отведенных для осуществления торговли".
5.6. Совместно с Москомимуществом в течение первого полугодия
1997 года решить все вопросы продажи или сдачи в аренду нежилых
помещений регионам России и СНГ, имеющим экономические связи с
Москвой, для открытия в городе объектов потребительского рынка и
услуг.
6. Поддержать предложение Департамента потребительского рынка и
услуг о проведении в Москве с 1 апреля 1997 года эксперимента по
созданию сети "народных магазинов" с привлечением в их оборотный
капитал средств граждан в соответствии с юридическими формами,
предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 4,
ст. 82-86, гл. 42, ст. 807-818).
7. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с
Государственно - правовым управлением Мэрии в трехмесячный срок
подготовить проект положения об организации и деятельности
"народных магазинов".
8. Московской лицензионной палате в соответствии с
постановлением Правительства Москвы от 15.08.95 N 699
"О совершенствовании системы лицензирования деятельности на
территории города Москвы" активизировать работу по приостановлению
действий и лишению лицензий предприятий потребительского рынка и
услуг за нарушение лицензионных условий.
9. Префектам административных округов:
9.1. Привести в соответствие с распоряжением Мэра от 28.10.96
N 429/1-РМ "О введении нового Порядка подготовки предложений на
размещение и эксплуатацию нестационарных объектов торговли и услуг
в г. Москве" размещение и специализацию объектов мелкорозничной
торговли и услуг при выдаче патентов.
9.2. Совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг,
Комитетом по делам о несостоятельности (банкротстве),
контролирующими органами города ввести в практику ежеквартальное
представление на городскую комиссию по приватизации
Москомимущества списка предприятий, нарушающих права потребителей,
имеющих длительные неплатежи за товары и услуги, не соблюдающих
условия приватизации, для расторжения в установленном порядке
договоров приватизации, аренды недвижимости и признания их
несостоятельными с публикацией списков в средствах массовой
информации.
10. Москомимуществу, Фонду имущества Москвы совместно с
префектами административных округов, Департаментом
потребительского рынка и услуг для сохранения инфраструктуры
предприятий торговли, общественного питания и бытового
обслуживания предусмотреть в договорах о сделках по недвижимости
обязательное наличие условий о сохранении профиля предприятия,
рабочих мест, а также санкции за его несвоевременный ввод в
эксплуатацию.
11. В целях ускорения ввода новых объектов потребительского
рынка и услуг, обеспечения своевременной реконструкции и
модернизации, повышения эффективности их деятельности разрешить
Москомимуществу, Фонду имущества Москвы по предложению префектур
производить продажу недостроенных объектов по профилю с рассрочкой
платежа до 6 месяцев либо передавать в аренду с приоритетным
правом выкупа и зачетом вложенных инвестиций в установленном
порядке.
12. Москомимуществу:
- разрешить устанавливать льготную арендную плату на период
освоения недостроенных объектов (3-5 лет) предприятиям торговли,
общественного питания и бытового обслуживания;
- разрешить взимать арендную плату с момента начала работы
объекта, но не более чем через 3 месяца после сдачи объекта в
эксплуатацию.
13. Департаменту потребительского рынка и услуг подготовить и
внести на рассмотрение Правительства Москвы:
- во II квартале 1997 года вопрос "О состоянии и мерах по
улучшению похоронного обслуживания в г. Москве";
- во втором полугодии 1997 года вопрос "О состоянии и мерах по
развитию бытового обслуживания".
14. Департаменту потребительского рынка и услуг в IV квартале
1997 года подготовить проект закона "О торговле в г. Москве" и
Программу основных направлений развития торговли, общественного
питания и бытового обслуживания в г. Москве до 2001 года.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на министра Правительства Москвы В.И. Малышкова.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 4 февраля 1997 г. N 81
ПЛАН ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ МОСКВЫ
------------------------------------------------------------------
Наименование Исполнители Сроки
мероприятий выполнения
------------------------------------------------------------------
Мероприятия организационного характера
1. Проведение экономического Департаменты II
анализа и подготовка потребительского рынка квартал
предложений в Правительство и услуг, экономической 1997 г.
России по упрощению системы политики и развития
налогообложения в сфере города, финансов и
торговли, общественного продовольственных
питания и бытового ресурсов
обслуживания
2. Подготовка предложений в Департамент До 15.02.
Правительство РФ по снижению потребительского рынка 1997 г.
таможенных платежей на и услуг, Московское
ввозимое технологическое таможенное управление,
оборудование для Департамент
реконструируемых и вновь продовольственных
вводимых предприятий ресурсов
3. Проведение заседания Департамент Июль 1997 г.
коллегии Департамента потребительского Январь 1998 г.
потребительского рынка рынка и услуг
и услуг по вопросам
оздоровления экономики
4. Проведение выездных Департамент Ежеквартально
совещаний и консультаций потребительского
на предприятиях рынка и услуг
потребительского рынка
и услуг с целью
оказания помощи в
оздоровлении экономики
5. Подготовка предложений Департамент По итогам
по внесению изменений и потребительского I квартала
дополнений в действующую рынка и услуг, Комитет
нормативную базу по по делам о
признанию частных предприятий несостоятельности
банкротами (банкротстве)
6. Представление в городскую Департамент Ежеквартально
комиссию при Москомимуществе потребительского
списков злостных рынка и услуг,
неплательщиков за префектуры
коммунальные услуги, аренду административных
помещений, земли, округов, Комитет
поставщикам, а также по делам о
нарушителей прав потребителей несостоятельности
для рассмотрения вопроса (банкротстве)
по расторжению в установленном
порядке договоров
приватизации, аренды
недвижимости и признания их
несостоятельными
7. Изучение эффективности Департамент II
работы предприятий потребительского рынка квартал
потребительского рынка и и услуг, Москомимущество, 1997 г.
услуг через соблюдение префектуры
ассортимента товаров и
товарооборота на 1 кв. м
площади
8. Проведение бизнес - Департамент Март
семинара с участием потребительского рынка 1997 г.
заинтересованных организаций и услуг
и директоров рынков по
вопросам управления рынками,
взаимной ответственности
администраций рынков и
арендаторов торговых мест,
правового статуса управляющих
компаний и фирм
9. Проведение работы по Департамент Еженедельно
размещению в средствах потребительского рынка
массовой информации и услуг
материалов о деятельности
предприятий потребительского
рынка и услуг и разъяснению
основных положений
экономических условий
развития и воздействия на
удовлетворение потребностей
населения в товарах и услугах
10. Организация исследования Департаменты 2 полугодие
структур и емкости потребительского рынка 1997 г.
потребительского рынка и и услуг,
услуг г. Москвы для поддержки и развития
составления прогнозов развития малого предпринимательства,
обеспечения жителей столицы продовольственных ресурсов
объектами торговли, и Общественно - экспертный
общественного питания совет по малому
и бытового обслуживания предпринимательству
11. Проведение работы по Департаменты IV квартал
дальнейшему развитию потребительского рынка 1997 г.
конкуренции на и услуг, продовольственных
потребительском рынке ресурсов и Территориальное
г. Москвы за счет управление по г. Москве и
совершенствования Московской области ГКАП РФ
товароснабжения предприятий (Антимонопольный комитет)
торговли и питания и
формирования устойчивых
торговых систем на базе
ныне разрозненных
предприятий отраслей
Мероприятия по обеспечению своевременности
и полноты расчетов
1. Организация мониторинга Департамент Ежеквартально
платежеспособной активности потребительского рынка
предприятий и услуг, префектуры
административных округов
2. Контроль за обязательным Департамент потребительского Январь -
применением контрольно - рынка и услуг, префектуры декабрь
кассовых машин при административных округов,
осуществлении денежных Мосгорторгинспекция,
расчетов с населением Государственная налоговая
инспекция по г. Москве
3. Проведение работ по Департамент Ежеквартально
внедрению штрихового потребительского рынка
кодирования товаров и и услуг, префектуры
систем, их считывания административных округов
с целью автоматизации
учета и реализации
продукции и услуг
населению в предприятиях
потребительского рынка
4. Отработка механизма Департамент потребительского 2 полугодие
перевода ряда услуг, рынка и услуг, Департамент 1997 г.
выполняемых предприятиями финансов, Департамент
торговли, общественного экономической политики
питания и бытового и развития города
обслуживания и оплачиваемых
из средств горбюджета,
в форму городского заказа
Мероприятия по льготам
1. Подготовить обоснование Департамент потребительского I квартал
по предоставлению льгот рынка и услуг 1997 г.
Региональной межведомственной
комиссией по ценовой и
налоговой политике при
Правительстве Москвы на
водоснабжение и водоотведение
для социально значимых
предприятий бытового
обслуживания
(фабрики - прачечные,
фабрики - химчистки,
химчистки - прачечные,
бани) на уровне 2-й
бюджетной группы
потребителей
Мероприятия по организации и проведению экспериментов
1. Разработка и апробация Департамент потребительского 2 полугодие
предложений по упрощению рынка и услуг, Управление 1997 г.
системы налогообложения Мэра
в сфере потребительского
рынка и услуг
2. Организация работы Департамент потребительского 1 полугодие
"народных магазинов", рынка и услуг 1997 г.
доведение до населения
через средства массовой
информации условий создания
"народных магазинов"
3. Обобщить материал и Департамент потребительского Май
подготовить предложения рынка и услуг 1997 г.
в Правительство Москвы
о результатах проведенного
бизнес - семинара по
рынкам
|