ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
27.03.97 N 6/2
О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ВЫПОЛНЕНИИ ПРИКАЗА
МОСКОВСКОГО КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ "О МЕРАХ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕЗАКОННОГО СБОРА ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ С РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ" (N 521 ОТ 30.12.96)
Заслушав и обсудив сообщение начальника городской инспекции
при Московском комитете образования Лазутиной С.М., руководителя
городской службы лицензирования и аттестации образовательных
учреждений, педагогических кадров и учащихся Пипман С.М., коллегия
отмечает, что Комитетом образования, его подразделениями в период
после выхода Закона РФ "Об образовании" уделено значительное
внимание изучению и разработке организационно-правовых основ
оказания учреждениями различных платных дополнительных
образовательных услуг. В мае 1994 года на коллегии обсуждалось
состояние работы по оказанию платных дополнительных
образовательных услуг, к началу 1994/95 учебного года были
подготовлены рекомендации для руководителей учреждениями
образования г. Москвы по организации и оказанию платных
дополнительных образовательных услуг, проведены коллегии окружных
управлений образования по вопросам оказания этих услуг, издан
приказ Комитета образования от 30.12.96 N 521 "О мерах по
предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей
обучающихся".
Структурными подразделениями Комитета образования (контрольно-
ревизионное управление, управление экономической и финансовой
деятельности, городская инспекция, городская служба лицензирования
и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и
учащихся) регулярно осуществляется контроль за выполнением Закона
РФ "Об образовании" в части выполнения условий лицензирования (ст.
33) и оказания дополнительных платных образовательных услуг (ст.
45, 48).
В настоящее время 460 государственных образовательных
учреждений имеют лицензии на оказание платных дополнительных
образовательных услуг. Введение данных услуг в образовательных
учреждениях г. Москвы дало возможность удовлетворить
образовательные потребности родителей и учащихся, привлечь в
образовательные учреждения дополнительные источники финансирования
(в основном за счет родительских средств).
Вместе с тем не все образовательные учреждения обеспечивают
необходимые для получения лицензии условия. Только за два
последних месяца было отказано в выдаче лицензии 39
образовательным учреждениям (ДОУ - 25, общеобразовательные школы -
14).
Из 74 проверенных образовательных учреждений в 24 выявлены
нарушения в выполнении условий лицензирования и организации
платных дополнительных образовательных услуг (школы NN 344, 434,
445, 635 Восточного округа; NN 23, 127 Центрального округа; NN
288, 297 Северо-Восточного округа; N 662 Северного округа; NN 333,
336, 825 Юго-Восточного округа; NN 948, 975, 997, УВК N 1617
Южного округа; N 531 Юго-Западного округа; NN 696, 802, 1130, УВК
N 1665, ДОУ N 892, 1892, ясли-сад N 719 Западного округа).
В нарушение ст. 45 Закона РФ "Об образовании" ряд учреждений
платные дополнительные услуги оказывает в рамках основных
образовательных программ, финансируемых за счет средств бюджета
(школы: N 422 городского подчинения, NN 470, 581, 886, 948, 995;
УВК NN 1632, 1826 Южного округа). В школах N 641 Юго-Восточного и
N 802 Западного окружных управлений образования учащиеся лишены
права выбора этих услуг, т.к. они являются обязательными для всех,
кто обучается в классах с углубленным изучением тех или иных
предметов.
Обращения родителей о незаконности сбора с них денежных
средств в средства массовой информации, в Комитет образования в
89% случаев подтверждаются. Большая часть жалоб вызвана сбором
денег на охрану учреждения (50% всех подтвердившихся жалоб).
Стоимость этой дополнительной услуги колеблется от 5000 руб. в
месяц с одного ребенка (школа N 395 Юго-Восточного округа) до 20
000 рублей (УВК N 1813 Восточного округа). Как правило, денежные
средства собираются наличными, принцип добровольности часто
нарушается (школы NN 7, 48, 108, 113 Юго-Западного; NN 395, 912
Юго-Восточного, NN 307, 1415 Северо-Восточного; NN 375, 635, 1813
Восточного; NN 949, 1526 Южного; NN 97, 802, 806 Западного; N 265
Центрального; N 1874 Северо-Западного округов; N 1811 городского
подчинения). Несмотря на предупреждение, в УВК N 1811 (директор
Рывкин А.А.) продолжается оплата охраны учреждения за счет
бюджетных денежных средств, выделяемых учащимся на питание.
Появилась тенденция сбора денег на дополнительную оплату труда
педагогов и уборщиц, проведение ремонтных работ, покупку
оборудования и другие хозяйственные нужды для образовательного
учреждения (школы NN 19 Центрального округа, 422, 1535 городского
подчинения, 899 Юго-Восточного округа, 949, 1526 Южного округа,
332, 1412, 1415 Северо-Восточного округа, 568, УВК NN 1681 Юго-
Западного округа, 1874 Северо-Западного округа).
Не выполняется полностью решение коллегии от 12.05.94 "О
состоянии работы по оказанию платных дополнительных
образовательных услуг учебными заведениями г. Москвы" в части
обучения руководителей учреждений по вопросу организации платных
дополнительных образовательных услуг. Каждый третий руководитель
из 74 проверенных учреждений не обучался по обсуждаемому вопросу и
каждый второй не имеет необходимых нормативно-правовых документов,
отсутствует методика по изучению спроса населения на платные
услуги.
На основании вышеизложенного коллегия решает:
1. Принять к сведению информацию начальника городской
инспекции Лазутиной С.М. и руководителя городской службы
лицензирования и аттестации образовательных учреждений,
педагогических кадров и учащихся Пипман С.М.
2. Начальнику отдела городских экспериментальных площадок
(Хайтова В.В.) обратить внимание на ослабление контроля за работой
подведомственных образовательных учреждений.
3. Начальникам окружных управлений образования (Габуния Г.Г.,
Гудков И.П., Минько Н.Г.) за недостаточный контроль по выполнению
приказа Московского комитета образования от 30.12.96 N 521
объявить замечание.
4. Директору УВК N 1811 (Рывкин А.А.) за невыполнение приказа
Московского комитета образования от 30.12.96 N 521 объявить
выговор.
5. Управлению экономической, финансовой деятельности,
бухгалтерского отчета и отчетности (Черных В.А.), Московскому
институту повышения квалификации работников образования (Семенов
А.Л.) до 15.08.97 подготовить инструктивное письмо об оказании
платных услуг в общеобразовательных учреждениях.
6. Начальникам окружных управлений образования:
6.1. Рассмотреть на коллегиях в течение апреля - мая 1997 г.
выполнение приказа Комитета образования от 30.12.96 N 521 "О мерах
по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей
обучающихся" и решения коллегий представить до 1.06.97 городской
инспекции при Комитете образования (Лазутина С.М.)
6.2. Принять меры по прекращению с апреля 1997 г. оказания
платных дополнительных образовательных услуг в образовательных
учреждениях, не имеющих соответствующей лицензии.
6.3. Привлечь к дисциплинарной ответственности руководителей
образовательных учреждений, допустивших серьезные нарушения Закона
РФ "Об образовании", приказа МКО от 30.12.96 N 521.
7. Городской службе лицензирования и аттестации
образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся
(Пипман С.М.) до 1.06.98 проверить деятельность негосударственных
образовательных учреждений, осуществляющих дополнительное
образование в государственных образовательных учреждениях г.
Москвы по соблюдению условий лицензирования.
8. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
первого заместителя председателя Московского комитета образования
Курнешову Л.Е.
Председатель коллегии Л.П.Кезина
|