ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
9 июня 1997 г. N 11-13/12730
О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ,
ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИСТОЧНИКАМИ ВЫПЛАТЫ ДОХОДОВ
ИНОСТРАННЫМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, НЕ СВЯЗАННЫМ
С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
В соответствии с п. 9 национального плана проверок
налогоплательщиков на 1997 год, утвержденного Государственной
налоговой службой Российской Федерации и согласованного с
Департаментом налоговой полиции России 24 апреля 1997 г., а также
п. 33 плана работ ГНИ по г. Москве на 1997 г. Государственная
налоговая инспекция по г. Москве поручает организовать проверки
предприятий и организаций, являющихся источниками выплаты доходов
иностранным юридическим лицам, не связанным с деятельностью в
Российской Федерации через постоянное представительство.
Выборочные документальные проверки предприятий и организаций по
вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности
перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость и налога на
доходы иностранных юридических лиц, полученные из источников в
Российской Федерации, проводят:
- государственные территориальные налоговые инспекции;
- Контрольное управление ГНИ по г. Москве.
Проверке подлежат следующие категории предприятий и
организаций:
- банки и другие кредитные учреждения (по удержанию налога на
доходы с выплачиваемых процентов, а также по удержанию налога на
другие виды доходов, налога на добавленную стоимость);
- предприятия с иностранными инвестициями (по удержанию налога
на доходы с выплачиваемых дивидендов, а также по удержанию налога
на другие виды доходов, налога на добавленную стоимость);
- другие предприятия и организации, являющиеся источниками
выплаты доходов иностранным юридическим лицам; при этом особое
внимание необходимо уделить доходам по работам и услугам,
оказанным и предоставленным иностранными юридическими лицами на
территории Российской Федерации.
Государственные территориальные налоговые инспекции проверяют
2 предприятия или организации указанных категорий, при этом особое
внимание должно уделяться банкам и иным кредитным учреждениям.
Контрольное управление ГНИ по г. Москве проверяет
2 соответствующих предприятия или организации.
Проверка проводится за следующие периоды: 1996 год, январь -
май 1997 года.
При проведении документальных проверок по вопросу правильности
исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога
на доходы иностранных юридических лиц, полученных из источника в
Российской Федерации, особое внимание следует уделить следующим
вопросам:
- правильности применения ставки налогообложения источником
выплаты для различных видов доходов;
- правильности исчисления сумм налога источником выплаты (налог
удерживается в валюте выплаты при каждом перечислении платежа);
- правильности применения и оформления налогоплательщиком -
иностранным юридическим лицом льгот, предусмотренных действующими
международными соглашениями об избежании двойного налогообложения
(механизм применения правил международных соглашений изложен в
пп. 6.2-6.4 инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г.
N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических
лиц" и письме Госналогслужбы России от 29 декабря 1995 г.
N ВЗ-6-06/672 "О новых формах к инструкции Госналогслужбы России
от 16 июня 1995 г. N 34");
- наличию и правильности оформления Уведомления об источниках
выплаты в Российской Федерации (приложение N 1 к инструкции
Госналогслужбы России N 34) в случае, когда доход выплачивается в
пользу постоянного представительства данного иностранного
юридического лица (пункт 4.5 инструкции Госналогслужбы России N 34
и письмо Госналогслужбы России от 29 декабря 1995 г. N ВЗ-6-06/672
"О новых формах к инструкции Госналогслужбы России от 16 июня
1995 г. N 34").
При выявлении случаев выплаты доходов иностранным юридическим
лицам без удержания налога с российского или иностранного
юридического лица - источника выплаты доходов в бесспорном порядке
удерживается сумма налога (пункт 5.4 инструкции Госналогслужбы
России N 34).
При этом штрафные санкции (в том числе пени), предусмотренные
статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", к источнику выплаты не
применяются.
При проведении документальных проверок по вопросу правильности
исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога
на добавленную стоимость источником выплаты особое внимание
следует уделить вопросам:
- правильности применения ставки налогообложения источником
выплаты (налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в
полном размере предприятиями за счет средств, перечисляемых
иностранным предприятиям или другим лицам, указанным этими
иностранными предприятиями. В случае, если в договоре (контракте)
с иностранным предприятием НДС не указан и не выделен отдельной
строкой в расчетных и первичных учетных документах, предъявляемых
к оплате иностранным предприятием, предприятие - источник выплаты
исчисляет налог с полной суммы выручки, причитающейся иностранному
предприятию, применяя расчетную ставку);
- правильности исчисления сумм налога источником выплаты (налог
удерживается в валюте выплаты при каждом перечислении платежа.
Если налог на добавленную стоимость российским предприятием -
источником выплаты будет уплачен не за счет средств, перечисляемых
иностранному предприятию, а за счет собственных средств, то в этом
случае налог не подлежит ни возмещению (зачету), ни отнесению на
издержки производства и обращения, а списывается за счет прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия. Также не подлежит зачету
или возмещению налог на добавленную стоимость у российского
предприятия - комиссионера, уплаченный на таможне за товары,
поступающие от иностранного предприятия для реализации на
территории Российской Федерации на условиях консигнации, так как
указанный товар приходуется у российского предприятия на
забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию" и не
является его собственностью. Сумму налога, уплаченного таможенным
органом, комиссионер возместит за счет средств, перечисляемых
иностранному предприятию - комитенту);
- порядку представления отчета по налогу на добавленную
стоимость, удержанному источником выплаты (организация, являющаяся
источником выплаты налога на добавленную стоимость, представляет в
налоговые органы отдельный расчет).
При выплате иностранной организации дохода в иностранной валюте
налог на добавленную стоимость российским предприятием -
источником выплаты исчисляется также в иностранной валюте, а вот
уплатить в бюджет налог российское предприятие имеет право как в
иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте по курсу
Центрального банка Российской Федерации, действующему на день
уплаты налога.
Согласно разъяснениям Министерства иностранных дел Российской
Федерации обложение налогом на добавленную стоимость иностранных
юридических лиц, осуществляющих производственную и иную
коммерческую деятельность на территории Российской Федерации,
производится без учета ратифицированных международных договоров
СССР или Российской Федерации с иностранными государствами об
избежании двойного налогообложения, так как они не затрагивают
вопросы, связанные с налогом на добавленную стоимость и другими
косвенными налогами.
При выявлении случаев выплаты доходов иностранным организациям
без удержания налога на добавленную стоимость с российского или
иностранного юридического лица - источника выплаты доходов в
бесспорном порядке удерживается сумма налога. Применение к такому
предприятию штрафных санкций, предусмотренных статьей 13 Закона
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" (включая пени), является
неправомерным, поскольку данные нормативные акты устанавливают
ответственность налогоплательщиков, а не налоговых агентов.
Кроме того, при проведении указанной проверки следует обратить
внимание на правильность зачета (возмещения) НДС у российского
предприятия - источника выплаты.
Суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные в
бюджет за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию, по
материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам),
стоимость которых относится на издержки производства и обращения,
подлежат зачету или возмещению у предприятия - источника выплаты.
Суммы такого налога, подлежащие зачету или возмещению,
отражаются по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по
приобретенным ценностям" (соответствующих субсчетов) и после
фактической уплаты в бюджет списываются с кредита счета 19 "Налог
на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
(соответствующих субсчетов) в дебет счета 68 (субсчет "Расчеты с
бюджетом по налогу на добавленную стоимость").
Суммы налога, уплаченные за иностранное предприятие по товарам
(работам, услугам), использованным при осуществлении операций,
освобожденных от уплаты НДС в соответствии с подпунктами "в" -
"ш", "я" и "я.1" пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на
добавленную стоимость", относятся на издержки производства и
обращения и зачету (возмещению) не подлежат.
Все случаи выплаты доходов в пользу постоянных представительств
иностранных юридических лиц необходимо в обязательном порядке
отразить в актах документальных проверок с указанием реквизитов
договоров, номеров платежных документов и вида выплаченных
доходов.
При проведении проверок следует руководствоваться действующим
налоговым законодательством:
- статья 10 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге
на прибыль предприятий и организаций" (с учетом последующих
изменений и дополнений);
- инструкция Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. N 34
"О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц";
- письмо Госналогслужбы РФ от 29 декабря 1995 г. N ВЗ-6-06/672
"О новых формах к инструкции Госналогслужбы России от 16 июня
1995 г. N 34";
- письмо Госналогслужбы РФ от 20 декабря 1995 г. N НР-6-06/652
"Методические рекомендации по применению отдельных положений
инструкции Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. N 34";
- письмо Госналогслужбы РФ от 3 января 1996 г. N НП-4-06/1н
"О порядке расчетов с бюджетом по своевременно не удержанным
налогам на доходы иностранных юридических лиц от источников в
Российской Федерации";
- письмо Госналогслужбы РФ от 31 мая 1995 г. N ЮУ-6-06/308
"О ставках налогообложения отдельных доходов, установленных в
соглашениях об избежании двойного налогообложения";
- письмо Госналогслужбы РФ от 21 марта 1996 г. N НП-4-06/23н
"О ставках налогообложения отдельных доходов, установленных в
соглашениях об избежании двойного налогообложения";
- письмо ГНИ по г. Москве от 2 октября 1995 г. N 11-13/15357;
- письмо ГНИ по г. Москве от 2 ноября 1995 г. N 11-13/17313;
- письмо ГНИ по г. Москве от 6 декабря 1995 г. N 11-13/19744;
- письмо ГНИ по г. Москве от 6 мая 1996 г. N 11-13/9369;
- письмо ГНИ по г. Москве от 15 августа 1996 г. N 11-13/17733;
- письмо ГНИ по г. Москве от 14 октября 1996 г. N 11-13/22652;
- письмо ГНИ по г. Москве от 11 декабря 1996 г. N 11-13/27713;
- Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1
"О налоге на добавленную стоимость" с внесенными изменениями и
дополнениями;
- инструкция Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39
"О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Государственные территориальные налоговые инспекции в срок до
30 июня 1997 г. представляют в окружные налоговые управления ГНИ
по г. Москве акты проверок вместе с сопроводительными письмами с
указанием выявленных нарушений, а также сводные таблицы по
прилагаемой форме (приложения N 1, 2).
После получения материалов окружные налоговые управления
составляют сводную справку по результатам проверок, сводную
таблицу по округу и в срок до 7 июля 1997 г. передают их вместе с
актами документальных проверок в отдел налога на прибыль и
международных налоговых отношений Управления методики (комната
441) для обобщения в целом по Москве.
Контрольное управление ГНИ по г. Москве в срок до 7 июля
1997 г. представляет в отдел налога на прибыль и международных
налоговых отношений Управления методики (комната 441) сводную
справку, сводные таблицы (приложения N 1, 2) и акты документальных
проверок для обобщения в целом по Москве.
Заместитель
начальника инспекции -
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
Приложение N 1
к письму ГНИ по г. Москве
от 9 июня 1997 г. N 11-13/12730
ФОРМА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОВЕРКАХ
ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
ДОХОДОВ ОТ ИСТОЧНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
---T--------------------------T--------T------T-------T------T-----¬
¦N ¦ Содержание ¦Проценты¦Доходы¦Доходы ¦Прочие¦Итого¦
¦п/¦ ¦ ¦за ¦по ¦доходы¦ ¦
¦п ¦ ¦ ¦аренду¦внешне-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦торго- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вым ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сделкам¦ ¦ ¦
+--+--------------------------+--------+------+-------+------+-----+
¦ 1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+--+--------------------------+--------+------+-------+------+-----+
¦1.¦Количество проверенных ¦ х** ¦ х ¦ х ¦ х ¦ ¦
¦ ¦организаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------+--------+------+-------+------+-----+
¦2.¦В скольких организациях ¦ х ¦ х ¦ х ¦ х ¦ ¦
¦ ¦установлены нарушения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------+--------+------+-------+------+-----+
¦3.¦Суммы доходов, выплаченные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранным юридическим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лицам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------+--------+------+-------+------+-----+
¦4.¦Суммы доначисленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦налогов: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- в том числе поступило ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ в бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------------+--------+------+-------+------+-----+
¦5.¦Из суммы доначисленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦налогов возвращено ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(не уплачивалось) в связи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с представлением заявлений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦от иностранных лиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+--------------------------+--------+------+-------+------+------
Начальник инспекции _______________ Исполнитель _____________
(подпись, ФИО) (подпись, ФИО)
---------------------
* Суммы доходов и налогов указываются в иностранных валютах.
** Х - не заполняется.
Приложение N 2
к письму ГНИ по г. Москве
от 9 июня 1997 г. N 11-13/12730
РЕЗУЛЬТАТЫ
ЦЕЛЕВЫХ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ПО ВОПРОСУ ПРАВИЛЬНОСТИ
ИСЧИСЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
----T-------------T------T--------------------T--------------------¬
¦ N ¦Наименование ¦Вид ¦Сумма фактически ¦Дополнительно начис-¦
¦п/п¦предприятия -¦дохода¦уплаченного налога* ¦лено налога по ре- ¦
¦ ¦источника ¦ ¦ ¦зультатам проверок* ¦
¦ ¦выплаты ¦ +--------T-----------+--------T-----------+
¦ ¦ ¦ ¦ за ¦за январь -¦ за ¦за январь -¦
¦ ¦ ¦ ¦1996 год¦май 1997 г.¦1996 год¦май 1997 г.¦
+---+-------------+------+--------+-----------+--------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+---+-------------+------+--------+-----------+--------+-----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+------+--------+-----------+--------+-----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+------+--------+-----------+--------+-----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+------+--------+-----------+--------+-----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+------+--------+-----------+--------+-----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+------+--------+-----------+--------+-----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+------+--------+-----------+--------+-----------+
¦ ¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по округу:** ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+------+--------+-----------+--------+------------
-------------------------
* Суммы указываются в валюте платежа.
** Строка заполняется только окружными управлениями ГНИ по
г. Москве и Контрольным управлением ГНИ по г. Москве.
|