ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ. ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА (без изм. и доп.)
18 июня 1997 года N 25
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН
Настоящий Закон регулирует в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Уставом города Москвы, законодательством
Российской Федерации и города Москвы рассмотрение обращений
граждан в городе Москве, подаваемых в связи с признанием,
соблюдением, защитой их прав, свобод и законных интересов.
Закон рассматривает обращения граждан как важное средство
укрепления связей органов государственной власти города и органов
местного самоуправления по реализации их конституционного права на
непосредственное участие в городском самоуправлении, в
восстановлении нарушенных прав и свобод, обеспечении социальной
справедливости.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Общие положения
Статья 1. Право граждан на обращения
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 3. Пределы действия настоящего Закона
Статья 4. Язык производства при рассмотрении обращений граждан
Статья 5. Устные обращения граждан
Статья 6. Письменные обращения граждан
Статья 7. Подведомственность дел и адресаты обращений граждан
Статья 8. Сроки рассмотрения обращений граждан
Статья 9. Неразглашение сведений в связи с рассмотрением
обращений граждан
Статья 10. Доказательства по обращениям граждан
Статья 11. Рассмотрение обращений граждан в органах власти
города
Статья 12. Прием граждан
Статья 13. Рассмотрение обращений и прием граждан депутатами
Московской городской Думы
Статья 14. Рассмотрение обращений граждан в организациях,
на предприятиях, в учреждениях и общественных
объединениях
Глава II. Рассмотрение предложений граждан
Статья 15. Обязанности органов власти города и должностных лиц
по рассмотрению предложений граждан
Статья 16. Право на обжалование
Статья 17. Предложения граждан по совершенствованию
законодательства
Глава III. Рассмотрение заявлений граждан
Статья 18. Обязанности органов власти города и должностных лиц
по рассмотрению заявлений граждан
Статья 19. Обжалование решения по заявлению
Глава IV. Рассмотрение жалоб граждан
Статья 20. Подача жалобы
Статья 21. Срок подачи жалобы
Статья 22. Права граждан при рассмотрении жалобы
Статья 23. Обязанности должностных лиц по рассмотрению жалобы
Статья 24. Решение по жалобе
Статья 25. Последствия принятия решения по жалобе
Глава V. Рассмотрение ходатайств граждан
Статья 26. Оформление и подача ходатайства
Статья 27. Государственная пошлина
Статья 28. Отказ в принятии к рассмотрению и регистрации
ходатайства
Статья 29. Решение по ходатайству
Статья 30. Обжалование решения, принятого по ходатайству
Глава VI. Коллективные обращения граждан
Статья 31. Подача коллективных обращений
Статья 32. Обжалование решения по коллективному обращению,
петиции граждан
Глава VII. Ответственность за нарушения законодательства
об обращениях граждан
Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства о
рассмотрении обращений граждан
Статья 34. Ответственность за преследование гражданина
в связи с его обращением
Статья 35. Возмещение материального и морального вреда,
причиненного нарушением законодательства
о рассмотрении обращений граждан
Статья 36. Ответственность граждан
Статья 37. Контроль за соблюдением законодательства
об обращениях
Статья 38. Надзор прокуратуры за соблюдением требований
настоящего Закона
Статья 39. Введение в действие настоящего Закона
______________________________________________________________________________
Глава I. Общие положения
Статья 1. Право граждан на обращения
Граждане - жители Москвы, иные граждане Российской Федерации,
иностранные граждане, а также лица без гражданства, законно
находящиеся на территории города, вправе лично или через своих
представителей, уполномоченных в установленном законом порядке,
обращаться в органы государственной власти города, в органы
местного самоуправления, к их должностным лицам, государственным и
муниципальным служащим, к руководителям предприятий, учреждений и
общественных объединений, в компетенцию которых входит разрешение
поставленных в обращениях вопросов.
Органы государственной власти города, органы местного
самоуправления, должностные лица - Мэр, Вице - мэр, министры и
другие члены Правительства Москвы, руководители департаментов,
комитетов, управлений, префекты административных округов, главы
районных Управ, депутаты Московской городской Думы,
государственные и муниципальные служащие в соответствии с
возлагаемыми на них служебными обязанностями, а также руководители
предприятий, учреждений, организаций обязаны своевременно и по
существу рассматривать обращения граждан и принимать по ним
решения в порядке, установленном федеральным законодательством,
настоящим Законом и иными законодательными и нормативными
правовыми актами города Москвы.
Обращения граждан, поступившие в органы исполнительной власти
города от депутатов, из редакций газет, журналов, телевидения,
радио и других средств массовой информации, по линии прямой
телефонной связи, рассматриваются в порядке и сроки,
предусмотренные настоящим Законом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Под обращениями в настоящем Законе понимаются изложенные в
устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы,
ходатайства, в том числе коллективные обращения и петиции граждан.
Предложение - обращение гражданина конкретного характера, не
связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение
организации и деятельности органов государственной власти города и
органов местного самоуправления, предприятий, организаций и
учреждений вне зависимости от организационно - правовых форм в
решении вопросов экономической, политической, социально -
культурной и других сфер жизни города.
Заявление - обращение гражданина по поводу реализации
принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией Российской
Федерации, Уставом города Москвы, иными законами Российской
Федерации и города Москвы.
Жалоба - обращение гражданина по поводу восстановления прав или
законных интересов, нарушенных действиями (бездействием),
решениями органов государственной власти города, органов местного
самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями
предприятий, учреждений и общественных объединений.
Ходатайство - письменное обращение гражданина с просьбой о
признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с
предоставлением документов, их подтверждающих.
Коллективные обращения - обращение двух или более граждан в
письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение,
принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или)
участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.
Петиции - коллективные обращения граждан в органы власти города
о необходимости проведения общественных реформ или частичного
изменения городского законодательства.
В целях настоящего Закона под органами власти города понимаются
органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 3. Пределы действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на все обращения
граждан, за исключением:
- обращений, связанных с изобретениями, открытиями,
рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых
регламентируется федеральным законодательством;
- обращений, которые рассматриваются в порядке уголовного,
гражданского судопроизводства, производства по делам об
административных правонарушениях;
- обращений, которые рассматриваются в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным
законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде
Российской Федерации";
- обращений, вытекающих из отношений, складывающихся внутри
коллективов коммерческих организаций и общественных объединений,
регулируемых нормами федерального законодательства, их уставами и
положениями.
Статья 4. Язык производства при рассмотрении обращений граждан
Рассмотрение обращений граждан ведется на русском языке.
Статья 5. Устные обращения граждан
Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда
изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют
дополнительной проверки, личности обращающихся известны или
установлены.
На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной
форме.
В отдельных случаях ввиду сложного характера вопросов,
поставленных в устных обращениях граждан, либо необходимости
дополнительной проверки изложенных в них фактов должностные лица
дают соответствующие распоряжения исполнителям в порядке
подчиненности. Обращения регистрируются в трехдневный срок и
ставятся на контроль, результаты их рассмотрения доводятся до
сведения заинтересованных лиц в установленном настоящим Законом
порядке.
Статья 6. Письменные обращения граждан
Письменные обращения граждан должны содержать наименование и
адрес органа власти города или должностного лица, которым они
адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или
ходатайства, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса,
контактные телефоны, дату и личную подпись.
Обращения, в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная
подпись, считаются анонимными и не подлежат рассмотрению.
Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени
гражданина, удостоверяются подписью руководителя организации по
месту жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью,
а для лиц, находящихся в местах лишения свободы, - руководителями
исправительных учреждений.
Не рассматриваются обращения, содержащие выражения,
оскорбляющие честь и достоинство других лиц.
Обращения граждан с просьбой о толковании действующего
российского законодательства, законодательства города Москвы
возвращаются им без рассмотрения с извещением об органе
государственной власти, в компетенцию которого входит толкование
федеральных законов и законодательных актов города, в адрес
которого им следует обратиться.
Статья 7. Подведомственность дел и адресаты обращений граждан
Граждане подают свои обращения в те органы власти города и
адресуют тем должностным лицам, к непосредственной компетенции
которых относится их рассмотрение.
В том случае, если обращения неподведомственны органу власти
города или должностному лицу, они адресуются в трехдневный срок со
дня поступления тому органу власти города или должностному лицу, к
компетенции которых относится решение поставленных в них вопросов.
Обратившимся лицам в таком случае при личном приеме или в
письменном ответе сообщается, кому направлены на рассмотрение их
предложения, жалобы, заявления или ходатайства.
Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам
власти города и должностным лицам, действия (бездействие) которых
обжалуются.
Возникающие споры о подведомственности обращений граждан
рассматриваются вышестоящим органом государственной власти,
должностным лицом либо в судебном порядке.
Статья 8. Сроки рассмотрения обращений граждан
Для всех видов обращений - индивидуальных и коллективных,
поданных в письменной форме, если их разрешение не требует
продления или принятия безотлагательных мер, устанавливаются
единые предельные сроки рассмотрения.
Решения по обращениям граждан принимаются органами власти
города, должностными лицами, а по их поручению государственными и
муниципальными служащими в срок до одного месяца со дня их
поступления и регистрации.
Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки,
разрешаются безотлагательно в сокращенные сроки, не позднее 15
дней.
Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются
в сокращенные сроки - до 15 дней со дня их поступления в органы
государственной власти города Москвы; безотлагательно, но не
позднее 7 дней со дня поступления в органы местного
самоуправления, на предприятия, в организации и учреждения.
В тех случаях, когда для разрешения предложений, заявлений,
жалоб или ходатайств необходимо проведение специальной проверки,
истребование дополнительных материалов либо принятие других мер,
сроки их разрешения могут быть в порядке исключения продлены
руководителем соответствующего органа власти города или его
заместителем, но не более чем на один месяц с сообщением об этом
лицу, подавшему обращение.
При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать
двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые
для принятия решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В
таких случаях общий срок рассмотрения обращения продлевается на
весь период судебного разбирательства.
О результатах рассмотрения обращения гражданину направляется
сообщение в течение 10 дней с момента принятия по нему
соответствующего решения.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число
последнего месяца срока, исчисляемый неделями - в соответствующий
день последней недели срока.
Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день исполнения
обращения.
В случае, если окончание срока рассмотрения обращения
приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается
непосредственно следующий за ним рабочий день.
Статья 9. Неразглашение сведений в связи с рассмотрением
обращений граждан
Сведения, ставшие известными органам власти города или
должностным лицам при рассмотрении обращений граждан, не могут
быть использованы во вред им.
Запрещается использование и распространение информации о
частной жизни граждан без их согласия.
По просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его
фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы.
Статья 10. Доказательства по обращениям граждан
Лицо, подавшее обращение, в случае необходимости представляет
доказательства, обосновывающие содержащиеся в нем требования.
Если представленных доказательств недостаточно, орган власти
города или должностное лицо, рассматривающее обращение, предлагает
заявителю представить дополнительные сведения либо собирает их по
собственной инициативе, когда лицо, подавшее обращение, ссылается
на отсутствие условий, необходимых для сбора дополнительной
информации.
Общеизвестные обстоятельства и факты, установленные вступившим
в законную силу решением суда, не подлежат доказыванию.
Статья 11. Рассмотрение обращений граждан в органах власти
города
Руководители органов городской администрации, должностные лица,
указанные в статье 1, обязаны обеспечить необходимые условия для
рассмотрения обращений граждан, их личного приема и объективного
разрешения поставленных в них вопросов.
Должностные лица обязаны внимательно разбираться в существе
обращений, в случае необходимости истребовать нужные документы,
направлять работников на места для проверки, принимать
обоснованные решения и обеспечивать своевременное и правильное их
исполнение.
Должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам в
получении истребуемых доказательств, если запрашиваемые сведения
не отнесены законодательством к категории сведений, составляющих
государственную тайну, и не содержат информации конфиденциального
характера.
По согласованию с гражданами им в письменной или устной форме
сообщается о решениях, принятых по их обращениям. В случае
отклонения обращений обязательно указываются мотивы отклонения,
разъясняется порядок обжалования.
Статья 12. Прием граждан
Порядок приема граждан в органах государственной власти города
регулируется положением, утверждаемым Правительством Москвы.
Прием граждан осуществляется лично руководителями городской
администрации и органов местного самоуправления, государственными
и муниципальными служащими в установленное и удобное для
посетителей время в организуемых для этих целей приемных.
Руководители органов городской администрации, муниципальных
предприятий и учреждений города несут личную ответственность и
отчитываются перед вышестоящими органами за организацию приема и
рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и ходатайств граждан.
Статья 13. Рассмотрение обращений и прием граждан депутатами
Московской городской Думы
Депутаты Московской городской Думы рассматривают обращения
граждан в соответствии с нормами настоящего Закона, Закона города
Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской
городской Думы" и Регламента Московской городской Думы.
Обращения граждан, являющихся избирателями, адресованные
депутату избирательного округа, на территории которого они
проживают, рассматриваются депутатом в первоочередном порядке.
Обращения граждан к депутату другого избирательного округа
рассматриваются в пределах направлений его депутатской
деятельности. Не относящиеся к ним обращения могут быть переданы
по согласованию депутату соответствующего избирательного округа
или возвращены без рассмотрения с извещением об органе власти
города или должностном лице, к компетенции которого относится
рассмотрение данного вопроса.
Аппарат Московской городской Думы, префекты административных
округов, главы районных Управ оказывают депутатам помощь в
организации приема и рассмотрении обращений граждан.
Статья 14. Рассмотрение обращений граждан в организациях,
на предприятиях, в учреждениях и общественных
объединениях
Рассмотрение обращений и прием граждан в организациях, на
предприятиях, в учреждениях, не входящих в систему органов власти
города, а также в общественных объединениях осуществляются
руководителями указанных организаций в соответствии с нормами
настоящего Закона и утвержденными ими положениями.
Глава II. Рассмотрение предложений граждан
Статья 15. Обязанности органов власти города и должностных лиц
по рассмотрению предложений граждан
Органы власти города и должностные лица, к непосредственному
ведению которых относится рассмотрение и принятие решений по
существу содержащихся в предложении вопросов, обязаны их
рассмотреть в установленные сроки, объективно оценить, принять
мотивированное решение и дать ответ по существу предложения.
Статья 16. Право на обжалование
Гражданин имеет право обжаловать отказ в принятии и
рассмотрении предложения в вышестоящую по компетенции инстанцию.
Статья 17. Предложения граждан по совершенствованию
законодательства
Жители Москвы могут в порядке гражданской инициативы в
соответствии с Уставом города Москвы обращаться к органам
исполнительной власти города, в Московскую городскую Думу с
предложениями по совершенствованию законодательства города Москвы.
Поступающие в адрес городской администрации от граждан
предложения по проведению общественных и социально - экономических
реформ в городе Москве, принятию в связи с этим новых законов,
отмене или изменению действующих законодательных актов
рассматриваются в соответствии с нормами настоящего Закона и
вносятся Мэром Москвы в виде законопроектов на рассмотрение
Московской городской Думы.
Глава III. Рассмотрение заявлений граждан
Статья 18. Обязанности органов власти города и должностных лиц
по рассмотрению заявлений граждан
Органы власти города, их должностные лица, принявшие к
рассмотрению заявление, поступившее от гражданина, обязаны:
- рассмотреть его по существу в установленные настоящим Законом
сроки;
- принять обоснованное решение и обеспечить его исполнение;
- сообщить заявителю о результатах рассмотрения заявления и
принятом по нему решении;
- в случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении,
довести до сведения заявителя мотивы отказа, а также указать
возможный порядок обжалования принятого по заявлению решения.
Статья 19. Обжалование решения по заявлению
Отказ в принятии заявления, а также решение по заявлению, не
удовлетворяющее гражданина, могут быть обжалованы в вышестоящий
орган государственной власти, в порядке подчиненности должностному
лицо либо в суд.
Глава IV. Рассмотрение жалоб граждан
Статья 20. Подача жалобы
Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы
государственной власти и на имя тех должностных лиц, в
непосредственном подчинении которых находятся органы власти города
и должностные лица, решения которых, а также неправомерные
действия (бездействие) обжалуются.
Статья 21. Срок подачи жалобы
Жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента,
когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее
одного месяца со дня получения письменного или устного уведомления
органа власти города или должностного лица об отказе в
удовлетворении требований, содержащихся в обращении.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может
быть продлен по решению органа власти города или должностного лица
при представлении жалобщиком подтверждающих документов.
Если срок подачи жалобы истек и не продлен, гражданин может
обратиться с жалобой к вышестоящему должностному лицу либо в
вышестоящую инстанцию.
Статья 22. Права граждан при рассмотрении жалобы
Гражданин, обратившийся с жалобой, имеет право:
- лично довести до сведения должностного лица, рассматривающего
жалобу, обстоятельства, приведшие к нарушению его прав;
- присутствовать при рассмотрении жалобы и знакомиться с
итоговыми материалами по ее проверке;
- представлять дополнительные сведения или ходатайствовать об
их истребовании органом власти города или должностным лицом,
рассматривающим жалобу;
- получить в установленный срок официальный ответ в письменной
форме о результатах рассмотрения жалобы;
- при несогласии с принятым решением обжаловать его в
вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти;
- требовать возмещения морального и материального вреда в
установленном законом порядке;
- пользоваться услугами доверенного лица, адвоката.
Статья 23. Обязанности должностных лиц по рассмотрению жалобы
Должностное лицо, в компетенцию которого входит рассмотрение
соответствующей жалобы, обязано:
- принять жалобу и зарегистрировать ее;
- рассмотреть жалобу по существу в установленный настоящим
Законом срок, объективно оценить изложенные в ней факты, проверить
их достоверность;
- незамедлительно принять меры к пресечению неправомерных
решений, действий (бездействия), посягающих на права и законные
интересы граждан;
- в случае необходимости выехать на место для обследования
обстоятельств, породивших жалобу, истребовать у тех органов власти
города и должностных лиц, на которых поступила жалоба, необходимые
материалы и объяснения, пригласить свидетелей и специалистов;
- принять мотивированное и основанное на законе решение по
жалобе и обеспечить его реальное исполнение;
- сообщить гражданину о результатах рассмотрения жалобы и
принятом по ней решении в установленный настоящим Законом срок в
письменной форме или в устной форме по согласованию с ним.
Рассмотрение жалобы прекращается, если в ходе проверки было
установлено, что автор указал ложные фамилию, адрес и другие
недостоверные сведения.
Статья 24. Решение по жалобе
По итогам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих
решений:
- о полном или частичном удовлетворении жалобы, восстановлении
нарушенного права гражданина;
- об отказе в полном или частичном удовлетворении жалобы.
Решение по жалобе должно быть мотивированным со ссылкой на
конкретные законодательные акты Российской Федерации и города
Москвы; содержать указание об отмене или изменении обжалуемого
решения, принятого органом власти города или должностным лицом,
необходимости привлечения должностного лица, принявшего незаконное
решение, к установленной законом ответственности, а также о
порядке обжалования принятого решения.
В случае несогласия с решением, принятым органом власти города
или должностным лицом, гражданин вправе обжаловать его в
вышестоящую инстанцию или в суд в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Статья 25. Последствия принятия решения по жалобе
Если жалоба признана подлежащей удовлетворению полностью или
частично, орган власти города или должностное лицо, принявшие
решение по жалобе, обязаны принять необходимые меры для
восстановления нарушенного права гражданина, принести ему
извинения в письменном виде, а также по просьбе гражданина
проинформировать об этом заинтересованных в рассмотрении жалобы
лиц.
Если порочащие гражданина сведения были опубликованы в
средствах массовой информации города, он вправе потребовать
публикации опровержения в порядке, установленном Законом
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах
массовой информации" и законодательными актами города Москвы.
Глава V. Рассмотрение ходатайств граждан
Статья 26. Оформление и подача ходатайства
Ходатайства оформляются в случаях и по вопросам, прямо
установленным законодательством Российской Федерации и города
Москвы.
Ходатайства подаются в органы власти города, их должностным
лицам и рассматриваются в сроки, установленные законодательством
Российской Федерации и настоящим Законом.
Ходатайства принимаются к рассмотрению при наличии всех
необходимых и правильно оформленных документов по специально
установленной форме.
Статья 27. Государственная пошлина
При подаче ходатайств может взиматься государственная пошлина в
случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 9 декабря
1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине".
Статья 28. Отказ в принятии к рассмотрению и регистрации
ходатайства
При отказе в принятии к рассмотрению и регистрации ходатайства
заявителю направляется письменное уведомление с указанием причин
отказа и порядка обжалования решения.
Статья 29. Решение по ходатайству
О решении, принятом по ходатайству, заявитель информируется в
течение десяти дней со дня его принятия.
Статья 30. Обжалование решения, принятого по ходатайству
Решение, принятое по ходатайству, а также отказ в принятии к
рассмотрению и регистрации ходатайства могут быть обжалованы в
вышестоящую инстанцию или в суд.
Глава VI. Коллективные обращения граждан
Статья 31. Подача коллективных обращений
Коллективные обращения граждан рассматриваются в соответствии с
требованиями статей настоящего Закона (за исключением статей 5,
26), регулирующих порядок подачи, рассмотрения письменных
обращений в виде предложений, заявлений, жалоб и петиций.
Коллективные обращения граждан, принятые на собраниях (сходах),
конференциях, митингах, подлежат рассмотрению так же, как и
индивидуальные обращения, поданные в письменной форме.
Коллективные обращения могут оформляться в виде петиций,
подаваемых в органы власти города от имени участников собрания
(схода), конференции, митинга выборными лицами, обладающими
представительскими полномочиями.
Порядок подачи петиций по проведению общественных реформ и
совершенствованию законодательства города осуществляется в
соответствии со статьей 79 Устава города Москвы.
Статья 32. Обжалование решения по коллективному обращению,
петиции граждан
Решение по коллективному обращению, петиции граждан в случае,
если оно не удовлетворяет их законные права и интересы, может быть
обжаловано в судебном порядке.
Глава VII. Ответственность за нарушения законодательства
об обращениях граждан
Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства о
рассмотрении обращений граждан
Нарушение установленного настоящим Законом порядка рассмотрения
обращений граждан, неправомерный отказ в их приеме, затягивание
сроков рассмотрения обращений, их необъективное разбирательство,
принятие необоснованных, нарушающих законодательство Российской
Федерации и города Москвы решений, предоставление недостоверной
информации, разглашение сведений о частной жизни гражданина влекут
ответственность виновных должностных лиц, государственных и
муниципальных служащих в соответствии с Федеральным законом от 31
июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы в
Российской Федерации", Федеральным законом от 28 августа 1995 года
N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", с законодательными актами города Москвы и
настоящим Законом вплоть до отстранения от занимаемой должности и
увольнения.
Статья 34. Ответственность за преследование гражданина
в связи с его обращением
Преследование гражданина за содержащуюся в обращении критику
влечет ответственность виновных должностных лиц в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 35. Возмещение материального и морального вреда,
причиненного нарушением законодательства
о рассмотрении обращений граждан
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении
материального и морального вреда, причиненного ему в результате
нарушения органом власти города или должностным лицом
законодательства об обращениях граждан.
Статья 36. Ответственность граждан
Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы
клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и
достоинство других лиц, влечет ответственность в соответствии с
действующим законодательством.
Граждане, систематически предъявляющие заведомо необоснованные
требования, влекущие значительные материальные затраты, связанные
с рассмотрением их обращений, могут быть привлечены к
ответственности в судебном порядке с компенсацией понесенных
затрат за их счет.
Статья 37. Контроль за соблюдением законодательства
об обращениях
Главы районных Управ анализируют и представляют ежеквартально
префектам информацию о проводимой в районах работе с обращениями
граждан, принимают меры к устранению причин и условий, порождающих
нарушения прав и законных интересов жителей города, их повторные
обоснованные обращения.
Префекты каждое полугодие готовят обобщенные сведения по
административным округам и представляют их в Правительство Москвы.
Правительство Москвы осуществляет систематический контроль за
состоянием работы с обращениями и приемом граждан в районных
Управах, в организациях административных округов, департаментах и
других органах исполнительной власти города, ежегодно обсуждает
этот вопрос на своих заседаниях и принимает по нему
соответствующее постановление, публикуемое в городской печати.
Статья 38. Надзор прокуратуры за соблюдением требований
настоящего Закона
Прокуратура Москвы осуществляет надзор за исполнением
требований настоящего Закона, принимает необходимые меры по
восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан
города, привлекает нарушителей к ответственности и принимает
другие меры в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992
года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Статья 39. Введение в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города
Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах
города Москвы".
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
18 июня 1997 года
N 25
|