25 июня 1997 года N 28-51
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ
РЕШЕНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Статья 1. Предмет Закона и отношения, реализуемые настоящим
Законом
Статья 2. Об участии граждан в процессе подготовки
градостроительных решений
Статья 3. О защите прав граждан при реализации
градостроительных решений в органах власти
районов города Москвы
Статья 4. О защите прав граждан при реализации
градостроительных решений в органах власти города
Статья 5. Защита прав юридических и физических лиц, участвующих
в реализации архитектурно - строительных проектов
Статья 6. Порядок согласования местных, районных и городских
интересов при реализации градостроительных решений
Статья 7. Механизмы реализации и защиты приоритетных
направлений развития территории при осуществлении
градостроительной деятельности
Статья 8. Вступление настоящего Закона в силу
______________________________________________________________________________
Статья 1. Предмет Закона и отношения, реализуемые настоящим
Законом
1. Настоящий Закон принимается на основании Закона РСФСР от
19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной
среды", Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3295-1
"Об основах градостроительства в Российской Федерации", Устава
города Москвы от 28 июня 1995 года, Законов города Москвы от
10 июля 1996 года N 26-77 "О территориальном общественном
самоуправлении в городе Москве", от 11 сентября 1996 года N 28-91
"О районной Управе в городе Москве" и устанавливает формы защиты
прав граждан и иных субъектов при реализации градостроительных
решений в городе Москве (далее - градостроительные решения).
2. Настоящий Закон регулирует отношения по защите прав
физических и юридических лиц, а также органов власти и (или)
должностных лиц городской администрации при реализации
градостроительных решений.
3. К отношениям, регулируемым настоящим Законом, относятся
защита прав жителей города, инвесторов, строителей и согласование
законных интересов физических и юридических лиц и органов власти и
(или) должностных лиц городской администрации в пределах
собственного законодательного регулирования города Москвы,
реализуемые посредством действий органов власти и (или)
должностных лиц городской администрации в ходе реализации
градостроительных решений на территории Москвы.
4. Настоящий Закон устанавливает права и обязанности физических
и юридических лиц, а также органов власти и (или) должностных лиц
городской администрации при согласовании их законных интересов в
процессе подготовки и принятия органами власти и (или)
должностными лицами городской администрации правовых актов,
обеспечивающих реализацию градостроительных решений,
регламентирует порядок информирования граждан о возможной
реализации градостроительных проектов, устанавливает особенности
процедуры проведения опросов граждан по поводу проектирования и
строительства объектов недвижимости на территории Москвы.
Статья 2. Об участии граждан в процессе подготовки
градостроительных решений
1. Граждане, проживающие в городе Москве и достигшие 18-летнего
возраста, имеют право участвовать в процессе разработки
предложений и подготовки проектов градостроительных решений до
принятия органом власти или должностным лицом городской
администрации правового акта о реализации конкретного
архитектурно - строительного проекта.
2. При реализации градостроительных решений граждане имеют
право:
- на получение от органов власти города Москвы и районов Москвы
достоверной информации о конкретных градостроительных решениях по
строительству, реконструкции, комплексному благоустройству
территории в порядке, установленном законодательством;
- на независимую экспертизу градостроительных проектов за счет
собственных средств, в том числе техническую и экологическую;
- на участие в обсуждении градостроительных планов и проектов
развития территории до их утверждения органом власти района или
Администрацией города Москвы.
3. Порядок участия граждан в обсуждении градостроительных
планов, проектов и решений по иным вопросам, связанным с
использованием городской территории, определяется нормативными
правовыми актами города Москвы и решениями районных Управ.
4. В качестве приоритетных задач (градостроительных
приоритетов) развития территории устанавливаются:
- строительство школ, детских садов, поликлиник, спортивных
сооружений и других объектов социальной инфраструктуры;
- развитие торговой сети, строительство предприятий бытового
обслуживания и общественного питания;
- строительство жилых домов, в том числе социального
использования, гостиниц, мотелей;
- развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в том
числе тепловых узлов, телефонных станций, многоэтажных и подземных
автостоянок и гаражей, устройство транспортных развязок;
- строительство театров, кинотеатров, клубов и других
учреждений культуры;
- реконструкция и реставрация памятников истории и культуры,
восстановление церквей и молельных домов;
- комплексное благоустройство территории;
- вывод с территории экологически вредных предприятий и
производств;
- расчистка завалов и пустырей, ликвидация свалок;
- вывод с территории складских помещений и оптовых торговых
предприятий;
- снос плоскостных гаражей, гаражей - ракушек и предоставление
лицам, обладающим такими гаражами на законных основаниях, льгот по
приобретению мест в многоэтажных гаражах;
- снос сараев, временных и капитальных хозяйственных построек,
вывод автостоянок из дворов жилых домов, скверов, детских площадок
и иных земельных участков;
- использование в законных интересах граждан внутридворовых
проездов, тротуаров, скверов и газонов;
- иные приоритетные задачи, установленные Генеральным планом
города Москвы и утвержденной градостроительной документацией.
На основе выявленных интересов граждан по месту жительства и на
уровне района, при отсутствии противоречий с городскими
градостроительными программами и планами, Мэр Москвы или по его
поручению Правительство Москвы принимает решение о сохранении или
изменении приоритета архитектурно - строительного проекта или
градостроительной программы.
5. Граждане в случае совершения противоправных действий в
процессе реализации градостроительных решений несут
ответственность в пределах и порядке, установленных
законодательством.
6. Органы власти и (или) должностные лица городской
администрации обязаны:
- до принятия правовых актов о реализации градостроительного
проекта проинформировать граждан, проживающих в границах
территорий, соответствующих градостроительному приоритету
градостроительного проекта, о предполагаемой реализации такого
проекта;
- обеспечить возможность обсуждения градостроительного проекта
в органах территориального общественного самоуправления.
Статья 3. О защите прав граждан при реализации
градостроительных решений в органах власти
районов города Москвы
1. Граждане, проживающие на территории районов города Москвы,
осуществляют свои права, в том числе относящиеся к подготовке и
принятию градостроительных решений, через своих полномочных
представителей - советников районного Собрания.
На уровне района или микрорайона права и законные интересы
жителей в части подготовки и принятия решений по вопросам
использования недвижимости реализуют и должны защищать районное
Собрание и районная Управа, в том числе путем выпуска
распорядительных документов, согласования в установленном порядке
градостроительной документации, подачи предложений и замечаний в
органы Администрации города Москвы, организации проведения опроса,
а также с помощью иных в законном порядке установленных
полномочий.
2. Районные Собрания и Управы обладают следующими полномочиями
в области регулирования отношений при подготовке и реализации
градостроительных проектов на уровне районов и микрорайонов города
Москвы:
- на рассмотрение градостроительных проектов строительства и
реконструкции объектов, иной градостроительной документации,
предоставляемой по их запросам органами Администрации города
Москвы или субъектами градостроительной и инвестиционной
деятельности на территории района или микрорайона для выработки
предложений;
- на передачу для обязательного рассмотрения в органы
Администрации города Москвы предложений по реализации
градостроительных решений и регулированию использования
недвижимости в целях улучшения экологического состояния среды
обитания, обеспечения бытовых, социально - культурных и иных
условий проживания граждан;
- на внесение в органы Администрации города Москвы конкретных
предложений по строительству школ, дошкольных учреждений,
поликлиник, аптек, спортивных сооружений, крытых автостоянок,
многоэтажных и подземных гаражей и иных объектов;
- на получение информации от органов территориального
общественного самоуправления по всем вопросам, относящимся к
защите прав и согласованию законных интересов граждан по месту
жительства;
- на рассмотрение коллективных жалоб граждан, решений органов
территориального общественного самоуправления по поводу
готовящихся или реализуемых градостроительных проектов,
расположенных на территории соответствующего района;
- на создание согласительных комиссий по рассмотрению
коллективных жалоб граждан, а также решений органов
территориального общественного самоуправления по поводу
готовящегося или реализуемого градостроительного проекта;
- на рассмотрение программы (плана) социально - экономического
развития и застройки территории района, схемы зонирования
территории района или микрорайона;
- на утверждение границ районов, в пределах которых создаются
населением и осуществляют свою деятельность органы
территориального общественного самоуправления, а также проводится
согласование законных интересов граждан.
3. Общий порядок рассмотрения вопросов и принятия
градостроительных решений в районах города Москвы определяется
федеральным законодательством, Уставом города Москвы,
законодательными актами города Москвы, распоряжениями Мэра Москвы
и постановлениями Правительства Москвы.
Статья 4. О защите прав граждан при реализации
градостроительных решений в органах власти города
1. Граждане, проживающие на территории города Москвы,
осуществляют свои права по реализации градостроительных решений
через своих полномочных представителей - Мэра Москвы, Вице - мэра
Москвы, депутатов Московской городской Думы.
В городе Москве реализацию градостроительных решений
осуществляет Администрация города Москвы путем выпуска правовых
нормативных актов, заключения инвестиционных контрактов и иных
гражданско - правовых договоров с физическими и юридическими
лицами, выдачи государственных актов, утверждения
градостроительной документации, принятия обращений в органы власти
Российской Федерации, выхода с законодательной инициативой, а
также используя иные законным порядком установленные полномочия.
2. При осуществлении градостроительных решений органы власти
города Москвы реализуют в полном объеме права и обязанности
органов власти субъекта Российской Федерации и городского
(местного) самоуправления в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, законодательством Российской Федерации и Уставом города
Москвы.
3. Порядок согласования вопросов с органами власти Российской
Федерации, в том числе при осуществлении городом Москвой столичных
функций, определяется федеральным законодательством, указами
Президента Российской Федерации и законами города Москвы.
Статья 5. Защита прав юридических и физических лиц, участвующих
в реализации архитектурно - строительных проектов
Юридические и физические лица, участвующие в реализации
архитектурно - строительных проектов в соответствии с утвержденной
в установленном порядке градостроительной (проектно -
разрешительной) документацией, имеют право на защиту своих прав и
интересов, вытекающих из закона или договора.
Такая защита обеспечивается либо в судебном порядке в
соответствии с действующим законодательством, либо в досудебном
порядке органами власти и (или) должностными лицами городской
администрации в соответствии с их компетенцией.
Статья 6. Порядок согласования местных, районных и городских
интересов при реализации градостроительных решений
1. Необходимость согласования частных интересов граждан,
местных, районных и городских интересов возникает при инициации,
разработке и реализации градостроительных проектов и планируемых
изменений условий использования недвижимости, а также при
возникновении или угрозе связанных с этим социальных конфликтов по
месту жительства граждан. Целью процесса согласования является
выявление общих социально значимых приоритетов и обеспечение
механизмов их последующей реализации.
2. Инициаторами процесса согласования могут выступать:
- граждане по месту жительства посредством подачи в органы
власти района петиционных листов за подписью не менее 500 граждан,
достигших 18-летнего возраста и проживающих в границах территории
одного района;
- органы территориального общественного самоуправления;
- инвестор или строитель, реализующий конкретный
градостроительный проект;
- районное Собрание;
- глава районной Управы;
- префект административного округа;
- Премьер Правительства Москвы;
- Правительство Москвы;
- Московская городская Дума;
- Мэр Москвы.
3. При получении петиционного листа от граждан, инициативы
инвестора или строителя, решения органов территориального
общественного самоуправления глава районной Управы направляет
полученные предложения на рассмотрение районного Собрания. В
случае принятия районным Собранием решения об инициации процесса
согласования глава районной Управы издает распоряжение,
устанавливающее границы территории согласования интересов в
соответствии с градостроительным приоритетом проекта, конкретные
формы и сроки согласования.
При получении главой районной Управы решения районного Собрания
или постановления (распоряжения) органа Администрации города
Москвы процесс согласования инициируется и проводится в
обязательном порядке в 3-месячный срок со дня получения такого
решения (распоряжения, постановления).
4. Выявление интересов и приоритетов граждан в пределах границ
не менее чем одного микрорайона проводится в соответствии с
законодательством города Москвы, правовыми актами Администрации
города Москвы и решениями районной Управы. Основными методами
выявления интересов жителей являются:
- проведение схода с участием не менее 50% жителей микрорайона
с принятием решений по вопросам простым большинством голосов;
- проведение конференции жителей при участии большинства
делегатов от соответствующей территории с принятием решений по
вопросам простым большинством голосов от числа присутствующих
делегатов;
- получение решения органа территориального общественного
самоуправления;
- опрос на территории не менее чем одного микрорайона;
- иные методы в соответствии с законодательством города Москвы.
5. После подведения итогов согласования районное Собрание
рассматривает результаты выявления интересов и приоритетов граждан
по месту жительства, вырабатывает предложения и принимает решения
для включения в программы (планы) социально - экономического
развития и застройки микрорайона (территории) и схемы зонирования
территории.
6. Результаты выявления интересов граждан по месту жительства,
решение районного Собрания, а в случае несогласия с этим решением
особое мнение главы районной Управы направляются префекту
административного округа, который направляет все эти документы в
органы Администрации города Москвы.
Статья 7. Механизмы реализации и защиты приоритетных
направлений развития территории при осуществлении
градостроительной деятельности
1. Для стимулирования защиты приоритетных направлений и
конкретных проектов по развитию территории при осуществлении
градостроительной деятельности Администрация города Москвы
использует следующие механизмы:
- предоставление в установленном порядке налоговых льгот или
налогового кредита инвесторам, заказчикам и (или) подрядчикам при
производстве строительных работ;
- частичное и полное освобождение социально значимых
предприятий, организаций от арендной платы за землю и нежилые
помещения, за использование городской инфраструктуры, а также от
иных платежей;
- предоставление льготного кредита физическим и юридическим
лицам уполномоченными банками под гарантии органов власти района
или Администрации города Москвы;
- обеспечение внеочередного приема, рассмотрения и согласования
градостроительной и иной документации в органах Администрации
города Москвы;
- иные механизмы поддержки со стороны города Москвы.
2. При реализации приоритетных задач в целях пресечения
противоречащего установленным градостроительным приоритетам
использования объектов недвижимости, предотвращения нежелательной,
экологически и социально вредной деятельности физических и
юридических лиц на территории города Администрация города Москвы
использует в отношении нарушителей:
- отказ в перезаключении договоров аренды или иных договоров
владения, пользования и распоряжения земельными участками на новые
сроки, применение повышенных ставок арендной платы за землю и иную
недвижимость, применение повышенных ставок платежей за
использование объектов городской инфраструктуры;
- применение штрафных санкций в соответствии с законами города
Москвы и Российской Федерации;
- принуждение в судебном порядке к возмещению убытков и
использованию обязательств в натуре;
- предъявление требований в судебном порядке о возмещении
материального ущерба, причиненного физическими и юридическими
лицами путем ущемления законных интересов граждан (при нарушении
экологической безопасности, самовольном строительстве и
самозахвате земель, чинении препятствий предприятиям и
организациям при проведении приоритетной градостроительной
деятельности, иных противоправных действиях);
- обращение в суд о пресечении любой деятельности, причиняющей
материальный ущерб законным интересам граждан по месту жительства;
- иные законные способы воздействия.
3. Физические и юридические лица, чья деятельность признана
несовместимой с приоритетными задачами развития территории, должны
быть заблаговременно, не позднее чем за 3 месяца, предупреждены о
возможном применении к ним установленных санкций путем направления
им предписаний главой районной Управы.
4. При невозможности для граждан, проживающих на территории,
без значительного для себя материального или морального ущерба в
течение 3 месяцев с момента получения предписания прекратить
пользование земельными участками и вывести с территории
принадлежащие им плоскостные гаражи, временные сооружения для
стоянки автомашин, художественные или иные мастерские, торговые
павильоны, подсобные помещения и другие объекты районные Управы
могут предоставить им отсрочку в пределах, установленных для
данной территории правовым актом Администрации города Москвы.
5. При предоставлении гражданам такой отсрочки учитываются их
согласие и готовность принять меры к прекращению не
соответствующей приоритетам, экологически или социально вредной
деятельности на территории. Среди таких мер могут быть: вступление
в гаражно - строительный кооператив, долевое участие в
строительстве многоэтажных и подземных гаражей и автостоянок,
художественных мастерских, оформление прав пользования земельными
участками для осуществления своей деятельности на другой
территории, где она допустима, а также иные документально
подтвержденные действия и намерения.
6. В ходе реализации приоритетных задач по месту жительства
Администрация района или города Москвы обязана до начала вывода
автостоянок и гаражей предоставить всем получившим предписание
владельцам личного автотранспортного средства возможность
приобрести или принять участие в долевом строительстве
многоэтажного или подземного гаража или автостоянки на территории
района или в близлежащих районах (территориях) города Москвы.
Статья 8. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
25 июня 1997 года
N 28-51
|