ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ
ПИСЬМО
от 30 июня 1997 г. N 13-22
Департамент финансов направляет для сведения и использования в
практической работе Рекомендации по осуществлению контроля за
целевым использованием бюджетных средств (приложение).
Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента финансов
Ю.В. Коростелев
Приложение
к письму
Департамента финансов
от 30 июня 1997 г. N 13-22
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕЛЕВЫМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
При проведении проверок состояния бухгалтерского учета и
отчетности и ревизий финансово - хозяйственной деятельности
особое внимание уделяется контролю за правильностью использования
выделенных из бюджета средств.
Указом Президента Российской Федерации N 1095 от 25 июля 1996
года "О мерах по обеспечению государственного финансового
контроля в Российской Федерации" признано необходимым проведение
не реже одного раза в год соответствующими контрольными
финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок
поступлений и расходования бюджетных средств.
Определение нецелевому использованию средств, выделенных из
бюджета, дано в п. 4 письма Министерства финансов Российской
Федерации N 3-А2-02 от 16.04.96, в соответствии с которым под
нецелевым использованием бюджетных средств понимается такое
использование этих средств, которое не приводит к результатам,
предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим
результатам, но сопровождается неправомерными действиями или
событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах,
в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов,
определяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств.
В пункте 6 вышеуказанного письма приведены общие виды
нецелевого использования бюджетных средств:
- направление этих средств на банковские депозиты, приобретение
различных активов, валюты, ценных бумаг, иного имущества с целью
их последующей продажи;
- осуществление взносов в уставный капитал другого юридического
лица, оказание финансовой поддержки;
- расходование средств при отсутствии оправдательных
документов, неоформление или неправильное оформление первичных
документов (первичных документов на приобретение товарно -
материальных ценностей, документов на расходование средств,
отсутствие авансовых отчетов и т.д.);
- недостача материальных ценностей, приобретенных за счет
средств, выделенных из бюджета;
- расходование средств, выделенных из бюджета, сверх норм,
установленных Министерством финансов Российской Федерации (нормы
возмещения командировочных расходов, нормы расходования бензина и
т.д.).
В соответствии с последним видом нецелевым использованием
считается и перерасход средств, выделенных из бюджета. Сумма
перерасхода определяется как разность между фактическим расходом
и установленными нормами.
В учреждениях, предприятиях, организациях, основная
деятельность которых финансируется за счет средств бюджета,
нецелевым использованием также является:
а) использование средств на цели, не предусмотренные сметой
расходов;
б) расходование средств не по коду экономической классификации,
по которому было произведено финансирование (перераспределение
средств с одного кода экономической классификации на другой).
При определении нецелевого использования средств в
предприятиях, учреждениях, организациях, чья деятельность
финансируется за счет средств бюджета, финансовые органы,
проводящие проверки, определяют у нижестоящих распорядителей
бюджетных ассигнований наличие правомочия по перераспределению
средств по кодам бюджетной классификации или прав по
самостоятельному выбору направлений расходования в пределах
полученных из бюджета сумм финансирования.
В предприятиях, учреждениях, организациях, которым
предоставлено право самостоятельно определять направления
расходования выделяемых из бюджета средств, производить
перегруппировку средств в пределах полученного финансирования по
кодам экономической классификации; данные действия должны
оформляться надлежаще оформленными распорядительными документами
руководителя - нижестоящего распорядителя бюджетных ассигнований.
Дополнительно к указанным в письме видам нецелевого
использования можно отнести также перечисление средств с
бюджетного счета организации - получателя на расчетный счет этой
же организации. Такой перевод средств, напрямую не разрешенный
при выделении средств и не предусмотренный нормативными актами,
является нарушением режима использования бюджетного счета,
установленного Инструкцией Госбанка СССР по кассовому исполнению
Государственного бюджета СССР от 26 ноября 1984 г. N 27.
Исключения составляют только перечисления, связанные с
возмещением расходов.
Важной особенностью контроля за нецелевым использованием
является то, что он осуществляется не только в отношении
использования выделенных из бюджета денежных средств, но и за
использованием приобретенного за счет этих средств имущества. В
частности, если приобретенное за счет бюджетных средств для
определенных целей оборудование и прочее имущество используется
не по назначению, а также предоставление в аренду имущества без
последующей оплаты.
Естественно, что установленный в письме МФ РФ N 3-А2-02 от
16.04.96 перечень видов нецелевого использования не является
окончательным и исчерпывающим, поэтому при рассмотрении
конкретных случаев использования бюджетных средств необходимо
руководствоваться определением их нецелевого использования,
приведенным в разделе I этого письма.
Проводимыми проверками устанавливаются следующие виды
нецелевого использования бюджетных средств.
Наиболее распространенным видом является направление
выделенных бюджетных средств на депозитные счета, приобретение
депозитных сертификатов, ценных бумаг и других активов с целью их
последующей продажи, получения прибыли, использование бюджетных
средств на оказание финансовой поддержки юридическим и физическим
лицам, на осуществление взносов в уставный капитал юридических
лиц, а также в другие коммерческие и общественные организации.
Устанавливаются случаи предоставления за счет средств, выделенных
на финансирование учреждений, ссуд юридическим и физическим
лицам, оплаты телефонных переговоров в личных целях, сумм
штрафных санкций, предъявленных учреждению, отвлечения бюджетных
средств на расходы, подлежащие финансированию за счет доходов от
внебюджетной деятельности.
Нецелевым использованием признается расходование бюджетных
средств при отсутствии оправдательных документов, а также
оформленным с нарушением установленного порядка (требования к
оформлению документов изложены в письме МФ РФ N 105 от 29.07.83
"Положение о документах и документообороте в бухгалтерском
учете").
Средства, израсходованные незаконно или не по целевому
назначению, а также доходы, полученные от их использования,
подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов
государственного финансового контроля в течение одного месяца
после выявления указанных нарушений.
Министерство финансов РФ имеет право взыскивать в
установленном порядке с предприятий и организаций средства,
выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому
назначению, с наложением на предприятия, учреждения, организации,
допустившие такие нарушения, штрафа в размере двойной действующей
учетной ставки Центрального банка Российской Федерации (с 1
января 1996 года; до 1 января 1996 года - одна учетная ставка).
Штраф в размере двойной учетной ставки Центрального банка РФ
применяется в случаях использования средств не по целевому
назначению, выделенных как на безвозвратной, так и возвратной
основе.
Применение штрафа рассматривается и считается целесообразным
при наличии у финансируемой организации других (внебюджетных)
источников поступления средств и только в том случае, если
наложение штрафа не повлечет приостановления или прекращения
деятельности этой организации.
Одной из форм погашения задолженности по суммам нецелевого
использования, подлежащим внесению в бюджет, является их зачет в
счет последующего финансирования.
В случаях, когда сумма нецелевого использования восстановлена
(возвращена), к организации, допустившей это нецелевое
использование, может быть применена мера ответственности только о
взыскании штрафа за весь период нецелевого использования. При
этом сумма нецелевого использования, которая должна была быть
израсходована по назначению, не взыскивается.
В соответствии с подп. "в" п. 8 "в" Положения о Министерстве
финансов РФ ему предоставляется также право ограничивать или
приостанавливать финансирование из федерального бюджета
предприятий, учреждений и организаций при установлении фактов
незаконного расходования ими средств.
Таким образом, предприятия, учреждения и организации,
использующие бюджетные средств не по их целевому назначению,
могут понести финансовую ответственность в виде:
а) взыскания в установленном порядке суммы нецелевого
использования;
б) штрафа в размере двух учетных ставок Центрального банка РФ;
в) приостановления, сокращения или ограничения финансирования.
|