ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 1997 г. N 530
О ПОСТУПЛЕНИИ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
НЕЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ И ЗЕМЛЕЙ, СРЕДСТВ
ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ (ПО ИТОГАМ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
1997 Г.) И О ЗАДАЧАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
(с изм., внесенными постановлением Правительства
Москвы от 21.07.1998 N 556)
Комплекс по экономической политике и имущественно - земельным
отношениям (далее - комплекс) существует со второй половины
1995 года. В комплекс вошли ряд структур Правительства Москвы
(Москомимущество, Москомзем, Московская городская земельная
палата, Фонд имущества г. Москвы, Московская лицензионная палата),
обеспечивающие основную часть неналоговых поступлений бюджета
города. Доля неналоговых поступлений в бюджете постоянно
возрастает и в настоящее время составляет 10,1%
(4,419 трлн. руб.). Среди источников поступлений следует выделить
важнейшие: доходы от сдачи в аренду городского имущества, средства
от продажи городской собственности, поступления от работы с
земельными участками (налог и аренда, продажа прав аренды).
Финансовые результаты работы комплекса и вопросы повышения
эффективности использования городской собственности начиная
с 1995 года стали предметом систематического рассмотрения (не реже
одного раза в полугодие) на заседаниях Правительства Москвы.
От работы с московской собственностью в 1995 году было получено
более 4 триллионов рублей, в 1996 - 6 трлн. рублей и на 1997 год
запланировано получить более 7,3 трлн. рублей.
В целом комплекс, выполняя поставленные задачи, обеспечивает
стабильное поступление средств в городской бюджет и внебюджетные
фонды (фонды финансовых ресурсов префектур, фонды специальных
инвестиционных программ, в частности, для строительства
Олимпийской деревни и муниципального жилья, валютный фонд).
Основную часть поступлений 1997 года должны обеспечить три
подразделения комплекса: Комитет по управлению имуществом Москвы -
3,6 трлн. рублей, Московский земельный комитет - 2,6 трлн. рублей,
Фонд имущества г. Москвы - 1,1 трлн. рублей.
В первом полугодии 1997 г. от работы Комитета по управлению
имуществом Москвы поступило 1,4 трлн. руб.
От аренды нежилых помещений получено 840,8 млрд. руб. (из них
направлено в бюджет 420,4 млрд. руб.).
От продажи нежилых помещений получено 541,7 млрд. руб. (из них
направлено в бюджет - 248,0 млрд. руб., на целевые инвестиционные
программы города - 189,9 млрд. руб., в т.ч. на строительство
Олимпийской деревни - 76,0 млрд. руб.).
Общие поступления от работы Фонда имущества г. Москвы составили
526,2 млрд. руб. (из них направлено на целевые инвестиционные
программы города - 264,1 млрд. руб., в т.ч. в жилищно -
инвестиционный фонд - 138,1 млрд. руб., на строительство
Олимпийской деревни - 50,0 млрд. руб.).
В первом полугодии 1997 года Московским земельным комитетом
получено 1305,9 млрд. руб., в том числе от налога и аренды земли -
628,7 млрд. руб., от продажи прав аренды земли получено
677,2 млрд. руб.
Из них направлено в бюджет города - 442,8 млрд. руб, на целевые
инвестиционные программы города - 489,4 млрд. руб. в т.ч. в
жилищно - инвестиционный фонд - 250,4 млрд. руб., на строительство
Олимпийской деревни - 126,0 млрд. руб.
Нормализовалась ситуация с работой Московской городской
земельной палаты. После изменения в руководстве в последние месяцы
план выполняется стабильно и полностью погашен долг января.
В первом полугодии 1997 года Московской лицензионной палатой
получено для города 69,3 млрд. руб.
Включилась в работу по выявлению и устранению недостатков в
использовании нежилых помещений Государственная городская
инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости в
г. Москве.
Во исполнение постановления Правительства Москвы от 13.08.96
N 689 "О поступлении средств по итогам первого полугодия 1996 года
от приватизации, аренды земли и нежилых помещений и дополнительных
мерах по совершенствованию учета городского имущества и повышению
эффективности его использования" и постановления Правительства
Москвы от 31.12.96 N 1041 "О поступлении арендной платы за
пользование нежилыми помещениями и землей, средств от приватизации
(по итогам второго полугодия)" Москомимуществом произведен
перерасчет ставок арендной платы с 01.04.97 в связи с изменением
коэффициентов вида деятельности (приложение 8 к постановлению от
13.08.96 N 689) и изменением минимальной ставки арендной платы
(распоряжение Мэра Москвы от 17.03.97 N 214-РМ "О расчете ставки
арендной платы в 1997 году").
В первом полугодии 1997 года продолжалась работа по оформлению
прав пользования на помещения, находящиеся на балансе
департаментов и комитетов Правительства Москвы.
В первом полугодии 1997 г. Москомимуществом и Москомземом
осуществлялась работа по погашению задолженности перед валютным
фондом Москвы.
Распоряжением Москомимущества от 14.02.97 N 465-р в комитете
создана комиссия по рассмотрению обращений организаций по решению
спорных вопросов по оплате аренды за нежилые помещения.
Распоряжением Мэра Москвы от 17.04.97 N 312-РМ "О плане
финансовых поступлений в 1997 году от продажи (выкупа) прав аренды
и арендной платы за землю" приведен в соответствие с
постановлением Мосгордумы от 13.11.96 N 104 "О Положении о
внебюджетном фонде финансовых ресурсов административного округа
города Москвы" норматив распределения средств, полученных в
результате проведения конкурса по предоставлению в долгосрочную
аренду земельных участков.
Москомимуществом, Фондом имущества Москвы, Москомземом в
условиях сохраняющегося кризиса неплатежей активно проводилась
работа по поиску и подготовке взаимозачетов в целях выполнения
установленных заданий по наполнению бюджета города и
финансирования городских программ. В первом полугодии 1997 года
развернуло работу ГУП "Городской клиринговый центр", которым
подготовлено и осуществлено взаимозачетов на сумму 314 млрд. руб.
Департаментом финансов недостаточно слаженно осуществлялась
работа по подготовке и проведению взаимозачетов по погашению
кредиторской и текущей задолженности, что неоднократно являлось
предметом рассмотрения на оперативных совещаниях у Мэра Москвы и
на заседаниях Правительства Москвы.
Практические меры по мобилизации резервов и изысканию
дополнительных ресурсов по выполнению плановых заданий финансовых
поступлений от работы комплекса по экономической политике и
имущественно - земельным отношениям на 1997 год, осуществляемые по
инициативе комплекса, были рассмотрены на заседаниях Правительства
Москвы при принятии решений по вопросам исполнения бюджета
г. Москвы за I квартал 1997 года и о дополнительных мерах по
укреплению дисциплины исполнения городского бюджета по итогам
контрольно - аналитической работы Контрольно - счетной палаты
Москвы.
Активная продажа нежилых помещений, осуществленная в период
1995-1997 гг., в основном удовлетворила платежеспособный спрос на
них. Падение спроса на имеющиеся нежилые помещения и рост
неплатежей привели к снижению доли денежных средств в составе
выручки от продаж недвижимости до 70%. При этом оставшуюся часть
составили взаимозачеты.
Проведенные опросы арендаторов и потенциальных покупателей
нежилых помещений позволяют сделать прогноз о снижении
в 1998-1999 годах спроса на имеющиеся у города нежилые помещения.
Сохранившийся спад производства в промышленности города, рост
задолженности приватизируемых промышленных предприятий по
обязательным платежам снизили их привлекательность для
потенциальных покупателей и инвесторов. Упал спрос со стороны
покупателей на выставляемые Фондом имущества г. Москвы на торги
пакеты акций приватизированных предприятий.
Изменение состава арендаторов нежилых помещений, снижение
уровня их платежеспособности приводит не только к снижению спроса
на выкуп арендуемых нежилых помещений на первичном рынке и росту
рассрочки при оплате договоров, но и к задержкам по арендным
платежам. Начиная со второго полугодия 1996 года увеличивается
число отказов от арендуемых нежилых помещений.
При этом органы местного самоуправления, административные
округа, Департамент поддержки и развития малого
предпринимательства недостаточно занимаются развитием малого
бизнеса и созданием новых производств в районах новостроек и
спальных районах.
В ожидании изменений в законодательстве Российской Федерации
упал спрос у потенциальных инвесторов на выкуп прав аренды земли.
Существующий порядок совершения и оформления сделок с правами
на земельные участки в Москве снижает деловую активность
инвесторов и сужает доходную базу бюджета города и внебюджетных
фондов и программ.
Анализ итогов работы подразделений комплекса по экономической
политике и имущественно - земельным отношениям в первом полугодии
1997 г. позволил определить дальнейшие шаги по повышению
эффективности использования городской собственности.
Правительство Москвы постановляет:
1. Сообщение о работе комплекса по экономической политике и
имущественно - земельным отношениям в первом полугодии 1997 года
по привлечению средств в городской бюджет от приватизации, аренды
земли и нежилых помещений принять к сведению.
2. Одобрить основные результаты, полученные комплексом по
финансовому обеспечению городских программ.
3. Комплексу по экономической политике и имущественно -
земельным отношениям формировать планы на 1998 и последующие годы
по финансовому обеспечению городских программ исходя из того, что
аренда недвижимости (земли и нежилых помещений) должна являться в
Москве основной формой использования городской недвижимости и
основным источником финансовых поступлений.
4. Москомимуществу и Фонду имущества г. Москвы усилить работу
по обеспечению контроля за соблюдением интересов Москвы по
вопросам занятости и поступлений в бюджет при принятии решений
органами управления предприятий и акционерных обществ, доли в
уставных капиталах или пакеты акций которых находятся в
собственности г. Москвы.
5. Руководителю комплекса по экономической политике и
имущественно - земельным отношениям:
5.1. Создать в III квартале 1997 г. в составе Москомимущества
управление по представлению интересов города в коммерческих и
некоммерческих предприятиях, пакеты акций, доли в уставных
капиталах которых находятся в собственности города.
5.2. Предусмотреть участие представителей местных органов
исполнительной власти в управлении предприятиями, пакеты акций или
доли в уставных капиталах которых находятся в собственности
Москвы.
5.3. Обеспечить координацию работы подразделений комплекса,
отраслевых департаментов, управлений и комитетов Правительства
Москвы и префектур административных округов по повышению отдачи от
находящихся в собственности города пакетов акций, долей в уставных
капиталах коммерческих и некоммерческих предприятий.
6. С целью повышения эффективности участия города в
коммерческих и некоммерческих предприятиях отраслевым
департаментам, комитетам Правительства Москвы в срок до 1 августа
1997 года подготовить и представить в Москомимущество и Фонд
имущества г. Москвы отчеты о результатах финансово - хозяйственной
деятельности за 1996 год и первое полугодие 1997 года предприятий
и акционерных обществ, доли в уставных капиталах и пакеты акций
которых были переданы данным органам исполнительной власти в
оперативное и доверительное управление, а также по тем
предприятиям и акционерным обществам, в органы управления которых
были назначены представители департаментов и комитетов.
7. Считать целесообразным систематическое заслушивание на
заседаниях Правительства Москвы, коллегии комплекса по
экономической политике и имущественно - земельным отношениям
отчетов отраслевых департаментов, комитетов и управлений
Правительства Москвы об эффективности оперативного или
доверительного управления ими долями и пакетами акций, а также
находящимися в их подчинении государственными унитарными
предприятиями.
8. Департаментам и комитетам Правительства Москвы, в управление
которых переданы доли в уставных капиталах и пакеты акций, а также
представителям департаментов и комитетов, которые были назначены в
органы управления предприятий и акционерных обществ:
8.1. В III квартале т.г. внести предложения Москомимуществу по
обеспечению гарантированных поступлений в бюджет от предприятий, в
уставные капиталы которых внесено городское имущество.
8.2. При принятии общим собранием акционеров решений о
направлении дивидендов на расширение уставного капитала
обеспечивать оформление их соответствующей части как инвестиции
городского бюджета в уставный капитал предприятия.
8.3. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы
на основании информации отраслевых органов управления учитывать
эти инвестиции при подведении итогов выполнения инвестиционных
программ.
9. Разрешить Фонду имущества г. Москвы:
9.1. Производить перечисление денежных средств, полученных от
продажи арендованного имущества и объектов, не завершенных
строительством, на финансирование городских программ
(в соответствии с утвержденными финансовыми заданиями) в счет
перечисления средств городским организациям, участвующим в
приватизации, произведя зачет по имеющимся платежам.
9.2. Проводить взаимозачеты по погашению кредиторской
задолженности комплекса перспективного развития города путем
передачи его кредиторам объектов незавершенного строительства с
зачетом суммы погашенной задолженности в план Фонда имущества
г. Москвы на 1997 год.
9.3. Использовать непроданные объекты незавершенного
строительства в виде залога под привлечение городом инвестиционных
средств.
10. Установить, что предоставление индивидуальных льгот по
арендным платежам пользователям нежилых помещений и земельных
участков осуществляется только на основании распоряжений Мэра и
постановлений Правительства Москвы в пределах средств, остающихся
в распоряжении бюджета города.
При этом предоставляемые индивидуальные льготы, а также льготы
для групп предприятий не могут носить характер безвозмездного
освобождения от внесения арендных платежей и должны
обуславливаться обязательствами предприятий по направлению
средств, сэкономленных вследствие предоставления льгот, на
выполнение инвестиционных программ, пополнение оборотных средств
или иные цели поддержки предприятий, а также по их возврату в
городской бюджет согласно договорам, заключаемым между
предприятиями и уполномоченными органами Правительства Москвы на
условиях настоящего постановления.
11. Отраслевым и функциональным органам городской администрации
в подготавливаемых проектах распорядительных актов о
предоставлении льгот по арендной плате указывать целевое
назначение использования средств от льгот, условия их
предоставления (включая обеспечение возвратности), сроки и формы
возмещения средств арендаторами городу [в виде их возврата на
платной основе; образования (увеличения) доли города в уставном
капитале, возмещения поставками продукции и т.д.], а также сроки
заключения соответствующего договора между Москомимуществом и
арендатором согласно пункту 10.
Отраслевым органам управления Правительства Москвы по
подведомственности:
11.1. Совместно с Департаментом экономической политики и
развития г. Москвы, Москомимуществом и Москомземом подготавливать
проекты контрактов с арендаторами, регулирующие отношения сторон
во взаимоотношениях, возникающих в связи с предоставлением льгот.
11.2. Вносить проекты договоров на подпись Москомимущества и
(или) Москомзема, осуществлять контроль за ходом выполнения
обязательств, а также совместно с Департаментом экономической
политики и развития г. Москвы осуществлять учет средств,
направляемых на поддержку предприятий и реализацию их
инвестиционных программ.
12. Префектам административных округов, Управлению городского
заказа направить в Москомимущество свои предложения (в виде
экономических разработок) по включению в состав арендной платы за
нежилые помещения услуг эксплуатирующих организаций в срок до
01.09.97.
13. Поручить Москомимуществу и Москомзему подписывать договоры
об условиях предоставления арендаторам льгот по арендным платежам
на основании соответствующих правовых актов (п. 10 данного
постановления).
14. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы,
Департаменту финансов при подготовке проекта бюджета города на
1998 год плановое задание Москомимуществу, Фонду имущества
г. Москвы, Москомзему по поступлениям в бюджет и на финансирование
городских программ формировать с учетом действующих нормативов
распределения средств.
15. Первому заместителю Премьера Правительства Москвы
Толкачеву О.М. в июле - августе т.г. рассмотреть на коллегии
комплекса по экономической политике и имущественно - земельным
отношениям вопрос нормативного обеспечения земельных отношений в
городе и сформировать перечень первоочередных документов,
подлежащих разработке и принятию в 1997-1998 годах с целью
упорядочения процессов совершения и оформления сделок с правами на
земельные участки в городе.
16. Председателю Москомзема Асцатурову В.Н.:
16.1. Подготовить распоряжение Мэра Москвы, предусматривающее
осуществление в IV квартале 1997 года изменений в структуре
Московского земельного комитета и организации его работы с
административными округами по продаже прав аренды земли через
торги.
Срок - до 30 августа 1997 г.
16.2. Совместно с Москомархитектурой подготовить проект
правового акта городской администрации, регулирующего вопросы
предпродажной подготовки земельных участков.
Срок - III квартал 1997 года.
17. Указать руководителю Департамента финансов Коростелеву Ю.В.
на недостаточный уровень организации работ по подготовке и
оформлению зачетов взаимных задолженностей по платежам в бюджет
Москвы. Предупредить руководителя Департамента финансов
Коростелева Ю.В. о персональной ответственности за своевременность
подготовки зачетов взаимных платежей, представляемых в Департамент
финансов в установленном порядке.
18. С целью обеспечения гарантированных объемов поступления в
бюджет и во внебюджетные фонды города средств от аренды нежилых
помещений Москомимуществу в III квартале 1997 г. подготовить
предложения по использованию долей города в инвестиционных
контрактах на реконструкцию и строительство нежилых помещений в
Центральном административном округе.
19. Москомимуществу, Государственной городской инспекции по
контролю за использованием объектов недвижимости в г. Москве
усилить контроль за использованием городского имущества, особенно
предоставляемого на льготных основаниях. Результаты проверок
систематически докладывать на коллегии комплекса.
20. Департаменту поддержки и развития малого
предпринимательства при участии Москомимущества, административных
округов и других заинтересованных органов исполнительной власти
разработать мероприятия по использованию нежилых помещений в
районах новостроек для создания новых рабочих мест и развития
новых производств (услуг), в том числе с использованием надомного
труда.
Срок - до 30 ноября 1997 года.
21. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы
Толкачева О.М.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
|