ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 1997 г. N 570
О ПРОГРАММЕ "РАДОН" НА 1997-2001 ГГ.
В соответствии с Федеральным законом "О радиационной
безопасности населения", а также в целях снижения облучения
населения г. Москвы от воздействия изотопов радона и продуктов их
распада и повышения степени обеспечения охраны его здоровья
Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Московскую региональную целевую программу снижения
уровня облучения населения от воздействия изотопов радона и
продуктов их распада на 1997-2001 годы (программа "Радон")
согласно приложению.
2. Определить:
- государственными заказчиками программы: Управление жилищно -
коммунального хозяйства и благоустройства, Москомприроду, Центр
Госсанэпиднадзора в г. Москве;
- ведущим исполнителем данной программы МосНПО "Радон".
3. Финансирование программы "Радон" осуществлять за счет
основных средств, выделяемых МосНПО "Радон", с учетом утвержденной
Концепции и программы комплексного радиоэкологического мониторинга
г. Москвы (1996-2000 гг.).
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы
Б.В. Никольского.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 29 июля 1997 г. N 570
МОСКОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ИЗОТОПОВ РАДОНА И ПРОДУКТОВ ИХ РАСПАДА
НА 1997-2001 ГОДЫ (ПРОГРАММА "РАДОН")
Целевая программа снижения уровня облучения населения г. Москвы
от воздействия изотопов радона и продуктов их распада на
1997-2001 годы разработана в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 809 "О федеральной целевой
программе снижения уровня облучения населения России и
производственного персонала от природных радиоактивных источников
на 1994-1996 гг." и поручением Правительства Москвы от 11 марта
1996 г. и основана на анализе фактов распределения изотопов радона
в объектах среды и жилищах, которые могут создавать дополнительную
радиационную опасность для людей.
Природные источники ионизирующего излучения создают около
70% суммарной дозы, получаемой человеком от всех источников
радиации.
Природные источники радиации воздействуют на людей как в
коммунальной, так и в производственной сферах. Наибольшую долю в
облучении населения составляют радон и продукты его распада,
находящиеся в воздухе производственных и жилых помещений. По
данным Научного комитета ООН по действию атомной радиации причиной
около 20% всех заболеваний раком легких может быть воздействие на
организм радона и продуктов его распада.
Проведенные к настоящему времени исследования свидетельствуют о
наличии в Москве потенциально опасных по содержанию изотопов
радона. Содержание радона и продуктов его распада в жилых и
общественных зданиях может достигать значительных величин.
На территории г. Москвы имеются многочисленные производственные
и коммунальные объекты (склады, метрополитен, электро- и
канализационные коммуникации, промышленные предприятия, ТЭС),
которые являются источниками повышенного радоновыделения. Кроме
того, для населения могут представлять опасность изотопы радона,
содержащиеся в строительных материалах, питьевой воде, природном
газе.
Федеральным законом "О радиационной безопасности населения"
установлен основной гигиенический норматив, по которому начиная с
2001 года для населения должна быть обеспечена средняя годовая
эффективная доза не более 0,001 Зиверта.
Выполнение программы "Радон" по Москве будет способствовать
повышению радиационной безопасности населения.
1. Технико - экономическое обоснование
В программе "Радон" предусматривается осуществление комплекса
радиационно - экологических, дозиметрических, санитарно -
экологических обследований, разработка методических вопросов,
оснащение аппаратурой и создание, в конечном счете, системы мер по
ограничению облучения населения г. Москвы.
В первую очередь должны быть выявлены группы населения,
подвергающиеся повышенному облучению. Выявление таких групп
планируется осуществлять на основе радиационно - экологического
районирования территории г. Москвы по степени опасности и
первоочередного радиационного обследования жилья, производственных
и коммунальных объектов в потенциально опасных районах.
Эманационные съемки в радоноопасных районах, проводимые в
период до начала строительства, позволят выделить участки с
повышенной концентрацией радона в почвенном воздухе, что позволит
разработать мероприятия по исключению возникновения радоноопасных
ситуаций во вновь возводимых зданиях и сократить расходы на
защитные мероприятия.
Контроль и регламентация радиационных характеристик
строительных материалов и изделий, а также разработка и внедрение
эффективных технических средств противорадоновой защиты позволят
не допустить возникновения высокого радиационного фона в зданиях и
связанных с этим затрат на нормализацию радиационной обстановки.
Накопление сведений о фактических дозах облучения различных
групп населения от естественных источников даст возможность
осуществить рациональную стратегию максимального снижения дозы
облучения при минимальных затратах, а также снизить вероятность
заболеваний, связанных с радиационным облучением организма.
2. Основные направления программы "Радон"
2.1. Разработка концептуальных основ снижения радиационного
риска от природных источников изотопов радона.
2.2. Радиоэкологическое обследование и изучение территорий,
объектов окружающей среды, жилых и производственных помещений,
получающих радиационно значимую дозу облучения.
2.3. Исследование состояния здоровья населения, подвергающегося
воздействию изотопов радона и продуктов их распада; разработка
профилактических мероприятий.
2.4. Нормативно - методическое, метрологическое и аппаратурное
обеспечение работ и исследований по оценке доз облучения населения
природными источниками изотопов радона.
2.5. Радиационно - геологическое обследование (съемка) и
районирование территории г. Москвы с целью выявления и выделения
радоноопасных площадей и участков.
2.6. Разработка методически - нормативной базы для
проектирования и строительства радиационно безопасных зданий и
сооружений.
2.7. Введение постоянного мониторинга радона в системе
комплексного радиоэкологического мониторинга г. Москвы.
2.8. Разработка организационно - гигиенических и технических
мероприятий и рекомендаций по снижению доз облучения населения.
2.9. Информация населения, заинтересованных организаций,
средств массовой информации, должностных лиц.
3. Механизм реализации и конечные результаты программы
Реализация программы потребует ассигнований на проведение
необходимых мероприятий за счет средств федерального бюджета,
бюджета г. Москвы и внебюджетных источников с учетом направления и
характера проводимых мероприятий.
В ходе реализации программы предусматривается поэтапное решение
теоретических и практических задач, приоритетность которых в целом
делает необходимым одновременное выполнение приведенных выше
направлений программы.
Выполнение программы позволит создать основу для организации
систематического мониторинга радона и внедрения научно
обоснованной системы защитных мер, направленных на ограничение
облучения населения от источников выделения радона в Москве,
обеспечить условия для снижения коллективной дозы облучения.
В приложении к Программе приводится перечень основных
мероприятий, необходимых для выполнения программы "Радон".
Приложение
к Московской региональной
целевой программе
"Радон"
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО МОСКОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СНИЖЕНИЯ
УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИЗОТОПОВ
РАДОНА И ПРОДУКТОВ ИХ РАСПАДА НА 1997-2001 ГОДЫ
-----------------------T-----------T-------------------------------------------
|Наименование | Всего | Затраты (млн. руб.), |
|мероприятий | на 1997 - | в том числе по годам |
| | 2001 гг. +------------------------------------------+
| | | 1997 1998 1999 2000 2001 |
+----------------------+-----------+------------------------------------------+
|1 | 2 | 3 4 5 6 7 |
+----------------------+-----------+------------------------------------------+
|Разработка нормативно - 700 200 500 - - - |
|правовой базы, |
|регламентирующей |
|обеспечение снижения |
|воздействия |
|радиационного фактора |
|Разработка нормативов 80 20 60 - - - |
|для оценки степени |
|пригодности территорий |
|перспективного |
|строительства и |
|строительных материалов |
|по радиационному фактору |
|с учетом специфики |
|Московского региона |
|Обеспечение радиационно - 2000 400 400 400 400 400 |
|экологической безопасности |
|территорий перспективного |
|строительства |
|Обеспечение радиационно - 3000 600 600 600 600 600 |
|экологической безопасности |
|объектов окружающей |
|природной среды |
|Радиационно - 5000 1000 1000 1000 1000 1000 |
|экологическое |
|обследование жилых |
|и производственных |
|помещений |
|Ведение постоянного 110 22 22 22 22 22 |
|мониторинга радона |
|в рамках комплексного |
|радиоэкологического |
|мониторинга г. Москвы |
|Районирование территории 30 6 6 6 6 6 |
|г. Москвы по радиационным |
|показателям |
|Создание базы данных, 200 40 40 40 40 40 |
|обработка результатов |
|исследований и анализ |
|накопленной информации |
|Обеспечение информации 50 10 10 10 10 10 |
|о радиационной |
|обстановке в Москве |
|Итого 11170 2298 2638 2078 2078 2078 |
L------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> В ценах на 01.01.94.
|