ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
20 августа 1997 г. N 11-13/19427
О ПРИМЕНЕНИИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПОЛОЖЕНИЙ,
ИЗЛОЖЕННЫХ В ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ N 4
ИНСТРУКЦИИ ГНС РФ N 35
Государственная налоговая инспекция по г. Москве в соответствии
с разъяснениями ГНС РФ от 12.08.97 N 08-1-06/735 по вопросу
применения в практической работе положений, изложенных в
изменениях и дополнениях N 4 инструкции Госналогслужбы России от
29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации
"О подоходном налоге с физических лиц", сообщает.
1. Подпункт "н".
1.1. Вопрос. На основании какой правовой нормы подпадает под
налогообложение сумма материальной выгоды по договору банковского
вклада, заключенного до 21.01.97, в случае его пополнения после
указанного срока, если одним из условий такого договора является
право вкладчика пополнять свой вклад в течение срока действия
договора, т.е. правоотношения оформлены до 21.01.97? С какой суммы
начисляется материальная выгода: с вновь внесенной или с общей
суммы увеличенного вклада, при этом: с учетом первоначальной
ставки доходности или учитывается только новая (измененная)
ставка?
Ответ. Предусмотренное подпунктом "н" пункта 1 статьи 3 Закона
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"
налогообложение материальной выгоды по вновь внесенным суммам на
уже имеющиеся по состоянию на 22.01.97 банковские вклады
распространяется только на те случаи, если договором банковского
вклада дополнительные вложения не были предусмотрены. Определение
материальной выгоды производится на сумму довложения исходя из
процентной ставки по условиям договора и ставки рефинансирования
Центробанка, действовавшей на момент начисления процентов на сумму
довложения.
В случае изменения размера процентов на банковские вклады,
открытые до 22 января 1997 г., если договором банковского вклада
изменение процентов не было предусмотрено, производится
определение материальной выгоды как разницы между процентами на
вклад по новой ставке по условиям договора и процентами,
рассчитанными исходя из ставки рефинансирования Банка России
(15% годовых по валютным вкладам).
При изменении процентов по договорам банковского вклада,
открытым до 22.01.97, по которым соответствующее изменение было
предусмотрено условиями договора, определение материальной выгоды
не производится.
Также следует иметь в виду, что расчет материальной выгоды
производится только за тот период, когда процентная ставка по
условиям договора вклада превышает ставку рефинансирования. Если
вклад открыт после 21 января 1997 года под проценты, не
превышающие ставку рефинансирования, а превышение возникает с
учетом ее последующего снижения, то материальная выгода
определяется в общеустановленном порядке за те расчетные месяцы,
когда доход по вкладу превышает норму накопления исходя из ставки
рефинансирования. Зачет отрицательной разницы за расчетные месяцы,
когда доход по вкладу был менее нормы доходности, определенной
исходя из ставки рефинансирования, не производится.
1.2. Вопрос. При исчислении материальной выгоды по банковским
вкладам применяется понятие "расчетный месяц". В банках проценты
по этим вкладам начисляются 1-го числа каждого месяца. В примере,
приведенном в изменениях и дополнениях N 4 к инструкции N 35
указан расчетный месяц с 6-го числа. На какой момент исчисляется
разница между ставкой рефинансирования и процентом по вкладам?
Ответ. Порядок начисления процентов определяется условиями
договора банковского вклада. При этом процентный доход начисляется
с соблюдением положений статьи 839 Гражданского кодекса,
предусматривающей начисление процентов на сумму вклада со дня,
следующего за днем ее поступления в банк, а не с 1-го числа
каждого месяца. Вновь установленная ставка рефинансирования
применяется начиная с расчетного месяца, следующего за месяцем ее
изменения.
Поэтому если расчетный месяц по условиям договора банковского
вклада совпадает с календарным месяцем, вновь установленная ставка
применяется при определении материальной выгоды по процентам,
начисленным за календарный месяц, следующий после такого
изменения.
1.3. Вопрос. Применимы ли положения подпункта "н" к вкладам
нерезидентов?
Ответ. Положения подпункта "н" пункта 1 статьи 3 Закона
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"
распространяются на проценты и выигрыши по государственным ценным
бумагам, вкладам в банках, находящихся на территории Российской
Федерации, получаемые физическими лицами (как российскими, так и
иностранными гражданами), имеющими в отчетном календарном году
постоянное местожительство в Российской Федерации.
Физические лица, не имеющие постоянного местожительства,
привлекаются к уплате подоходного налога по названным выше доходам
на основании статьи 17 Закона Российской Федерации "О подоходном
налоге с физических лиц" по ставке 20 процентов у источника
получения дохода. Если международными договорами Российской
Федерации установлены иные правила для налогообложения упомянутых
доходов (в зависимости от резидентства физического лица -
получателя доходов), то применяются правила международного
договора (соглашения об устранении двойного налогообложения).
Исключение составляет названный в пункте 3 письма Минфина
России и Госналогслужбы России "О некоторых вопросах
налогообложения, связанных с облигациями внешнего облигационного
займа 1997 года", зарегистрированного Минюстом России 05.03.97
N 1265, режим налогообложения процентов, распространяемый только
на соответствующие выплаты по облигациям внешнего облигационного
займа 1997 года (ранее аналогичное письмо было издано по валютному
займу 1996 года), принятый в соответствии с законодательством
Российской Федерации, а не с Законом Российской Федерации от
07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".
2. Подпункт "я13".
2.1. Вопрос. Подлежит ли исчислению для целей налогообложения
сумма материальной выгоды у физического лица по полученным на срок
менее одного месяца заемным средствам? Если да, то каков механизм
ее исчисления?
Ответ. Материальная выгода по заемным средствам определяется
независимо от длительности срока, на который выдаются такие
средства. Если договор займа заключен на срок менее месяца, то при
расчете определяется материальная выгода за соответствующее
количество дней, на которое средства были выданы. Расчет
производится в порядке, изложенном в подпункте "я13" пункта 8
инструкции Госналогслужбы России N 35, с корректировкой на
количество дней в расчетном месяце и число дней пользования
ссудой, т.е. месячная сумма делится на 30 или 31 и умножается на
соответствующее число дней нахождения заемных средств в обороте.
2.2. Вопрос. Каким образом рассчитывается сумму материальной
выгоды по заемным средствам, в случае если учетная ставка Банка
России изменялась два и более раз в месяц?
Ответ. Учитывая, что в целях определения материальной выгоды по
заемным средствам новая расчетная ставка применяется с месяца,
следующего за месяцем ее изменения, в случае такого изменения
более чем один раз за расчетный месяц представляется возможным
производить расчет материальной выгоды исходя из последней
установленной ставки.
2.3. Вопрос. Какими законодательными актами Российской
Федерации регламентируется порядок получения заемных средств
физическими лицами на льготных условиях на строительство
(приобретение) жилья?
Ответ. Не облагаются подоходным налогом заемные средства,
получение которых физическими лицами на льготных условиях на
строительство (приобретение) жилого дома или квартиры производится
в соответствии с законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской Федерации и решениями
органов местного самоуправления, принятыми в пределах
предоставленной компетенции.
К таким заемным средствам относятся, в частности, беспроцентные
ссуды на покупку (приобретение) жилья, индивидуальное
(кооперативное) жилищное строительство (при условии признания их
нуждающимися в улучшении жилищных условий), получаемые гражданами,
подвергшимися воздействию радиации, и приравненными к ним
категориями физических лиц, социально слабозащищенными слоями
населения (согласно Законам Российской Федерации "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на
производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных
отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических
репрессий", Указам Президента Российской Федерации от 20.12.93
N 2228 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне", от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке
многодетных семей", от 15.10.92 N 1235 "О предоставлении льгот
бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест
принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в
период второй мировой войны"); разовые льготные кредиты банковских
учреждений на приобретение (строительство) квартир, жилых домов
категориями ветеранов, указанными в статьях 14-21 Федерального
закона "О ветеранах"; долговременные беспроцентные возвратные
ссуды на строительство (покупку) жилья, предоставляемые за счет
средств Федеральной миграционной службы вынужденным переселенцам
(Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах").
Названный перечень не является исчерпывающим.
3. Подпункт "в" пункта 14.
3.1. Вопрос. В примере N 1 не учтены однопроцентные отчисления
в Пенсионный фонд. Почему?
Ответ. В примере, поясняющем порядок предоставления вычетов на
строительство (приобретение) жилья, суммы однопроцентных взносов в
Пенсионный фонд России, производимых из заработка работника и
также относимых на уменьшение его совокупного налогооблагаемого
дохода, не учтены для упрощения расчета.
3.2. Вопрос. С 1996 года гражданин в течение трех лет имеет
право на исключение из облагаемого совокупного дохода расходов на
строительство дачи. В феврале 1997 года этот гражданин покупает
квартиру. Будет ли предоставляться льгота одновременно по
строительству дачи (оставшиеся два года) и на приобретение
квартиры, и в каком размере?
Ответ. Льгота на строительство (приобретение) жилья
одновременно по двум объектам не предоставляется.
4. Вопрос. Пунктом 1 изменений и дополнений N 4 к инструкции
N 35 определено, что объектом налогообложения у физических лиц,
имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации,
является совокупный доход, полученный в календарном году как на
территории Российской Федерации, так и за пределами Российской
Федерации, как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или
иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде
материальной выгоды.
В каком порядке следует декларировать суммы материальной выгоды
по вкладам и какими документами ее подтверждать, если сведения по
форме N 3 по указанной материальной выгоде в инспекции не
представляются?
Ответ. Материальная выгода по вкладам в банки (заемным
средствам) учитывается в составе совокупного налогооблагаемого
дохода согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О подоходном
налоге с физических лиц". Отражение упомянутых доходов будет
произведено в декларациях, подаваемых за отчетный 1997 год, по
форме, предполагаемой к введению изменениями N 5 в инструкцию
Госналогслужбы России N 35.
Этими же изменениями предусмотрено представление налоговым
органам сведений о полученной материальной выгоде и удержанных
суммах налога соответствующими предприятиями, учреждениями и
организациями, являющимися источниками дохода.
5. Вопрос. Согласно ст. 26 "Банковская тайна" Федерального
закона "О банках и банковской деятельности" от 03.02.96 в редакции
Федерального закона от 03.02.96 N 17-ФЗ банки не вправе
предоставлять налоговым органам справки по счетам и вкладам
физических лиц.
Как будет осуществляться контроль за правильностью исчисления
подоходного налога с процентов, получаемых гражданами сверх ставки
рефинансирования?
Ответ. При проведении проверок банковских организаций налоговые
органы вправе на основании пункта 3 статьи 7 Закона Российской
Федерации "О Государственной налоговой службе Российской
Федерации" получать от них справки, документы и копии с них,
касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и
необходимые для правильного налогообложения. При этом в
соответствии с тем же пунктом названного законодательного акта и
статьей 16 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" налоговые органы и их сотрудники
обязаны сохранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах
физических лиц и несут ответственность за несоблюдение
конфиденциальности.
Заместитель
начальника инспекции -
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|