8 октября 1997 года N 40-70
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О НАИМЕНОВАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ,
УЛИЦ И СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА ГОРОДА МОСКВЫ
(с изм., согл. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Настоящий Закон на основании законодательства Российской
Федерации, Устава города Москвы устанавливает правовые основы
обеспечения единого и стабильного порядка присвоения, изменения и
употребления наименований территориальных единиц, улиц и станций
метрополитена города Москвы. Наименования территориальных единиц,
улиц, станций метрополитена, других объектов города Москвы
выполняют важную социальную функцию и являются таким же
достоянием, как и памятники архитектуры, искусства, литературы,
фольклора.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные
понятия:
- территориальные единицы - районы и административные округа
города Москвы, имеющие наименования и границы, закрепленные
правовыми актами города Москвы;
(дефис в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
- линейные транспортные объекты (далее - улицы) - аллеи,
бульвары, набережные, мосты, переулки, площади, путепроводы,
проезды, просеки, проспекты, тупики, улицы, шоссе, эстакады;
- локальные транспортные объекты - станции метрополитена,
остановки наземного городского транспорта;
- названия (топонимы) - имена собственные, присваиваемые
территориальным единицам, линейным и локальным транспортным
объектам и служащие для их выделения и распознавания;
- установление названий (топонимов) - выявление существующих
наименований, присвоение наименований безымянным объектам и
изменение уже имеющихся названий;
- нормализация названий (топонимов) - определение наименований
территориальных единиц, линейных и локальных транспортных объектов
в соответствии с правилами и традициями употребления топонимов в
современном русском литературном языке.
Статья 2. Правовые акты о наименовании территориальных
единиц, улиц, станций метрополитена и других объектов города
Москвы
Правовые акты о наименовании территориальных единиц, улиц,
станций метрополитена и других объектов города Москвы состоят из
федеральных законов, Устава города Москвы, настоящего Закона и
иных законов города Москвы, а также указов Мэра Москвы и
постановлений Правительства Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Статья 3. Виды транспортных объектов города Москвы, подлежащих
наименованию по настоящему Закону
Транспортные объекты города Москвы, подлежащие наименованию в
соответствии с настоящим Законом, делятся на линейные и локальные
транспортные объекты.
Статья 4. Компетенция органов государственной власти города
Москвы в области наименования территориальных единиц, улиц и
станций метрополитена на территории города Москвы
(название в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
К компетенции органов государственной власти города Москвы как
субъекта Российской Федерации в области наименования
территориальных единиц, улиц и станций метрополитена относятся:
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
- осуществление исполнительных, распорядительных и контрольных
функций по установлению названий территориальных единиц, улиц и
станций метрополитена (их выявлению, присвоению, изменению,
нормализации, употреблению, учету и сохранению);
- координация деятельности органов исполнительной власти
города Москвы в области установления названий территориальных
единиц, улиц и станций метрополитена;
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
- определение единых требований, норм и правил по присвоению,
изменению, нормализации, употреблению, учету и сохранению названий
территориальных единиц, улиц и станций метрополитена;
- определение порядка финансирования работ в области
наименований территориальных единиц, улиц, станций метрополитена,
других транспортных объектов города Москвы.
Статья 5. Единая городская политика в области
наименования территориальных единиц, улиц и станций метрополитена
города Москвы
Для осуществления единой политики в области установления,
выявления, присвоения, изменения, нормализации, употребления,
учета и сохранения наименований территориальных единиц, улиц и
станций метрополитена Правительство Москвы учреждает специально
уполномоченный орган при Правительстве Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Состав, порядок деятельности и полномочия указанного органа
определяются на основании настоящего Закона положением,
утверждаемым Правительством Москвы.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Статья 6. Присвоение наименований территориальным единицам,
улицам и станциям метрополитена города Москвы
Присвоение наименований районам города Москвы осуществляется в
соответствии с Уставом города Москвы Московской городской Думой по
представлению Мэра Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Присвоение наименований административным округам города Москвы
осуществляется в соответствии с Уставом города Москвы Мэром
Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Присвоение наименований улицам и станциям метрополитена города
Москвы осуществляется Правительством Москвы.
Присвоение наименований территориальным единицам, улицам и
станциям метрополитена города Москвы осуществляется после
прохождения экспертизы в специально уполномоченном органе при
Правительстве Москвы.
В таком же порядке решаются вопросы изменения названий
указанных объектов города Москвы.
Статья 7. Общие требования в области наименований
территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города
Москвы
Наименования территориальных единиц, улиц и станций
метрополитена города Москвы должны отвечать словообразовательным,
произносительным и стилистическим нормам современного русского
литературного языка. Они должны быть благозвучными, удобными для
произношения, краткими и легко запоминающимися.
Статья 8. Основные требования в области наименований
территориальных единиц города Москвы
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Наименование района, административного округа города Москвы
должно соответствовать историческим, географическим и
градостроительным особенностям территориальной единицы города
Москвы.
Статья 9. Основные требования и правила в области наименований
улиц города Москвы
К основным требованиям и правилам наименования улиц относятся:
- название улицы независимо от величины именуемого объекта
должно содержать информацию об историко - культурном развитии
района, города или Российского государства;
- топонимы должны соответствовать особенностям ландшафта
города. При их наименовании в качестве основы используются
названия населенных пунктов (в том числе деревень, сел, старинных
слобод), урочищ, холмов и лесов, рек, ручьев, озер и прудов,
вошедших в городскую черту города Москвы;
- топонимы должны отражать наиболее существенные индивидуальные
характеристики улицы как объекта наименования. При этом новое
название не должно повторяться на карте города;
- название улицы должно органически включаться в существующую
городскую топонимическую систему. При именовании новых улиц не
допускается образование топонимов, нарушающих исторически
сложившуюся топонимическую систему города Москвы;
- название улицы должно быть мотивированным и заключать в себе
необходимый объем топонимической и пространственно -
ориентированной информации;
- присвоение улицам имен, фамилий известных жителей города
Москвы, граждан России и зарубежных стран может производиться
только новым улицам и по истечении не менее десяти лет со дня
смерти указанных лиц.
Статья 10. Основные требования и правила в области
наименований станций метрополитена города
Москвы
К основным требованиям и правилам наименования станций
метрополитена относятся:
- названия станций метрополитена должны максимально
соответствовать наименованиям наземных транспортных, природных,
историко - культурных, градостроительных и иных значимых объектов
города. При формировании пересадочных узлов городского
пассажирского транспорта, состоящих из станций метрополитена и
железнодорожных остановочных пунктов (пассажирских платформ),
указанные транспортные объекты должны носить одинаковые названия;
- при присвоении названий станциям метрополитена, образующим
единые пересадочные узлы, необходимо следовать принципу
разноименных вариантов названий станций;
- каждое название станции метрополитена должно быть
индивидуальным, отражать историческую и культурную самобытность
города, соответствовать архитектурному облику станции;
- названия станций метрополитена не могут быть использованы для
сохранения памяти об известных жителях города Москвы, гражданах
России и зарубежных стран, за исключением случаев их совпадения с
названиями наземных городских объектов.
Статья 11. Основные требования и правила в области
наименований остановок наземного городского транспорта
Москвы
К основным требованиям и правилам наименования остановок
наземного городского транспорта относятся:
- названия остановок наземного транспорта должны быть
максимально связаны со значимыми для ориентации в городе
объектами;
- названия остановок наземного транспорта определяются
преимущественно местной топографией. Они не должны повторяться в
пределах городских транспортных маршрутов;
- в названиях остановок наземного транспорта мемориальная
мотивация может быть связана только с уже существующими названиями
географических и иных объектов города.
Присвоение названий остановкам наземного транспорта
производится соответствующими городскими органами управления
транспортом.
Наименование станций новых типов городского транспорта
(монорельс, подвесная дорога и т.п.) производится Правительством
Москвы по представлению соответствующих органов исполнительной
власти города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Статья 12. Порядок представления предложений о наименовании
территориальных единиц города Москвы
Предложения о наименовании районов и административных округов
разрабатываются соответствующими территориальными органами
исполнительной власти города Москвы и вносятся на рассмотрение
Мэра Москвы. При разработке предложений о наименовании районов
города Москвы учитывается мнение органов местного самоуправления
внутригородских муниципальных образований на территориях
районов.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Мэр Москвы принимает решение о присвоении наименования
административному округу, а также вносит предложение о присвоении
наименования району на рассмотрение Московской городской Думы.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
При принятии решения учитывается мнение специально
уполномоченного органа при Правительстве Москвы.
Статья 13. Порядок внесения предложений о наименовании улиц
города Москвы
Предложения по наименованию улиц города Москвы вносятся
органами государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти города Москвы, органами местного
самоуправления в городе Москве, юридическими лицами,
зарегистрированными в городе Москве, а также жителями города
Москвы префектам административных округов, на территории которых
расположены эти объекты, или непосредственно в специально
уполномоченный орган при Правительстве Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
После рассмотрения предложений о наименовании улицы префект
направляет ходатайство в специально уполномоченный орган при
Правительстве Москвы.
Предложения по наименованию улиц должны содержать следующие
сведения:
- местоположение улицы, размер и характер ее застройки;
- предлагаемое наименование и его обоснование;
- название организации, предлагающей наименование улицы;
- карту - схему, на которой обозначается расположение улицы.
В ходатайстве, исходящем от граждан, указываются фамилия, имя и
отчество гражданина, его почтовый адрес и номер телефона.
В предложениях о присвоении улицам наименований, образованных
на основе личных имен и производных от них слов и словосочетаний,
сообщаются краткие биографические данные этих лиц, а также
прилагается ходатайство организации или гражданина, внесших эти
предложения.
Предложения о наименовании улиц рассматриваются и обсуждаются с
участием заинтересованных сторон в 3-месячный срок.
При согласии с внесенными предложениями специально
уполномоченный орган при Правительстве Москвы готовит проекты
документов, необходимые для присвоения улице соответствующего
наименования. В случае отказа организациям и гражданам
направляется мотивированное заключение.
Статья 14. Порядок внесения предложений о наименовании станций
метрополитена города Москвы
Предложения о наименовании проектируемых станций метрополитена
вносятся в специально уполномоченный орган при Правительстве
Москвы проектирующей организацией совместно с органом архитектуры
и градостроительства Москвы. Внесение предложений о наименовании
станций метрополитена, перечень представляемых сведений, процедура
и сроки рассмотрения осуществляются в порядке, предусмотренном
статьей 13 настоящего Закона.
Статья 15. Изменение наименований территориальных единиц,
улиц и станций метрополитена города Москвы
Изменение наименований территориальных единиц, улиц и станций
метрополитена производится в исключительных случаях, а именно:
- при восстановлении исторически сложившихся наименований,
имеющих особую культурно - историческую ценность;
- при изменении статуса и/или функционального назначения
соответствующего объекта;
- в целях устранения дублирования наименований в пределах
территории города.
Процедура внесения предложений и принятие решений о замене
наименований осуществляются в порядке, предусмотренном статьями
12, 13 и 14 настоящего Закона.
Статья 16. Обязанности органов исполнительной власти города
Москвы по установлению и оформлению дорожных указателей,
пристанционных знаков, информационных табличек и ориентирующих
надписей
(название в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают
установку уличных, дорожных и пристанционных указателей, домовых,
дорожных и пристанционных знаков, памятных и информационных досок
и табличек, ориентирующих надписей в соответствии с федеральными
и городскими стандартами и нормами.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Органы исполнительной власти города Москвы своевременно
информируют жителей Москвы о принятых Правительством Москвы
решениях по наименованию и переименованию территориальных единиц,
улиц и станций метрополитена путем оповещения жителей Москвы через
средства массовой информации (печать, радио, телевидение), путем
издания карт города, справочной литературы, установки указателей
улиц с двойным (в случае переименования) написанием названий.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
Статья 17. Разрешение споров и разногласий
Споры и разногласия, возникающие в связи с применением
настоящего Закона, могут быть разрешены:
- сторонами в рамках согласительных процедур;
- Мэром Москвы в пределах его компетенции;
(в ред. Закона г. Москвы от 02.07.2003 N 44)
- судами в случаях и порядке, установленных законодательством.
Статья 18. Ответственность за нарушение требований настоящего
Закона
За нарушение требований настоящего Закона должностные лица и
граждане несут ответственность в порядке, установленном
действующим законодательством.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
8 октября 1997 года
N 40-70
|