МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 октября 1997 г. N 72
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ МОСКОВСКОЙ
ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАЯ 1995 ГОДА N 82-ФЗ
"ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"
(в ред. постановления Московской городской
Думы от 06.06.2001 N 79)
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
Московская городская Дума постановляет:
1. Направить в Государственную Думу проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от
19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
(приложение).
2. Поручить представление проекта федерального закона в
Государственной Думе депутату Московской городской Думы Платонову
В.М.
(п. 2 в ред. постановления Московской городской Думы от 04.04.2001
N 79)
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его
принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.
(п. 4 в ред. постановления Московской городской Думы от 04.04.2001
N 79)
Заместитель Председателя
Московской городской Думы
А.Н. Крутов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 15 октября 1997 г. N 72
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАЯ 1995 ГОДА N 82-ФЗ
"ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"
В целях укрепления конституционного строя Российской Федерации,
исходя из Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ
"Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов", согласно которому "Российская Федерация
берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по
предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и
движений на своей территории", принимается настоящий федеральный
закон.
Статья 1. О внесении дополнения в статью 16 Федерального закона
"Об общественных объединениях"
Дополнить часть 1 статьи 16 Федерального закона
"Об общественных объединениях" словами "отрицание либо оправдание
фашистских преступлений, а также использование в любой форме и
(или) пропаганда нацистской символики", идущими в тексте статьи 16
сразу после слов "разжигание социальной, расовой, национальной или
религиозной розни".
Статья 2. О внесении изменения в статью 42 Федерального закона
"Об общественных объединениях"
Заменить в тексте части 4 статьи 42 Федерального закона
"Об общественных объединениях" фразу: "Орган, регистрирующий
общественные объединения, вправе подать заявление в суд о
приостановлении деятельности общественного объединения после двух
письменных предупреждений, если эти предупреждения не были
обжалованы в суде в установленном законом порядке или не признаны
судом не основанными на законе" фразой: "Орган, регистрирующий
общественные объединения, вправе подать заявление в суд о
приостановлении деятельности общественных объединений после одного
письменного предупреждения, если это предупреждение не было
обжаловано в суде в установленном порядке или не признано судом не
основанным на законе".
Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин
Москва, Кремль
"___"_________ 199__ года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАЯ 1995 ГОДА N 82-ФЗ
"ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"
I. Необходимость принятия данного законопроекта
Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ
"Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов" "Российская Федерация берет на себя
обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению
создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей
территории".
Среди этих мер на первое место должны быть поставлены меры в
сфере законодательства: никакие действия исполнительной власти
против фашистских организаций и движений не могут быть
эффективными, если они не имеют правовой основы. Равным образом
оказывается без такой основы бессильной и судебная власть.
Между тем Федеральный закон "Об общественных объединениях",
вступивший в силу в мае 1995 года, далеко не в полной мере
позволяет решить поставленную задачу - не допустить создания и
деятельности общественных объединений фашистского толка на
территории России. Из более чем сотни праворадикальных
организаций, действующих в России, около двадцати являются
фашистскими. В своей деятельности они обнаруживают признаки
фашизма, указанные в определении, разработанном Российской
академией наук в апреле 1995 года в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года.
Примерно десять организаций сами называют себя фашистами или
национал - социалистами. Они используют и пропагандируют
нацистскую символику, издают газеты и агитационные материалы, в
которых открыто восхваляют Гитлера и других фашистских
преступников, оправдывают, восхваляют либо отрицают преступления
германского фашизма и ему подобных режимов. В этой связи
достаточно упомянуть такие общественные объединения, как "Русское
национальное единство" Баркашова А., "Национально -
республиканскую партию" Беляева Ю., "Русский национальный союз"
Вдовина А. и Касимовского К., "Национал - большевистскую партию"
Лимонова Э. и ряд других (см. "Политический экстремизм в России",
М., 1996 г., стр. 44). Ряд этих объединений зарегистрирован
органами юстиции, имеет структуры не только в Москве, но и во
многих регионах России, издает газеты, официально
зарегистрированные органами Роскомпечати, участвует в выборах. И
при этом они регулярно помещают свастику в своих изданиях (как,
например, это делает "Русское национальное единство",
утверждающее, что свастика - это "русский национальный символ")
либо дают этим изданиям характерные названия, направленные на
пропаганду нацизма (так, "Русский национальный союз" издает газету
"Штурмовик", где помещает портреты Гитлера, плакаты с нацистской
символикой, непрерывно пропагандирует идеи фашизма).
Все вышеизложенное означает, что торжественно взятое на себя
Россией обязательство не допускать "создания и деятельности
фашистских организаций на своей территории" не выполняется, и
важная причина этого - несовершенство российского
законодательства.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" не приведен в
соответствие с Федеральным законом "Об увековечении Победы
советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов",
что мешает пресечению деятельности откровенно фашистских
общественных объединений. В статье 16 Федерального закона
"Об общественных объединениях", устанавливающей, по каким
основаниям создание и деятельность общественных объединений
запрещаются, не упомянуто "использование в любой форме нацистской
символики", хотя в Федеральном законе "Об увековечении Победы..."
прямо сказано, что "в Российской Федерации запрещается
использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей
многонациональный народ и память о понесенных в Великой
Отечественной войне жертвах".
С целью пресечения деятельности фашистских общественных
объединений было бы целесообразно дополнить статью 16 Федерального
закона "Об общественных объединениях" формулировкой,
предусматривающей запрет не только на использование, но и на
пропаганду нацистской символики, а также на отрицание либо
оправдание фашистских преступлений. Такие запреты существуют в
законодательстве многих европейских стран. В Германии
использование нацистской символики и отрицание либо оправдание
фашистских преступлений (геноцида евреев, убийств в газовых
камерах и т.д.) рассматриваются как уголовно наказуемые деяния.
Например, за использование нацистской символики параграф 86-а
Уголовного кодекса Федеративной Республики Германии
предусматривает лишение свободы сроком до трех лет.
С учетом всего вышеизложенного статью 16 Федерального закона
"Об общественных объединениях" предлагается дополнить словами
"отрицание либо оправдание фашистских преступлений, а также
использование в любой форме и (или) пропаганда нацистской
символики", идущими в тексте статьи 16 сразу после слов
"разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной
розни" (концовка части 1 статьи 16).
Понятие "нацистская символика", используемое в настоящем
законопроекте, фигурирует не только в Федеральном законе
"Об увековечении Победы...", но и в Законе города Москвы
"Об административной ответственности за изготовление,
распространение и демонстрацию нацистской символики на территории
города Москвы", вступившем в силу в феврале 1997 года. В статье 1
этого Закона понятие "нацистская символика" детально
охарактеризовано (см. газету Правительства Москвы "Тверская, 13",
1997 г., 6-12 февраля, N 6).
В статью 42 Федерального закона "Об общественных объединениях"
("Приостановление деятельности общественных объединений")
предлагается внести изменение с целью упростить процедуру
приостановления деятельности общественных объединений органами
юстиции, регистрирующими общественные объединения. В настоящее
время эти органы, согласно Закону, могут приостановить
деятельность общественных объединений в судебном порядке после
двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были
обжалованы в суде. Таким образом, только после двух предупреждений
(каждое из которых может быть обжаловано) органы юстиции вправе
обратиться в суд, который и решает вопрос о приостановлении
деятельности общественного объединения.
Между тем органам прокуратуры, согласно Закону, достаточно
внести одно представление в руководящие органы общественного
объединения с требованием устранить нарушения статьи 16
Федерального закона "Об общественных объединениях". Обжалование
прокурорского представления Законом не предусмотрено. Если
отмеченные нарушения не устраняются в установленный прокуратурой
срок, органы прокуратуры немедленно обращаются в суд, решающий
вопрос о приостановлении деятельности общественного объединения.
Таким образом, органы юстиции, осуществляющие, согласно Закону,
контроль за деятельностью зарегистрированных общественных
объединений, поставлены в более трудные для выполнения своих
функций условия, чем органы прокуратуры. Целесообразность такого
неравенства в Федеральном законе "Об общественных объединениях"
никак не мотивирована. При этом следует учесть, что "как
прокуратура, так и органы юстиции постоянно высказывают
недовольство чрезмерно усложненным порядком приостановления и
ликвидации экстремистских общественных объединений"
(см. "Политический экстремизм в России", М., 1996 г., стр. 29).
В Италии, например, общественные объединения, нарушающие
принцип национального, расового или религиозного равноправия,
призывающие к дискриминации и насилию по этническим или
религиозным мотивам, могут быть распущены, а их имущество -
конфисковано на основании приказа министра внутренних дел,
утверждаемого затем Советом министров (см. параграф 5 Закона
Итальянской Республики N 654 от 13 октября 1975 года). Аналогичный
порядок действует и в Германии (он предусмотрен Законом
"О радикальных партиях").
В России было бы нецелесообразно отказаться от судебного
порядка решения вопросов о приостановлении деятельности
общественных объединений. Однако соответствующую процедуру,
безусловно, можно упростить и, в частности, предоставить органам
юстиции право обращаться в суд с заявлением о приостановлении
деятельности общественного объединения после одного, а не двух
письменных предупреждений, подобно тому как органам прокуратуры
достаточно сделать одно представление о нарушениях в деятельности
данного общественного объединения. Внесение соответствующего
изменения в статью 42 Федерального закона "Об общественных
объединениях" и предусматривает настоящий законопроект.
II. Справка о состоянии законодательства в данной сфере
правового регулирования
Настоящий законопроект регулирует ту же сферу общественных
отношений, что и Федеральный закон Российской Федерации
"Об общественных объединениях". В случае его принятия
соответствующие дополнения и изменения будут внесены в статьи 16 и
42 вышеуказанного Федерального закона. Отмены, изменения,
дополнения или принятия иных федеральных законов и нормативных
правовых актов принятие настоящего законопроекта не влечет.
Реализация настоящего законопроекта не требует материальных и
иных затрат.
Координатор направления деятельности
Московской городской Думы
по национальной политике, проблемам
политического экстремизма
Е.В. Прошечкин
|