ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРИКАЗ
10 ноября 1997 г.
N 586
О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ТУБЕРКУЛЕЗА В Г. МОСКВЕ
В целях улучшения оказания специализированной медицинской
помощи больным туберкулезом в г. Москве и в соответствии с
федеральной программой "Информатизация здравоохранения России на
1996-97 гг." и приказом Министерства здравоохранения РФ от
03.07.97 N 193 "О создании Государственной системы
эпидемиологического мониторинга туберкулеза"
1. Объявляю приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.07.97
N 193 "О создании Государственной системы эпидемиологического
мониторинга туберкулеза" (приложение N 1). <*>
--------------------------------
<*> Не приводится.
2. Утверждаю:
2.1. Реестр субъектов Государственной системы
эпидемиологического мониторинга туберкулеза в г. Москве и ее
структуру (приложение N 2);
2.2. "Временное положение о Государственной системе
эпидемиологического мониторинга туберкулеза в г.Москве"
(приложение N 3).
3. Поручаю:
3.1. Начальникам управлений здравоохранения административных
округов г. Москвы, главному специалисту по туберкулезу г. Москвы
Свистуновой А.С., директору МГНПЦ борьбы с туберкулезом Литвинову
В.И., главным врачам ТКБ N 3, 6, 7, 11, главному врачу
туберкулезного санатория N 58:
3.1.1. ввести в структуру всех противотуберкулезных
диспансеров, туберкулезных больниц и санатория N 58 кабинеты
эпидемиологического мониторинга туберкулеза (приложение N 2).
Срок - 01.01.98;
3.1.2. обеспечить условия работы и деятельность субъектов
Государственной системы эпидемиологического мониторинга
туберкулеза в г.Москве в строгом соответствии с Временным
положением о нем (приложение N 3). Срок - 01.01.98;
3.1.3. выверить контингенты туберкулезных больных, состоящих
на учете туберкулезной диспансерной сети города на 01.01.98,
обеспечить четкое диспансерное наблюдение за ними в соответствии с
установленными требованиями;
3.1.4. Сформировать до 01.03.98 базу данных о туберкулезных
больных, состоящих на учете диспансерной туберкулезной сети
города.
3.2. Заместителю председателя Комитета Лукашеву А.М. внести
изменения в структуру и штатное расписание противотуберкулезных
диспансеров, туберкулезных больниц и санатория N 58. Срок -
01.01.98.
4. Возлагаю координацию работы системы эпидемиологического
мониторинга туберкулеза на МГНПЦ борьбы с туберкулезом.
5. Объявляю о персональной ответственности главных врачей
противотуберкулезных диспансеров и туберкулезных больниц за полное
и объективное формирование базы данных о туберкулезных больных.
6. Возлагаю контроль за исполнением настоящего приказа на
заместителя председателя Комитета Плавунова Н.Ф.
Председатель Комитета
А.П.СЕЛЬЦОВСКИЙ
Приложение N 2
к приказу Комитета
здравоохранения г. Москвы
от 10.11.1997 г. N 586
РЕЕСТР
СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА ТУБЕРКУЛЕЗА В Г. МОСКВЕ
------------------------------T----------------------------------¬
¦ Субъекты системы ¦ Структура кабинетов системы ¦
¦ ¦ эпидемиологического мониторинга ¦
¦ ¦ г. Москвы ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Окружной противотуберкулезный¦Штаты: 1 врачебная ед. ¦
¦диспансер (ПТД) N 2 ¦1 ед. среднего медперсонала ¦
¦ ¦1 ед. инженера - программиста ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Окружной ПТД N 7 ¦ То же ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Окружной ПТД N 5 ¦ То же ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Окружной ПТД N 13 ¦ То же ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Окружной ПТД N 16 ¦ То же ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Окружной ПТД N 18 ¦ То же ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Окружной ПТД N 15 ¦ То же ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Окружной ПТД N 21 ¦ То же ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Окружной ПТД N 14 ¦ То же ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Противотуберкулезное ¦ То же ¦
¦отделение Зеленоград ¦ ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Противотуберкулезный ¦Штаты: 0,5 врачебная ед. ¦
¦диспансер N 10 ¦1 ед. среднего медперсонала ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Противотуберкулезный ¦ То же ¦
¦диспансер N 11 ¦ ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Противотуберкулезный ¦Штаты: 1 врачебная ед. ¦
¦диспансер N 12 ¦1 ед. среднего медперсонала ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Противотуберкулезный ¦ То же ¦
¦диспансер N 4 ¦ ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Противотуберкулезный ¦Штаты: 0,5 врачебная ед. ¦
¦диспансер N 8 ¦1 ед. среднего медперсонала ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Противотуберкулезный ¦Штаты: 1 врачебная ед. ¦
¦диспансер N 17 ¦1 ед. среднего медперсонала ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Противотуберкулезный ¦ То же ¦
¦диспансер N 20 ¦ ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Туберкулезная клиническая ¦Штаты: 1 врачебная ед. ¦
¦больница N 3 ¦1 ед. среднего медперсонала ¦
¦ ¦1 ед. инженера - программиста ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Туберкулезная больница N 6 ¦ То же ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Туберкулезная клиническая ¦ То же ¦
¦больница N 7 ¦ ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Туберкулезная больница N 11 ¦ То же ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦Туберкулезный санаторий N 58 ¦ То же ¦
L-----------------------------+-----------------------------------
ВСЕГО: 20,5 врачебных ед.
22,0 ед. среднего медперсонала
14 ед. инженеров - программистов
Заместитель председателя Комитета,
начальник управления
медицинской помощи
Н.Ф.ПЛАВУНОВ
Приложение N 3
к приказу Комитета
здравоохранения г. Москвы
от 10.11.1997 г. N 586
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА В Г. МОСКВЕ
Общие положения
1. Назначение системы эпидемиологического мониторинга
туберкулеза
1.1. Основной задачей системы является обеспечение длительного
автоматизированного эпидемиологического мониторинга туберкулеза,
на основе использования территориальных баз данных и
персонифицированного учета лиц с впервые в жизни установленным
диагнозом туберкулеза на территории г. Москвы.
1.2. Система эпидемиологического мониторинга туберкулеза
предназначена для:
- эпидемиологических исследований, имеющих целью изучение
характера, структуры, уровней, динамики и тенденций
распространения туберкулеза в г. Москве;
- наблюдения за больными туберкулезом с оценкой эффективности
организации диспансерного слежения и лечения;
- улучшение качества организации и оценки эффективности
профилактики (вакцинации и ревакцинации) и раннего выявления
больных туберкулезом;
- оценка основных параметров, характеризующих состояние
социализированной противотуберкулезной службы;
- обеспечения обмена информацией с другими базами данных по
туберкулезу и организации совместных исследований на национальном
и международном уровне;
- формирования государственной отчетности по туберкулезу в
соответствии с учрежденными официальными формами;
- формирования по запросам пользователей информационно -
справочных данных, хранящихся в базах данных системы;
- использование информации, хранящейся в базах данных системы
для оперативной разработки материалов о потребностях туберкулезной
службы в материально - техническом обеспечении, кадрах, ресурсов
специализированных учреждений, что необходимо для создания
оптимальной модели планирования управления противотуберкулезной
службой.
2. Функции системы эпидемиологического мониторинга
туберкулеза
Цели, перечисленные выше, определяют две сферы деятельности
системы:
2.1. Внутритерриториальная деятельность - функции комплекса на
территориальном уровне административного округа заключается в
представлении данных о распространении туберкулеза на территории и
эффективности работы территориальной противотуберкулезной службы
для внутреннего анализа и выработки собственных управленческих
решений.
2.2. Межтерриториальная деятельность - проведение обобщенного
анализа о распространении туберкулеза в г. Москве и эффективности
работы противотуберкулезной службы в целом для получения прогноза
развития эпидситуации по туберкулезу и оценки потребностей службы;
обеспечение возможностей использования информации, хранящейся в
базах данных для эпидемиологических и медикоэкологических
исследований на федеральном и международном уровнях.
3. Структура системы эпидемиологического мониторинга
и входящих в нее баз данных
3.1. Формирование баз данных осуществляется на основе
утвержденных стандартов (форма 8, 33, 89, 30 и др.) и
разработанных экспериментальных форм, согласованных с Комитетом
здравоохранения г. Москвы.
3.2. Комплексы программ включают в себя наборы связанных
программ, при разработке которых используется принцип разделения
собираемой и анализируемой информации на два типа: данные об
отдельных физических лицах (полицевой учет) и территориальные
данные (потерриториальный учет). Причем территориальные базы
данных формируются частично на основе подчиненных локальных
полицевых баз данных. Такой подход обеспечивает гибкую систему
сбора и анализа данных по туберкулезу, состоящую из нескольких
объединенных программных систем, каждая из которых отвечает своим
локальным и территориальным задачам.
3.3. В территориальном диспансере, как в структурной единице
системы, существуют следующие службы: организационно -
методическая, диспансерная, стационарная, педиатрическая,
бактериологическая. Соответственно, программный комплекс для
территориального диспансера содержит разделы, отвечающие задачам
каждой из них. Различные программы комплекса, с одной стороны,
автономны, а с другой стороны, связаны в единую региональную
информационную систему, позволяющую проводить анализ
эпидемиологической ситуации и работы службы для принятия
управленческих решений.
3.4. В комплекс, устанавливаемый в территориальном диспансере,
в зависимости от особенностей организации территориальной
противотуберкулезной службы, должны входить программы,
обеспечивающие:
- Сбор и обработку территориальных данных о контингентах
больных туберкулезом (на основе формы 33);
- Анализ территориальной заболеваемости туберкулезом на основе
картотеки извещений о впервые выявленных больных (на основе формы
89);
- Диспансерное слежение за контингентами больных туберкулезом
(на основе формы 30);
- Диспансерное слежение за детско - подростковыми
контингентами;
- Клинико - статистический анализ эффективности работы
стационара и санатория фтизиопульмонологического профиля;
- Сбор и обработку территориальных данных (вплоть до отдельных
учреждений ОЛС) по вакцинации БЦЖ;
- Сбор и обработку территориальных данных, связанных с
вопросами раннего выявления туберкулеза (туберкулинодиагностика,
работа рентгеновской и флюорографической аппаратуры);
- Анализ работы бактериологической службы.
На низшем структурном звене системы эпидемиологического
мониторинга туберкулеза проводится внедрение программ
диспансерного слежения за больными туберкулезом на уровне округов
и включение в программное обеспечение общелечебной сети фрагментов
по учету профилактической и диагностической работы для анализа ее
качества и разработки административных мер повышения эффективности
профилактики и раннего выявления туберкулеза.
4. Формирование, внедрение и функционирование
территориальных программных комплексов
4.1 Головным учреждением городского уровня по разработке и
внедрению комплексов программ для системы мониторинга является
МГНПЦ.
4.2. МГНПЦ обеспечивает:
- научно - методическое руководство формированием и
эксплуатацией программных комплексов;
- разработку пакета инструктивно - методических документов,
регламентирующих их деятельность, в том числе соответствующих
учетных форм и выходных данных единого унифицированного
программного обеспечения государственной системы
эпидемиологического мониторинга туберкулеза;
- МГНПЦ ежеквартально получает информацию из территориальных
баз данных;
- МГНПЦ ежегодно осуществляет свод и анализ информации,
собранной в базах данных и подготовку аналитических материалов с
представлением их в Комитет здравоохранения г. Москвы.
4.3. Комплексы создаются и функционируют на базе
организационно - методических кабинетов (отделений) окружных
противотуберкулезных диспансеров.
Научно - методическое руководство и контроль за организацией и
функционированием территориальных программных комплексов, входящих
в систему эпидемиологического мониторинга туберкулеза осуществляет
МГНПЦ.
4.4. Сбор, накопление и хранение информации на территориальном
уровне проводится на основе специальных формализованных
медицинских документов.
4.5. На территориальном уровне должностным лицом,
ответственным за функционирование комплексом и качество входных и
выходных данных, является главный врач противотуберкулезного
диспансера.
Информация из баз данных территориального программного
комплекса ежеквартально предоставляется в соответствующий
региональный комплекс или (при наличии электронных средств связи)
прямо в МГНПЦ.
4.6. Передача информации между различными уровнями системы
осуществляется на магнитных, в ряде случаев на бумажных носителях.
Порядок передачи информации определяется учреждением - куратором.
С повсеместным внедрением сети "MEDNET" данные будут передаваться
через электронные средства связи.
4.7. В учреждения вышестоящего уровня паспортная информация из
полицевых карточек на больных туберкулезом поступает в
закодированном виде.
5. Штатные нормативы и техническое обеспечение
территориальных программных комплексов
Штатные нормативы и техническое обеспечение устанавливаются на
основании положений приказа Минздрава России от 03.07.97 г. N 193.
Заместитель председателя Комитета
начальник управления
медицинской помощи
Н.Ф.ПЛАВУНОВ
|