ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г.МОСКВЕ
ЮРИДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
Предпринимательской деятельностью могут заниматься
граждане (физические лица) без образования юридического
лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных
предпринимателей, и юридические лица (коммерческие и
некоммерческие организации) различных организационно-пра-
вовых форм.
Все участники предпринимательской деятельности имеют
право доступа к финансовым, трудовым, информационным и
природным ресурсам и равное право выхода на рынок.
Хозяйствующие субъекты в пределах, установленных
федеральными законами, могут самостоятельно выбирать сферу
своей деятельности, распоряжаться имуществом, заключать до-
говоры, определять условия производства и сбыта продукции,
распределять полученную прибыль.
Законодательством не допускается какая-либо
дискриминация предпринимательской деятельности, а также
отказ в выдаче лицензии по основаниям, не предусмотренным
действующим законодательством.
В российском праве понятие лицензирования появилось
после принятия законодательных актов о Центральном банке
Российской Федерации и коммерческих банках. Затем в Законе
РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности"
было указано на необходимость лицензирования отдельных видов
хозяйственной деятельности. Вместе с тем долгое время не
существовало главного - перечня видов деятельности, для
осуществления которых требуется специальное разрешение -
лицензия. Отсутствие такого перечня на протяжении нескольких
лет не позволяло определить те сферы деятельности, которые
нуждаются в особом контроле государства. Это сказалось и на
дальнейшем правовом регулировании лицензирования
хозяйственной деятельности, которое происходило
преимущественно "задним числом", т.е. лицензирование того
или иного вида деятельности вводилось уже после его
появления и по мере его развития, причем с большим
опозданием.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации
определено, что отдельными видами деятельности, перечень
которых определяется законом, предприниматели могут
заниматься только на основании специального разрешения
(лицензии). После введения в действие ГК РФ виды
деятельности, подлежащие лицензированию, устанавливаются
только законом. Следует отметить тот факт, что на данный
момент отсутствуют четкие и определенные законом критерии
отнесения того или иного вида предпринимательской
деятельности к лицензируемым. Подтверждением тому служит
большое количество нормативных актов различного уровня,
устанавливающих необходимость лицензирования столь же
большого числа видов деятельности. Отсутствие критерии
отнесения вида деятельности к лицензируемым и принципов
такого отнесения сказывается и на существующем механизме
контроля за соблюдением условий лицензирования.
Под лицензированием понимаются выдача специального
разрешения и ведение такой деятельности уполномоченными на
то органами. Основным нормативным документом,
устанавливающим перечень видов деятельности, на
осуществление которых требуется специальное разрешение
(лицензия), порядок осуществления лицензионной деятельности
и перечень органов, уполномоченных на это, является
постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.94
г. No 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Необходимость и порядок лицензирования некоторых видов
деятельности устанавливаются и иными законодательными актами
Российской Федерации и нормативными актами Президента
Российской Федерации. Это, в частности, относится к
аудиторской, страховой, банковской, частно-детективной, ох-
ранной деятельности и некоторым другим (см. табл. 1).
Таблица 1
------------------------------T-----------------------------¬
¦ Сфера ¦ Нормативный акт, ¦
¦ деятельности ¦ регламентирующий порядок ¦
¦ ¦ лицензирования ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ Банковская ¦ Закон РСФСР от 2.12.90 г. ¦
¦ деятельность, ¦ No 395-1 "О банках и ¦
¦ финансы, ¦ банковской деятельности в ¦
¦ кредит ¦ РСФСР" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Закон РСФСР от 4.07.91 г. ¦
¦ ¦ No 1545-1 "Об иностранных ¦
¦ ¦ инвестициях в РСФСР" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Закон РСФСР от 2.12.90 г. ¦
¦ ¦ No 394-1 "О Центральном ¦
¦ ¦ банке РСФСР (Банке России)" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Закон РФ от 9.10.92 г. No ¦
¦ ¦ 3615-1 "О валютном ¦
¦ ¦ регулировании и валютном ¦
¦ ¦ контроле" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление Правительства ¦
¦ ¦ РФ от 29.03.94 г. No 251 ¦
¦ ¦ "Об утверждении Правил ¦
¦ ¦ лицензирования деятельности ¦
¦ ¦ страховых медицинских ¦
¦ ¦ организаций, осуществляющих ¦
¦ ¦ обязательное медицинское ¦
¦ ¦ страхование" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приказ ЦБ РФ от 23.10.97 г. ¦
¦ ¦ No 02-462 "Об утверждении ¦
¦ ¦ Положения "Об особенностях ¦
¦ ¦ лицензирования ¦
¦ ¦ профессиональной ¦
¦ ¦ деятельности кредитных ¦
¦ ¦ организаций на рынке ценных ¦
¦ ¦ бумаг Российской Федерации" ¦
¦ ¦ и Указаний "О порядке ¦
¦ ¦ лицензирования ¦
¦ ¦ профессиональной ¦
¦ ¦ деятельности кредитных ¦
¦ ¦ организаций на рынке ценных ¦
¦ ¦ бумаг Российской Федерации" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление ФКЦБ от ¦
¦ ¦ 18.08.97 г. No 25 "Об ¦
¦ ¦ утверждении Положения о ¦
¦ ¦ порядке лицензирования ¦
¦ ¦ различных видов ¦
¦ ¦ профессиональной ¦
¦ ¦ деятельности на рынке ¦
¦ ¦ ценных бумаг Российской ¦
¦ ¦ Федерации" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление ФКЦБ от ¦
¦ ¦ 1.07.97 г. No 24 "Об ¦
¦ ¦ утверждении Положения о ¦
¦ ¦ саморегулируемых ¦
¦ ¦ организациях ¦
¦ ¦ профессиональных участников ¦
¦ ¦ рынка ценных бумаг и Поло- ¦
¦ ¦ жения о лицензировании ¦
¦ ¦ саморегулируемых ¦
¦ ¦ организаций ¦
¦ ¦ профессиональных участников ¦
¦ ¦ рынка ценных бумаг" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приложение 1 к ¦
¦ ¦ постановлению ФКЦБ от ¦
¦ ¦ 17.09.96 г. No 18 "О ¦
¦ ¦ лицензировании деятельности ¦
¦ ¦ по ведению реестра ¦
¦ ¦ владельцев именных ценных ¦
¦ ¦ бумаг" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приказ Росстрахнадзора от ¦
¦ ¦ 19.05.94 г. No 02-02/08 "Об ¦
¦ ¦ утверждении новой редакции ¦
¦ ¦ "Условий лицензирования ¦
¦ ¦ страховой деятельности на ¦
¦ ¦ территории Российской ¦
¦ ¦ Федерации" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приказ ЦБ РФ от 27.09.96 г. ¦
¦ ¦ No 02-368 "О введении в ¦
¦ ¦ действие Инструкции No 49 ¦
¦ ¦ "О порядке регистрации ¦
¦ ¦ кредитных организаций и ¦
¦ ¦ лицензирования банковской ¦
¦ ¦ деятельности" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление ФКЦБ от ¦
¦ ¦ 30.08.95 г. No 7 "О порядке ¦
¦ ¦ лицензирования деятельности ¦
¦ ¦ по оценке недвижимого ¦
¦ ¦ имущества паевых ¦
¦ ¦ инвестиционных фондов" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление Правительства ¦
¦ ¦ РФ от 9.10.95 г. No 984 "Об ¦
¦ ¦ утверждении Положения о ¦
¦ ¦ лицензировании деятельности ¦
¦ ¦ ломбардов" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ Внешне- ¦ Постановление Правительства ¦
¦ экономическая ¦ РФ от 6.11.92 г. No 854 "О ¦
¦ деятельность ¦ лицензировании и ¦
¦ ¦ квотировании экспорта и ¦
¦ ¦ импорта товаров (работ, ¦
¦ ¦ услуг) на территории ¦
¦ ¦ Российской Федерации" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Указ Президента РФ от ¦
¦ ¦ 23.05.94 г. No 1007 "Об ¦
¦ ¦ отмене квотирования и ¦
¦ ¦ лицензирования поставок ¦
¦ ¦ товаров и услуг на экспорт" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Порядок квотирования и ¦
¦ ¦ лицензирования поставок ¦
¦ ¦ товаров на экспорт, ¦
¦ ¦ осуществляемых в ¦
¦ ¦ соответствии с ¦
¦ ¦ международными ¦
¦ ¦ обязательствами Российской ¦
¦ ¦ Федерации (приказ МВЭС ¦
¦ ¦ России от 15.03.95 г. No ¦
¦ ¦ б/н, Минэкономики России от ¦
¦ ¦ 15.03.95 г., ГТК России от ¦
¦ ¦ 3.03.95 г. No 01-20/3124) ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приказ ГТК России от ¦
¦ ¦ 19.03.96 г. No 150 "О ¦
¦ ¦ лицензировании импорта ¦
¦ ¦ отдельных видов товаров" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приказ ГТК России от ¦
¦ ¦ 19.03.96 г. No 149 "О ¦
¦ ¦ лицензировании экспорта ¦
¦ ¦ отдельных видов товаров" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приложение 1 к приказу ГТК ¦
¦ ¦ России от 23.10.95 г. No ¦
¦ ¦ 635 "Положение о порядке ¦
¦ ¦ лицензирования в Российской ¦
¦ ¦ Федерации экспорта и ¦
¦ ¦ импорта продукции, работ и ¦
¦ ¦ услуг военного назначения" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ Аудиторская ¦ Временные правила ¦
¦ деятельность ¦ аудиторской деятельности в ¦
¦ ¦ Российской Федерации (утв. ¦
¦ ¦ Указом Президента РФ от ¦
¦ ¦ 22.12.93 г. No 2263) ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ Биржевая ¦ Закон РФ от 20.02.92 г. No ¦
¦ торговля, ¦ 2383-1 "О товарных биржах и ¦
¦ закупка и ¦ биржевой торговле" ¦
¦ поставка ¦-----------------------------¦
¦ товаров ¦ Постановление Правительства ¦
¦ ¦ РФ от 24.02.94 г. No 152 ¦
¦ ¦ "Об утверждении Положения о ¦
¦ ¦ Комиссии по товарным биржам ¦
¦ ¦ при Государственном ¦
¦ ¦ комитете Российской ¦
¦ ¦ Федерации по ¦
¦ ¦ антимонопольной политике и ¦
¦ ¦ поддержке новых ¦
¦ ¦ экономических структур, По- ¦
¦ ¦ ложения о порядке ¦
¦ ¦ лицензирования деятельности ¦
¦ ¦ товарных бирж на территории ¦
¦ ¦ Российской Федерации, Поло- ¦
¦ ¦ жения о государственном ¦
¦ ¦ комиссаре на товарной бирже"¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление Правительства ¦
¦ ¦ РФ от 9.06.95 г. No 573 "Об ¦
¦ ¦ утверждении Положения о ¦
¦ ¦ лицензировании деятельности ¦
¦ ¦ по закупке, поставке, ¦
¦ ¦ переработке, хранению и ¦
¦ ¦ реализации зерна и ¦
¦ ¦ продуктов его переработки ¦
¦ ¦ для государственных нужд" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ Применение ¦ Закон РФ от 10.06.93 г. No ¦
¦ знака соответствия. ¦ 5151-1 ¦
¦ Патенты. Товарные знаки ¦ "О сертификации продукции и ¦
¦ ¦ услуг" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приказ Роспатента России от ¦
¦ ¦ 30.11.94 г. No б/н "Правила ¦
¦ ¦ подачи и рассмотрения ¦
¦ ¦ заявления патентообладателя ¦
¦ ¦ о предоставлении права на ¦
¦ ¦ открытую лицензию и ¦
¦ ¦ публикацию сведений о таком ¦
¦ ¦ заявлении" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приказ Роспатента России от ¦
¦ ¦ 21.04.95 г. No б/н "Правила ¦
¦ ¦ рассмотрения и регистрации ¦
¦ ¦ договоров об уступке ¦
¦ ¦ патента и лицензионных ¦
¦ ¦ договоров о предоставлении ¦
¦ ¦ права на использование ¦
¦ ¦ изобретений, полезной ¦
¦ ¦ модели, промышленного ¦
¦ ¦ образца" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приказ Роспатента России от ¦
¦ ¦ 26.09.95 г. No б/н "Правила ¦
¦ ¦ регистрации договоров об ¦
¦ ¦ уступке товарного знака и ¦
¦ ¦ лицензионных договоров о ¦
¦ ¦ предоставлении права на ¦
¦ ¦ использование товарного ¦
¦ ¦ знака" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ Промыш- ¦ Постановление Правительства ¦
¦ ленность ¦ РФ от 31.07.95 г. No 775 ¦
¦ ¦ "Об утверждении Положения о ¦
¦ ¦ лицензировании отдельных ¦
¦ ¦ видов деятельности, ¦
¦ ¦ связанных с геологическим ¦
¦ ¦ изучением и использованием ¦
¦ ¦ недр" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление Правительства ¦
¦ ¦ РФ от 14.07.97 г. No 865 ¦
¦ ¦ "Об утверждении Положения о ¦
¦ ¦ лицензировании деятельности ¦
¦ ¦ в области использования ¦
¦ ¦ атомной энергии" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление Правительства ¦
¦ ¦ РФ от 26.09.95 г. No 967 ¦
¦ ¦ "Об утверждении Положения о ¦
¦ ¦ лицензировании ¦
¦ ¦ промышленного рыболовства и ¦
¦ ¦ рыбоводства" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление Правительства ¦
¦ ¦ РФ от 26.09.95 г. No 965 ¦
¦ ¦ "Об утверждении Положения о ¦
¦ ¦ лицензировании в энергетике"¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление Правительства ¦
¦ ¦ РФ от 6.09.95 г. No 897 "Об ¦
¦ ¦ утверждении Положения о ¦
¦ ¦ лицензировании деятельности ¦
¦ ¦ по содержанию и ¦
¦ ¦ эксплуатации нефтебаз ¦
¦ ¦ (кроме входящих в состав ¦
¦ ¦ топливно-энергетического ¦
¦ ¦ комплекса Российской ¦
¦ ¦ Федерации) и ¦
¦ ¦ автозаправочных станций (в ¦
¦ ¦ том числе передвижных)" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приказ Минздравмедпрома ¦
¦ ¦ России от 3.03.94 г. No б/н ¦
¦ ¦ "Положение о порядке полу- ¦
¦ ¦ чения разрешения (лицензии) ¦
¦ ¦ на промышленное ¦
¦ ¦ производство и реализацию ¦
¦ ¦ производителями ¦
¦ ¦ лекарственных средств" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление ¦
¦ ¦ Госгортехнадзора РФ от ¦
¦ ¦ 3.07.93 г. No 20 "Об ¦
¦ ¦ утверждении Положения о ¦
¦ ¦ порядке выдачи специальных ¦
¦ ¦ разрешений (лицензий) на ¦
¦ ¦ виды деятельности, ¦
¦ ¦ связанные с повышенной ¦
¦ ¦ опасностью промышленных ¦
¦ ¦ производств (объектов) и ¦
¦ ¦ работ, а также с ¦
¦ ¦ обеспечением безопасности ¦
¦ ¦ при пользовании недрами" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приказ Роскомрыболовства ¦
¦ ¦ России от 29.12.95 г. No ¦
¦ ¦ 228 "Об утверждении перечня ¦
¦ ¦ видов деятельности, ¦
¦ ¦ относящихся к промышленному ¦
¦ ¦ рыбоводству и рыболовству, ¦
¦ ¦ подлежащих лицензированию, ¦
¦ ¦ и Инструкции по ¦
¦ ¦ лицензированию ¦
¦ ¦ промышленного рыболовства и ¦
¦ ¦ рыбоводства" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ Трудоустройство и ¦ Постановление Правительства ¦
¦ соцобеспечение ¦ РФ от 7.08.95 г. No 792 "Об ¦
¦ ¦ утверждении Положения о ¦
¦ ¦ лицензировании деятельности ¦
¦ ¦ негосударственных ¦
¦ ¦ пенсионных фондов и ¦
¦ ¦ компаний по управлению ¦
¦ ¦ активами негосударственных ¦
¦ ¦ пенсионных фондов" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление Правительства ¦
¦ ¦ РФ от 5.11.95 г. No 1095 ¦
¦ ¦ "Об утверждении Положения о ¦
¦ ¦ лицензировании ¦
¦ ¦ деятельности, связанной с ¦
¦ ¦ трудоустройством граждан ¦
¦ ¦ Российской Федерации за ¦
¦ ¦ границей" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление Правительства ¦
¦ ¦ РФ от 28.10.95 г. No 1046 ¦
¦ ¦ "Об утверждении Положения о ¦
¦ ¦ лицензировании деятельности ¦
¦ ¦ негосударственных ¦
¦ ¦ организаций по оказанию ¦
¦ ¦ платных услуг в содействии ¦
¦ ¦ занятости граждан" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Постановление Правительства ¦
¦ ¦ РФ от 17.07.96 г. No 830 ¦
¦ ¦ "Об утверждении Положения о ¦
¦ ¦ лицензировании деятельности ¦
¦ ¦ в сфере социального ¦
¦ ¦ обслуживания населения" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приказ ФМС России от ¦
¦ ¦ 8.07.93 г. No 109 "Об ¦
¦ ¦ утверждении Положения о ¦
¦ ¦ порядке и условиях ¦
¦ ¦ лицензирования ¦
¦ ¦ деятельности, связанной с ¦
¦ ¦ трудоустройством граждан ¦
¦ ¦ Российской Федерации за ¦
¦ ¦ границей" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ Нотариальная ¦ Основы законодательства РФ ¦
¦ деятельность ¦ от 11.02.93 г. No 4462-1 "О ¦
¦ ¦ нотариате" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ Частная детективная и ¦ Закон РФ от 11.03.92 г. No ¦
¦ охранная деятельность, ¦ 2487-1 ¦
¦ производство оружия ¦ "О частной детективной и ¦
¦ ¦ охранной деятельности в ¦
¦ ¦ Российской Федерации" ¦
¦ ¦-----------------------------¦
¦ ¦ Закон РФ от 13.12.96 г. No ¦
¦ ¦ 150-ФЗ ¦
¦ ¦ "Об оружии" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ Осуществление ¦ Закон РФ от 2.07.92 г. No ¦
¦ психиатрической помощи ¦ 3185-1 ¦
¦ ¦ "О психиатрической помощи и ¦
¦ ¦ гарантиях прав граждан при ¦
¦ ¦ ее оказании" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ Образование ¦ Закон РФ от 10.07.92 г. No ¦
¦ ¦ 3266-1 ¦
¦ ¦ "Об образовании" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ ¦ Приказ Госкомвуза РФ от ¦
¦ ¦ 7.02.94 г. No 108 "Об ¦
¦ ¦ утверждении Временного по- ¦
¦ ¦ ложения о лицензировании ¦
¦ ¦ учреждений среднего, ¦
¦ ¦ высшего, послевузовского ¦
¦ ¦ профессионального и ¦
¦ ¦ соответствующего ¦
¦ ¦ дополнительного образования ¦
¦ ¦ в Российской Федерации" ¦
¦-----------------------------¦-----------------------------¦
¦ Торговля ¦ Письмо Роскомторга РФ от ¦
¦ ¦ 17.11.92 г. No 1-070/32-9 ¦
¦ ¦ "О Примерном положении о ¦
¦ ¦ лицензировании торговли ¦
¦ ¦ товарами, облагаемыми ¦
¦ ¦ акцизами" ¦
L-----------------------------+------------------------------
Согласно постановлению Правительства РФ No 1418
федеральные органы исполнительной власти или специально
уполномоченные на ведение лицензионной деятельности органы,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
осуществляют лицензионную деятельность на основании поло-
жений о лицензировании отдельных видов деятельности,
утверждаемых Правительством Российской Федерации. В этих по-
ложениях федеральным органам исполнительной власти и иным
специально уполномоченным на ведение лицензионной
деятельности органам может быть предоставлено право передачи
полномочий по лицензированию соответствующих видов
деятельности органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Лицензия является документом, который разрешает
осуществление указанного в ней вида деятельности в течение
установленного срока и определяет условия осуществления
такой деятельности. Лицензии, выдаваемые органами,
уполномоченными на ведение лицензионной деятельности,
действуют на всей территории Российской Федерации. Для полу-
чения лицензии заявитель представляет в органы,
уполномоченные на ведение лицензионной деятельности:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридических лиц - наименования и организационно-
правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета
и соответствующего банка;
для физических лиц - фамилии, имени, отчества,
паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место
жительства);
вида деятельности;
срока действия лицензии;
б) копии учредительных документов (если они не
заверены нотариусом - с предъявлением оригиналов);
в) копию свидетельства о государственной регистрации
организации;
г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения
заявления;
д) справку налогового органа о постановке на налоговый
учет или свидетельство о государственной регистрации
физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
со штампом налогового органа.
В зависимости от специфики деятельности в положении о
лицензировании отдельного вида деятельности может быть
предусмотрено представление иных документов.
Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче
принимается в течение 30 дней со дня получения заявления. В
отдельных случаях в зависимости от сложности и объема
подлежащих экспертизе материалов руководителем органа,
уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, срок
принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче
может быть продлен дополнительно еще до 30 дней.
В случае отказа в выдаче лицензии заявителю в
письменном виде в 3-дневный срок после принятия решения
представляется уведомление с указанием причин отказа.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
наличие в документах, представленных заявителем,
недостоверной или искаженной информации;
отрицательное экспертное заключение, установившее
несоответствие условиям, необходимым для осуществления
соответствующего вида деятельности и условиям безопасности.
При выдаче лицензии в ней указываются:
наименование органа, выдавшего лицензию;
для юридических лиц - наименование и юридический
адрес предприятия, учреждения, организации, получившей
лицензию;
для физических лиц - фамилия, имя, отчество,
паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, место
жительства);
вид деятельности, на осуществление которой выдается
лицензия;
срок действия лицензии;
условия осуществления данного вида деятельности;
регистрационный номер лицензии и дата выдачи.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости
от специфики вида деятельности, но не менее 3 лет. Лицензии
могут выдаваться на срок до 3 лет по заявлению лица,
обратившегося за ее получением. Передача лицензии другому
юридическому или физическому лицу запрещается.
На территории субъектов Российской Федерации (в
частности в Москве) устанавливаются определенные особенности
лицензирования различных видов деятельности. Так, во
исполнение постановления Правительства Российской Федерации
от 24.12.94 г. No 1418 "О лицензировании отдельных видов
деятельности" правительством Москвы принят ряд
постановлений, регламентирующих порядок и условия
лицензирования отдельных видов деятельности на территории г.
Москвы. Это, в частности, постановление от 15.08.95 г. No
699 "О совершенствовании системы лицензирования деятельности
на территории города Москвы". Единственным органом
правительства Москвы, уполномоченным выдавать лицензии на
осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию
органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, является Московская лицензионная палата.
Постановлением утвержден разработанный на основе федеральных
нормативных актов Перечень видов деятельности, подлежащих
лицензированию на территории субъекта Российской Федерации -
г. Москвы (см. табл. 2).
Таблица 2
---------------------------T---------------T----------------¬
¦ Вид деятельности ¦ Способ ¦ Орган ¦
¦ ¦ получения ¦ лицензирования ¦
¦ ¦ лицензии ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 1. Реализация ¦ Заявительный ¦ Центр ¦
¦ продовольственных и ¦ ¦ лицензирования,¦
¦ непродовольственных ¦ ¦ территориальные¦
¦ товаров, облагаемых в ¦ ¦ агентства ¦
¦ установленном порядке ¦ ¦ ¦
¦ акцизами ¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 2. Розничная и оптовая ¦ - ¦ То же ¦
¦ реализация ¦ ¦ ¦
¦ продовольственных товаров¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 3. Розничная и оптовая ¦ - ¦ - ¦
¦ реализация ¦ ¦ ¦
¦ непродовольственных ¦ ¦ ¦
¦ товаров ¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 4. Деятельность по ¦ - ¦ - ¦
¦ производству, реализации ¦ ¦ ¦
¦ и организации ¦ ¦ ¦
¦ потребления продукции ¦ ¦ ¦
¦ общественного питания ¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 5. Деятельность по ¦ - ¦ - ¦
¦ предоставлению населению ¦ ¦ ¦
¦ услуг бытового ¦ ¦ ¦
¦ обслуживания ¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 6. Деятельность по ¦ Разрешительный¦ Центр ¦
¦ производству ¦ ¦ лицензирования ¦
¦ продовольственных товаров¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 7. Содержание казино, ¦ - ¦ То же ¦
¦ ипподромов и других ¦ ¦ ¦
¦ игорных заведений ¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 8. Строительство и ¦ Разрешительный¦ Центр ¦
¦ капитальный ремонт ¦ ¦ лицензирования ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 9. Транспортная ¦ Заявительный ¦ Московская ¦
¦ деятельность по ¦ ¦ транспортная ¦
¦ перевозке пассажиров и ¦ ¦ инспекция ¦
¦ грузов, экспедиционному ¦ ¦ ¦
¦ обслуживанию, погрузочно-¦ ¦ ¦
¦ разгрузочным и ¦ ¦ ¦
¦ такелажным работам, ¦ ¦ ¦
¦ услугам по хранению ¦ ¦ ¦
¦ грузов ¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 10. Деятельность по ¦ Разрешительный¦ То же ¦
¦ содержанию СТО, заправка ¦ ¦ ¦
¦ автотранспорта ¦ ¦ ¦
¦ нефтепродуктами ¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 11. Фармацевтическая ¦ - ¦ Центр ¦
¦ деятельность ¦ ¦ лицензирования ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 12. Ветеринарная ¦ - ¦ - ¦
¦ деятельность ¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 13. Физкультурно- ¦ - ¦ - ¦
¦ оздоровительная и ¦ ¦ ¦
¦ спортивная деятельность ¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 14. Деятельность по ¦ - ¦ - ¦
¦ эксплуатации инженерных ¦ ¦ ¦
¦ сетей, сооружений, ¦ ¦ ¦
¦ содержанию дорожно- ¦ ¦ ¦
¦ мостового хозяйства ¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 15. Эксплуатационно- ¦ - ¦ - ¦
¦ ремонтная деятельность, ¦ ¦ ¦
¦ осуществляемая в жилых и ¦ ¦ ¦
¦ общественных зданиях по ¦ ¦ ¦
¦ управлению жилым фондом ¦ ¦ ¦
¦ товариществами ¦ ¦ ¦
¦ собственников ¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 16. Туристическая и ¦ - ¦ - ¦
¦ экскурсионная ¦ ¦ ¦
¦ деятельность ¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 17. Аудиторская ¦ - ¦ - ¦
¦ деятельность ¦ ¦ ¦
¦--------------------------¦---------------¦----------------¦
¦ 18. Деятельность ¦ - ¦ - ¦
¦ негосударственных ¦ ¦ ¦
¦ организаций в оказании ¦ ¦ ¦
¦ содействия занятости ¦ ¦ ¦
¦ граждан ¦ ¦ ¦
L--------------------------+---------------+-----------------
На территории г. Москвы действует единая система
лицензирования, состоящая из:
Московской лицензионной палаты, входящих в нее
структурных подразделений - центров лицензирования;
органов лицензирования, которым федеральными органами
исполнительной власти делегировано право на осуществление
лицензионной деятельности в отношении отдельных видов
деятельности.
Деятельность, подлежащая лицензированию и
осуществляемая на территории г. Москвы без специального
разрешения (лицензии), является незаконной. Осуществление
лицензируемой деятельности на территории г. Москвы по
лицензии, выданной органами исполнительной власти другого
субъекта Российской Федерации, без соответствующей
регистрации в органах лицензирования г. Москвы
приравнивается к деятельности без лицензии, т.е. также
признается незаконной.
Согласно постановлению правительства Москвы от
15.08.95 г. No 699 (в редакции постановления правительства
Москвы от 9.09.97 г. No 668) "О совершенствовании системы
лицензирования деятельности на территории города Москвы"
лицензии, выданные органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, уполномоченными на ведение
лицензирования отдельных видов деятельности, действуют на
территории г. Москвы после их регистрации Московской
лицензионной палатой и внесения в городской реестр.
Постановлением предусмотрены минимальные и максимальные
сроки действия лицензии, которые устанавливаются при
утверждении правил лицензирования определенного вида
деятельности. Срок действия конкретной лицензии
устанавливается лицензирующим органом в рамках Положения о
лицензировании данного вида деятельности в зависимости от
условий ее осуществления и с учетом пожеланий с
лицензируемого. Срок действия лицензии может быть продлен по
заявке лицензиата при отсутствии зафиксированных нарушений
лицензионных условий, если иное не предусмотрено правилами
лицензирования данного вида деятельности. В продлении
действия лицензии может быть отказано в случае, если:
за время действия лицензии были зафиксированы
нарушения лицензионных условий;
условия осуществления деятельности (состояние объекта,
квалификационный состав и т. д.) изменились в сторону
ухудшения;
за время, прошедшее с момента выдачи предыдущей
лицензии, изменились условия ее получения.
Перечень "лицензионных условий" по каждому конкретному
виду деятельности определяется Положением о лицензировании
данного вида деятельности, утверждаемым Правительством
Российской Федерации (в г. Москве - правительством Москвы).
Обязательными лицензионными условиями при осуществлении
любых видов деятельности являются соблюдение действующего
законодательства РФ и г. Москвы, экологических, санитарных,
гигиенических, противопожарных норм и правил, правил
осуществления конкретных видов деятельности, утвержденных
нормативными актами федеральных местных органов
исполнительной власти.
Постановлением правительства Москвы от 15.08.95 г. No
699 (в редакции постановления правительства Москвы от
9.09.97 г. No 668) "О совершенствовании системы
лицензирования деятельности на территории города Москвы"
установлен порядок оформления лицензии. В случае, если для
указанного в заявке вида деятельности установлены правила по
квалификации или соответствию объекта осуществления вида
деятельности определенным требованиям, к заявке прилагаются
сведения об образовании, заключение соответствующих органов
об обслуживании объекта лицензирования, другие документы,
перечень которых утверждается Положением о лицензировании
данного вида деятельности. Заключение о соответствии
соискателя лицензии, объекта лицензирования установленным
требованиям, а также квалификационной подготовке выдается
соответствующими государственными контрольными органами
(Госсанэпиднадзор, Госкомприрода, Госстандарт и т. д.);
иными государственными органами в соответствии с условиями
лицензирования вида деятельности; экспертными комиссиями,
создаваемыми в установленном порядке лицензионными органами,
и т.д.
Вместе с тем открытым остается вопрос о том, как
необходимо рассматривать и принимать квалификационные
документы, имеющие давний срок выдачи при условии, что
субъект в течение данного срока не осуществлял своей
профессиональной деятельности. Сложность вопроса состоит в
том, что при таких условиях есть основания считать
квалификационные требования несоблюденными. В то же время
нет никаких условий, в соответствии с которыми можно было бы
признавать квалификацию утраченной вследствие
неосуществления профессиональной деятельности в течение
длительного времени либо подтверждать ее путем сдачи каких-
либо квалификационных экзаменов.
Указанным правовым актом правительства Москвы
установлено, что лицензия выдается в единственном
экземпляре. Условия получения дубликата при ее утрате
определяются Положением о лицензировании конкретного вида
деятельности. При изменении организационно-правовой формы,
наименования, юридического адреса, банковских или иных
реквизитов лицензиата, не связанных с изменением условий
осуществления данного вида деятельности, лицензиат должен
письменно уведомить орган, выдавший лицензию, в срок,
установленный Положением о лицензировании данного вида
деятельности. Лицензия, не прошедшая переоформление в
установленный срок, недействительна.
Лицензия, как указывалось выше, не подлежит передаче
другому лицу, ее действие не распространяется на других лиц,
осуществляющих деятельность совместно с лицензиатом, в том
числе по договору о сотрудничестве, а также на юридических
лиц, одним из учредителей которых является лицензиат.
Лицензионный орган ведет реестры выдаваемых лицензий,
срок действия которых не закончен, и зарегистрированных в г.
Москве лицензий, выданных органами исполнительной власти
других субъектов Российской Федерации, с учетом объектов, на
которые выданы копии лицензий, а также лицензий, действие
которых аннулировано или приостановлено. Деятельность
лицензионных органов по рассмотрению заявок и выдаче
лицензий осуществляется на платной основе.
Деятельность юридических и физических лиц в
лицензируемой сфере подлежит контролю на предмет
осуществления ее исключительно при наличии специального
разрешения (лицензии), а также на соблюдение условий
лицензирования. Контроль за деятельностью юридических лиц и
граждан, осуществляющих виды деятельности, которые подлежат
лицензированию, на наличие лицензии, а также на соблюдение
лицензионных условий на территории г. Москвы, осуществляют
контрольное управление Московской лицензионной палаты и
контрольные подразделения центров лицензирования,
государственные и территориальные контролирующие органы в
пределах прав, предоставленных им законодательством.
Во исполнение постановления правительства Москвы от
15.08.95 г. No 699 "О совершенствовании системы
лицензирования деятельности на территории города Москвы" в
целях профилактики и предупреждения, а также пресечения
нарушений действующего законодательства РФ и правовых актов
г. Москвы юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими подлежащие лицензированию
виды деятельности без лицензии или с нарушениями
лицензионных условий, распоряжением премьера правительства
Москвы от 2.09.97 г. No 972-РП утвержден Порядок
взаимодействия Московской лицензионной палаты с
контролирующими, надзорными, налоговыми, правоохранительными
органами и другими службами г. Москвы по организации
контроля за указанными юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями. Согласно этому Порядку Московская
лицензионная палата при получении информации от
контролирующих, надзорных, налоговых, правоохранительных
органов, департаментов, управлений и комитетов правительства
Москвы, префектов административных округов, других
источников информации об осуществлении юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями подлежащих лицензированию
видов деятельности без лицензии или с нарушением
лицензионных условий, если в результате этой деятельности
причинен крупный ущерб гражданам, организациям или
государству либо данная деятельность сопряжена с получением
доходов в крупных размерах, проводит комплексную проверку
указанных лиц с участием представителей Управления по
экономическим преступлениям ГУВД г. Москвы или отделов по
экономическим преступлениям окружных (региональных) УВД г.
Москвы, на территории которых осуществляется такая
противоправная деятельность, и Управления Федеральной службы
налоговой полиции РФ по г. Москве.
Контрольные органы в пределах своей компетенции имеют
право:
проводить проверки деятельности лицензиата, выполнения
лицензионных условий, соответствия законодательным и
нормативным актам, регламентирующим подлежащую
лицензированию деятельность;
запрашивать и получать от лицензиатов необходимые
объяснения, справки по вопросам, возникающим при проведении
проверки;
составлять по результатам проверки акты (протоколы) с
указанием конкретных нарушений и сроков их устранения;
выносить предупреждения лицензиату об устранении
выявленных нарушений;
ставить вопрос перед органом лицензирования о
приостановлении действия, лишении или аннулировании выданной
лицензии.
Надзорные и контрольные органы при выявлении нарушений
лицензионных условий сообщают контрольным службам
лицензионных органов, выдавших лицензию, о выявленных
нарушениях и принятых мерах. По материалам проверок
Московская лицензионная палата принимает меры в пределах
предоставленных ей полномочий, вплоть до исков о ликвидации
юридического лица. Московская лицензионная палата при
принятии решения о временном приостановлении действия или
аннулировании лицензии направляет материалы по данному
решению в контролирующие и надзорные органы.
При выявлении случаев осуществления юридическими
лицами и гражданами деятельности, подлежащей лицензированию,
без соответствующей лицензии контрольные органы направляют
материалы в прокуратуру и налоговую инспекцию для принятия
мер в соответствии с действующим законодательством.
Кроме мер административной и гражданско-правовой
ответственности к нарушителям правил лицензирования или
осуществления лицензируемой деятельности без
соответствующего разрешения в случаях, когда данная
деятельность сопряжена с особыми последствиями (например,
причинение ущерба в крупных или особо крупных размерах),
действующим законодательством Российской Федерации
предусмотрена возможность применения мер уголовного
характера, установленных статьей 171 УК РФ ("Незаконное
предпринимательство").
Сфера применения данной статьи довольно широка - это
предпринимательская деятельность в области производства, тор-
говли, оказания услуг и т.д. постольку, поскольку она
осуществляется вне установленного законом порядка. Вместе с
тем необходимо обратить внимание на тот факт, что
деятельность, по сути своей незаконная, не является
предпринимательской и соответственно не подлежит регистрации
и лицензированию, что, таким образом, исключает возможность
привлечения субъектов такой деятельности к ответственности
по статье 171 УК РФ.
Согласно статье 171 УК РФ осуществление
предпринимательской деятельности без регистрации либо без
специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое
разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий
лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб
гражданам, организациям или государству либо сопряжено с
извлечением дохода в крупном размере, - наказывается
штрафом в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты
труда или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период от 3 до 5 месяцев, либо обязательными
работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок
от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
То же деяние: а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;
в) совершенное лицом, ранее судимым за незаконное
предпринимательство или незаконную банковскую деятельность,
- наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи
минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до
одного года либо лишением свободы на срок до 5 лет со
штрафом в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного
за период до одного месяца либо без такового.
При этом согласно примечанию к данной статье доходом в
крупном размере признается такой, сумма которого превышает
200 минимальных размеров оплаты труда, в особо крупном
размере - доход, сумма которого превышает 500 минимальных
размеров оплаты труда.
Вместе с тем действующее законодательство не содержит
никаких указаний о том, в чем может выражаться ущерб от
незаконного предпринимательства и в каких случаях этот ущерб
должен признаваться крупным.
Субъектом преступления является физическое вменяемое
лицо - гражданин России, иностранец, лицо без гражданства,
достигшие 16-летнего возраста.
Осуществление предпринимательской деятельности
предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами
является законным при условии соблюдения порядка
осуществления такой деятельности, а также при наличии
соответствующего разрешения (лицензии) в необходимых
случаях. Соблюдение предпринимателями установленных правил
осуществления деятельности, подлежащей лицензированию,
позволит избежать таких последствий, как ликвидация
организации, уголовная ответственность, а также других
санкций, предусмотренных действующим законодательством, и
исключит возможность вмешательства со стороны государства в
лице его специально уполномоченных на то органов в
предпринимательскую деятельность того или иного
хозяйствующего субъекта.
Е.В. МАЛАШИН, И.А. МУРАЩЕНКОВА
Юридическое управление ГНИ по г. Москве
|