ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
2 февраля 1998 г. N 16-11/107
О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 1997 ГОД
ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ
Государственная налоговая инспекция по г. Москве доводит для
руководства и исполнения основные требования налогового
законодательства Российской Федерации к отчетности иностранных
юридических лиц за 1997 год. Невыполнение настоящих требований к
годовой отчетности, ее недоукомплектованность будут являться
основанием для возврата документов для дальнейшей доработки.
Налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц,
осуществляющих деятельность в РФ, производится на основании Закона
РФ от 27.12.91 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и
инструкции Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 года N 34
"О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".
Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в
Российской Федерации через свое обособленное подразделение любой
организационной формы (филиал, бюро, представительство, отделение
и т.д.) (далее - отделение), не позднее 15 апреля года, следующего
за отчетным, представляют в налоговый орган по месту регистрации
иностранного юридического лица налоговую декларацию по форме
1101FE и письменный отчет о деятельности иностранного юридического
лица на территории Российской Федерации. Если в налоговом органе
зарегистрировано несколько подразделений иностранного юридического
лица, функционально не связанных друг с другом, налоговая
декларация и отчет о деятельности представляются каждым из них.
Обращаем Ваше внимание, что каждая строительная площадка с
момента начала работ рассматривается как образующая отдельное
постоянное представительство. Расчет налоговых обязательств
осуществляется по каждой строительной площадке в отдельности. В
связи с этим налоговая декларация и отчет составляются каждой
строительной площадкой. При этом прикладывается копия акта о
передаче площадки подрядчику. Консолидация отчетности и налоговых
расчетов одного и того же иностранного юридического лица по
нескольким постоянным представительствам (стройплощадкам) не
допускается.
Налоговая декларация и отчет о деятельности представляются
всеми иностранными юридическими лицами, осуществляющими
деятельность на территории РФ, независимо от налогового статуса и
финансовых результатов деятельности в отчетном году. Отсутствие
финансово - хозяйственной деятельности в 1997 году не является
основанием для непредставления налоговой декларации и отчета о
деятельности. Иностранные юридические лица, вставшие на налоговый
учет в ГНИ по г. Москве в связи с открытием счетов в
уполномоченных банках Российской Федерации, также представляют в
налоговый орган годовую отчетность в соответствии с требованиями
законодательства и рекомендациями настоящего письма.
Налоговым органом на основании представленной отчетности
определяется налоговый статус относительно прибыли (доходов)
иностранного юридического лица. Термин "постоянное
представительство" применяется только для определения налогового
статуса иностранного юридического лица.
При прекращении деятельности до окончания календарного года
указанные документы должны быть представлены в течение месяца со
дня ее прекращения.
Государственная налоговая инспекция по г. Москве обращает Ваше
внимание, что при создании совместного представительства
несколькими иностранными фирмами все отчеты, расчеты по всем видам
налогов представляются в налоговый орган каждым иностранным
юридическим лицом в отдельности.
Непредставление в налоговую инспекцию налоговой декларации и
отчета в установленные сроки является основанием для привлечения
иностранных юридических лиц к ответственности в законодательно
установленном порядке.
Налоговая декларация иностранного юридического лица
Примечание. В настоящее время Росналогслужбой разрабатываются
новые методические рекомендации по заполнению
налоговой декларации. До момента официального
выхода рекомендаций для заполнения расчетной части
декларации можно использовать методические
рекомендации, сообщенные письмом ГНС РФ от 11.03.96
N НП-6-06/164.
Письменный отчет о деятельности иностранного юридического лица
на территории РФ должен содержать информацию об организации, ее
финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и
предшествующий ему годы, методе ведения бухгалтерского и
налогового учета.
С целью получения исчерпывающей информации для принятия решения
о налоговом статусе фирмы Государственная налоговая инспекция по
г. Москве рекомендует в годовом отчете отразить следующие позиции.
1. Полное наименование иностранного юридического лица, от имени
которого представляются налоговая декларация и отчет о
деятельности в РФ. В налоговой декларации и отчете о деятельности
обязательно указываются: идентификационный номер
налогоплательщика, дата регистрации в налоговой инспекции,
юридический и фактический адрес в Москве, телефон; Ф.И.О. лица,
ответственного за представление налоговой декларации и финансовой
отчетности.
Справочно: каждому налогоплательщику при постановке на
налоговый учет присваивается идентификационный номер (ИНН),
который в дальнейшем должен проставляться всеми
налогоплательщиками в адресной части ежеквартальных и других
отчетов. ИНН обязательно проставляется также во всех платежно -
расчетных документах, причем указывается ИНН не только
плательщика, а также ИНН получателя платежа. ИНН ГНИ по
г. Москве - 7710044894.
2. Уставная деятельность иностранного юридического лица, от
имени которого заполнена налоговая декларация.
3. Характеристика видов деятельности иностранного юридического
лица на территории РФ через московское отделение с указанием даты
начала деятельности в РФ.
4. При наличии у иностранного юридического лица лицензии на
ведение лицензируемых на территории РФ видов деятельности следует
приложить копию документа.
5. Отчет должен содержать перечень всех расчетных и текущих
счетов в иностранной валюте и валюте Российской Федерации,
открытых в России, с указанием владельца счета и сведений о банке
по следующей форме:
----T-------------------------------T------------T---------------¬
¦N ¦Номер и валюта счета, тип ¦Наименование¦Адрес и телефон¦
¦п/п¦счета, дата открытия счета ¦банка ¦отделения банка¦
L---+-------------------------------+------------+----------------
Счета следует указывать в соответствии с ранее действующим и
новым планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях.
6. Дать описание учетной системы, которое должно включать в
себя информацию о порядке начисления амортизации основных средств
и нематериальных активов, оценке готовой продукции,
производственных запасов и незавершенного производства, принятом
бухгалтерском стандарте, плане счетов и т.п.
Место ведения и хранения бухгалтерских и налоговых регистров по
деятельности, относящейся к Российской Федерации (за границей либо
по месту расположения представительства в РФ).
Отразить в отчете, какие формы налогового учета ведутся в
отделении. Указать, если было получено в течение отчетного года
разрешение ГНИ по г. Москве на ведение налогового учета по
упрощенным формам.
Дать информацию о принятой учетной политике на отчетный и
следующий за отчетным годы.
Справочно: в соответствии с Законом РФ от 21 ноября 1996 года
N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" принятая организацией учетная
политика утверждается приказом или распоряжением лица,
ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно
из года в год. Изменение учетной политики может производиться в
случаях изменения законодательства РФ.
7. Дать сведения о всех внешнеторговых контрактах,
реализованных фирмой на территории России от собственного имени в
отчетном году, с указанием российского контрагента, общей суммы
контракта.
8. Дать сведения о всех контрактах, реализованных в отчетном
году (заключенных как в отчетном, так и в предыдущие годы)
дочерними предприятиями фирмы при посредничестве иностранного
юридического лица, от имени которого заполняется налоговая
декларация:
----T----------------------T-----------T------------------------¬
¦N ¦Российский контрагент,¦Общая сумма¦Сумма вознаграждения, ¦
¦п/п¦N контракта ¦контракта ¦полученная фирмой от ¦
¦ ¦ ¦ ¦дочернего предприятия ¦
L---+----------------------+-----------+-------------------------
9. Дать сведения о всех коммерческих контрактах, реализованных
в отчетном году третьими (сторонними) юридическими лицами при
посредничестве иностранного юридического лица, от имени которого
заполняется налоговая декларация:
----T----------------------T-----------T-------------------------¬
¦N ¦Российский контрагент,¦Общая сумма¦Сумма вознаграждения, ¦
¦п/п¦N контракта ¦контракта ¦фактически полученная ¦
¦ ¦ ¦ ¦фирмой за посредничество ¦
¦ ¦ ¦ ¦(как от российских, ¦
¦ ¦ ¦ ¦так и от иностранных ¦
¦ ¦ ¦ ¦юридических лиц ¦
L---+----------------------+-----------+--------------------------
10. Дать сведения о всех видах доходов, извлеченных на
территории РФ от реализации продукции, выполнения работ и оказания
услуг.
11. Указать сведения о других реализованных иностранным
юридическим лицом посредством деятельности через представительство
контрактах, сделках, не охваченных пп. 7-10 настоящего письма.
В пунктах 7-11 настоящего письма отразить участие московского
отделения в данных контрактах, а именно: поиск контрагентов,
обеспечение условий для проведения переговоров, заключение
контрактов уполномоченными на это лицами, контроль за исполнением
и т.п.
При заполнении доходной части налоговой декларации и отчета о
деятельности иностранного юридического лица на территории
Российской Федерации в обязательном порядке дать ссылку на
сдаваемые в течение 1997 года в налоговый орган уведомления об
источниках доходов иностранного предприятия на территории РФ по
форме 1011FE (1996) к инструкции ГНС РФ N 34 (в редакции письма
ГНС РФ от 29.12.95 N ВЗ-6-06/672 "О новых формах к инструкции ГНС
РФ от 16.06.95 N 34"). При этом следует отразить суммы, заявленные
в уведомлениях (с разбивкой по соответствующим разделам
уведомлений), объяснить причину расхождений этих сумм с фактически
полученными доходами на территории РФ.
12. Оказывались ли услуги третьим (в том числе дочерним)
юридическим лицам на безвозмездной основе. Какова доля затрат
отделения или их абсолютная сумма на эти услуги в общем объеме
затрат в отчетном году.
13. В доходной части декларации подлежат отражению выручка от
реализации продукции (работ, услуг), а также другие доходы
постоянного представительства, например: проценты по счетам
представительства в банках, доходы от сдачи имущества
представительства в аренду, доходы в виде санкций за нарушение
обязательств по договорам.
В случае удержания налога источником выплаты доходов необходимо
представить документ, подтверждающий уплату налога у источника
(оригинал справки из банка или других предприятий, произведших
удержание налога).
14. Иностранные юридические лица, имеющие выручку от реализации
товаров (работ, услуг), представляют реестр выставленных и
оплаченных счетов (в зависимости от метода определения выручки),
из которых сложилась выручка за истекший финансовый год. Настоящий
реестр должен содержать следующие показатели: N счета, дату
выставления счета, наименование контрагента (покупателя) товаров
(работ, услуг), сумму по счету.
15. Иностранные юридические лица, выплачивающие доходы другим
иностранным юридическим лицам (в соответствии с разделом 5
инструкции ГНС РФ от 16.06.95 N 34), представляют информацию о
суммах выплаченных доходов и удержанных налогов по форме согласно
приложению N 8 к указанной инструкции. В расчет включаются суммы
доходов, выплаченных иностранным юридическим лицам за 1997 год.
Впредь, в течение 1998 года, такая информация должна
представляться ежеквартально, в сроки, установленные для
представления квартальной бухгалтерской отчетности.
16. Указать суммы расходов на содержание представительства с
расшифровкой по статьям.
При этом следует иметь в виду, что при ведении иностранным
предприятием предпринимательской деятельности и наличии выручки от
реализации данной деятельности и других доходов состав затрат
определяется в том же порядке, что и для предприятий, являющихся
юридическими лицами по законодательству РФ, и устанавливается
Положением о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным
Правительством РФ от 5 августа 1992 года N 552. В данном случае
показатели раздела 11 налоговой декларации - "Затраты" - отражают
постатейную расшифровку суммы затрат на производство и реализацию
продукции (работ, услуг).
При отсутствии предпринимательского характера деятельности и,
соответственно, выручки от реализации в разделе 11 налоговой
декларации отражаются все затраты, понесенные иностранным
предприятием от деятельности на территории РФ.
17. Строки "J" - "прочие доходы", "К" - "прочие расходы"
раздела 4; "О" - "прочие затраты" раздела 5; "Е" - "инвестиционные
вычеты", "G" - "другие вычитаемые суммы" раздела 6 декларации
подлежат обязательной детальной расшифровке.
Все числовые показатели в налоговой декларации указываются
только в валюте Российской Федерации - рублях.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.09.97
N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением
нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен"
и приказом Министерства финансов РФ от 31.10.97 N 76н "О порядке
пересчета статей бухгалтерского баланса в связи с изменением
нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштабов
цен" годовая бухгалтерская отчетность за 1997 год составляется без
учета изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков
и масштаба цен с 1 января 1998 года.
Расчеты по налогам (налоговые декларации) за 1997 год, а также
необходимые для их составления справки и вспомогательные расчеты
составляются и представляются налогоплательщиками без учета
изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков и
масштаба цен с 1 января 1998 года.
Уплата налогоплательщиками в 1998 году налоговых платежей за
1997 год производится исходя из новой нарицательной стоимости
российских денежных знаков.
18. Предприятия, имеющие льготы в налогообложении в
соответствии с федеральными законами РФ, законами города Москвы,
межправительственными соглашениями об избежании двойного
налогообложения, заявляют данные льготы со ссылкой на
законодательство и представлением документов, необходимых для
подтверждения льгот.
19. Указать суммы начисленных и уплаченных в 1997 году налогов
с указанием периодов отчетного года.
20. Указать, за чей счет содержится представительство. Если в
финансировании участвуют несколько фирм, то указать их названия и
их доли в расходах на содержание представительства.
21. Указать состав иностранных работников московского
представительства, включая специалистов, работающих на объектах в
г. Москве, в соответствии с контрактами фирмы. Указать, в течение
какого периода физическое лицо находится на территории Российской
Федерации в отчетном году (в днях).
22. В специальном разделе отчета следует отразить вопросы,
касающиеся работающих в представительстве российских граждан. По
вопросам, связанным с порядком налогообложения российских граждан,
получающих доходы за работу в представительствах иностранных
юридических лиц и у физических лиц, следует руководствоваться
письмом ГНИ по г. Москве от 04.03.96 N 11-13/3758.
Указать состав российских граждан, работающих в
представительстве, как нанятых с помощью посредников, так и по
прямому контракту, а также работающих на основе гражданско -
правовых договоров.
Как производится выплата заработной платы - через московское
представительство или путем перечисления на личные счета граждан.
Не позднее 1 марта 1998 года в обязательном порядке на каждого
работающего подготовить и представить в ГНИ по г. Москве сведения
о выплаченных гражданам за истекший год суммах доходов и об
удержанных с них суммах налога с указанием адресов постоянного
местожительства этих граждан по форме, приведенной в приложении
N 3 к инструкции ГНС РФ от 29 июня 1995 года N 35 "По применению
Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (в справках
обязательно четко указывается место прописки физического лица с
указанием индекса).
ГНИ по г. Москве предъявляет следующие требования к составу
отчетности за 1997 год. В годовой отчет должны включаться
следующие документы:
1. Налоговая декларация о доходах иностранного юридического
лица, осуществляющего в РФ деятельность через представительство,
за 1997 год.
2. Письменный отчет о деятельности иностранного юридического
лица в РФ через представительство за 1997 год (по предложенной
выше схеме).
3. Расчет налога на имущество (с приложением расчета
среднегодовой стоимости имущества и выписки из баланса головного
офиса о стоимости имущества отделения).
4. Расчет налога на рекламу.
5. Расчетная ведомость по транспортному налогу. При составлении
расчета и уплате транспортного налога следует руководствоваться
письмом Госналогслужбы РФ и МФ РФ от 18.07.96 N ВГ-4-06/53н,
04-06-02 "О порядке исчисления и уплаты транспортного налога
иностранными юридическими лицами".
В соответствии с Указом Президента РФ от 15.11.97 N 1233
"О признании утратившими силу некоторых Указов Президента
Российской Федерации" в связи с отменой Указа Президента РФ от
22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во
взаимоотношениях бюджетов различных уровней" с 15.11.97 отменен
транспортный налог.
Транспортный налог за ноябрь 1997 года начисляется от
50 процентов месячного фонда оплаты труда.
Задолженность по уплате транспортного налога и штрафные санкции
по уплате транспортного налога уплачиваются в общеустановленном
порядке до окончательного погашения.
6. Расчет сбора на нужды образовательных учреждений (для
иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность).
Обращаем Ваше внимание, что объектом налогообложения для
исчисления транспортного налога и сбора на нужды образовательных
учреждений является фонд оплаты труда, начисленный по всем
основаниям, как российского, так и иностранного персонала,
работающего в представительстве.
7. Отчет об итоговых суммах начисленных доходов и удержанных
суммах подоходного налога с налогоплательщиков - физических лиц за
1997 год (по форме приложения N 8 к инструкции ГНС РФ N 35 от
29.06.95).
8. Расчет налога на содержание жилищного фонда и объектов
социально - культурной сферы.
9. Расчет налога на пользователей автомобильных дорог.
Примечание. В соответствии с изменениями и дополнениями N 6 к
инструкции ГНС РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке
исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные
фонды" объект налогообложения налогом на
пользователей автомобильных дорог отражается в
расчете налога за 1997 год с разбивкой по периодам
с 01.01.97 по 03.03.97 включительно и с 04.03.97 по
31.12.97 с применением соответствующих ставок.
10. Расчет налога на приобретение автотранспортных средств.
11. Расчет налога с владельцев транспортных средств.
12. Расчет налога на реализацию горюче - смазочных материалов.
13. По сроку 20.01.96 должен быть представлен расчет по налогу
на добавленную стоимость за IV квартал отчетного года или декабрь
1997 года в зависимости от среднемесячной суммы налога.
14. Расчетная ведомость по страховым взносам в Государственный
фонд занятости РФ за 1997 год.
15. Другие расчеты в зависимости от специфики деятельности и
наличия объекта налогообложения.
В случае отсутствия оснований для заполнения какой-либо из граф
(строк) в бланках отчета (расчета, декларации) в графе (строке)
ставится прочерк(и). Если же отсутствуют основания для заполнения
одного из бланков представляемой налоговой отчетности в целом, на
указанном бланке организацией ставится штамп или делается запись
"Оснований для заполнения нет" и заверяется подписями руководителя
и главного бухгалтера (бухгалтера).
При исчислении и уплате налогов следует руководствоваться
инструкциями Государственной налоговой службы Российской Федерации
с соответствующими изменениями и дополнениями:
- по прибыли - N 34 от 16.06.95;
- по налогу на добавленную стоимость - N 39 от 11.10.95;
- по налогу на имущество - N 38 от 15.09.95;
- по перечислениям в дорожные фонды - инструкция ГНС РФ от
15 мая 1995 года N 30;
- по транспортному налогу - письмо Госналогслужбы РФ и
Министерства финансов РФ от 18.07.96 N ВГ-4-06/53н, 04-06-02
"О порядке исчисления и уплаты транспортного налога иностранными
юридическими лицами".
Инструкции Государственной налоговой инспекции по г. Москве:
- по налогу на рекламу - N 1 от 21.12.92;
- по сбору на нужды образовательных учреждений - N 3 от
31.03.94;
- по налогу на содержание жилищного фонда и объектов
социально - культурной сферы - N 4 от 31.03.94.
ГНИ по г. Москве ставит Вас в известность, что за
несвоевременное представление расчетов по налогам и их уплате в
бюджет иностранные юридические лица несут ответственность в
соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" (ст. 13, пп. б, в) и другими
законодательными актами Российской Федерации.
II. Государственная налоговая инспекция по г. Москве
дополнительно сообщает о необходимости в течение 1998 года
продлить регистрацию в налоговых целях иностранным юридическим
лицам, срок действия свидетельства о регистрации которых окончится
в 1998 году. Рекомендуемые сроки оформления продления
регистрации - за 3 месяца до наступления срока окончания действия
свидетельства. ГНИ по г. Москве в связи с окончанием срока
действия ранее выданного свидетельства у такой категории
иностранных налогоплательщиков прекращает выдачу справок о
деятельности иностранного юридического лица на территории РФ для
представления в банки и другие кредитные учреждения, таможенные
органы и органы миграционной службы. Перечень документов,
представляемых для продления регистрации в налоговых целях,
аналогичен перечню документов, представляемых для первичной
постановки на учет. В связи с этим просьба заблаговременно
приступить к подготовке пакета документов.
По вопросам продления регистрации в налоговых целях обращаться
в ГНИ по г. Москве, комн. 224, по средам с 10.00 до 16.00, перерыв
с 13.00 до 14.00, тел. 206-98-04.
III. В целях обеспечения своевременного выполнения мероприятий,
связанных с адаптацией контрольно - кассовых машин к изменению
масштаба цен, необходимо пройти перерегистрацию находящихся в
эксплуатации ККМ на основании предъявляемых владельцем заявления,
технического паспорта ККМ с отметкой ЦТО об адаптации ККМ к новому
масштабу цен и актов по формам N 26-Д и N 27-Д с прилагаемыми к
ним соответствующими отчетами, распечатанными с контрольно -
кассовой машины, и договора с ЦТО о постановке ККМ на техническое
обслуживание.
ККМ, не адаптированные до 1 июля 1998 года к работе в новом
масштабе цен, снимаются с регистрации.
По данному вопросу следует руководствоваться письмом ГНС РФ от
17.11.97 N ВК-6-16/799 "О мероприятиях по адаптации контрольно -
кассовых машин (ККМ) к новому масштабу цен".
Заместитель
начальника инспекции -
государственный советник
налоговой службы III ранга
М.Ю. Алексеев
------------------------------------------------------------------
|