СНЯТО С КОНТРОЛЯ, КАК ВЫПОЛНЕННОЕ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ
ГОРОДСКОЙ ДУМЫ от 13.11.98 N 98
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 марта 1998 г. N 26
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ
МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОТ 8 ЯНВАРЯ 1998 ГОДА N 9-ФЗ
"О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ
ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
и статьей 45 Устава города Москвы Московская городская Дума
постановляет:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 2
Федерального закона от 8 января 1998 года N 9-ФЗ "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1998 год".
2. Поручить представление указанного проекта федерального
закона на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации председателю комиссии
по экономической политике, депутату Московской городской Думы
Рукиной И.М.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его
принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на председателя комиссии по экономической политике.
Заместитель Председателя
Московской городской Думы
А.Н. Крутов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 25 марта 1998 г. N 26
Вносится Московской
городской Думой
Депутат Рукина И.М.
ПРОЕКТ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 2
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 ЯНВАРЯ 1998 ГОДА
N 9-ФЗ "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
НА 1998 ГОД"
Статья 1. Внести в статью 2 Федерального закона от 8 января
1998 года N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на
1998 год" абзац 2 в следующей редакции:
"Внести в статью 3 Федерального закона от 5 февраля 1997 года
N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в
фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 6,
ст. 710) абзац 3 следующего содержания:
"Предприятия любых форм собственности, осуществляющие
производство, переработку и реализацию своей промышленной,
сельскохозяйственной и иной продукции, а также бытовое
обслуживание населения, на которых инвалиды составляют не менее 50
процентов от общей численности работников, освобождаются от уплаты
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на все
виды оплаты труда инвалидов независимо от источников
финансирования".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Б. Ельцин
Москва, Кремль
"__" _______ 1998 года
N _____________________
Приложение 1
к проекту федерального
закона
ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 2
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 ЯНВАРЯ 1998 ГОДА
N 9-ФЗ "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
НА 1998 ГОД"
Необходимость принятия этого законопроекта обусловлена тем, что
принятый 8 января 1998 года Государственной Думой Федеральный
закон N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на
1998 год" не обеспечивает в должной мере поддержку работы
специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов.
Предметом настоящего законопроекта является внесение дополнения
в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на
1998 год", связанного с освобождением специализированных
предприятий, применяющих труд инвалидов в производственной сфере
(производство и переработка промышленной, сельскохозяйственной и
иной продукции и бытовое обслуживание населения), от уплаты
страховых взносов в Пенсионный фонд.
Целью действующего в настоящее время законодательства в
отношении инвалидов является обеспечение им равных с другими
гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и
других прав и свобод, определенных Федеральным законом от
24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от
1 июля 1996 года N 1011 "О мерах по обеспечению государственной
поддержки инвалидов".
Организации, применяющие труд инвалидов, выполняют важнейшую
задачу по социальной, трудовой и психологической реабилитации этой
категории населения, поскольку их трудовая деятельность приносит
им постоянный доход, обеспечивающий реальную адаптацию к
современным экономическим условиям. Одной из мер государственного
протекционизма в отношении инвалидов является установление
финансовых льгот организациям, содействующим социальной защите
инвалидов.
Однако в настоящее время финансовыми льготами преимущественно
пользуются только общественные организации инвалидов и находящиеся
в собственности этих организаций предприятия и учреждения
(Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих
др.). Такие организации освобождены от уплаты налога на прибыль и
от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального
страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды
обязательного медицинского страхования.
В то же время для предприятий, применяющих труд инвалидов, на
основании Федерального закона от 31 декабря 1995 года N 227-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" имеется налоговая
льгота: при численности работающих инвалидов более 50 процентов от
списочного состава предприятию снижается налог на прибыль на
50 процентов, однако льготы по уплате страховых взносов на них не
распространяются.
Таким образом, предприятия, применяющие труд инвалидов и
выполняющие аналогичные социальные и в особенности
реабилитационные задачи, вносящие значительный вклад в дело
социальной защиты инвалидов, финансово дискриминированы.
Всего в Российской Федерации около 1,8 тыс. специализированных
предприятий, применяющих труд инвалидов, рассчитанных на 230 тыс.
рабочих мест. Инвалиды на них составляют в среднем более
30 процентов работающих, при этом отмечается тенденция к
сокращению как общего числа рабочих мест, так и численности
занятых инвалидов. За последние 2 года доля занятых на этих
предприятиях инвалидов сократилась на 10 процентов.
Для таких предприятий требуются дополнительные затраты,
связанные с созданием и поддержанием специализированных рабочих
мест (для инвалидов - ампутантов, психически неполноценных и др.),
специфический режим работы (неполный рабочий день, дополнительный
отпуск), расходы на транспорт (для надомных рабочих).
По данным Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации, создание и поддержание одного рабочего места для
инвалида обходится в год примерно в 100 млн. рублей, что в
сложившейся экономической обстановке приводит к удорожанию
продукции, понижению ее конкурентоспособности, а в результате - к
разорению и закрытию предприятий.
Помочь выжить таким предприятиям может только государственная
поддержка. Одной из мер, которую уже сейчас можно применить,
является освобождение этих предприятий от уплаты страховых взносов
в Пенсионный фонд, составляющих 28 процентов, что подтверждается
финансово - экономическим обоснованием.
В соответствии с действующим законодательством тариф страхового
взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации для работодателей
составляет 28 процентов по отношению ко всем видам начисленной
оплаты труда.
Всего предприятий, применяющих труд инвалидов, в Российской
Федерации около 1800 (ф. 2Т-Собес), при этом доля предприятий, на
которых численность инвалидов не менее 50 процентов, составляет
примерно 37 процентов от общего их числа (по расчетным данным).
Таким образом, число предприятий в Российской Федерации,
применяющих труд инвалидов, в которых инвалиды составляют не менее
50 процентов от общего числа работающих, около 600.
Сумма всех видов оплаты труда инвалидов и пенсионеров на этих
предприятиях (по расчетным данным) - 32 млрд. рублей в месяц.
Таким образом, сумма непоступлений в Пенсионный фонд составит
9 млрд. рублей в месяц.
Сумма непоступлений в Пенсионный фонд за год (при сохранении
тарифов страховых взносов на уровне, установленном на 1998 год, -
28 процентов) составит 108 млрд. рублей.
В то же время затраты на содержание рабочих мест для работающих
инвалидов на специализированных предприятиях требуют
23 трлн. рублей в год.
Итого 108 млрд. рублей в год составляют менее 0,5 процента
необходимых затрат.
Пенсионный фонд в соответствии с действующим законодательством
и положением о нем должен финансировать проведение различных
социальных программ и, в частности, программ по реабилитации
инвалидов и обеспечению их занятости. Однако, как показывает
практика, средства этого фонда, в том числе и полученные от
взимания страховых взносов с предприятий, применяющих труд
инвалидов, не используются на эти цели.
Невзимание страховых взносов только с предприятий, применяющих
труд инвалидов, с числом работающих инвалидов не менее 50
процентов от общего числа их работников, позволит адресно
направить высвобождаемые средства непосредственно на улучшение
труда инвалидов, модернизацию производства, оборудование
специальных рабочих мест, проведение комплекса реабилитационных
мероприятий.
С учетом вышеизложенного очевидна необходимость принятия
Федерального закона, проект которого и вносится в качестве
законодательной инициативы.
Все расчеты представлены в масштабах цен, установленных до
1 января 1998 года.
Приложение 2
к проекту федерального
закона
СПРАВКА
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩЕГОСЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 2
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 ЯНВАРЯ 1998 ГОДА
N 9-ФЗ "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
НА 1998 ГОД"
В настоящее время в Российской Федерации деятельность
предприятий, применяющих труд инвалидов, регулируется следующими
законодательными актами:
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2. Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года
N 1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки
инвалидов".
3. КЗоТ Российской Федерации.
Приложение 3
к проекту федерального
закона
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТМЕНЫ, ИЗМЕНЕНИЯ,
ДОПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ПОТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 ЯНВАРЯ
1998 ГОДА N 9-ФЗ "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
НА 1998 ГОД"
Принятие Федерального закона "О внесении дополнения в статью 2
Федерального закона от 8 января 1998 года N 9-ФЗ "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1998 год" отмены, изменения или
дополнения иных законодательных и нормативных правовых актов
Российской Федерации не потребует.
Приложение 4
к проекту федерального
закона
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
О РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ, ПРИНЯТИЯ КОТОРЫХ ПОТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 ЯНВАРЯ
1998 ГОДА N 9-ФЗ "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
НА 1998 ГОД"
Принятие Федерального закона "О внесении дополнения в статью 2
Федерального закона от 8 января 1998 года N 9-ФЗ "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1998 год" не потребует принятия иных
федеральных нормативных правовых актов.
Приложение 5
к проекту федерального
закона
СПРАВКА
О ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ
ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 2
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 ЯНВАРЯ 1998 ГОДА
N 9-ФЗ "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
НА 1998 ГОД"
По данным Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации, создание и поддержание одного рабочего места для
инвалида обходится в год примерно в 100 млн. рублей, что в
сложившейся экономической обстановке приводит к удорожанию
продукции, понижению ее конкурентоспособности, а в результате - к
разорению и закрытию предприятий.
Помочь выжить таким предприятиям может только государственная
поддержка. Одной из мер, которую уже сейчас можно применить,
является освобождение этих предприятий от уплаты страховых взносов
в Пенсионный фонд, составляющих 28 процентов, что подтверждается
финансово - экономическим обоснованием.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ ПРОЕКТА
В соответствии с действующим законодательством тариф страхового
взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации для работодателей
составляет 28 процентов по отношению ко всем видам начисленной
оплаты труда.
Всего предприятий, применяющих труд инвалидов, в Российской
Федерации около 1800 (ф. 2Т-Собес), при этом доля предприятий, на
которых численность инвалидов не менее 50 процентов, составляет
примерно 37 процентов от общего их числа (по расчетным данным).
Таким образом, число предприятий, применяющих труд инвалидов,
на которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего
числа работающих, около 600.
Затраты на создание и поддержание одного рабочего места для
инвалида (по данным Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации) составят 100 млн. рублей в год.
Сумма всех видов оплаты труда инвалидов и пенсионеров на этих
предприятиях (по расчетным данным) - 32 млрд. рублей в месяц.
Таким образом, сумма непоступлений в Пенсионный фонд составит
9 млрд. рублей в месяц.
Сумма непоступлений в Пенсионный фонд за год (при сохранении
тарифов страховых взносов на уровне, установленном на 1998 год, -
28 процентов) составит 108 млрд. рублей.
В то же время затраты на содержание рабочих мест для работающих
инвалидов на специализированных предприятиях требуют
23 трлн. рублей в год.
Итого 108 млрд. рублей в год составляют менее 0,5 процента
необходимых затрат.
Пенсионный фонд в соответствии с действующим законодательством
и положением о нем должен финансировать проведение различных
социальных программ и, в частности, программ по реабилитации
инвалидов и обеспечению их занятости. Однако, как показывает
практика, средства этого фонда, в том числе и полученные от
взимания страховых взносов с предприятий, применяющих труд
инвалидов, не используются на эти цели.
Принятие Федерального закона "О внесении дополнения в статью 2
Федерального закона от 8 января 1998 года N 9-ФЗ "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1998 год" (абзац 2), связанного с
невзиманием страховых взносов с предприятий, применяющих труд
инвалидов, с числом работающих инвалидов не менее 50 процентов от
общего числа их работников, не только не потребует дополнительных
средств бюджета Российской Федерации, но и позволит сэкономить
более 22 трлн. рублей из фондов бюджета социальной защиты.
Все расчеты представлены в масштабах цен, установленных до
1 января 1998 года.
|