МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 1998 г. N 48
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕФОРМЫ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
(с изм., согл. постановления Московской городской Думы
от 24.12.2003 N 423)
В целях создания юридической базы для повышения уровня
эксплуатации и сохранности жилищного фонда города, качества
предоставляемых услуг и учитывая реальные финансовые возможности
населения Московская городская Дума постановляет:
1. Утвердить Программу первоочередных мероприятий по развитию
реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы
(приложение).
2. Образовать рабочую группу по дальнейшему совершенствованию
Программы первоочередных мероприятий по развитию реформы
жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
Включить в состав указанной группы депутатов: Антонова И.Е.,
Катаева Д.И., Лобок Г.В., Плотникова В.К., Хованскую Г.П.,
Широкова А.В.
3. Просить Мэра Москвы направить в состав указанной группы
своих представителей.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его
принятия.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 13 мая 1998 г. N 48
ПРОГРАММА
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ
РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ГОРОДА МОСКВЫ
Основные цели реформы
Программа первоочередных мероприятий по развитию реформы
жилищно-коммунального хозяйства города Москвы разработана в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля
1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации" с учетом особенностей многомиллионного
города, а также результатов проведенных в 1991-1997 годах
преобразований, в целях создания юридической базы для
реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
Главным условием реформы является экономическая
сбалансированность проводимых мероприятий с реальными
возможностями городского бюджета и доходами населения. Жилищная
реформа в городе Москве проводится с целью решения следующих
задач:
1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами, а
также создание условий проживания, отвечающих стандартам качества.
2. Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда
при обязательном сохранении или повышении качества предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг за счет внедрения ресурсосберегающих
технологий и реорганизации жизнеобеспечивающих структур.
3. Переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунального
хозяйства к оплате в полном объеме эксплуатационно-ремонтных
расходов и коммунальных услуг населением-потребителем при условии
обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и сохранения
жизненного уровня семей со средним достатком, экономического
стимулирования повышения качества обслуживания и снижения
издержек производства.
4. Сохранение и восстановление жилищного фонда.
1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами
1.1. Начиная с 1998 года внедрить системное исчисление индекса
доступности жилья.
1.2. Продолжить в 1998 году реализацию мероприятий по снижению
стоимости строительства жилья в целях доведения стоимости одного
квадратного метра до размера, равного полутора среднемесячным
зарплатам.
1.3. Для расширения возможности граждан в улучшении жилищных
условий продолжить размещение облигаций Московского
государственного жилищного займа, поддерживая объем его реализации
по себестоимости строительства жилья на уровне спроса населения в
течение всего срока обращения облигаций (десять лет).
1.4. В соответствии с действующим порядком предоставлять
гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные
субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств
городского бюджета.
1.5. Для обеспечения доступности приобретения жилой площади в
городе Москве гражданами с уровнем дохода на члена семьи,
превышающим прожиточный минимум, разработать и внедрить в
1998 году механизм целевых накопительных вкладов и привлечения
денежных средств коммерческих банков в виде ипотечного
кредитования населения под приемлемые проценты и на длительный
срок.
1.6. С целью перераспределения имеющегося жилищного фонда и
получения дополнительной площади на нужды города разработать
порядок и экономические стимулы для обмена квартир большей площади
на меньшую с согласия граждан.
1.7. Для активного вовлечения средств жителей, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, продолжить формирование целевых
накопительных жилищных вкладов и предоставление кредитов.
2. Определение стандарта (норматива) условий проживания
2.1. Разработать стандарт (норматив) условий проживания для
дифференциации ставок оплаты жилья и услуг.
2.2. Не реже одного раза в пять лет представлять на
рассмотрение Московской городской Думе предложения по пересмотру
действующих в городе Москве стандартов и нормативов по
эксплуатации жилищного фонда.
2.3. За счет средств городского бюджета провести паспортизацию
жилищного и нежилого фондов города, обеспечив доступность данной
информации для населения Москвы.
3. Разработка Программы капитального ремонта
жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства
3.1. Правительству Москвы в течение 1998 года разработать
Программу капитального ремонта жилищного фонда и объектов
коммунального хозяйства.
3.2. Законодательно определить понятия капитального и других
видов ремонта. Ввести понятие задолженности города Москвы по
финансированию капитального ремонта. Зафиксировать обязательства
города Москвы по погашению этой задолженности.
3.3. Считать первоочередной задачей доведение объемов
капитального ремонта, реконструкции жилья и объектов коммунального
хозяйства до уровня, обеспечивающего сокращение доли жилья и
объектов коммунального хозяйства, нуждающихся в капитальном
ремонте.
3.4. В планах социально-экономического развития и застройки
районов устанавливать очередность капитального ремонта
(реконструкции, замены) объектов жилищно-коммунального хозяйства
с учетом прогнозов развития районов и имеющихся средств.
3.5. Положение о конкурсах и о порядке приемки работ
представить на утверждение Московской городской Думе.
4. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства
4.1. Обеспечить начиная с 1998 года формирование городского и
муниципального заказов на обслуживание, ремонт и развитие объектов
жилищно-коммунального назначения на конкурсной основе.
4.2. Проводить демонополизацию жилищно-коммунального
хозяйства в соответствии с постановлениями Московской городской
Думы от 20 сентября 1995 года N 61 "Об утверждении и введении в
действие Программы приватизации государственной и муниципальной
собственности в Москве", от 19 марта 1997 года N 20 "О Перечне
предприятий и организаций федеральной и городской собственности,
подлежащих приватизации в 1997 году" и постановлением
Правительства Москвы от 17 января 1995 года N 34 "О мерах по
совершенствованию управления городским хозяйством в процессе
приватизации".
4.3. Начиная с 1998 года приступить к поэтапной приватизации
предприятий, выполняющих работы по ремонту и эксплуатации
жилищного фонда.
4.4. Расширить практику отбора подрядчиков для выполнения работ
по содержанию и ремонту жилищного фонда и его оборудования на
конкурсной основе независимо от хозяйственно-правового статуса
подрядчика при наличии у него лицензии на соответствующий вид
работ. Довести долю жилищного фонда, обслуживаемого предприятиями,
отобранными на конкурсной основе, в 1998 году до 60 процентов, в
1999 году - 100 процентов.
4.5. В положениях о конкурсах предусматривать участие в
конкурсных комиссиях и в приемке работ представителей районных
Собраний, территориальных комитетов общественного самоуправления,
правлений жилищно-строительных кооперативов и товариществ
собственников жилья.
4.6. Положения о конкурсах представить на утверждение
Московской городской Думе.
4.7. Разработать законодательную инициативу о передаче
жилищного фонда в доверительное управление организациям (различных
форм собственности) и непосредственным собственникам -
товариществам собственников жилья.
Начиная с 1998 года обеспечить постепенный переход на
конкурсный отбор частных компаний для управления жилищным фондом с
тем, чтобы в 1998 году на этих условиях работало не менее одной
ДЕЗ в каждом административном округе. Ввести лицензирование
данного вида деятельности. Дальнейшее развитие этой системы
определить на основании проведенного эксперимента.
4.8. Обеспечить в результате реформы собственности в жилищном
хозяйстве формирование двух уровней конкурентных отношений:
- конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение
заказа от собственника на управление жилищным фондом;
- конкуренция подрядных организаций за получение заказа на
обслуживание жилья.
5. Развитие договорных отношений между субъектами
собственности и субъектами хозяйствования
5.1. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие
создание товариществ собственников жилья посредством
предоставления налоговых льгот, организации обучения. Осуществлять
финансирование работ по содержанию и ремонту жилищного фонда
товариществ собственников жилья на равных условиях с жилищным
фондом, находящимся в собственности города. В первоочередном
порядке устанавливать в домах жилищных и жилищно-строительных
кооперативов, товариществ собственников жилья централизованные
системы контроля теплоэнергетических ресурсов, диагностики
работоспособности инженерных систем жилых домов.
5.2. Завершить в 1998 году разделение функций заказчика и
подрядчика на работах по эксплуатации жилищного фонда, а именно -
передать в ДЕЗ расчеты за жилищные и коммунальные услуги с
населением и расположенными в жилищном фонде организациями.
5.3. В 1998 году заключить договоры на оказание жилищных
(эксплуатационных) и коммунальных услуг между собственниками,
владельцами, арендаторами, нанимателями жилых помещений и
управляющими жилищным фондом организациями и в дальнейшем
проводить эту работу постоянно.
5.4. Обеспечить в 1998 году и последующие годы обязательное
заключение договоров между службами заказчика и эксплуатационными
подрядными организациями с указанием конкретного перечня и объемов
подлежащих выполнению работ, санкций за невыполнение или
ненадлежащее их выполнение.
5.5. Обеспечить заключение договоров с управляющими компаниями,
победившими в конкурсах на управление жилищным фондом, с указанием
конкретного перечня и объемов подлежащих выполнению работ, с
указанием их ответственности за ненадлежащее выполнение.
6. Регулирование деятельности локальных и естественных
монополий
6.1. Начиная с 1998 года управление ценообразованием
предприятий естественных монополий осуществлять через процедуры
утверждения цен и тарифов с использованием системы нормативов
затрат материальных, энергетических, финансовых и трудовых
ресурсов. Разработанные ранее на основе усреднения статистических
показателей нормативы пересмотреть с учетом оценки влияния новых
условий хозяйствования, сокращения нерациональных затрат (в
частности, исключения затрат, не связанных с процессом
производства и реализации профильных услуг).
6.2. В первой половине 1998 года уточнить, с привлечением
независимой экспертизы, нормативы тепло-, водо- и газоснабжения
для населения и дать оценку научно-технической и экономической
обоснованности объемов поставляемых ресурсов.
6.3. Перейти на прямые расчеты за услуги теплоснабжения между
ресурсоснабжающими предприятиями и населением:
1998 год - территория, обслуживаемая одной ДЕЗ в каждом округе;
1999 год - 20% территории в каждом административном округе;
2000 год - 50% территории в каждом административном округе;
2001 год - 70% территории в каждом административном округе;
2002 год - 100% жилищного фонда, находящегося в собственности
города или являющегося частной собственностью.
6.4. Региональной энергетической комиссии и Межведомственной
комиссии по ценовой и тарифной политике:
- организовать проведение аудиторской проверки предприятий
естественных монополистов, обеспечивающих поставку коммунальных
услуг (АО "Мосэнерго", МГП "Мосводоканал", МГП "Мосгортепло", ГП
"Мосгаз", АО "Московская городская телефонная сеть"), в дальнейшем
проводить такие проверки ежегодно;
- при установлении цен и тарифов на энергоресурсы, воду и
услуги АО "Московская городская телефонная сеть" обеспечить
обоснованность производственных затрат организаций-поставщиков и
ежеквартально производить регулирование расходов, исходя из
нормативных затрат;
- с 1998 года установить две категории потребителей по уровню
тарифов: население, промышленность и приравненные к ней
потребители с отменой льготных цен и тарифов;
- не принимать решений о предоставлении отдельным категориям
потребителей льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без
указания источников их финансирования.
6.5. Региональной энергетической комиссии:
- в 1998 году ввести дифференцированные тарифы на
электроэнергию исходя из нормы расхода энергии на одного человека
или абонента;
- подготовить и направить до 1 июля 1998 года владельцам и
нанимателям квартир, имеющих двухтарифные электросчетчики, проекты
договоров, позволяющих оплачивать потребляемую энергию по дневному
и ночному тарифу;
- в 1998 году подготовить предложения по изменению структуры
тарифов на тепловую энергию, предусмотрев выделение из тарифа
затрат на содержание и ремонт тепловых пунктов и внутриквартальных
сетей.
6.6. Установку приборов учета в жилых домах и в тепловых
пунктах финансировать за счет средств владельцев этих объектов.
6.7. Постоянно проводить работы по внедрению ресурсосберегающих
технологий. В 1998 году разработать и утвердить:
- программу модернизации центральных тепловых пунктов с целью
сбережения расхода воды, тепловой и электрической энергии и
обеспечения учета их расхода;
- программу создания эталонных микрорайонов с внедрением
ресурсосберегающих мероприятий и одновременной установкой приборов
учета расхода и потребления ресурсов;
- программу по реорганизации жизнеобеспечивающих отраслей
городского хозяйства;
- программу централизованной системы учета и контроля расхода
теплоэнергетических ресурсов и диагностики работоспособности
инженерных систем жилищного фонда.
Подготовить и утвердить в Московской городской Думе:
- закон о ресурсосбережении в городе Москве;
- порядок экономического стимулирования ресурсосбережения и
механизм кредитования ресурсосберегающих мероприятий.
6.8. Создавать условия для развития компаний по установке в
домах систем учета расхода теплоэнергетических ресурсов. На первом
этапе обеспечить государственную поддержку через льготные кредиты,
займы, выделения бюджетных средств на осуществление целевой
программы установки централизованных систем учета и контроля
теплоэнергетических ресурсов в жилищном фонде.
6.9. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы начиная с 1998 года организовать мониторинг ставок,
расценок и тарифов в жилищно-коммунальной сфере и энергетике.
Устанавливать и доводить до населения Москвы через средства
массовой информации предельные ставки, расценки и тарифы для
естественных монополий в жилищно-коммунальной сфере и для
организаций, выполняющих работы с использованием бюджетного
финансирования, а также на услуги АО "Московская городская
телефонная сеть".
6.10. Возложить постоянный контроль за содержанием, ремонтом и
сохранностью жилищного фонда на городском уровне на
Государственную жилищную инспекцию, на ведомственном - на отделы в
отраслевых департаментах, комитетах, управлениях, на местном - на
местные органы самоуправления, главу районной Управы.
6.11. В состав Региональной энергетической комиссии и
Межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике ввести
представителей Московской городской Думы, общества потребителей,
организаций промышленников и предпринимателей.
6.12. Департаменту науки и промышленной политики в течение
1998 года провести конкурс научно-технических разработок на
производство и внедрение новых технологий, позволяющих
осуществлять локальное обслуживание относительно небольших групп
потребителей (например, обеспечение проживающих в группе
многоквартирных домов теплом, электроэнергией и др.).
7. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги
7.1. Обеспечить самоокупаемость жилищного хозяйства посредством
повышения населению платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Повышать долю платежей населения в покрытии издержек на
содержание и ремонт жилищного фонда, по предоставлению
коммунальных услуг пропорционально росту доходов
среднеобеспеченных слоев населения.
Прогнозируемые темпы роста доли платежей населения в процентах
к нормативным затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и
поставку коммунальных услуг:
1998 год - 22% 2003 год - 59%
1999 год - 27% 2004 год - 72%
2000 год - 32% 2005 год - 83%
2001 год - 39% 2006 год - 95%
2002 год - 48% 2007 год - 100%
7.2. Ввести в 1998 году взимание повышенной платы (до размеров,
обеспечивающих компенсацию затрат) за жилищные услуги и отопление
с граждан, имеющих площадь жилых помещений, превышающую социальные
нормы, исходя из размеров "излишков" в расчете на одного человека
с учетом установленных законодательными актами прав граждан на
дополнительную площадь и защиты интересов семей, состоящих из
инвалидов и пенсионеров.
7.3. Утвердить в 1998 году общие принципы расчетов с
гражданами, являющимися собственниками жилья и пользователями
жилых помещений в общежитиях, четко определив порядок
финансирования расходов на содержание и ремонт жилищного фонда в
зависимости от вида жилья.
7.4. Добиться полного учета собственников, имеющих более одной
отдельной квартиры на семью, с целью осуществления ими полной
оплаты издержек на содержание жилья и коммунальные услуги.
7.5. Начиная с 1998 года производить дальнейшую дифференциацию
ставок оплаты жилищных и коммунальных услуг, предусмотрев целевую
оплату расходов на содержание лифтов, электроплит, систем
дымоудаления с целью первоочередного доведения платежей за данные
услуги до их фактической стоимости.
7.6. Ввести в 1998 году страхование жилищного фонда, включая
дома жилищных и жилищно-строительных кооперативов, исходя из
положений о системе страхования в городе Москве жилых помещений.
7.7. Подготовить к 1 октября 1998 года предложения об
упорядочении системы предоставления гражданам льгот по оплате
жилищно-коммунальных услуг.
7.8. При планировании ассигнований на капитальный ремонт и
содержание жилищного фонда учитывать нормативные сроки ремонта,
структуру и состояние жилищного фонда, численность жителей.
7.9. Разработать механизм возмещения расходов на содержание
жилищного фонда жилищных и жилищно-строительных кооперативов,
домов товариществ собственников жилья.
7.10. Бюджетные дотации на оплату жилищно-коммунальных услуг
перечислять с учетом имеющихся у граждан льгот на счета жилищных и
жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников
жилья (в случае заключения соответствующих договоров).
8. Организация социальной защиты населения
8.1. Изменить в 1998 году порядок предоставления гражданам
(семьям) субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг,
установив, что семья (гражданин), имеющая совокупный доход в
расчете на каждого человека, не превышающий установленный
прожиточный минимум, не должна расходовать на оплату жилья и
коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и
нормативов потребления коммунальных услуг свыше 0,5 (половины)
установленного федеральным законом минимального размера оплаты
труда в расчете на каждого человека.
При этом величину субсидий определять по двум основаниям: от
совокупного дохода на одного человека, не превышающего прожиточный
минимум, и как разницу между принятыми на данный период размерами
оплаты жилищно-коммунальных услуг по социальной норме площади
жилья и нормативам потребления коммунальных услуг с учетом
действующих льгот и предельно допустимыми собственными расходами
граждан на оплату жилищных и коммунальных услуг с учетом
совокупного дохода семьи, принимая максимальное значение субсидии.
8.2. Исключен. - Постановление Московской городской Думы от
24.12.2003 N 423.
8.3. Департаменту экономической политики и развития города
Москвы начиная с 1998 года:
- проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения
города, оценку платежеспособности граждан, предприятий и
организаций;
- анализировать влияние тарифов на коммунальные услуги на
финансовое состояние предприятий города.
9. Совершенствование нормативно-правовой базы
в жилищно-коммунальном хозяйстве
9.1. Правительству Москвы в плановом порядке осуществить работу
по разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы в
жилищно-коммунальной сфере:
9.1.1. Не реже одного раза в год вносить в Московскую городскую
Думу предложения об изменениях и дополнениях настоящей Программы.
9.1.2. Сформировать условия для привлечения дополнительных
источников финансирования расходов на содержание, ремонт и
реконструкцию жилищного фонда путем эффективного использования
собственности (жилых и нежилых помещений, придомовой территории):
- разработать нормативы предоставления служебных нежилых
помещений для производственных и иных хозяйственных целей для
предприятий и организаций, занятых на работах в жилищном фонде,
независимо от их организационно-правового статуса;
- предоставить право руководителям районных Управ предоставлять
предприятиям жилищно-коммунального хозяйства независимо от их
правового статуса служебные нежилые помещения для производственных
и иных хозяйственных целей на время действия договора на
выполнение работ по управлению или обслуживанию жилищного фонда на
условиях оплаты ими эксплуатационных и коммунальных услуг без
взимания арендной платы и без права выкупа.
10. Муниципализация ведомственного жилищного фонда
Разработать и предложить Правительству Российской Федерации
соглашение, предусматривающее, что в случае невыполнения
ведомствами - владельцами жилья нормативов по эксплуатации и
ремонту жилищного фонда данный жилищный фонд с встроенными
нежилыми помещениями в установленном законом порядке отчуждается в
собственность города Москвы с соответствующими компенсациями
городу Москве (недвижимостью или ценными бумагами) необходимых
расходов на приведение в порядок данного жилищного фонда.
11. Расширение земельных прав товариществ собственников жилья,
жилищных и жилищно-строительных кооперативов
По представлению товариществ собственников жилья, жилищных и
жилищно-строительных кооперативов оформлять их права на
долгосрочную аренду придомовых и дворовых территорий, закрепленных
за ними при строительстве, предоставлять им фиксированную часть
арендной платы, взимаемой с расположенных на этой территории
гаражей, а также право взимать плату за стоянки автомашин.
При этом бремя доказательств непринадлежности территории к
конкретному жилому дому возложить на органы власти.
|