МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 мая 1998 г. N 49
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ
МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ПО ВНЕСЕНИЮ ДОПОЛНЕНИЯ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА N 2116-1
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
И ОРГАНИЗАЦИЙ"
В целях ликвидации монополии на предоставление жилищно -
коммунальных услуг и улучшение их качества на период проведения
жилищно - коммунальной реформы и в соответствии со статьей 104
Конституции Российской Федерации и статьей 45 Устава города
Москвы Московская городская Дума постановляет:
1. Внести на рассмотрение в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона "О внесении дополнения в Закон
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" (в редакции Законов Российской
Федерации от 16 июля 1992 года N 3317-1, от 22 декабря 1992 года
N 4178-1, от 27 августа 1993 года N 5672-1; Федеральных законов от
27 октября 1994 года N 29-ФЗ, от 11 ноября 1994 года N 37-ФЗ, от
3 декабря 1994 года N 54-ФЗ, от 25 апреля 1995 года N 64-ФЗ, от
23 июня 1995 года N 94-ФЗ, от 26 июня 1995 года N 95-ФЗ, от
30 ноября 1995 года N 188-ФЗ, от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ,
от 31 декабря 1995 года N 227-ФЗ, от 14 декабря 1996 года
N 151-ФЗ, от 10 января 1997 года N 13-ФЗ, от 28 июня 1997 года
N 92-ФЗ) (приложение).
2. Поручить представление указанного проекта федерального
закона на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации депутату Московской
городской Думы Лобок Г.В.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его
принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.
Заместитель Председателя
Московской городской Думы
А.Н. Крутов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 27 мая 1998 г. N 49
ПРОЕКТ
Вносится Московской
городской Думой
Депутат Лобок Г.В.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА N 2116-1
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
И ОРГАНИЗАЦИЙ"
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря
1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
(в редакции Законов Российской Федерации от 16 июля 1992 года
N 3317-1, от 22 декабря 1992 года N 4178-1, от 27 августа
1993 года N 5672-1; Федеральных законов от 27 октября 1994 года
N 29-ФЗ, от 11 ноября 1994 года N 37-ФЗ, от 3 декабря 1994 года
N 54-ФЗ, от 25 апреля 1995 года N 64-ФЗ, от 23 июня 1995 года
N 94-ФЗ, от 26 июня 1995 года N 95-ФЗ, от 30 ноября 1995 года
N 188-ФЗ, от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ, от 31 декабря
1995 года N 227-ФЗ, от 14 декабря 1996 года N 151-ФЗ, от 10 января
1997 года N 13-ФЗ, от 28 июня 1997 года N 92-ФЗ) следующее
дополнение:
Пункт а) части 1 статьи 6 дополнить четвертым абзацем
следующего содержания:
"предприятиями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда
вне зависимости от их организационно - правовой формы, на
финансирование развития основных фондов, включающее в себя
приобретение авто-, тракторной техники и средств малой
механизации, а также на погашение кредитов банков, полученных и
использованных на эти цели, включая проценты по кредитам".
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Б.Н. Ельцин
Москва, Кремль
"__" _______ 1998 года
N ____
Приложение 1
к проекту федерального закона
"О внесении дополнения в Закон
Российской Федерации от
27 декабря 1991 года N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий
и организаций"
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТМЕНЫ, ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ
КОТОРЫХ ПОТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЕ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА N 2116-1 "О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
Предлагаемый законопроект имеет целью внесение изменений в
статью 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года
N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
(в редакции Законов Российской Федерации от 16 июля 1992 года
N 3317-1, от 22 декабря 1992 года N 4178-1, от 27 августа
1993 года N 5672-1; Федеральных законов от 27 октября 1994 года
N 29-ФЗ, от 11 ноября 1994 года N 37-ФЗ, от 3 декабря 1994 года
N 54-ФЗ, от 25 апреля 1995 года N 64-ФЗ, от 23 июня 1995 года
N 94-ФЗ, от 26 июня 1995 года N 95-ФЗ, от 30 ноября 1995 года
N 188-ФЗ, от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ, от 31 декабря
1995 года N 227-ФЗ, от 14 декабря 1996 года N 151-ФЗ, от 10 января
1997 года N 13-ФЗ, от 28 июня 1997 года N 92-ФЗ).
Иных изменений действующего законодательства данный
законопроект не предполагает.
Приложение 2
к проекту федерального закона
"О внесении дополнения в Закон
Российской Федерации от
27 декабря 1991 года N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий
и организаций"
СПРАВКА
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
КАСАЮЩЕГОСЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА N 2116-1 "О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
В настоящее время в Российской Федерации данный вопрос
регулируется следующими законодательными актами:
1. Жилищный кодекс РСФСР (в редакции от 28 марта 1998 года).
2. Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1
"Об основах федеральной жилищной политики (в редакции от 21 апреля
1997 года).
3. Закон РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации
жилищного фонда в РСФСР" (в редакции от 28 марта 1998 года).
4. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции
Законов Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 3317-1, от
22 декабря 1992 года N 4178-1, от 27 августа 1993 года N 5672-1;
Федеральных законов от 27 октября 1994 года N 29-ФЗ, от 11 ноября
1994 года N 37-ФЗ, от 3 декабря 1994 года N 54-ФЗ, от 25 апреля
1995 года N 64-ФЗ, от 23 июня 1995 года N 94-ФЗ, от 26 июня
1995 года N 95-ФЗ, от 30 ноября 1995 года N 188-ФЗ, от 27 декабря
1995 года N 211-ФЗ, от 31 декабря 1995 года N 227-ФЗ, от
14 декабря 1996 года N 151-ФЗ, от 10 января 1997 года N 13-ФЗ, от
28 июня 1997 года N 92-ФЗ).
5. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года
N 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской
Федерации" (в редакции от 27 мая 1997 года).
6. Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года
N 431 "О новом этапе реализации государственной целевой программы
"Жилище".
7. Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года
N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по
эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных
фондов".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня
1993 года N 595 "О государственной целевой программе "Жилище"
(в редакции от 19 июня 1994 года).
Приложение 3
к проекту федерального закона
"О внесении дополнения в Закон
Российской Федерации от
27 декабря 1991 года N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий
и организаций"
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ПРИНЯТИЯ КОТОРЫХ ПОТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЕ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА N 2116-1 "О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
В связи с тем, что предлагаемый законопроект изменений
действующего законодательства не предполагает, разработки других
нормативных правовых актов не потребуется.
Приложение 4
к проекту федерального закона
"О внесении дополнения в Закон
Российской Федерации от
27 декабря 1991 года N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий
и организаций"
СПРАВКА
О ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ ПРИНЯТИЯ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА N 2116-1
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1
"Об основах федеральной жилищной политики" определены основные
принципы реализации конституционного права граждан России на
жилище, правовые основы регулирования жилищных отношений при
становлении различных форм собственности в жилищной сфере и
принципы новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
Как показывает опыт, медленнее всего радикальные преобразования
в сфере жилищно - коммунального хозяйства (ЖКХ) происходят на
низовом уровне - базисном уровне возникновения правоотношений.
Изданные федеральные законы и нормативные акты носят
рекомендательный характер и должны быть конкретизированы органами
местной власти с учетом национальных, климатических условий и
финансовых возможностей территорий.
В 1993-1995 годах выявились первые противоречия, возникшие
после введения элементов рыночных отношений в жилищно -
коммунальном хозяйстве, обусловленные наличием значительной
социальной составляющей в этой сфере экономики. Проблемы защиты
малоимущих категорий граждан в условиях снижения реальных доходов
населения явились основным тормозом реформ. Вследствие этого
Федеральным законом от 12 января 1996 года N 9-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах
федеральной жилищной политики" были изменены сроки поэтапного
перехода к оплате жилья и коммунальных услуг в размере,
обеспечивающем возмещение издержек на их предоставление,
с 5 до 10 лет.
С другой стороны, социальная защита населения может быть
опосредованно обеспечена через снижение издержек производства
жилищно - коммунальных услуг. И если в стоимости услуг
коммунальных предприятий высок удельный вес стоимости ресурсов,
цены на которые устанавливаются на федеральном уровне или уровне
субъектов Российской Федерации, то стоимость жилищных услуг в
гораздо большей степени формируется конъюнктурой рынка. Рынок
жилищно - коммунальных услуг в стране развит чрезвычайно слабо
из-за отсутствия реальной заинтересованности предпринимателей во
вложении денег в сферу хозяйства, не дающую прибыли. Этим
объясняются преимущественно монопольное положение государственных
предприятий жилищно - коммунального хозяйства, формальный подход к
формированию службы заказчика, вялые и непоследовательные
преобразования договорных отношений, а в результате - огромные
дотации из бюджета на покрытие убытков жилищно - коммунальной
сферы.
Реформирование жилищно - коммунального хозяйства должно
проходить комплексно, то есть при снижении издержек, главным
образом за счет необоснованно включаемых в себестоимость затрат
предприятий жилищно - коммунального хозяйства, не должно
ухудшаться качество услуг. По оценкам специалистов Госстроя в
России из-за недостаточного финансирования, ветшания жилищного
фонда, физического износа основных средств отрасли организации
жилищно - коммунального хозяйства работают не в эксплуатационном,
а в аварийно - восстановительном режиме. Эксперты предсказывают
возникновение "инфраструктурного кризиса", последствием которого
могут быть необратимые процессы разрушения объектов жилищно -
коммунального хозяйства. В то же время в организациях,
производящих жилищно - коммунальные услуги, - традиционно низкая
энерго- и материально - техническая обеспеченность, большой
процент ручного труда, недостаток высококачественного инструмента,
что приводит к высоким издержкам производства. Безусловно,
конкуренция, переход на договорные отношения могут решить многие
из этих вопросов, но на это необходимы как время, так и деньги,
которых в бюджете нет.
В пункте 3.3 Программы первоочередных мероприятий по развитию
реформы жилищно - коммунального хозяйства города Москвы
предусмотрена приватизация предприятий, выполняющих работы по
ремонту и эксплуатации жилищного фонда, в свете дальнейшей
демонополизации жилищно - коммунального хозяйства. Для того чтобы
приватизируемые предприятия поставить в ряд способных обеспечить
установленные жилищные стандарты, максимально снизить неудобства
для населения, связанные с реорганизацией, и заинтересовать их в
эффективном и прибыльном хозяйствовании, они должны иметь
современные основные фонды и достаточные оборотные средства. На
практике только около 4 процентов производственных предприятий
успешно справляются с поставленными задачами, имея старые основные
фонды. Учитывая то, что жилищно - коммунальные услуги оказываются
непрерывно, у предприятий и организаций не будет времени для
наращивания мощностей и накопления средств на развитие основных
фондов, поэтому в интересах органов местного самоуправления помочь
выжить таким предприятиям.
Приложение 5
к проекту федерального закона
"О внесении дополнения в Закон
Российской Федерации от
27 декабря 1991 года N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий
и организаций"
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА N 2116-1
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
Стоимость услуг, работ и продукции, произведенных и
предоставленных предприятиями сферы ЖКХ в 1996 году, составила
283,7 трлн. рублей, в том числе:
- населению - на сумму 170,4 трлн. рублей, из которых
гражданами были оплачены 37,6 трлн. рублей, компенсации из
бюджетов всех уровней на покрытие разницы в тарифах,
предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг
составили 49,3 трлн. рублей, недофинансирование работ (услуг) ЖКХ
составило около 84,0 трлн. рублей;
- другим потребителям - на сумму 113,3 трлн. рублей, из них
промпредприятиям - на сумму около 64,0 трлн. рублей, организациям
социальной сферы - 49,3 трлн. рублей.
Вследствие сложившегося экономического положения многие
потребители услуг жилищно - коммунального хозяйства оказались
неплатежеспособными. И если с промышленными предприятиями вопросы
неплатежей удается решить с помощью механизмов вексельных
расчетов, взаимозачетов, то организации социальной сферы не могут
рассчитаться за использованные ресурсы, причем специфика
функционирования предприятий жилищно - коммунального хозяйства не
позволяет приостановить процесс поставки потребителям услуг и
работ. Таким образом, жилищно - коммунальный комплекс России за
счет "проедания" оборотных средств и основных фондов продолжает
кредитовать производство своих услуг населению и организациям
бюджетной сферы, так как ассигнования на покрытие эксплуатационных
затрат предприятий и платежи потребителей составляют чуть больше
40 процентов реальных расходов.
Дебиторская и кредиторская задолженности на 1 января 1997 года
составили соответственно 25,8 трлн. рублей и 50,8 трлн. рублей.
Одной из причин превышения кредиторской задолженности над
дебиторской является задолженность бюджетов по компенсации затрат
предприятиям по оказанию жилищно - коммунальных услуг населению и
дополнительных расходов по передаче в муниципальную собственность
непрофинансированных объектов коммунального назначения и
ведомственного жилищного фонда.
Вследствие недостаточности средств бюджетов различных уровней
для финансирования фактических расходов жилищно - коммунального
хозяйства страдает либо качество предоставляемых услуг, либо
объемы их предоставления, что равносильно неисполнению
установленных нормативов и стандартов условий проживания и
обслуживания потребителей.
Следует также уяснить, что в экономической практике отсутствует
широко используемое нами понятие "лучшее качество (большие объемы)
с меньшими затратами". Затраты на любое мероприятие должны быть
оптимальными. Думается, что приравнивание предприятий и
организаций жилищно - коммунального хозяйства к предприятиям
отраслей материального производства (каковыми они, собственно, и
являются при более внимательном рассмотрении), хотя бы в части
использования прибыли на развитие основных фондов, явится теми
разумными оптимальными "затратами" государственной власти, которые
позволят привлечь в отрасль новые силы и средства. Учитывая то,
что жилищно - коммунальное хозяйство традиционно являлось
планово - убыточной отраслью, а проводимые преобразования
находятся на начальной стадии, и предприятия пока не
заинтересованы в осмысленном получении прибыли, потери бюджета от
непоступления налога на прибыль предприятий ЖКХ совершенно
несопоставимы с расходами бюджета на дотирование отрасли.
Таким образом, принятие дополнения к Закону Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий и организаций", связанного с приравниванием
предприятий отрасли ЖКХ к отраслям материального производства для
применения льготы при исчислении налога на прибыль в части
средств, направляемых на финансирование капитальных вложений
производственного назначения, не потребует дополнительных средств
из бюджетов различных уровней, но позволит снизить объем
финансовых вложений в развитие отрасли, одновременно пробудив
интерес к развитию предприятий негосударственных форм
собственности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА
N 2116-1 "О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
В настоящее время в Российской Федерации активно проводится в
жизнь реформа жилищно - коммунального хозяйства. На федеральном и
региональном уровнях принимаются соответствующие законодательные
акты. Одним из важных направлений в проведении реформы является
организация и поддержка альтернативных дирекциям единого
заказчика, жилищно - эксплуатационным конторам форм управления
жилищным фондом, создание конкурентной среды при его эксплуатации,
а также поэтапная приватизация государственных предприятий,
выполняющих работы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда.
Целью такой демонополизации жилищно - коммунального хозяйства
является снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного
фонда при повышении качества предоставляемых коммунальных услуг,
что позволит постепенно перейти от бюджетного дотирования
жилищно - коммунальной сферы к оплате в полном объеме
эксплуатационно - ремонтных расходов и коммунальных услуг
населением и другими потребителями.
Сейчас государственные предприятия, работающие в сфере
жилищно - коммунального хозяйства, не получая достаточного
финансирования, не имеют необходимой материально - технической
базы, и приватизация может привести их к разорению и закрытию.
Помочь выжить этим предприятиям может только государственная
поддержка. Одной из мер, которую уже сейчас можно применить,
является введение льгот при исчислении налога на прибыль.
Предметом настоящего законопроекта является внесение дополнения
в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий и организаций", связанного с
применением льготы при исчислении налога на прибыль для
предприятий жилищно - коммунального хозяйства различных форм
собственности (коды по ОКОНХ, начинающиеся с цифры 9) в части
средств, направляемых на финансирование капитальных вложений
производственного назначения, как предприятий сферы материального
производства (коды по ОКОНХ 1-8). Введение данной нормы явится
хорошим стимулом для привлечения инвестиций в сферу
жилищно - коммунального хозяйства и обеспечит развитие основных
фондов приватизируемых предприятий, что приведет к снижению
расходов на эксплуатацию и повышению качества жилищно -
коммунальных услуг.
Все вышеприведенные аргументы подтверждают объективную
необходимость принятия Государственной Думой Федерального закона
"О внесении дополнения в Закон Российской Федерации от 27 декабря
1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и
организаций".
|